Требования промышленной безопасности к АЗС - VISTAGRUP.RU

Требования промышленной безопасности к АЗС

Правила противопожарного режима РФ 2021 г.
АЗС

Настоящие правила действуют с 01.01.2020 года до 31.12.2026 года

• Доступ к документации открыт в любое время дня и ночи, без выходных и праздников • Большой ассортимент актуальных документов • Постоянно обновляемые разделы в соответствии с изменениями законодательства по пожарной безопасности • немедленная доставка электронных документов – это основные причины, по которым обращаются именно к нам.

Документация в соответствии с законодательством — на каждый объект организации или ИП

Документы и инструкции по пожарной безопасности 2021 г. Организаций и индивидуальных предпринимателей

  • Главная
  • Инструкции и документы ПБ 2021
  • План проверок ЮЛ и ИП 2021
  • Проверочные листы МЧС
  • Приказы ПБ 2021
  • Действия при пожаре
  • Программы инструктажей
  • Знаки безопасности
  • Планы эвакуации
  • Правила ППР РФ действующие с 01.01.2021
  • Наши контакты
  • Журналы
  • Акты
  • Отправить документы ПБ 2021

При разработке документации для своего объекта , всегда учитывайте последние изменения в Правилах противопожарного режима в 2021 году

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2020 г. № 1479

Правила противопожарного режима в Российской Федерации

XVII. Автозаправочные станции

373. Руководитель организации обеспечивает в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.).

374. Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов, должно соответствовать технико-эксплуатационной документации на применяемую технологическую систему и конструкторской документации.

375. Степень заполнения резервуаров топливом не должна превышать 95 процентов их внутреннего геометрического объема.

376. Ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20 процентов нижнего концентрационного предела распространения пламени и при непрерывном контроле газовой среды.

377. После окончания обесшламливания шлам необходимо немедленно удалить с территории автозаправочных станций.

378. Запрещается перекрытие трубопровода деаэрации резервуара для осуществления рециркуляции паров топлива при сливоналивных операциях.

379. Наполнение резервуаров топливом следует проводить только закрытым способом.

380. Выход паров топлива в окружающее пространство должен быть исключен помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан автоцистерны с топливом.

381. Одновременное наполнение резервуара для хранения топлива из автоцистерны и заправка транспортных средств топливом из резервуаров автозаправочной станции допускается только на автозаправочных станциях с обособленным проездом для автоцистерны, оборудованной донным клапаном. На других автозаправочных станциях при наполнении резервуаров для хранения топлива присутствие людей, не входящих в число персонала (за исключением водителя автоцистерны), при нахождении на территории автоцистерны не допускается.

382. Процесс наполнения резервуара топливом из автоцистерны должен контролироваться работниками автозаправочной станции (дистанционно для автоматических автозаправочных станций) и водителем автоцистерны.

383. Операции по наполнению резервуаров автозаправочной станции топливом из автоцистерны, не оборудованной донным клапаном, проводятся в следующей последовательности:

а) установка у заправочной площадки для автоцистерны с топливом и приведение в готовность 2 передвижных огнетушителей требуемого объема;

б) перекрытие лотка отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, с заправочной площадки для автоцистерны с топливом и открытие трубопровода отвода проливов топлива в аварийный резервуар, предусмотренный проектной документацией;

в) установка автоцистерны с топливом на предусмотренную для нее площадку, заземление автоцистерны и затем наполнение резервуаров автозаправочной станции. При наличии инвентарного проводника системы заземления автозаправочной станции заземляющий проводник вначале присоединяют к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Не допускается присоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям автоцистерны.

384. При заправке транспортных средств топливом соблюдаются следующие требования:

а) мототехника подается к топливораздаточным колонкам с заглушёнными двигателями, пуск и остановка которых производится на расстоянии не менее 15 метров от топливозаправочных колонок, а автомобили, автобусы и автотракторная техника — своим ходом;

б) пролитые нефтепродукты засыпают песком или удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собираются в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывозятся с территории автозаправочной станции;

в) расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения).

385. На автозаправочной станции запрещается:

а) заправка транспортных средств с работающими двигателями;

б) проезд транспортных средств над подземными резервуарами, если это не предусмотрено технико-эксплуатационной документацией;

в) заполнение резервуаров топливом и заправка транспортных средств во время грозы и в случае проявления атмосферных разрядов;

г) работать в одежде и обуви, загрязненных топливом, использовать тару (емкости, канистры и др.) для заправки топливом, в процессе наполнения которой может возникнуть искра;

д) заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры (за исключением легковых автомобилей);

е) заправка транспортных средств с опасными грузами (взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы, ядовитые и радиоактивные вещества и др.), за исключением специально предусмотренных для этого топливозаправочных пунктов;

ж) въезд тракторов, не оборудованных искрогасителями, за исключением случаев применения системы нейтрализации отработавших газов, на территорию автозаправочной станции во время осуществления операции по приему, хранению или выдаче бензина.

386. Технологические системы передвижных автозаправочных станций следует устанавливать на площадках, расположенных и оборудованных в соответствии с требованиями пожарной безопасности, предъявляемыми к стационарным автозаправочным станциям.

Запрещается использование в качестве передвижной автозаправочной станции автотопливозаправщиков и другой техники, не предназначенной для этих целей.

387. Запрещается использовать на территории автозаправочной станции устройства с применением открытого пламени, а также теплогенерирующие агрегаты, аппараты и устройства с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия.

388. Для автозаправочной станции, на которой проектом допускается использовать автоцистерны, не оборудованные донным клапаном, следует предусматривать не менее 2 передвижных огнетушителей требуемого объема.

389. Автозаправочные станции оснащаются первичными средствами пожаротушения.

Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2×1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках.

Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации).

Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.

390. При возникновении пожароопасных ситуаций на автозаправочной станции необходимо отключить электропитание технологической системы (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты), приостановить эксплуатацию объекта защиты, освободить его территорию от посетителей и транспортных средств и приступить к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации.

При возникновении пожара на автозаправочной станции необходимо немедленно вызвать подразделение пожарной охраны, привести в действие системы противопожарной защиты объекта и приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

На автоматических (безоператорных) автозаправочных станциях указанные действия осуществляются в соответствии с проектной документацией автоматически или дистанционно.

391. При утечке бензина на заправочном островке или на площадке для автоцистерны включение двигателей транспортных средств не допускается.

СП АЗС: требования пожарной безопасности. Как соблюсти?

Автомобильные заправочные станции давно перестали быть тем местом, где только наполняют бак бензином и отправляются в путь. Теперь почти на любой заправке можно перекусить в кафе, купить необходимые мелочи, помыть машину и подкачать колеса.

С расширением функционала повысился и риск возгорания. Согласитесь, уследить за несколькими локациями труднее, чем за одной. Стоит ли говорить, чем опасна непотушенная сигарета или брошенный автозаправочный шланг?

Сделайте пребывание людей на вашей заправке максимально безопасным, а себя уберегите от штрафов за несоблюдение ПБ. Казалось бы, мелочь в глазах хозяина, может представлять собой серьезную проблему по мнению инспектора МЧС.

Какие нормы пожарной безопасности на АЗС действуют сегодня и как им соответствовать — отвечают сотрудники «ПожСистемСтрой».

Нормативные документы

Первое, что должно быть на АЗС — не вкусные хот-доги и чистые туалеты, а внушительный список бумаг. Зачем он нужен? Вся эта документация пригодится при проверках МЧС, для оперативного уточнения и получения информации и, конечно, для контроля пожарной безопасности на АЗС. Что входит в список:

  • регистрационные документы владельца;
  • лицензия или заверенная копия на деятельность АЗС;
  • паспорт заправки с технологической и электрической схемами, планами молниезащиты и заземления;
  • правила технической эксплуатации АЗС;
  • паспорта на резервуары;
  • документы на топливные и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК);
  • план эвакуации;
  • инструкции по охране труда, пожарной безопасности и действиях при ЧС, использованию очистных сооружений;
  • документы на систему вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т. д.;
  • должностные инструкции работников АЗС;
  • журнал учета поступления нефтепродуктов и ремонта оборудования;
  • протоколы прошлых проверок;
  • книга жалоб и предложений;
  • прайс на услуги и товары;
  • сертификаты качества на реализуемую продукцию;
  • приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность на АЗС;
  • регистрационный номер от налоговой для кассового аппарата.
Читайте также  Площадь остекления в газовой котельной СНИП

Кроме того, владелец может сделать опись ценного имущества и предоставить результаты пожарного аудита — неофициальной проверки, которая помогает выявить и исправить недочеты до того, как их найдут инспекторы МЧС и выпишут штраф.

Основные требования пожарной безопасности

Согласно приказу МЧС России от 05.05.2014 № 221, утвержден свод правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», действующий с 1 июля 2014 г.

В нем содержатся нормативы по облицовке и планировке зданий, средствам пожаротушения, расположению эвакуационных выходов, а также действиям персонала при ЧС. Разберемся подробнее с главными требованиями.

Противопожарные преграды

Автомобильные заправочные станции должны быть спроектированы согласно требованиям пожарной безопасности, с учетом расположения топливных колонок, автомобилей, хозяйственных строений и прочего. Территорию АЗС необходимо обозначить дорожными знаками, обеспечить свободный подъезд ко всем топливораздаточным колонкам. И не забыть про ровное твердое покрытие.

Немаловажное требование — противопожарные преграды. При строительстве АЗС нужно учесть безопасные расстояния от резервуаров с топливом до ближайших объектов, которые могут загореться. Подробные нормативы приведены в таблице:

Наименование объекта Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами, м Противопожарные расстояния автозаправочных станций надземными резервуарами, м
с общей вместимостью более 20 м куб. с общей вместимостью не более 20 м куб.
Производственные, складские и административно-бытовые здания и строения промышленных организаций 15 25 25
Лесные массивы:
хвойных и смешанных пород 25 40 30
лиственных пород 10 15 12
Жилые и общественные здания 25 50 40
Места массового пребывания людей 25 50 50
Индивидуальные гаражи и открытые стоянки 18 30 20
Торговые киоски 20 25 25
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):
I, II и III категорий 12 20 15
IV и V категорий 9 12 9
Маршруты электрифицированного городского транспорта до контактной сети 15 20 20
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) 25 30 30
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС 15 30 25
Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности 100
Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа 20 40 30

Кроме расстояний, важно выдержать и другие нормативы к противопожарным преградам. Например, между АЗС и лесным массивом должна пролегать асфальтированная полоса, либо вспаханная земля шириной не менее 5 м.

Строения на территории заправки должны быть одноэтажными и относиться к 1,2 или 3 степеням огнестойкости класса С0 и С1. Однако допустимо и двухэтажное здание, но при условии, что оно относится к 1 или 2 степени класса С0, а его площадь не превышает 150 кв. метров. При этом в строении нельзя размещать склад горючих и легковоспламеняющихся веществ.

Средства и системы пожаротушения

Любая АЗС должна быть оснащена ручными и передвижными воздушно-пенными огнетушителями. Если на заправке используются АЦ без донного клапана — нужно обеспечить станцию передвижными воздушно-пенными огнетушителями вместимостью не менее 100 л.

Выбрать и рассчитать количество средств тушения поможет общий метраж помещения, покрывающая способность баллона и класс пожара горючих веществ, используемых в здании.

Следовательно, расчет средств пожаротушения примерно такой.

Для АЗС, обслуживающей легковые автомобили до 4 ТРК:

  • 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л или массой огнетушащего вещества (далее – ОТВ) 9 кг);
  • 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 л или массой ОТВ 4 кг).

Для АЗС от 4 до 8 ТРК:

  • 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью по 10 л или массой ОТВ по 9 кг);
  • 2 порошковых огнетушителя (вместимостью по 5 л или массой ОТВ по 4 кг).

Огнетушитель должен находиться неподалеку от заправочной колонки, можно разместить один огнетушитель на две соседние колонки. Расстояние между ними не должно быть более 6 м.

АЗС для заправки грузовых машин, общественного транспорта и крупногабаритной техники:

  • 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый);
  • ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном на заправочные островки для легковых автомобилей.

На каждую заправочную площадку для АЦ требуется:

  • 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью 50 л каждый).

Места размещения огнетушителей должны обозначаться соответствующими знаками и отображаться на плане здания.

Эвакуационные выходы, действия персонала

Эвакуационные пути должны быть разработаны и размещены согласно СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». На протяжении всего маршрута необходимо установить светодиодные указатели, а выход должен обозначаться специальным знаком.

Недопустимо:

  • ставить на аварийной двери замок, закрывающийся на ключ, заваливать проход какими-либо предметами, осуществлять перепланировку здания без согласования МЧС;
  • иметь в здании только один вход;
  • заваривать пожарные люки, держать лестницы без ступеней;
  • устраивать склад горючих веществ в подвале.

Подробнее о требованиях к планированию эвакуационных путей читайте в отдельной статье.

Все сотрудники должны проходить инструктаж и учения, как действовать при пожаре, каждые полгода. Для фиксации этих событий необходимо завести специальный журнал инструктажей, в который заносится отчет о проведении с датой и подписями всех участников.

Что запрещается, кто несет ответственность и какую

Чтобы не возникло возгорание, на АЗС нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. Не заправлять машины с включенным двигателем.
  2. Не проезжать над подземными резервуарами, если об этом не прописано в ТУ и ТЭД на применяемую технологическую систему.
  3. Не заправлять транспорт во время грозы или при проявлении атмосферных разрядов.
  4. Не работать в промасленной одежде.
  5. Не заправлять транспорт с опасными грузами классов 1–9 (взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы).
  6. Запретить въезд техники без искрогасителей.
  7. Не производить на территории ремонт, не связанный с оборудованием АЗС или с ее строениями.

Для контроля исполнения всех правил и отслеживания рабочего состояния средств пожаротушения, включая вентиляцию, системы оповещения и прочее, назначается ответственное лицо. Оно принимает проверяющие органы, предоставляет всю требуемую документацию, а в случае пожара — отвечает первым после руководителя компании.

В зависимости от выявленных нарушений, инспектор может сделать предупреждение, выписать штраф, приостановить деятельность организации на 90 дней. В случае же пожара с жертвами возможно уголовное преследование.

Кто проводит проверки и кто может с этим помочь

Согласно плану, проверка организаций осуществляется раз в несколько лет. Однако можно оградить себя от штрафов, пригласив для пожарного аудита частную аккредитованную организацию, которая, как и инспектор, выявит все мелочи и нарушения и поможет их устранить.

Результаты аудита оформляются в протокол, который содержит в себе все рекомендации и носит сугубо конфиденциальный характер. Добровольный аудит освобождает компанию от официальных проверок на 3 года.

Оценив АЗС с помощью «ПожСистемСтрой», вы будете уверены в своем помещении и спокойно примете официального инспектора. Рассчитайте пожарные риски уже сейчас, вы обезопасите свой бизнес от непредвиденных обстоятельств!

Просто заполните форму обратной связи, мы перезвоним в ближайшее время.

Порядок действий и нормы безопасности при заправке авто газом

Метаном машины заправляют на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), пропаном на газозаправочных (АГЗС).

О том, как правильно заправлять автомобиль с ГБО, а также какие меры безопасности при этом должны соблюдаться, мы расскажем в данной статье.

Требования техники безопасности на газовых заправках

Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.

Работа газовых станций регулируется рядом нормативных документов. Общие требования по безопасной эксплуатации для АГНКС и АГЗС регламентирует Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 года №559 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», где пункты 110-113 гласят:

  1. не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
  2. баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
  3. баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
  4. не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
  • истек срок периодического освидетельствования;
  • нет установленных надписей;
  • неисправны вентили и клапаны;
  • поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
  • ослаблено крепление баллона;
  • имеются утечки из соединений.

Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.

При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:

  • высадить пассажиров
  • двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
  • не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).

Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.

После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:

  1. заглушить/остановить двигатель
  2. включить стояночный тормоз
  3. вынуть ключ из замка зажигания
  4. покинуть кабину/салон авто
  5. очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ

При заправке авто с ГБО запрещается:

  • курение и пользование открытым огнем
  • ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
  • переключение с одного вида топлива на другое
  • удары металлическими предметами по деталям газовой системы
Читайте также  Устройство двери с терморазрывом

Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.

Какие нужны документы на ГБО для заправки

Перед заправкой водитель обязан документально подтвердить возможность безопасного использования автомобиля с газобаллонным оборудованием.

Для транспорта с ГБО в заводском исполнении, а также ТС, прошедших переоборудование топливных систем, обычно достаточно предоставить наполнителю баллонов/заправщику:

  • паспорт газового баллона(ов), где будет указан срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании ёмкости
  • свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на транспортном средстве (для баллонов, прошедших плановое освидетельствование).

Также у водителей транспортных средств, принадлежащих юр. лицам, могут потребовать показать путевой лист с отметкой об исправности оборудования, диагностическую карту ТС (техосмотр) и удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО.

Как проходит заправка баллонов метаном

В зависимости от вида газонаполнительной колонки АГНКС, а также типа заправочного устройства автомобиля, порядок действий при заправке метаном может немного отличаться.

После постановки авто в заправочный островок и принятия всех мер безопасности указанных выше, необходимо:

  • обязательно перекрыть магистральный вентиль ГБО, если такой/ие имеется в системе (обычно стоят на грузовиках и автобусах)
  • газораспределительная колонка может быть оборудована краном под заправочное устройство ГОСТ РФ или под штуцер европейского стандарта (NGV1/2), которыми оснащают автомобили с метановым ГБО.

При первом варианте нужно вынуть заглушку из ЗУ авто. Если не получается достать пробку, необходимо сначала приотпустить винт заглушки для стравливания давления.

Во втором случае следует лишь снять пластиковый колпачок с заправочника.

Когда кран ГНК не соответствует типу заправочного устройства ТС, потребуется установка специального переходника с одного стандарта на другой.

  • установить газораздаточный кран в ЗУ
  • открыть вентиль заправочного устройства. С евро штуцером ничего не надо делать, при условии, что он не оснащен краном

  • повернуть рычаг колонки в положение «открыто». На более современных колонках перевести тумблер-переключатель в позицию «заправка».

Также встречаются ГРК, где нужно повернуть рычаг/флажок непосредственно на газозаправочном кране

  • затем нужно передать документы сотруднику станции для проверки и подтвердить готовность к заправке
  • далее следует оплата за топливо. Окончательный объём КПГ будет известен только после наполнения баллонов, поэтому АГНКС работают по предварительной системе оплаты. Если нужна заправка до полного бака, перед началом наполнения оператору или через терминал вносится ориентировочная сумма денег, а после завершения заправки происходит возврат излишних средств (наличными либо на карту соответственно).

Когда требуется закачка определенного количества CNG, называется нужный объем газа (в кубометрах) после чего следует предоплата. Также возможна заправка на конкретную сумму денег либо по топливной карте (у Газпрома это карточка EcoGas).

Помимо этого на современных АГНКС можно рассчитаться непосредственно через приложение Яндекс навигатора. Плюсом такой заправки является удобство при оплате и отслеживание процесса наполнения прямо с телефона. Ко всему прочему программа автоматически заносит в базу данных параметры баллонов, а при последующих заправках оператор станции уже видит всю информацию. Такое решение сокращает скорость заправки КПГ, что обычно относят к недостаткам метанового ГБО.

  • нажать зеленую кнопку до звукового сигнала (при наличии) и удалиться на безопасное расстояние от заправочного поста (не менее 10 м). При этом автомобиль должен находиться в зоне видимости водителя, для визуального контроля за герметичностью соединений, а водитель в поле зрения оператора станции
  • дождаться окончания заправки
  • произвести окончательный расчет
  • После чего подойти к колонке, нажать красную кнопку «стоп» и закрыть вентиль ЗУ (при наличии обоих). Если заправочник с обратным клапаном, то перекрывать вентиль не обязательно
  • поставить рычаг/тумблер ГЗК в режим «сброс». После дегазации, включить положение рычага «закрыто» (при наличии).

Если колонка со сбросом давления непосредственно на заправочном кране, стравить газ путем поворота рычажка пистолета

  • отсоединить газораздаточный кран с ЗУ авто, закрепив его на держателе ГРК
  • снять переходник (если стоял), установить заглушку заправочника.
  • на слух убедиться в герметичности арматуры ГБО и правильности работы контрольно-измерительных приборов. Рабочее давление системы по манометру должно соответствовать 20 Мпа (200 бар).
  • завести двигатель авто и покинуть территорию АГНКС.

Процесс заправки пропаном

Для самостоятельного наполнения автомобильного баллона сжиженным нефтяным газом (СНГ) все АГЗС применяют газораздаточные краны куркового типа, которые работают по одному и тому же принципу. Основным их отличием является конструкция и работа фиксирующего устройства.

  • если выносное заправочное устройство ГБО установлено в бампер или на кронштейне, необходимо из него выкрутить защитную крышку.

В случае, когда ВЗУ стоит в лючке горловины бензобака, нужно также снять пластиковый колпачок, а затем вкрутить специальный переходник, который идёт с комплектом газобаллонного оборудования. При его отсутствии, на заправке обычно всегда имеется запасной адаптер.

  • далее следует установка раздаточного крана. При этом рычаг крана должен находиться в отпущенном положении.

Затем нужно без перекосов с небольшим усилием вставить пистолет в гнездо ВЗУ. После чего выжать курок до момента его автоматической фиксации.

Для преждевременного износа пистолета, лучше всего выполнять его установку/снятие двумя руками, одновременно нажимая защелку/фиксатор. Также не следует после установки прокручивать кран, это может привести к разрушению уплотнительного кольца.

  • произвести предварительный расчет за топливо
  • нажать кнопку старт на заправочной колонке. Чтобы остановить наполнение нужно нажать кнопку стоп. Если требуется заправка до полного бака, необходимо дождаться срабатывания клапана отсекателя мультиклапана баллона, при этом будут слышны характерные щелчки. Автоматическая ГЗК сама отключит подачу.

Правильно подобранный и установленный мультиклапан должен ограничивать наполнение, когда газ занимает 80% от общей вместимости ёмкости. Пустой объём необходим для температурного расширения СНГ.

Существуют колонки, где необходимо постоянно рукой удерживать кнопу подачи топлива. Характерно для стран Европы.

  • после наполнения нужно отсоединить кран, установив его на держатель. Для этого потребуется выжать курок пистолета, затем нажать защёлку или перевести «на себя» язычок фиксатора и плавно отпускать рычаг. Обратный клапан ВЗУ автоматически перекроит выход газа из магистрали баллона. Плавность необходима для постепенной дегазации остатков топлива.

Во избежание обморожения кожи рук желательно использовать защитные перчатки.

Также бывают модели пистолетов с язычком фиксатора обратного действия, где для отсоединения приходится откидывать язычок «от себя», т.е. к машине.

Многие страны Европы используют газонаполнительные краны другого стандарта. Поэтому при поездке за границу может понадобиться специальный переходник. Однако для таких случаев АГЗС обычно держат в наличии необходимые адаптеры.

  • выкрутить переходник из ВЗУ (если требуется) и установить защитную крышку на место
  • визуально и на слух убедиться в отсутствии утечек газа
  • выполнить окончательный расчет
  • запустить мотор и уехать с территории АГЗС.

Мини-АЗС: нормы пожарной безопасности

Для безопасной эксплуатации модульной АЗС требуется:

— Выдержать определенное расстояние до ближайших объектов и строений.

минимальные расстояния до АЗС

— Предусмотреть одностороннее движение ТС по территории АЗС. Продумать их раздельный въезд и выезд.

— Расположить объект с защищенной от ветра стороны (речь идет о преобладающем направлении с учетом годовой «розы ветров») по отношению к зданиям.

— Помнить, что единичная емкость двустенных резервуаров АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов – 20 м 3 .

— Установить резервуары для контейнерной АЗС общей вместимостью не больше 40 м3, если она размещается на территории населенных пунктов, и не больше 60 м 3 – за пределами города.

— Оборудовать баки АЗС датчиками верхнего уровня.

— Снабдить автозаправочную станцию насосом для перекачки топлива. Запускать оборудование первый раз должны квалифицированные специалисты, четко следуя инструкции по эксплуатации.

— Учесть тип материалов ограждения (они должны быть негорючими), если на мини-АЗС присутствует ограждение.

— Не допустить озеленения территории АЗС кустарниками и деревьями, которые в период цветения выделяют хлопья или опушенные семена.

— Оборудовать место для автоцистерны с жидким моторным топливом следующими конструктивными составляющими:

отбортовкой, высота которой составит минимум 150 мм;

пандусами, обеспечивающими безопасный въезд/выезд АЦ;

аварийным резервуаром (разрешается одностенная емкость), сливным трубопроводом, который обеспечит слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС, если сливной патрубок автомобильной цистерны разгерметизируется.

Важно: аварийный резервуар должен производиться из негорючих материалов, блокирующих загрязнение грунта топливом. Этот бак должен вмещать минимум на 10% больше объема всех используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен размещаться от дна резервуара на расстоянии не более 0,1 метра.

— Площадка для мини АЗС должна быть высотой от 20 см по отношению к прилегающей территории, длина и ширина площадки должна быть больше габаритов контейнера мини АЗС на 50 см минимум и иметь уклон в сторону от АЗС не менее 2 градусов

Основание для мини АЗС Бензот

— Снабдить все баки для хранения топлива системами, которые будут контролировать их герметичность.

— Обеспечить защиту на случай попадания молнии и заземление.

— Исключить нахождение на территории автозаправочной станции воздушных линий электропередач.

— Оснастить АЗС телефонной или радиосвязью плюс системой громкой связи.

— Использовать топливораздаточные колонки, которые автоматически заблокируют подачу топлива, если номинально топливный бак транспортного средства будет заполнен.

Читайте также  Лестничная клетка определение по СНИП

— Оснастить трубопроводы линии деаэрации резервуара огнепреградителями, исправно работающими при любой погоде.

— Оборудовать баки для хранения топлива системами, предотвращающими их от переполнения: световой и звуковой сигнализацией при заполнении 90 % объема резервуара, автоматическим прекращением подачи топлива при заполнении резервуара на 95 %.

— Исключить сварочные работы в процессе монтажа емкостей для хранения топлива.

— Позаботиться о площадке с первичными средствами тушения возгорания.

— Обеспечить КАЗС аварийным вентилятором, срабатывающим при превышении паров топлива в воздухе, за счет газоанализатора.

— Оснащать ТРК самосрабатывающими огнетушителями.

Главное чтобы КАЗС соответствовала СП 156 и ФЗ 123.

Требования промышленной безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Требования промышленной безопасности

при эксплуатации автомобильных заправочных станций

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Требования устанавливают требования промышленной безопасности для стационарных автомобильных газозаправочных станций, снабжающих автотранспорт сжиженными углеводородными газами (далее — СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа, используемыми в качестве автомобильного топлива.

2. Эксплуатация автомобильных газозаправочных станций (далее — АГЗС) осуществляется организациями, имеющими обученный и аттестованный персонал.

3. На каждый АГЗС разрабатываются паспорт АГЗС согласно приложению 1 к настоящим Требованиям.

4. Технологическое оборудование, газопроводы, арматура, электрооборудование, вентиляционные системы, средства измерений, блокировок и сигнализации взрывопожароопасных производств автомобильных газозаправочных станций (далее — АГЗС) ежесменно осматриваются в целях выявления неисправностей, своевременного их устранения с отметкой в журнале приема-сдачи (приложение 2 к настоящим Требованиям).

5. Обнаруженные при эксплуатации утечки газа устраняются.

6. Неисправные агрегаты, резервуары и газопроводы отключаются.

7. Подготовка эксплуатационного персонала осуществляется в соответствии с Общими требованиями промышленной безопасности, утвержденными приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 000.

8. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение АГЗС производится по проекту.

9. В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации АГЗС организации, разработавшие проектную документацию, осуществляют авторский контроль.

10. Оборудование и газопроводы к моменту проведения пусконаладочных работ проходят индивидуальные испытания. При положительных результатах индивидуальных испытаний составляется отчет в установленном порядке.

11. Испытания оборудования, газопроводов, комплексное опробование всего газового оборудования АГЗС проводятся аттестованной пусконаладочной организацией.

12. На рабочих местах вывешиваются технологические схемы газопроводов и технологического оборудования.

13. На АГЗС находится проектный (исполнительский) и эксплуатационный акты на проверку эффективности вентиляционных систем, электрооборудования, средств автоматики безопасности.

14. При проведении пусконаладочных работ на АГЗС перед продувкой газом газопроводы, резервуары и газовое оборудование подвергаются контрольной опрессовке воздухом или инертным газом в соответствии с технологическим регламентом

15. При контрольной опрессовке все сварные стыки, резьбовые и фланцевые соединения, сальниковые уплотнения проверяются обмыливанием. При выполнении этих работ в условиях отрицательных температур (от 0 до -40°С) в мыльную эмульсию добавляется спирт (от 5 до 30 %).

16. При пусконаладочных работах по вводу АГЗС в эксплуатацию осуществляются:

1) внешний осмотр и определение исправности оборудования, арматуры и приборов;

2) проверка работоспособности средств пожаротушения и вентиляции взрывоопасных помещений;

3) проверка работы стационарных сигнализаторов взрывоопасной концентрации газа;

4) продувка резервуаров, газопроводов, оборудования (паровой фазой сжиженного газа или инертным газом);

5) проверка работы контрольно-измерительных приборов и уровнемеров;

6) слив сжиженного газа из автомобильных цистерн в резервуары базы хранения;

7) опробование в работе всех компрессоров (испарителей) и насосов;

8) заполнение баллонов газобаллонных автомобилей.

17. В период пусконаладочных работ отрабатываются все операции технологического процесса работы АГЗС, после чего вносятся все уточнения, дополнения и изменения в технологический регламент.

18. Перед началом и окончанием пусконаладочных работ весь эксплуатационный персонал инструктируется на рабочих местах руководителем пусконаладочных работ о мерах безопасности.

19. На время комплексного опробования организовано дежурство обслуживающего персонала для наблюдения за состоянием технологического оборудования и принятия мер по своевременному устранению неисправностей и утечек газа.

Персонал станции обеспечен схемами, технологическим регламентом, средствами защиты и пожаротушения, специальной одеждой, приборами и оборудованием.

20. После комплексного 72-часового опробования всего оборудования и работы технологического цикла АГЗС пусконаладочные работы считаются законченными, АГЗС сдается в эксплуатацию с оформлением соответствующего акта.

21. Ввод в эксплуатацию оборудования АГЗС с незавершенными в полном объеме пусконаладочными работами не допускается.

Глава 2. Эксплуатация технологических газопроводов, арматуры и инженерных коммуникаций

22. Технологические газопроводы и арматура ежесменно осматриваются дежурным персоналом в целях выявления утечек газа. Места нарушений герметичности уплотняются в соответствии с технологическим регламентом.

23. Используемые для целей выявления утечек газа приборы — во взрывозащищенном исполнении. Не допускается выявлять утечки газа открытым огнем.

24. При проведении технического обслуживания газопроводов и арматуры выполняются следующие работы:

1) наружный осмотр газопроводов для выявления неплотностей в сварных стыках, фланцевых и резьбовых соединениях, сальниковых уплотнениях и определения состояния теплоизоляции и окраски;

2) осмотр и мелкий ремонт арматуры, очистка арматуры и приводного устройства от загрязнения, наледи и определение их технической безопасности;

3) проверка состояния опор трубопроводов, колодцев, пожарных гидрантов.

25. Техническое обслуживание газопроводов и арматуры проводится в следующие сроки:

1) осмотр всех наружных газопроводов и арматуры в целях выявления и устранения неисправности и утечек газа ежемесячно;

2) проверка на герметичность при рабочем давлении всех резьбовых и фланцевых соединений трубопроводов и арматуры, сальниковых уплотнений, находящихся в помещении, ежемесячно;

3) проверка загазованности колодцев всех подземных коммуникаций в пределах территории АГЗС по графику, утвержденному техническим руководителем организации.

26. При техническом обслуживании арматуры обращать внимание на наличие утечек газа, герметичность фланцевых соединений, наличие полного комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность маховиков и надежность крепления. В случае тяжелого хода шпинделя арматуры или потери герметичности сальникового уплотнения набивка заменяется или уплотняется при условии принятия дополнительных мер безопасности.

27. Кроме перечисленных работ проверять исправность действия привода к запорной арматуре и восстанавливать знаки и указатели направления открытия арматуры.

28. Неисправная и негерметичная арматура подлежит замене.

29. Действие и исправность предохранительных пружинных клапанов, установленных на газопроводах, резервуарах и оборудовании АГЗС, проверяются не реже одного раза в месяц путем кратковременного их открытия.

30. Давление настройки предохранительных сбросных клапанов не более чем на 15 % рабочего давления в резервуарах и газопроводах.

31. Не допускается эксплуатация технологического оборудования, резервуаров и газопроводов при неисправных и неотрегулированных предохранительных сбросных клапанах.

32. Проверка параметров настройки клапанов, их регулировка проводится на стенде или на месте с помощью специального приспособления. Периодичность проверки:

1) для предохранительных сбросных клапанов резервуаров не реже одного раза в 6 месяцев;

2) для остальных сбросных клапанов при проведении текущего ремонта, но не реже одного раза в год.

33. Клапаны после испытания пломбируются, результаты проверки отражаются в паспорте.

34. На место клапана, снимаемого для ремонта или проверки, устанавливается исправный предохранительный сбросной клапан.

35. Срок проведения текущего ремонта газопроводов определяется результатами осмотра. В перечень работ по текущему ремонту газопроводов входят:

1) устранение дефектов, выявленных при техническом обслуживании;

2) устранение провеса надземных газопроводов, восстановление или замена креплений надземных газопроводов;

3) окраска надземных газопроводов;

4) ремонт запорной арматуры;

5) проверка герметичности резьбовых и фланцевых соединений.

36. Текущий ремонт запорной арматуры проводится не реже одного раза в год и включает следующее:

1) очистку арматуры от грязи и ржавчины;

2) окраску арматуры;

3) разгон червяка у задвижек (вентилей), его смазку;

4) проверку и набивку сальников;

5) устранение неисправностей приводного устройства задвижек (вентилей);

6) проверку герметичности всех сварных, резьбовых и фланцевых соединений, сальниковых уплотнений мыльной эмульсией или приборным методом;

7) смену износившихся и поврежденных болтов и прокладок.

37. Результаты проверки и ремонта арматуры заносятся в паспорт.

38. Работы по текущему ремонту выполняются по графику, утвержденному техническим руководителем АГЗС.

39. Капитальный ремонт газопроводов проводится по мере необходимости. В объеме капитального ремонта выполняются работы:

1) ремонт или замена участков малонадежных газопроводов;

2) замена изоляции на поврежденных участках газопровода;

3) замена неисправных задвижек, вентилей, кранов;

4) замена подвижных и неподвижных опор.

40. Кроме перечисленных работ при капитальном ремонте газопроводов производятся все виды работ, предусмотренные при текущем ремонте и техническом обслуживании.

41. После капитального ремонта газопроводы подвергаются испытаниям.

42. Результаты работ по капитальному ремонту заносятся в паспорта.

43. Периодичность текущего ремонта инженерных сетей устанавливается:

1) наружных сетей водопровода и канализации один раз в 2 года;

2) наружных тепловых сетей один раз в год;

3) внутренних сетей водопровода, отопления и других один раз в 2 года.

44. Допускается применение металлокордовых рукавов, гибких металлических газопроводов (сильфонных) для слива СУГ из автоцистерн и заправки газобаллонных автомобилей.

45. Рукава, применяемые при сливоналивных операциях, не имеют трещин, надрезов, вздутий и потертостей. При наличии на рукавах одного из указанных дефектов рукава заменяются новыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: