Виды экологических нормативов - VISTAGRUP.RU

Виды экологических нормативов

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование — представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать не причинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды.

Основной целью экологического нормирования является

Основная цель нормирования заключается в установлении допустимых пределов воздействия на биосферу, которые гарантируют не только экологическую безопасность и сохранность генофонда, но также адекватное использование и эффективное восполнение природных компонентов в условиях непрерывно развивающейся хозяйственной деятельности.

Нормы и лимиты

Утвержденная Федеральным законом «Об охране окружающей среды», отечественная система экологического нормирования содержит в себе следующие акты и нормативы:

  • качества окружающей среды;
  • допустимых пределов отрицательных воздействий;
  • лимитов на изъятие природных элементов из биосферы;
  • санитарно-защитных зон.

Для анализа состояния биосферы были установлены нормативы качества, согласованные:

  • с химическими и физическими индексами состояния живых систем, предельно допустимым скоплением химических и радиоактивных веществ, а также с уровнями радиоактивности и тепла;
  • с биологическими индексами состояния различных живых систем, а также с предельно допустимыми концентрациями микроорганизмов.

По сути, нормативы допустимых пределов отрицательных воздействий на биосферу представляют собой вынужденный компромисс между экологией и экономикой, обусловленный необходимостью дальнейшего развития производственно-хозяйственной деятельности и сохранности генофонда.

В число ключевых образующих российской системы допустимого отрицательного воздействия входят нормативы:

  • предельных величин допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;
  • формирования производственных и потребительских отходов и лимитов на их размещение;
  • величин допустимых физических воздействий (уровень шума, вибрации, излучений);
  • допустимых изъятий природных элементов;
  • допустимых нагрузок на биосферу, вызванных деятельностью человека;
  • прочее.

Отдел экологического нормирования нашей компании осуществляет разработку природоохранной документации для объектов на всей территории РФ! А наличие высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт в области охраны окружающей среды и экологии позволяют выполнять работы любого уровня сложности.

Наши преимущества:

Оптимальное соотношение цены, качества и срока

Разработка «под ключ» мы знаем, как сделать проект, который устроил бы и вас и надзорные органы

Гарантия согласования проекта. Все наши проекты прошли получили положительные заключения

Согласования в государственных органах с первого раза

Гибкая система оплаты: мы готовы предложить поэтапную оплату

Вы гарантированно сможете получить консультацию о ходе выполнения работ от специалистов

Правовой базис

Защита источников питьевого водоснабжения, включая водоемы, курортные, лечебно-оздоровительные и прочие территории обеспечивается нормативами санитарно-защитных зон, установленными соответствующими законодательными документами.

Российское законодательство часто обращается к системе нормативов изъятия природных компонентов. Учитывающая региональную экологическую обстановку, возможность самовосстановления природных ресурсов и малейшие экологические дисбалансы, она обеспечивает максимальные экономические выгоды от использования природных компонентов.

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование призвано оптимизировать взаимодействия человека с природой. Разработка нормативов проводится на основе последних научно-технических достижений и в соответствии с международными стандартами в сфере природоохранной деятельности.

Понятие экологического нормирования

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

В вышеуказанном законе «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При этом важно учесть природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

2. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Законодатель выделяет:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности относительно нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере охраны окружающей среды.

4. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение также устанавливаются для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

6. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника подобного воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также учитывая влияния других источников физических воздействий.

7. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

8. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах определенных территорий и акваторий.

9. Иные нормативы в сфере охраны окружающей среды, которые могут устанавливаться в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды.

Стандартизация в сфере природоохранной деятельности

Стандартизация, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, является правовым средством по охране природной среды, которое объединяет стандарты и иные нормативные документы с целью установления общего предмета регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Процесс стандартизации играет важную роль и регламентируется специальными нормативными актами, поэтому на уровне экологического законодательства могут приниматься правовые документы, не имеющие юридических характеристик стандартов, однако, устанавливающие:

  • порядок организации природоохранной деятельности и управления с сохранением прав на разработку экологических требований за органами охраны окружающей среды;
  • ограничения хозяйственной и иную деятельность для пресечения любых форм негативного воздействия на окружающую среду.
Читайте также  Установка видеоглазка на входную дверь

Разграничение стандартов на практике означает уточнение компетенции специально уполномоченного органа в сфере окружающей среды по принятию подзаконных нормативных правовых актов в области нормирования.

Экологическая сертификация

Статья 31 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. гласит, что основной целью проведения сертификации является обеспечение экологической безопасности осуществляемой хозяйственной и прочей деятельности на территории России. Перед экологической сертификацией стоят следующие задачи:

  • предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и предупреждение экологического и экогенного вреда;
  • внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производство безопасной для окружающей среды продукции на протяжении ее жизненного цикла, повышение качества и конкурентоспособности;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст. 21 данного закона гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Уполномоченный орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Широкое развитие добровольная экологическая сертификация получила при возведении объектов Олимпиады в г. Сочи. Согласно международным требованиям объекты Олимпиады должны соответствовать международным «зеленым» стандартам. Сейчас используются зарубежные стандарты BREEAM и LEED, но ведется работа по разработке национальных систем экологической сертификации объектов капитального строительства. Например, в 2009 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Распространение получает экологическая сертификация «умных домов», построенных с применением энергоэффективных материалов и технологий. Система добровольной экологической сертификации зданий и сооружений разработана Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В 2012 г. зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».

В настоящее время законодательство направлено на совершенствование разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и ориентируется на дифференциацию обязательных экологических требований в зависимости от степени экологической опасности объекта хозяйственной деятельности, а также на искоренение элементов разрешительной системы, которые являются административными барьерами.

Виды экологических нормативов

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет

Имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»

Реферат

На тему:

Экологическое нормирование, Виды экологических нормативов.

Студент гр. 2831

Ф.И .О. Гаязов А. Н.

Научный руководитель: Байбакова Е.В.

Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов

Экологическое нормирование представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды.

Целью нормирования является установление предельно допустимых масштабов воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Российскую систему экологических нормативов составляют установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими актами:

– нормативы качества окружающей среды;

– нормативы предельно допустимых вредных воздействий на ее состояние;

– нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;

– нормативы санитарных и защитных зон.

В числе нормативов качества окружающей среды предусмотрены:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видами и группами растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей среды – компромисс между экономикой и экологией, вынужденный, но позволяющий и развивать хозяйство, и охранять здоровье человека.

Систему нормативов допустимого воздействия образуют:

– нормативы предельно допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных, иных физических воздействий);

– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Данный список нормативов не является исчерпывающим.

В российском законодательстве система нормативов использования (изъятия) природных ресурсов часто применима и устанавливается с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самостоятельного восстановления природных ресурсов или возрождения его человеком в целях предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия, а также обеспечения максимальных экономических выгод от использования природного ресурса.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются законодательством для охраны источников питьевого водоснабжения, водоемов, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий.

Виды экологических нормативов

Выделяют две группы экологических нормативов (нормативов в области охраны окружающей среды):

– нормативы качества окружающей среды;

– нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Нормативами качества окружающей среды являются нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. К ним относятся:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

– иные нормативы качества окружающей среды.

Необходимо отметить, что при установлении этих нормативов учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природноантропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. Целью установления этих нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц – природопользователей, и к ним относятся:

– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

Читайте также  СНИП торговые здания и сооружения

– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

– нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.

За превышение установленных этих нормативов субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545

Отдельную группу нормативов в области охраны окружающей среды составляют вспомогательные нормы и правила, как правило, находящие отражение в стандартах и иных нормативных документах. Их основная цель – обеспечение единства в терминологии, в деятельности организационных структур единства измерений экологически значимых показателей) и т.д. В соответствии со ст. 29 Закона «Об охране окружающей среды», государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды. Наконец, согласно ст. 28 Закона «Об охране окружающей среды», в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

Какие существуют Экологические нормативы в РФ?

Для того чтобы хозяйственная деятельность людей окончательно не погубила природу, на законодательном уровне были установлены специальные экологические нормативы. Так называют максимально возможное негативное воздействие человека на окружающую среду (ОС). Строгое соблюдение этих норм обязательно для всех, без исключения, предприятий и организаций, наносящих вред природе и здоровью людей. В этой статье мы разберем основные нормативы такие как – нормативы отходов, нормативы выбросов, нормативы сбросов.

Конституция РФ устанавливает право каждого гражданина находиться в благоприятной для него окружающей среде. В целях обеспечения этого права и была разработана система экологических нормативов. Благодаря соблюдению норм, предусмотренных в ней, можно обеспечить сохранность здоровья человека, определить механизмы воздействия на окружающую среду и спрогнозировать состояние природы в будущем.

Виды нормативов

Все экологические нормативы можно разделить на две группы. В первую входят них те, что относятся к системе контроля качества окружающей среды:

  • санитарно-гигиенические. Это предельно допустимые концентрации химических веществ и максимально возможные уровни воздействия как физического, так и радиационного;
  • нормы по сбросам и выбросам, биологические загрязнения, требования к вибрациям и шуму, а также правила строительства;
  • вспомогательные – включают в себя терминологию, организационные и правовые нормы.
  • нормативы использования природных ресурсов. Их соблюдение позволяет предотвратить истощение запасов и соблюсти равновесие в природной среде.
  • экологические стандарты. Это формы документов, где прописаны экологические требования.
  • санитарные правила, регламентирующие организацию санитарно-защитных и водоохранных зон, а также зоны охраны источников водоснабжения.

Нормативы отходов

До 2019 года крупные промышленные предприятия должны были разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПООЛР). Его необходимо было согласовывать в контролирующих инстанциях. Субъекты малого и среднего предпринимательства также вели отчетность по обращению отходов, но к ней были другие требования.

Современное законодательство требует от всех предприятий 1 и 2 категории, независимо от их размера и формы собственности, разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР). По сути, это тот же ПООЛР, только теперь его не нужно утверждать отдельно.

Все нормативы хранятся на предприятии, а отчетность по отходам сдается в процессе получения комплексного экологического разрешения (КЭР) или заполнения Декларации о воздействии на ОС.

Объекты 3-й категории не обязаны разрабатывать НООРЛ. Отчетность по отходам вносится в таблицы отчетов по программе экологического контроля (ПЭК). То есть, уполномоченный представитель предприятия просто заполняет соответствующую таблицу в общей документации (ПЭК или Декларации).

Объекты, отнесенные к 4-й категории, предоставляют отчетность по форме 2-ТП отходы. На таких предприятиях должен вестись учет образуемых и вывозимых отходов.

За нарушение в сфере обращения с отходами строго наказывают. Ранее такие нарушения попадали под действие ст.8.2 КоАП. Независимо от количества недочетов, выявленных проверяющими, штраф выписывался один. Минимальный его размер для юрлиц составлял 100 тыс. рублей. Но сейчас статья 8.2 разделена на отдельные части, каждая из которых касается конкретного нарушения.

Таким образом, предприятию может быть выписано несколько штрафов. Например, за нарушение лимитов, отсутствие паспортов или журналов учета. Но самым распространенным нарушением является несанкционированный сброс отходов, и это также предусмотрено отдельной частью статьи 8.2 КоАП.

Нормативы выбросов

Современное законодательство устанавливает новый подход к вопросу загрязнения воздуха. Нормы выбросов делят на несколько групп:

  • предельно допустимые. Они устанавливаются на законодательном уровне, и при их определении учитывается фоновый уровень загрязнений в конкретном регионе;
  • технические нормативы учитывают мощность источника выброса. Эти нормативы представляют собой основу для установки предельно допустимых и временно согласованных выбросов. При запуске новых или прошедших реконструкцию источников необходимо следить за тем, чтобы показатели выбросов не были выше технических нормативов;
  • предельно допустимые – устанавливают в отношении физических воздействий на воздух.

Чтобы учитывать реальные возможности предприятия, как технические, так и экономические, необходимо использовать все виды нормативов. Этот подход позволит к тому же учесть особенности социального и экономического развития каждого района при формировании требований к выбросам загрязняющих веществ.

Разработку нормативов выбросов проводится предприятиями, но отчетность по ним подается в рамках оформления КЭР или заполнения Декларации.

Принцип расчета, подачи отчетности и утверждения разрешительной документации аналогичен порядку, описанному в разделе «Нормативы отходов». То есть:

  1. Если объекту присваивается 1 или 2 кат., то организации потребуется нормировать свои отходы. Ранее такой документ назывался проект предельно допустимых выбросов (ПДВ), а сейчас – нормативы допустимых выбросов (НДВ), и входит в состав КЭР или Декларации.
  2. Объекты 3-й кат. подают информацию в составе ПЭК (таблица).

Отнесенные к 4-й категории объекты сдают форму 2-ТП воздух.

Нормативы сбросов

Под нормативом сбросов понимают концентрацию вредных веществ, которые допустимы к поступлению в окружающую среду от источников сбросов. Они необходимы для обеспечения хорошего качества воды в водоеме, куда осуществляется такой сброс.

Нормы сбросов рассчитываются для каждой отдельно взятой точки сброса с учетом характеристики водоема, фоновых концентраций и целей водопользования. Все это позволяет сохранить качество и состав воды в водоеме в состоянии, которое было сформировано под воздействием натуральных факторов.

Документ, в рамках которого устанавливаются нормы по сбросам, называется нормативы допустимых сбросов (НДС). Так же как и другие нормативы негативного воздействия на ОС, нормативы по сбросам утверждаются в составе единой экологической разрешительной документации, которую ведет предприятие (КЭР, Декларация или ПЭК).

Организациям, которые планируют осуществлять сброс стоков в водоемы, обязательно нужно подготовить расчеты нормативов и согласовать их в уполномоченных органах. Это позволит получить:

  • право использовать конкретный водоем для собственных нужд;
  • возможность обустроить собственную точку слива загрязненных стоков;
  • обоснованную сумму выплат за негативное воздействие на ОС.

Несмотря на то, что отдельно нормативы по сбросам утверждать и согласовывать не нужно, все же без них нельзя будет получить ряд других важных разрешительных документов.

Читайте также  Периодичность очистки вентиляционных систем

Расчет нормативов

Необходимость осуществлять расчет экологических нормативов возложена на объекты 1и 2 категории. Хоть проекты по допустимым сбросам, выбросам и образованию отходов не нуждаются в согласовании, все же они подаются вместе с заявкой на получение КЭР или при сдаче Декларации. Таким образом, организация обосновывает данные, указанные в поданных документах.

Расчеты нормативов всех видов могут вестись как специалистами предприятия, так и сторонними организациями. Данные расчеты должны быть подтверждены исследованиями, проведенными сотрудниками аккредитованных лабораторий.

Непосредственные расчеты ведутся с учетом требований различных нормативных документов, приказов и методичек. Наиболее актуальные нормативы рассчитываются исходя из следующих методических рекомендаций:

  1. Допустимые нормативы выбросов рассчитываются по требованиям, утвержденным еще Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 г. рекомендациям. Применяются и методики расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработанные НИИ «Атмосфера» в 2012 г.
  2. Методика разработки допустимых сбросов была утверждена Минприроды в 2007 году, но позже в нее вносились поправки. В данном документе подробно расписано, по каким формулам проводятся расчеты и какие факторы необходимо учитывать при выполнении расчетов.
  3. Указания по проведению расчетов норм образования отходов были перечислены в методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минприроды № 349/2 от 05.08.2014. Данные рекомендации предлагают пять разных способов расчета нормативов. Расчеты можно выполнять исходя из материально-сырьевого баланса или с использованием удельных отраслевых нормативов. Нормы образования отходов также можно определить исходя из фактических объемов – такой метод называют статистическим. Если же отходы предприятия не подходят под известные категории, то необходимо применять расчетно-аналитический или экспериментальный метод.

Чтобы провести расчеты всех экологических нормативов, необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, а также провести большую подготовительную работу. Она включает в себя сбор информации о фоновых концентрациях, особенностях данной местности, запрос данных из различных реестров, проведение исследований и обработка полученных результатов.

Нормирование и виды нормативов в области охраны окружающей среды

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды.

Цель экологического нормирования заключается в установлении научно обоснованных пределов таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Одним из основных является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», глава V которого — «Нормирование в области охраны окружающей среды — определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.
Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:

  • Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13);
  • Водном кодексе РФ (ст. 35);
  • Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30);
  • Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст.ст. 11, 12);
  • Лесном кодексе РФ (ст. 87);
  • Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17);
  • Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 47);
  • Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18);
  • Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.

Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.

Система экологических нормативов включает:

1. нормативы качества окружающей среды;

2. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

3. нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней (ПДУ) радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;
  • образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками — предприятиями, транспортными средствами и т.п.

В законодательстве определены юридические критерии (те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов), с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей средыустанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21). Соответственно, нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.
Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.
Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет полномочие органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне (ст. 6). Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды. Субъект Российской Федерации может управлять охраной окружающей среды на своей территории посредством более жесткого, чем на федеральном уровне, нормирования качества окружающей среды. Это полномочие полезно осуществлять избирательно, применительно к наиболее экологически вредным загрязняющим веществам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: