Требования к посадочным площадкам для вертолетов - VISTAGRUP.RU

Требования к посадочным площадкам для вертолетов

Информация для владельцев посадочных площадок

С 1 января 2021 года вступил в действие Приказ Минтранса от 5 ноября 2020 г. №449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла» (ФАП-449).

Приказ заменяет Приказы 14 (1) и 29 (2) от 2011 г., которые отменены с 1 января 2021 года (3) .

Приказы Минтранса №14 и №29 от 2011 г., регламентирующие до этого порядок разработки, согласования и регистрации аэронавигационного паспорта посадочной площадки (АНППП), утратили силу.

Вопросы-ответы:

Q: Обязательна ли разработка и регистрация АНППП?
А: Нет. Выполнение полётов на посадочную площадку для самолётов или вертолётов может выполняться независимо от наличия зарегистрированного аэронавигационного паспорта.

Q: Разве сохранился термин “регистрация” АНППП?
А: Теперь это называется “разрешение на опубликование”, но суть та же.

Q: Есть ли какие-то преимущества в разработке и регистрации АНППП?
A: Да. Разработка АНППП необходима для публикации аэронавигационной информации о посадочной площадке.
Если посадочная площадка находится в пределах населенного пункта, то для выполнения взлёта и посадки на такую посадочную площадку необходимо разрешение соответствующего органа местного самоуправления. При наличии опубликованной аэронавигационной информации указанное разрешение не требуется.
Присвоение посадочной площадке 4-х буквенного индекса (например UUWK) осуществляется при наличии зарегистрированного АНППП.

Q: Что это за “разрешение органа местного самоуправления” и как его получать? Оно выдаётся на каждый полёт или можно получить его на период времени?
А: Такое разрешение предусмотрено п.49 ФП ИВП. Конкретные требования при выдаче такого разрешения, критерии отказа, перечень необходимых документов могут устанавливаться нормативными актами и уставами органов местного самоуправления, но далеко не везде установлены.

Q: Я слышал, что при наличии зарегистрированного АНППП у контролирующих органов возникает меньше “вопросов” к посадочной площадке?
A: Возможно. Но по нашему опыту происходит обратное — контролирующие органы составляют план проверок на основании перечня зарегистрированных площадок.

Q: У меня есть зарегистрированный АНППП. Необходимо ли мне его переделывать под новый ФАП-449?
А: Да. В пункте 4 ФАП-449 сказано, что АНППП гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями ФАП-449 при первом внесении в них поправок, но не позднее 1 января 2022 г.

Q: Что будет, если действующий АНППП снять с регистрации?
А: У вас не будет зарегистрированного АНППП.

Q: Есть же еще “Уведомление о начале деятельности посадочной площадки”. Обязательно его посылать?
А: Да, есть приказ минтранса 250 (4) который обязывает направлять уведомление о начале (и окончании) “деятельности” на посадочной площадке. Это простой документ из одной странички с подписью владельца площадки.

Q: Предусмотрена ли какая-либо ответственность за полёты без “уведомления о начале деятельности посадочной площадки”?
А: Нет, такой ответственности в законодательстве не установлено. Это не значит, что у надзорных и контролирующих органов не найдётся способов потребовать выполнения этого требования, однако нам такие случаи не известны.

Q: В разделе 2.10 Типовой схемы АНППП требуется указать перечень искусственных препятствий в радиусе 5 км от КТА. В МТУ мне сказали, что для этого требуется заключение договора со специализированной организацией и проведение геодезической съемки препятствий. Можно ли обойтись без этого?
А: Да, в тех случаях, когда для посадочной площадки не разрабатываются схемы захода на посадку по приборам. Филиал «ЦАИ» ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД» публикует официальный перечень искусственных препятствий. Сборник опубликован в открытом виде http://www.caiga.ru/ObstacleList/rus/. Для посадочных площадок, на которых выполняются только визуальные полёты, сделайте выборку всех препятствий из Сборника в радиусе 5 км от КТА и укажите в разделе 2.10 АНППП. В качестве источника доказательной документации укажите ссылку на Сборник. Если вам нужна помощь в выборке препятствий из Сборника в радиусе 5 км от КТА, обратитесь к нам в РАОПА, мы поможем.
Для посадочных площадок, планирующих разработку схем захода на посадку по приборам, геодезическая съёмка препятствий является обязательным шагом.

1. Приказ Минтранса РФ от 13.01.2011 N 14 «Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)»

2. Приказ Минтранса РФ от 31.01.2011 N 29 «Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки»

3. Документы утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742. Документы повторно признаны утратившими силу с 1 января 2021 года Приказом Минтранса России от 05.11.2020 N 449

4. Приказ Минтранса России от 19.08.2015 N 250 (ред. от 06.02.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации»

В настоящее время в среде частных пилотов регулярно обсуждается легитимность выполнения платных ознакомительных полётов, а также законность продажи подарочных сертификатов. Ниже, в форме вопросов и ответов, отражена позиция АОПА-Россия.

По состоянию на октябрь 2013 г. АОПА-Россия (РАОПА) насчитывает 406 действующих членов. В первом квартале 2013 г. в организацию вступили 72 человека, во втором – 63, в третьем квартале – 70 человек.

За отчетный период (4 квартал 2012 г. – 3 квартал 2013 г.) организация оказала помощь пилотам в регистрации 12 воздушных судов в Хабаровске и Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Магаданской и Сахалинской областях.

Вертолетная посадочная площадка: устройство и правила безопасности

Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.

Для вертолета Ми-8

Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.

Для вертолета Ми-26

Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.

Общие положения

Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).

Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.

Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.

При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.

После посадки:

  1. При выключении вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
  1. Без выключения двигателей вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.
Читайте также  Техносферная безопасность кем можно работать?

Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!

Размеры и разметка

Размеры вертолетных посадочных площадок

1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета

Обозначение границ

Обозначение границ вертолетной площадки

1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус

Как лучше оформить площадку для полетов

Для нормального функционирования аэроклуба необходимо наличие посадочной площадки. Гораздо проще оформить посадочную площадку, чем «заморачиваться» с регистрацией аэродрома

Определим, в чем заключается отличие между аэродромом и посадочной площадкой, действительно ли нужно регистрировать аэродром для выполнения полетов на личном самолете. Оба термина определяются Воздушным кодексом РФ в Статье № 40:

«Аэродром» — участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

«Посадочная полоса» — участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Казалось бы, отличие в определении, но для регистрации аэродрома от вас потребуется выполнить гораздо больше действий и согласований, чем при регистрации посадочной площадки:

• для аэродрома необходима инструкция по производству полетов и аэронавигационный паспорт (АНП), тогда как для площадки только АНП

23. Организация выполнения полетов и порядок использования воздушного пространства в районе контролируемого аэродрома (вертодрома) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) и аэронавигационным паспортом аэродрома (вертодрома).

Аэронавигационная информация, содержащаяся в инструкции по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) или аэронавигационном паспорте аэродрома (вертодрома), публикуется в документах аэронавигационной информации. Экипажи воздушных судов руководствуются сведениями, опубликованными в документах аэронавигационной информации.

• для аэродрома в обязательном порядке устанавливается район полета, определяются его границы с учетом схем вылета и захода на посадку

21. Для организации выполнения аэродромных полетов устанавливаются районы аэродромов (вертодромов).

22. При определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны.
Схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг должны исключать, а при невозможности исключения — максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, опасными производственными объектами.

• На аэродроме необходимо устанавливать полосу воздушных подходов

На аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.

Все действия требуют согласования с различными министерствами.

Кроме того, аэродром относится к особо опасным, технически сложным объектам, что требует соответствующего разрешения у Ростехнадзора.

Пошаговая инструкция при регистрации посадочной площадки

Организация выполнения полетов с посадочных площадок (ПП) определяется аэронавигационным паспортом за исключением площадок, устанавливаемым менее 30 дней в году.

Район для выполнения полетов с посадочных площадок не устанавливается, за исключением случаев, если есть такая необходимость с учетом потребностей пользователей воздушного пространства, например, если на площадке одновременно выполняют полеты парапланеристы, дельтапланеристы и самолеты малой авиации и требуется согласование полетов между разными организациями.

Для того чтобы площадка была оформлена соответствующим образом и зарегистрирована необходимо:

  1. Подобрать участок земли с учетом существующих ограничений. Согласно ФАП Приказ №138 статья 60 определяет ограничения, мешающие нормальному функционированию посадочной площадки. Вот они:
    а) здания и сооружения высотой более 50 метров
    б) линии связи и электропередачи, которые могут создавать помехи в работе радиоустройств
    в) взрывоопасные объекты
    г) факельные устройства для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой более 50 метров
    д) промышленные и другие предприятия, которые своей работой могут ухудшить видимость районе площадкиКроме них, желательно, чтобы на полеты не требовалось разрешения, то есть это была зона класса «G»
  2. Определится со статусом земли: стать ее владельцем или заключить договор аренды
  3. В том случае, если земля относится к землям сельскохозяйственного назначения, то ее надо перевести в категорию обремененных земель, то есть оформить под посадочную площадку
  4. Если есть необходимость запросить радиочастоту
  5. Выполнить геодезическую съемку аэронавигационных ориентиров, объектов и препятствий в государственной геоцентрической системе координат «ПЗ-90.02» в радиусе 5 км от ПП
  6. Оформить аэронавигационный паспорт площадки АНП ППВ аэронавигационном паспорте посадочной площадки следует указать следующие данные:
    • Географические и административные данные ПП
    • Данные по организации выполнения полетов
    • Данные по препятствиям в районе площадки в радиусе 5 км от ее центра или в её районе (если он установлен)
    • Описание территории площадки (кроки)
    • Воздушное пространство района ПП (если район установлен)
    • Обслуживание воздушного движения, средства РСТОП и связи, радионавигационные средства и средства посадки
    • Приложения, карты
    • Оформить аэронавигационный паспорт площадки АНП ПП
  7. Подать документы в соответствующее межрегиональное отделение Росавиации:
    • Сопроводительное письмо
    • АНП в 2-ух экземплярах
    • Если размещаете в районе аэродрома гражданской авиации или экспериментальной авиации, то дополнительно от вас потребуется согласование с руководством этих организаций
  8. Получить расписку о принятии документов на регистрацию
  9. Межрегиональное отделение Росавиации организует согласование АНП с соответствующими центрами Единой системы Организации воздушного движения (Ес ОрВД)
  10. Межрегиональное отделение Росавиации регистрирует АНП в журнале регистраций, а также в электронном реестре, либо отказывает в регистрации по причинам: не представлены в полном объеме документы, определенные порядком регистрации, либо в АНП есть нарушения
  11. Подготовить акт обследования ПП на соответствие нормативным требованиям гражданской авиации и Приказа о допуске к эксплуатации ПП
  12. Запросить и получить 4-х буквенный указатель (индекса ИКАО) местоположения ПП

Требования, предъявляемые к посадочным площадкам

Когда аэронавигационный паспорт площадки будет зарегистрирован, вам нужно будет получить положительное заключение приемочной комиссии. Для этого площадка должна соответствовать требованиям Федеральных авиационных правил, приказу №69:

  1. Неровность по рейке длиной 3 метра не более 0,1 метр. Кроме того, поверхность летного поля должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку
  2. Ширина посадочного поля
  3. Общая ширина посадочного поля с боковыми полосами безопасности
  4. Поперечный уклон боковой полосы безопасности к поверхности посадочного поля не должен быть более 2,5°
  5. Расстояние между бортами на стоянке не более 3 метров
  6. Входные маркеры ВПП устанавливаются симметрично оси ВПП по краям торцов ВПП так, чтобы длинная сторона была перпендикулярна оси ПП. Они устанавливаются в начале и в конце ВПП в 5 метрах от боковых границ
  7. Если ВПП не имеет искусственного покрытия, допускается установка в начале и в конце 3 флажков с шагом 2 метра на линии перпендикулярной оси ВПП
  8. По сторонам ВПП следует установить пограничные знаки, такие как конус или призмы через каждые 100 метров,

либо старые покрышки и флажки через каждые 50м. Знаки устанавливаются на расстоянии 1 м. за боковыми границами ВПП. Покрышки и флажки могут быть красного, белого и черного цвета, главное, чтобы был контраст с фоном местности.

  • Посадочная площадка должна оборудоваться ветроуказателем

  • На посадочной площадке устанавливаются поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов, примыкающей к торцу ВПП и расположенной в направлении ее оси, а также в стороны от границ ВПП
    Для всех ВПП поверхность в направлении полосы воздушных потоков (в которой воздушные суда производят набор высоты при взлете и снижение при посадке) составляет 1500 м. и составляет 3° к оси ВПП. Также боковая поверхность ограничения препятствий, которая начинается от края БПБ, имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50м, далее горизонтальный участок 120м.
    ВПП, вид сверху, для посадочных площадок, используемых ночью, не предназначенных для захода на посадку по приборам.
    ВПП, вид сверху, для посадочных площадок, используемых ночью, предназначенных для захода на посадку по приборам.
    В том же случае, если размеры и форма препятствий выходят за указанные пределы, то разрешается использовать такие площадки для дневных полетов без использования приборов при условии, что владелец ПП включит описание этих препятствий в аэронавигационный паспорт площадки.
  • По материалам:
    Федеральные авиационные правила. Приказ №138, №69
    Воздушный кодекс РФ

    Вертолетная площадка

    Требования к вертолетным площадкам

    При выборе площадок учитываются: преимущества вертолетов как аппаратов вертикального взлета и посадки; уровень шума — для обеспечения минимального зашумления местности: «роза ветров», чтобы до минимума сократить взлет-посадку с боковым ветром и исключить с попутным; возможность совершения аварийной посадки в любое время по маршрутам прибытия или вылета.

    Если вертодром располагается в транспортных аэропортах, на крыше здания аэровокзала, перроне, площадке, примыкающей к зданию аэровокзала, т. е. в непосредственной близости к зонам регистрации пассажиров, то обеспечивается определенный интервал в движении самолетов и вертолетов во избежание- их столкновения при взлете и посадке, а также, учитывая, что. вертолеты рулят медленнее самолетов, исключается совмещение путей руления самолетов и вертолетов.

    В аэропорту площадки строятся на уровне земли, а не на крыше зданий. Обычно они оборудуются на перроне для самолетов, так как это проще, дешевле и удобнее.

    Выбор вертолетной площадки осуществляется с учетом четырех основных факторов: рациональное расположение и класс вертодрома; безопасность полетов в зоне вертодрома, влияние на воздушное пространство, открытое для полетов; влияние на окружающие населенные районы.

    Рациональное расположение и класс вертодрома. Вертодромы размещаются на земле или на сооружениях над землей или над водой. Как правило, с наименьшими материальными затратами строятся вертодромы на уровне земли. Класс вертодрома в первую очередь зависит от летных характеристик вертолетов, от требуемого типа сооружений и обеспечения. Так, если нужен минимум посадочного- оборудования для одного вертодрома и не требуется сооружений обеспечения, то достаточно будет небольшой площадки. В связи с тем, что вертолетные линии короткой протяженности должны обеспечивать удобства для пассажиров и экономию времени, при выборе площадок определяются географические источники спроса на перевозки, сравнивается общее время путешествия на вертолетах с общим временем проезда на других видах транспорта. Для-этого перед выбором площадок рассматривается план городской системы аэропортов. При выборе площадок учитывается современный генеральный план населенного- пункта и транспортный план всего района,- так как они содержат информацию о предполагаемом использовании земли, и- данные по наземным транспортным системам района.

    Безопасность полетов в зоне вертодрома. Наличие соответствующих воздушных подходов к вертодрому— основной фактор безопасности полетов. Траектория взлета и посадки должны проходить над местностью, где возможно совершать аварийные посадки. Это условие необходимо для всех однодвигательных вертолетов; много двигательные вертолеты в- состоянии длительное время совершать полет и при отказавшем двигателе. Рекомендуются траектории подхода и взлета, расположенные над автомагистралями и открытыми участками земли без препятствий. Избегаются траектории над участками городского строительства, спортивными площадками и густонаселенными районами. Точная оценка местоположения площадки- для строительства вертодрома с учетом возможных препятствий производится проверкой летных качеств вертолета в сочетании с детальным наземным обследованием площадки. Если? в зоне вертодрома имеются специальные аварийные посадочные площадки, что делает функционирование вертодрома приемлемым. то принимаются все меры для обеспечения постоянной сохранности этих площадок. Так, некоторые вертодромы в- США были вынуждены изменить объемы работы из-за ликвидации таких площадок в связи с использованием земли для других целей.

    Влияние на воздушное пространство. Все предполагаемые площадки изучаются с целью определения излияния их эксплуатации на безопасное и эффективное использование воздушного транспорта. Этот элемент-выбора площадки чрезвычайно важен, особенно при размещении ее около аэропорта и других авиационных предприятий. Там, где присутствие- вертолетов может помешать взлетно-посадочным операциям самолетов, вертодромы не строят.

    Влияние на окружающие населенные районы. Для успешного строительства вертодрома необходимо- заранее ознакомить проживающее вблизи него население, особенно владельцев недвижимого имущества, со специфическими особенностями вертолетов, которые позволят использовать их в- непосредственной близости от населенных пунктов. Очень важен фактор, который учитывается при проектировании вертодромов — это уровень шума, создаваемый вертолетами. Вертодромы располагаются таким образом, чтобы шум не мешал окружающему населению. Так как шум особенно велик под траекториями взлета и посадки, стараются размещать площадки

    таким образом, чтобы в зоне траектории или в непосредственной близости от нее не было жилых районов.

    Размеры взлетно-посадочных площадок берутся исходя из геометрических размеров вертолетов (диаметра несущего винта, длины), включая самые тяжелые машины, Находящиеся в стадии проектирования, но которые, возможно, будут эксплуатировать на данной площадке с учетом их летных характеристик. При этом учитывается способ взлета или посадки — вертикальный (по-вертолетному) или по траектории (по-самолетному) , а также состояние воздушных подходов — открытые или ограниченные.

    В общем случае приняты следующие размеры площадки: длина 120 м, ширина 60 м.

    В некоторых случаях площадка может быть несколько меньших размеров—для многодвигательных вертолетов с вертикальным взлетом.

    Грунт или покрытие площадок должны выдерживать не только нормальные нагрузки от самых тяжелых вертолетов, но и ударные, которые могут быть при аварийных посадках. Это особенно важно на приподнятых вертодромах, где фактор нагрузки имеет первостепенное значение.

    Вертодромы, находящиеся на территории жарких климатических районов или расположенные на значительной высоте над уровнем моря, должны иметь увеличенные размеры взлетно-посадочных площадок, которые определяются летно-техническими характеристиками вертолетов, эксплуатирующихся на этих вертодромах.

    Рулежные дорожки перрона, если они предусмотрены, должны иметь формы, размеры, количество, зависящие от типа вертолетов, требуемого числа мест стоянки, требований к обслуживанию и необходимому оборудованию, интенсивности движения и времени оборачиваемости вертолетов, которое может изменяться от 3 мин, когда двигатели не останавливаются, до 15 мин, когда производится заправка топливом.

    На вертодромах с высокой интенсивностью движения выделяются зоны ожидания вертолетов.

    Поверхности площадок делаются как можно более ровными, с хорошими дренажами, свободными от пыли, грязи, камней и других предметов, которые могут повредить двигатели или лопасти винтов.

    Вертодромы не требуют больших площадей, а их строительство не особых усилий, поэтому они обычно не являются дорогостоящими. Безопасные и эффективные вертодромы могут быть созданы путем использования небольшой огражденной травяной или мощеной площадки.

    Некоторые страны (Япония, Англия, США), выработали свои рациональные требования по проектированию и строительству вертодромов, обеспечению их средствами противопожарной защиты, опасения при авариях.

    Ниже рассматриваются некоторые положения руководства по проектированию наземных и приподнятых вертодромов, разработанного Федеральным авиационным управлением США. Показаны основные факторы, которые учитываются при проектировании и строительстве вертодромов. Принятие решений основано на практике эксплуатации известных типов вертолетов, обобщения опыта проектирования и строительства вертодромов и посадочных площадок в США.

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ

    Вертодром предлагается строить на основе существующего аэродрома Смышляевка, ввиду экономии затрат на строительство летной полосы и его географического положения.

    Смышляевка — аэропорт местных воздушных линий города Самара. Расположен на восточной окраине Самары (в 15 км к востоку от центра города) в микрорайоне Аэропорт-2, входящем в черту города. Аэродром Смышляевка 4 класса, способен принимать самолёты типа Ан-2, Л-410 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. С 15 июня 2012 года аэродром закрыт, преобразован в посадочную площадку и используется для производства авиационных работ.

    Рисунок 7 — Схема аэропорта Смышляевка

    Требования к посадочным площадкам для вертолетов

    В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» разработанных в соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» посадочные площадки должны отвечать следующим требованиям.

    Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.

    На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее — зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее — зона FATO) и зона безопасности.

    Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.

    Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:

    — для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг — поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;

    — для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее — поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

    Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.

    Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.

    На посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне нее.

    Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета (11,5 метров), для полетов которого рассчитана данная зона.

    Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.

    Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.

    Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.

    В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.

    Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.

    Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.

    — если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;

    — если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.

    Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.

    Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.

    На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45° от границы зоны безопасности до высоты 10 м.

    В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки, включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы воздушных подходов должно быть не менее 2D (27,5 метров).

    При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических характеристик вертолетов.

    Место стоянки вертолета должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки. В данном случае диаметр круга равен 16,5 метров.

    Если место стоянки используется для разворота вертолета:

    а) вокруг него располагается защитная зона, которая простирается в стороны на расстояние 0,4D (5,5 метров) от границы места стоянки;

    б) минимальный размер места стоянки и защитной зоны должен быть не менее 2D.

    Если на посадочной площадке предусматривается одновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, защитные зоны мест стоянки вертолетов и связанные с ними маршруты руления не перекрываются.

    Если предусматривается неодновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, допускается перекрытия защитных зон мест стоянки вертолетов и связанных с ними маршрута руления.

    Если место стоянки вертолета предназначено для руления по земле вертолетов, имеющих шасси с колесами, его размеры должны учитывать минимальный радиус разворота вертолетов, для размещения которых предназначено место стоянки.

    Если место стоянки вертолета используется для сквозного руления по земле, то минимальная ширина места стоянки и соответствующей защитной зоны должна быть не менее ширины наземного маршрута руления.

    Центральная зона места стоянки вертолета должна выдерживать статическую нагрузку и нагрузку, обусловленную движением вертолетов, для обслуживания которых она предназначена и должна иметь:

    а) диаметр не менее 0,83D вертолета, для обслуживания которого она предназначена;

    б) ширину не менее ширины наземной РД для руления по земле, если место стоянки вертолета предназначено для выполнения сквозного руления по земле.

    Допускается совмещение зоны TLOF и места стоянки.

    Уклон места стоянки вертолета в любую сторону не должен превышать 2%, если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна.

    Места хранения вертолетов, на которых не будет производиться запуск двигателей, должны иметь размеры, необходимые для безопасного хранения вертолетов.

    Ширина наземной РД для руления по земле равняется не менее 1,5 размера колеи вертолета, для обслуживания которого предназначена РД.

    Пространство над РД для руления по земле освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии на расстояние не менее 0,75D вертолета, для руления которого предназначена РД.

    Продольный уклон РД для руления по земле вертолетов не должен превышать 3%, поперечный уклон не более 2%.

    На РД для руления по земле вертолетов не допускается наличие каких-либо объектов, за исключением ломких объектов, которые вследствие своего функционального назначения должны там находиться.

    РД для руления вертолетов по земле должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить воздействие незакрепленных предметов на вертолет.

    РД, предназначенные для руления по земле вертолетами и самолетами, должны соответствовать наиболее строгим требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.

    Ширина РД для руления по воздуху должна быть не менее 2 размеров колеи наибольшего вертолета, для руления которого предназначена РД.

    Пространство над РД для руления по воздуху освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии РД на расстоянии не менее диаметра несущего винта вертолета, для руления которого предназначена РД, поверхность под указанным пространством должна быть пригодной для аварийной посадки и должна исключать повреждение вертолетов незакрепленными предметами.

    Поперечные и продольные уклоны поверхности РД для руления по воздуху для вертолетов не должны превышать 10% и 7% соответственно или не должны превышать ограничений уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолетов, для руления которых рассчитана РД.

    Вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку — букву «Н» белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву «Н» красного цвета на фоне белого креста.

    Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных на рисунке 8.

    Рисунок 8 — Опознавательная маркировка посадочной площадки при учреждении здравоохранения.

    Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.

    Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.

    Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.

    Рисунок 9 — Схема маркировки посадочной площадки с искусственным покрытием

    Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются в соответствии с настоящими правилами.

    Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки.

    1 — рабочая площадь посадочной площадки; 2 — усеченный конус или призма; 3 — флажки-ориентиры или дорожный сигнальный конус или автопокрышка

    Рисунок 10 — Обозначение рабочей площади вертолетной посадочной площадки без искусственного покрытия

    На месте стоянки вертолетов с искусственным покрытием маркируется граница центральной зоны желтой или оранжевой линией шириной не менее 0,15 м.

    Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг, размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.

    На искусственном покрытии осевые линии РД для руления по земле и РД для руления по воздуху маркируются пунктирной линией желтого или оранжевого цвета шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.

    Маркировка маршрутов руления по воздуху над поверхностями без искусственного покрытия может быть выполнена флажками или дорожными сигнальными конусами или покрышками.

    Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных на рисунке 11

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: