Требования к манометрам газовых баллонов - VISTAGRUP.RU

Требования к манометрам газовых баллонов

Манометр для газового редуктора

Газовый редуктор применяется для снижения давления находящегося в баллоне до требуемого для выполнения работ значения.

Для контроля этих параметров применяется манометр для газового редуктора, при этом используют два экземпляра, которые устанавливаются на входной и выходной камере.

  1. Конструкция манометра
  2. Маркировка манометров
  3. Требования к манометрам

Конструкция манометра

Любой манометр состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Стальной корпус.
  • Шкала, отградуированная в определенных единицах измерения (Мпа, Па, кгс/см 2 ).
  • Указательная стрелка, показывающая существующее на данный момент в системе давление.
  • Рабочий чувствительный элемент, который приводит в движение указательную стрелку. В манометрах, которые должны работать в среде с низким давлением применяют мембраны, которые за счет своей большой площади способны воспринимать минимальные колебания давления. Но чаще всего в газовых манометрах используется чувствительный элемент пружинного или спирального типа. Под действием давления газа пружина начинает распрямляться, а трубчатая спираль увеличиваться по длине, что и вызывает перемещение стрелки.
  • Шкала манометра закрывается стеклом.

Учитывая то, что газовый редуктор с манометром должен работать при определенных условиях, на шкалу или на стекло наносится красная черта, которая определяет рабочее давление, это существенно упрощает регулировку потока газа.

Маркировка манометров

В принципе, каждый манометр может применяться для работы с различными средами, но существуют газы, для которых существуют ограничения.

Так, для ацетилена нельзя использовать приборы, имеющие медные детали, так как их контакт может привести к образованию взрывоопасных веществ.

А для установки на кислородную аппаратуру необходимо тоже использовать специальные манометры, при этом необходимо в обязательном порядке выполнять их обезжиривание для удаления возможных остатков масла.

Поэтому на манометры, которые должны применяться в специфических условиях, в обязательном порядке должна наноситься соответствующая маркировка. Так на шкале кислородного манометра должен стоять знак О2.

Кроме того, по аналогии с окраской баллонов, должен быть покрашен и корпус манометра:

  • Кислородный — голубой.
  • Горючие газы — красный.
  • Ацетилен — белый.
  • Аммиак — желтый.

Требования к манометрам

В связи с тем, что манометры предназначены для работы в системах с высоким давлением, к ним предъявляется целый ряд жестких требований.

Итак, когда использовать манометры запрещено:

  • Все манометры с определенной периодичностью должны проходить поверку в специальных лабораториях, где определяется их работоспособность, исправность, точность показаний. После выполнения технического обслуживания на прибор ставится соответствующее клеймо или пломба.

Так кислородные манометры проверяются один раз в год, а в некоторых случаях (использование в дыхательной аппаратуре) через 6 месяцев выполняется сверка показаний с контрольным манометром. Эксплуатировать приборы, не прошедшие поверку, запрещено.

  • Если стрелка не возвращается на отметку «0» более чем на допускаемую погрешность — эксплуатация не допускается.
  • При повреждении стекла, корпуса применять манометр так же нельзя.

Помните о том, что любая неисправность манометра приводит к неправильному отображению информации о существующем в системе давлении, а это грозит возникновением аварийных ситуаций. Поэтому перед установкой манометра обязательно проверьте его исправность и возможность его применения в данной газовой среде под предполагаемым давлением.

Требования к манометрам газовых баллонов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Газобалонный автомобиль, подлежащий заправке, должен быть снабжен штатными огнетушителями, кошмой.

1.2. Газовое оборудование автомобиля должно быть исправно и не иметь утечек, баллоны надежно закреплены и иметь клеймо завода-изготовителя.

1.3. Манометр газобаллонной установки должен соответствовать требованиям раздела 5-3 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Шкала манометра должна быть развернута таким образом, чтобы ее можно было видеть со стороны газозаправочной колонки.

1.4. Суммарный обьем баллонов должен быть написан на специальной табличке или частях автомобиля цифрами высотой не менее 50 мм и толщиной не менее 8 мм на расстоянии от заправочного штуцера не более 300 мм.

1.5. Вместимость баллонов (общая) с точностью до 0,5м3, заверенная подписью руководителя и печатью организации, которой принадлежит автомобиль, должна быть отражена во вкладыше к талону технического паспорта автомобиля.

1.6. К управлению газобаллоным автомобилем допускаются водители не моложе 18 лет, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение.

1.7. У водителя должны находиться и предъявляться при каждой заправке следующие документы:

1.7.1. Вкладыш к талону технического паспорта, в котором должны быть обязательно отражены следующие сведения:

1) заводские номера баллонов;

2) вместимость баллонов (общая);

3) дата очередного освидетельствования.

1.7.2. Путевой лист с отметкой ОТК об исправности материальной части автомобиля.

1.7.3. Удостоверение о прохождении проверки знаний по ПТЭ и ТБ при работе на газобаллоном автомобиле.

1.8. При заправке автомобиля сжатым газом необходимо учитывать возможность воздействия на водителей опасных и вредных производственных факторов:

— взрыво- и пожароопасность;

— наличие сосудов, работающих под давлением;

1.9. Перед въездом автомобиля на территорию АГЗС водитель обязан проверить:

1) наличие остаточного давления в баллонах по манометру. При нулевом показании шкалы манометра — на слух кратковременным открытием заправочного вентиля;

2) наличие документов перечисленных в п.1.7.

1.10. Запрещается въезд автотранспорта на заправку при наличии утечек газа, неисправной газовой аппаратуре и наличии механических повреждений на баллонах или креплении баллонов, при неисправностях заправочных вентилей, отсутствии защитных колпачков заправочных вентилей, а также при отсутствии какого-либо из документов, перечисленных в п. 1.7.

1.11. Запрещается въезд на АГНКС автотранспорта с пассажирами.

1.12. Запрещается ремонт автотранспорта и его газового оборудования на территории АГЗС.

1.13. Скорость движения автотранспорта на территории АГЗС не должна превышать 5,0 км/ч.

1.14. Запрещается перевод двигателя автомобиля с одного вида топлива на другой на территории АГЗС.

2. ЗАПРАВКА АВТОМОБИЛЕЙ

2.1. Въезд автотранспорта на заправку производится по разрешению наполнителя, либо по зеленому сигналу на колонке, разрешающему въезд.

2.2. После остановки автотранспорта у газозаправочной колонки водитель обязан выключить двигатель, включить стояночный тормоз, отключить бортовую электрическую сеть (массу), снять заглушку с заправочного штуцера и подойти к наполнителю.

2.3. Перед заправкой автотранспорта газом наполнитель обязан проверить:

1) наличие документов, перечисленных в п.1.7. настоящей инструкции;

2) наличие штатных огнетушителей;

3) выполнение требований п.2.2. настоящей инструкции;

4) наличие (по манометру на заправочной колонке) остаточного давления в ГБУ.

2.4. При положительных результатах проверки автомобиля в соответствии п.2.3 по указанию и под наблюдением наполнителя водитель обязан:

2.4.1. Подсоединить шланг к автомобилю.

2.4.2. Закрыть свечу на колонке.

2.4.3. Открыть заправочный и перекрыть магистральный вентили на автомобиле.

2.4.4. Следить за заправкой автомобиля по показаниям манометра на колонке.

2.5. Во время заправки водитель обязан находится около газораздаточной колонки в зоне видимости наполнителя.

2.6. Находиться водителю между автомашиной и панелью заправочного бокса при заправке КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2.7. Операции по открытию и перекрытию линии заправки газа производятся наполнителем:

2.7.1. В автоматическом и дистанционном режимах с пульта операторной в соответствии с технологическим регламентом по заправке автомобилей.

2.7.2. В ручном режиме перестановкой запорного вентиля на колонке.

Читайте также  Правила складирования материалов на строительной площадке

2.8. По окончании заправки водитель по указанию наполнителя (световой сигнализации):

2.8.1. Перекрывает заправочный вентиль на автомобиле.

2.8.2. Открывает свечу сброса газа из шланга.

2.8.3. Убедившись в отсутствии давления в линии (по манометру колонки) отсоединяет шланг на автомобиле.

2.9. После заправки газом с разрешения наполнителя или по разрешающему зеленому сигналу на колонке, вторично убедившись в отсоединении шланга, автомобиль удаляется с территории АГЗС.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

3.1. При появлении утечки газа из газобаллоной установки в процессе заправки, заправка немедленно прекращается, и автомобиль удаляется с территории АГЗС.

3.2. При появлении утечек из оборудования колонки, заправка прекращается, и колонка выводится в ремонт.

3.3. При разрыве трубопроводов и шлангов, а также пожаре и других аварийных ситуациях персонал АГЗС и водители действуют в соответствии с планом ликвидации аварий.

Правила поверки редукторов газовых баллонов: сроки, требования и методика поверки

Владельцы жилья, не подключенного к магистрали с природным газом, часто в качестве источника топлива используют газгольдеры или баллоны с пропан-бутаном. Выравнивание рабочих показателей производится с помощью специальной арматуры – газовых пропановых редукторов, которые при необходимости снижают давление в баллоне и поддерживают его на заданном уровне.

Чтобы оборудование было исправным, следует знать правила поверки редукторов газовых баллонов, а также соблюдать требования к установке и эксплуатации приборов. Рассмотрим вопросы, касающиеся использования пропановых устройств, а также контроля над ними.

Необходимость использования газовых редукторов

Без установки специального устройства – редуктора – давление в автономной газовой сети теряет стабильность и меняется в зависимости от наполнения баллона и состава топлива. Чтобы этого не происходило, и устанавливают прибор с расходомером-манометром, по показаниям которого можно судить о рабочем давлении.

Регулирующее оборудование требует обслуживания и время от времени проходит поверку, которую производят представители обслуживающей организации – службы Горгаза или Облгаза.

Собственники жилья не допускаются к поверке газовых редукторов, но могут контролировать действия рабочих, поэтому разберем по порядку все важные моменты – от конструкции прибора до периодичности вызова газовиков.

Устройство, принцип работы и виды

Конструкция редуктора отличается простотой, но в основе его производства лежит высокая точность изготовления всех элементов.

Устройства у разных производителей могут отличаться, но основные части конструкции остаются одинаковыми.

Детали пропанового устройства:

  • металлический или полимерный корпус;
  • присоединительный патрубок с накидной гайкой;
  • рабочий патрубок с резьбой;
  • фильтрующий узел;
  • две камеры, между которыми расположена мембрана;
  • клапан с седлом на штоке;
  • две пружины – задающая и возвратная;
  • манометр.

Выделяют два вида пропановых редукторов: 1-ступенчатые и 2-ступенчатые. Отличие состоит в способе понижения напора: в одноступенчатом процесс происходит в один этап, в двухступенчатом – в два. Конструкционное отличие второго – в наличии камеры высокого давления и дополнительного клапана.

Двухступенчатое устройство целесообразно применять для баллонов, у которых на входе высокое давление, но в быту чаще используют одноступенчатые модели.

Чтобы отличить пропановый прибор от кислородного или других, его помечают красным цветом, но встречаются и устройства «металлик».

Принцип работы состоит в регулировке давления. Поступая через патрубок в камеру высокого давления, газ давит на мембрану. Клапан открывается посредством пружины и пропускает топливо в следующий отсек – камеру низкого давления.

Там газ воздействует на мембрану с другой стороны, в результате чего давление приобретает рабочие параметры. Как только это происходит, клапан закрывается. Процесс повторяется по мере изменения параметров.

Соединение с газопроводом, ведущим к газовой плите, осуществляется через входной патрубок. Для бытовых баллонов выпускают устройства с ниппельным отводом с типовым диаметром 6,3 мм. Они дешевле, чем редукторы для сварочного оборудования.

Правила безопасной эксплуатации

Согласно инструкции по безопасной эксплуатации редукторов для газовых баллонов, необходимо соблюдать ряд правил. Перед использованием устройства нужно убедиться в его исправности и обязательно уточнить дату поверки. Если со дня последней поверки прошло больше года, оборудование применять нельзя – необходимо связаться с технической службой и вызвать специалиста.

Разрешен ввод адаптера только с исправным манометром (или манометрами). Для проверки открывают вентиль баллона и следят за стрелками на приборах. Рабочее давление устанавливают, исходя из показаний манометра низкого давления. Для регулировки медленно поворачивают винт.

При закрытом вентиле производить установку рабочих параметров нельзя. Показатели манометра высокого давления пригодятся, когда вы захотите узнать о наличии пропана в баллонах.

Иногда случаются неприятности, при которых следует срочно вызывать аварийную газовую службу, но некоторые мероприятия можно провести самостоятельно. Если редуктор замерзает, его отогревают паром или горячей водой, предварительно перекрыв и изолировав баллон.

Если вы надолго уезжаете из дома, газ необходимо перекрыть – повернуть отсекатель, установленный внутри дома, и обязательно затянуть вентиль баллона.

Нельзя производить следующие действия:

  • выполнять сварочные работы вблизи действующего газового оборудования;
  • проверять герметичность открытым огнем – зажигалкой или спичкой;
  • отогревать замерзшую арматуру открытым огнем;
  • устанавливать редукторы другого назначения – например, для кислородных или ацетиленовых баллонов;
  • использовать манометры с неподходящими техническими характеристиками;
  • применять не прошедшие поверку, неисправные манометы.

Если устройства или соединения имеют видимые механические повреждения, не рекомендуем использовать автономную сеть – следует вызвать специалиста, который проверит пригодность оборудования и выдаст положительное заключение.

С правилами по безопасной эксплуатации газовых приборов можно ознакомиться в ПБ 03-576-03.

Поверка манометров на баллонах с газом

Когда говорят о проверке редукторов, на самом деле имеют в виду поверку манометров на бытовых газовых баллонах. Откроем секрет: в госреестре СИ РФ редукторы не указаны, а вот манометры как раз присутствуют. И когда приходят специалисты, они проверяют работу расходомеров – точно так же, как производят поверку газовых счетчиков.

Но следить за функционированием редуктора также необходимо, так эти два устройства работают в одной связке. Неисправность одного из элементов немедленно скажется на работе всей системы.

Устройство и назначение расходомера

На бытовые редукторы устанавливают манометры, соответствующие требованиям ГОСТ 2405-88. Главное назначение приборов – контроль над давлением в газовой системе. Чтобы точно установить рабочие параметры, используют два устройства – на входе и на выходе.

Конструкция расходомеров состоит из следующих элементов:

  • прочный металлический корпус, с одной стороны закрытый стеклом;
  • шкала с единицами измерения – Па, Мпа, кгс/см²;
  • стрелка, окрашенная в яркий цвет;
  • чувствительный элемент, находящийся внутри корпуса и приводящий в движение стрелку.

Элемент, отвечающий за вращение стрелки, может отличаться. Для среды с низким давлением используют мембранные устройства, но для газовых сетей чаще применяют пружинные модели – стрелка движется за счет сокращения или выпрямления пружины.

[adinserter name=”mobile: вставка в тексте – 6]

Чтобы пользователю было легче ориентироваться и регулировать параметры по необходимости, на шкалу наносят красную черту – как раз напротив меток рабочего давления.

Некоторые правила установки и эксплуатации:

Применение манометров для безопасной эксплуатации газовых баллонов

Рубрика: Технологии и решения

Читайте также  Расчет водоотдачи водопроводной сети

Технические газы в разном физическом состоянии имеют широкое применение в промышленности. Например, сжиженный газ в баллонах используют для сварки металлоконструкций в строительстве мостов. Также этот газ необходим для технологических процессов в медицине и металлургии.

Баллоны со сжатыми газами, особенно токсичными и горючими, – это большая опасность. При работе с ними необходима повышенная осторожность: если давление внутри баллона выйдет за допустимые пределы, например, из-за падения или воздействия высокой температуры, баллон взорвется. Пострадать могут люди и окружающая среда.

Организации, которые в своей деятельности используют баллоны со взрывоопасным газом:

производители систем контроля газовых баллонов

производители систем пожаротушения газами

производители аналитического оборудования и хроматографов

Наглядный пример того, как взрывается баллон и какую опасность это представляет, отображен в видео. На нем запечатлен пожар на складе сварочных материалов в Далласе, штат Техас, США.

Одна из причин взрыва баллонов – нарушение правил безопасности: охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. Другая – использование манометров, которые не соответствуют требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03). Поскольку газы могут быть частично агрессивными, материалы, из которых изготовлены баллон, регулятор давления и манометр, также должны соответствовать этим правилам.

Манометры для контроля остаточного давления в газовых баллонах

Для чего контролировать остаточное давление в баллоне?

Еще одна причина взрыва баллона – смешение газов. Давление, под которым газ хранится в баллоне, — 150-200 бар. По мере расходования газа давление снижается. Если не контролировать остаточное давление и дать ему опуститься ниже требуемого, произойдет подсос окружающего воздуха с влагой или газа из соседнего баллона одной магистрали. Например, газовая сварка – это два разных газа: ацетилен и кислород. При правильной пропорции они дают равномерное горение при смешивании. Но при подсосе одного газа в другой происходит неконтролируемое смешивание, из-за которого произойдет взрыв.

Почему газовый баллон не следует полностью опорожнять?

Практически пустые баллоны с точки зрения взрывоопасности приравниваются к баллонам, наполненным газом. Поэтому в промышленности принято требование, что опорожненные баллоны должны быть с остаточным давлением не менее 0,05 Мпа. А баллоны для растворенного ацетилена — не менее 0,05 и не более 0,1 МПа.

Точно контролировать давление газа внутри баллона и, как следствие, обеспечивать безопасность персонала можно с помощью манометров.

Использование манометров на баллонах с опасными газами

Для точного контроля остаточного давления в баллонах с кислородом, ацетиленом и другими взрывоопасными газами и смесями используют специально разработанные манометры, которые инженеры называют «кислородными». Такие манометры отличаются тем, что в процессе производства они проходят специальную технологическую процедуру очистки сухим воздухом. С их внутренних частей, которые вступают в непосредственный контакт с кислородом, удаляют все масло и смазку, оставшиеся после механической обработки. Иначе кислород, вступив в контакт с жирами или маслами, быстро окислит их, смесь воспламенится и разрушит манометр.

Пример воспламенившегося манометра, установленного на кислородную магистраль

Решения для безопасной работы с газовыми баллонами

Для работы с неагрессивным газом необходимы манометры с внутренними деталями из цветного металла, нержавеющей стали или монеля. Перед тем, как принять решение, стоит также уточнить у производителя, проводит ли он проверку на утечку гелия.

Чтобы контролировать остаточное давление в баллоне, мы рекомендуем использовать электроконтактные манометры. Такой выбор обеспечит несколько преимуществ:

непрерывная поставка газа

снижение затрат на дополнительную очистку баллона при полном использовании

контроль минимального и максимального давления на выходе регулятора

Манометр на кислородный баллон – необходимость и гарантия безопасности

Содержание:

  • Виды манометров.
  • Установка и эксплуатация манометра на кислородный баллон.
  • Почему важно контролировать давление в кислородном баллоне?

Чтобы предотвратить взрыв кислородного баллона нужно точно знать остаточное давление в нем. Для этого нужно пользоваться специальным кислородным манометром, который отличается от других приборов для измерения давления вообще и газов в частности. Из этой статьи вы узнаете насколько важно правильно установить манометр на кислородный баллон.

Кислород в баллонах считается лекарственным препаратом, поскольку широко применяется в медицине. За последние 10 лет на территории СНГ произошло около 50 случаев взрывов баллонов с кислородом, причем большинство — на территории больниц. Прежде, чем подробно объяснить прямую зависимость между безопасностью и необходимостью установить манометр на кислородный баллон, разберемся в основных понятиях.

Газообразный кислород, технический и медицинский не горюч, не токсичен и не взрывоопасен. Но поскольку сильно увеличивает способность других материалов к горению, становится взрывоопасным при смешивании с другими газами. Очень опасным является контакт кислорода с жирами и смазочными материалами.

Кислородный баллон – баллон, изготовленный из стали, предназначен для транспортировки и хранения кислорода, окрашивается в голубой цвет, на баллоне должна быть надпись черным цветом «кислород».

Манометр газовый – прибор для измерения давления в газовом баллоне. Для каждого вида газа на баллон устанавливают предназначенный именно для него манометр.

На видах манометров хотелось бы остановиться подробнее.

Виды манометров.

Для отличия корпуса манометров для разных газов красят в разный цвет: голубой – манометры для кислородных баллонов, белый – для ацетилена и красный для водорода. Также на циферблате манометра может быть специальная надпись, указывающая тип газа, для которого предназначен баллон.

Также манометры разделяются по классу точности: цифры 0,2; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0 в порядке возрастания показывают все меньшую точность прибора.

Абсолютными манометрами измеряют абсолютное давление, а манометрами избыточного давления измеряют разницу между давлением в какой-либо системе и атмосферным давлением.

Установка и эксплуатация манометра на кислородный баллон.

Несоблюдение определенных условий при применении газовых манометров может вызвать взрыв с тяжелыми последствиями или разрушить прибор.

Манометр для кислородного баллона при монтаже должен надежно закрепляться на баллоне. Монтаж прибора осуществляется только воздействием на штуцер с использованием специальных ключей. Категорически нельзя при установке манометра прикладывать механические усилия к корпусу. Очень важно при установке манометра тщательно его обезжирить, чтобы не допустить соприкосновения масла с кислородом.

Манометры на кислородных баллонах могут использоваться, только если температура окружающего воздуха не превышает 70 °С.

Почему важно контролировать давление в кислородном баллоне?

Пустые кислородные баллоны заправляются кислородом до давления 150 кгс/см 2 . Таким образом, при установленном для кислородных баллонов давлении наполнения 150 кгс/см 2 и температуре 20° С в баллон емкостью 40 л вмещается около 6 м 3 газа. Фактическая величина давления наполнения баллонов принимается в зависимости от температуры в наполнительном помещении.

Причиной взрывов чаще всего становится смешивание кислорода с горючим газом. Газ попадает в баллон во время газосварочных работ, когда давление кислорода в баллоне ниже, чем горючего газа и последний перетекает в кислородный баллон.

Поэтому очень важно при приемке пустых баллонов под наполнение в обязательном порядке проверять остаточное давление кислорода в баллоне (желательно не менее 3 кгс/см 2 ) и на истекающей струе проверить присутствие в баллоне горючего газа с помощью чувствительного газотечеискателя.

Читайте также  Охранная зона ВЛ 10 кв ПУЭ

Баллоны без остаточного давления необходимо направить на пункт освидетельствования или предварительно заправить газообразным азотом до давления 3-5 кгс/см 2 , проверить по истекающей струю с помощью чувствительного газотечеискателя на отсутствие горючего газа и только после этого, удалив газообразный азот, и сделав предварительную «промывку» баллона кислородом, направить его на окончательную заправку.

Таким образом, грамотный выбор манометра и установка его на кислородный баллон является важным условием безопасности при использовании кислородного баллона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: