Склад ГСМ нормы проектирования - VISTAGRUP.RU

Склад ГСМ нормы проектирования

Каковы нормы проектирования склада ГСМ?

К хранению горюче-смазочных материалов, а соответственно, и к складам, которые это хранение обеспечивают, всегда предъявлялись наиболее строгие требования. В основном, они заключаются в обеспечении надлежащего уровня пожарной безопасности – так как указанные вещества могут отличаться крайней нестабильностью, воспламеняться даже при незначительном повышении температуры и детонировать при контакте с окружающей средой или друг с другом.

  • Склады ГСМ и нефтебазы
  • Нормы проектирования складов ГСМ
  • Что входит в число проектных работ?
  • Какие функции выполняет склад ГСМ?

Избежать этого не так уж сложно, если чётко следовать нормам безопасности и хранить здания только в той таре и тех условиях, которые для этого предусмотрены. Последнее обеспечивается непосредственно зданием (или частью здания), которое используется в качестве хранилища – поэтому проектирование складов ГСМ и дальнейшее строительство контролируется наиболее тщательно.

Склады ГСМ и нефтебазы

В первую очередь следует определить различия между складами ГСМ и нефтебазами. И те, и другие представляют из себя комплекс промышленных сооружений, снабжённых специальным оборудованием для приёма, переработки и складирования либо дальнейшей отправки горючей топливной продукции. Разница заключается в самой продукции и способах взаимодействия с ней.

Так склад ГСМ работает преимущественно с «готовыми», иначе говоря, уже переработанными жидкостями. Сюда могут входить различные виды топлива, масел, смазок, лакокрасочных материалов и.т.д. Каждый комплекс оборудован собственной системой заправочных станций для заправки техники и топливных установок, а также собственной лабораторией для определения нормирования продукции и разлива в тару другого объёма.

Нефтебаза же, как правило, представляет из себя промежуточное звено между местом добычи нефти и местом её последующей обработки, и используется для взаимодействий с сырой нефтью и её побочными продуктами. Условно выделяют следующие виды нефтебаз:

  • перевалочные – используются в качестве разгрузочного пункта для одного транспорта и загрузочного – для другого (вида либо конкретной машины). Например, портовые перевалочные базы позволяют быстро разгрузить тару с нефтепродуктами с танкера и погрузить её на автотранспорт, железнодорожные – разгрузить товарный состав и распределить жидкости по отдельным цистернам и.т.д.;
  • призаводские – которые можно дополнительно разделить на сырьевые и товарные. Данные базы располагаются непосредственно на территории предприятия либо завода и используются для хранения с последующей обработкой сырья (сырьевые), приёма нефтепродуктов с места добычи и подготовки их к дальнейшей транспортировке (товарные). Обычно данные базы взаимодействуют вместе для большей эффективности и оптимизации работы;

  • распределительные – используются исключительно для разлива нефтепродуктов в мелкую тару, объём которой оговаривается условиями потребления. В зависимости от района размещения данные базы могут быть водными, железнодорожными, водно-железнодорожными, трубопроводными и глубинными. Важно! Данные базы не предназначены для длительного хранения нефтепродуктов, вследствие чего их резервуарный парк не отличается большими ёмкостями;
  • комбинированные – представляют из себя сочетание свойств указанных выше типов баз. Отличаются наибольшими габаритами и соответствующим количеством рабочего оборудования. Как правило, строятся у наиболее крупных перерабатывающих заводов, нефтяных скважин и вышек.

Нормы проектирования складов ГСМ

Проектирование складов ГСМ является начальным и одним из наиболее важных этапов их строительства. При этом составляется:

Что входит в число проектных работ?

Мы подробно разобрали все элементы проектирования, кроме самого главного – непосредственно проекта. Именно от чётко выверенной очерёдности и рациональности действий будет зависеть нормальное и безопасное функционирование всего предприятия.

Итак, в перечень стандартных мероприятий, определяемый проектом складского комплекса для хранения ГСМ, входят:

  • проектирование главных зданий комплекса – складов ГСМ, нефтебаз и хранилищ побочных нефтепродуктов;
  • проектирование товарных и сырьевых баз с указанием необходимого для работы оборудования и способов подключения;
  • проектирование перевалочных баз – автомобильных, железнодорожных либо водных с указанием соответствующего грузоподъёмного и перерабатывающего оборудования – и временных пунктов хранения нефтепродуктов (нефтяные терминалы);
  • проектирование складов ГСМ с особыми условиями хранения, в частности – подземных хранилищ с изолированными резервуарами (для военных баз, гражданских объектов особого назначения, а также комплексов, расположенных в северных областях);

  • составление полного перечня технической документации на оборудование, использующееся во всех указанных сооружениях;
  • составление графической схемы расположения резервуаров с нефтепродуктами с указанием занимаемой ими рабочей площади и возможных перспектив расширения. Также указывается протяжённость нефтепровода, типы используемых насосных станций, фильтров и заливочного оборудования;
  • подробное описание всех использующихся видов противопожарного вооружения, указание размещения автоматических систем пожаротушения, датчиков обнаружения дыма и пламени, панелей управления, сигнализации, размещения аварийных щитков и рубильников;
  • проектирование отдельных либо обособленных сооружений и систем комплекса, эстакад для слива нефтепродуктов, резервуарных парков, систем автоматизированного управления складскими процессами и.т.д.
  • при реконструкции старой нефтебазы либо складского комплекса – полное восстановление всей технической документации с указанием рабочих параметров и технологических особенностей здания, перечня используемых материалов и технологий, а также гарантийных сроков.

Какие функции выполняет склад ГСМ?

Что же понимается под «нормальным функционированием» склада ГСМ? В первую очередь – осуществления ряда его основных рабочих функций, использующихся в производственной деятельности. Каких именно? Приведём полный список:

  • приёмка нефтепродуктов на транспортных пунктах – автомобильных, железнодорожных, пристанях и авиационных площадках, а также трубопроводами;
  • временное хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарных парках, а также в хранилищах для определённой тары. Важно! Содержание различных видов продукции на одной стеллажной секции строго запрещается!
  • выполнение мероприятий, связанных с подготовкой нефтепродуктов к транспортировке (фильтрация, тарирование, пломбирование тары) и непосредственная отправка их одним из указанных выше видов транспорта;
  • компаундирование (смешивание) потоков нефти одинаковой плотности и температур.

Помимо этого, склад ГСМ может проводить ряд вспомогательных операций: очистку нефтепродуктов от сторонних примесей (включая воду), строительство внутри комплекса дополнительных обслуживающих сооружений, при необходимости – проведение диагностики и ремонта рабочего оборудования, систем инженерных коммуникаций (освещения, электропроводки, водопровода и.т.д.) и эксплуатируемого транспорта.

8. СВОД ПРАВИЛ | СП 155.13130.2014

8. Требования к расходным складам нефтепродуктов предприятий

8. Требования к расходным складам нефтепродуктов предприятий

8.1. Требования данного раздела следует применять при проектировании расходных складов нефтепродуктов, входящих в состав предприятий (промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, энергетических, строительных и др.), общая вместимость (резервуаров и тары для хранения нефтепродуктов) не должна превышать указанную в таблице 7.

При наземном и подземном хранении одновременно легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов общая приведенная вместимость расходного склада не должна превышать вместимости, указанной в таблице 7, при этом приведенная вместимость определяется из расчета: 1 м3 легковоспламеняющихся нефтепродуктов приравнивается к 5 м3 горючих и 1 м3 объема резервуаров и тары при наземном хранении — к 2 м3 объема при подземном хранении.

При определении общей приведенной вместимости не учитываются:

промежуточные резервуары (у сливоналивных эстакад);

резервуары сбора утечек;

резервуары уловленных нефтепродуктов на очистных сооружениях производственной или производственно-дождевой канализации.

8.2. Расстояние от жилых и общественных зданий до расходных складов нефтепродуктов предприятий следует принимать в соответствии с таблицей 2, а до расходных складов горючих нефтепродуктов, предусматриваемых в составе котельных, дизельных электростанций и других энергообъектов, обслуживающих жилые и общественные здания, в соответствии с таблицей 8.

Расстояние от расходного склада нефтепродуктов до зданий и сооружений предприятия следует принимать в соответствии с требованиями раздела 6.1 СП 4.13130, до зданий и сооружений соседнего предприятия — по таблице 2 настоящего свода правил.

8.3. Расстояние от наземных резервуаров для нефтепродуктов расходного склада до зданий, сооружений и других наружных установок склада следует принимать по таблице 9.

8.4. Расстояния от подземных резервуаров для нефтепродуктов расходного склада до зданий, сооружений и наружных установок этого склада, указанных в таблице 9, допускается уменьшать до 50%.

Читайте также  Акт проверки сопротивления изоляции и заземления

На расходных складах расстояние от подземных резервуаров для горючих нефтепродуктов и от наземных резервуаров для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 °C до продуктовых насосных станций этих нефтепродуктов не нормируется.

8.5. На расходных складах расстояние от продуктовых насосных и складских зданий для нефтепродуктов в таре до сливоналивных устройств (для железнодорожных и автомобильных цистерн) следует принимать, м:

для легковоспламеняющихся нефтепродуктов не менее 10;

для горючих нефтепродуктов не менее 8.

8.6. Расстояние от наземных резервуаров, складских зданий для хранения нефтепродуктов в таре и резервуарах, продуктовых насосных станций, разливочных, расфасовочных, сливоналивных устройств для железнодорожных и автомобильных цистерн и сливных (промежуточных) резервуаров для нефтепродуктов, относящихся к расходному складу, до железнодорожных путей и автомобильных дорог следует принимать по таблице 10.

Расстояния, указанные в таблице 10, от подземных резервуаров допускается уменьшать до 50%. Расстояние от складских зданий для хранения нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 °C в таре и резервуарах, а также от раздаточных колонок жидкого топлива и масел для экипировки локомотивов до внутренних железнодорожных путей предприятия допускается принимать по габариту нормативного приближения зданий и сооружений к железнодорожным путям.

8.7. Расстояние от раздаточных колонок нефтепродуктов расходного склада до зданий и сооружений предприятия следует принимать, м:

до стен без проемов зданий со степенями огнестойкости I, II, III и IV классов C0 не менее 3;

до стен с проемами зданий со степенями огнестойкости I, II, III и IV классов C0 не менее 9;

до остальных зданий не менее 18.

8.8. Помещения продуктовых насосных и складские помещения для хранения нефтепродуктов в таре и резервуарах расходного склада следует отделять от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа.

В местах дверных проемов в этих перегородках следует предусматривать пороги (с пандусами) высотой 0,15 м.

8.9. В производственных зданиях I и II степеней огнестойкости, а также в одноэтажных зданиях III и IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности C0 допускается размещать расходный склад для хранения нефтепродуктов в количестве, не более указанного в таблице 11.

Выпуск паров легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов из резервуаров в помещение, в котором они установлены, не допускается.

8.10. Из наземных расходных резервуаров единичной и общей вместимостью более 1 м3 для легковоспламеняющихся и 5 м3 для горючих нефтепродуктов, относящихся к расходному складу и устанавливаемых в производственных зданиях, должен предусматриваться слив в аварийный подземный резервуар или опорожнение их продуктовыми насосами в резервуары основной емкости склада.

Объем аварийного резервуара должен быть не менее 30% суммарной вместимости всех резервуаров, устанавливаемых в производственных зданиях расходного склада, и не менее вместимости наибольшего из указанных резервуаров.

Аварийный резервуар, в который обеспечивается самотечный слив, должен быть подземным и располагаться снаружи здания на расстоянии не менее 1 м от стен без проемов и не менее 5 м от стен с проемами. Специальный аварийный резервуар может не предусматриваться, если обеспечивается самотечный слив нефтепродуктов в резервуары основной емкости склада.

При самотечном сливе трубопроводы аварийного слива должны иметь диаметр не менее 100 мм и снабжены устройствами, предупреждающими распространение пламени через эти трубопроводы.

На каждом аварийном трубопроводе, соединяющем расходные резервуары с аварийным резервуаром, должно быть запорное устройство, устанавливаемое вне здания или на первом этаже (вблизи выхода наружу).

Продуктовые насосы, обеспечивающие откачку нефтепродуктов при аварии, необходимо размещать в отдельном от резервуаров помещении или вне здания.

Аварийный слив из резервуаров (баков) для масел, размещаемых в подвальных помещениях, допускается не предусматривать.

8.11. На расходном складе предприятий и строительств, расположенных вне населенных пунктов, а также на территории лесозаготовок допускается для хранения нефтепродуктов предусматривать подземные сооружения из горючих материалов при условии засыпки этих сооружений слоем земли (с уплотнением) толщиной не менее 0,2 м и устройства пола из негорючих материалов.

Количество нефтепродуктов при хранении в этих сооружениях не должно превышать 12 м3 для легковоспламеняющихся и 60 м3 для горючих нефтепродуктов.

8.12. Подачу воды для охлаждения резервуаров и тушения пожара на расходных складах нефтепродуктов предприятий следует предусматривать от наружного водопровода предприятия (при обеспечении расчетного расхода воды и необходимого свободного напора в сети) или в соответствии с пунктом 13.2.8 настоящего свода правил.

Какие противопожарные нормы на складах нефти и нефтепродуктов надо соблюдать


Правила и противопожарные нормы на складах нефти и нефтепродуктов регулируются ПБ 09-560-03, а также федеральным законом №116 от 21.07.97. Требования распространяются как на действующие АЗС, так и на складские помещения.

Правила пожарной безопасности на складах ГСМ

Разработанные СНиП на склады нефти и нефтепродуктов позволяют обеспечить должный уровень безопасности. Все основные требования ППБ изложены в инструкции №40. В частности там замечается:

    Назначается ответственный за пожарную безопасность склада (обычно начальник складского помещения или АЗС).

Требования пожарной безопасности к складам ГСМ и нефтепродуктов запрещают использование открытого огня на всей занимаемой территории, независимо от цели его использования.

Въезд автотранспорта разрешен только при условии наличия искрогасителей.

Разлив жидкостей осуществляется исключительно металлическими ведрами. Тара и укупорочный материал должен храниться непосредственно на складе.

На территории предусматриваются средства пожаротушения склада дизельного топлива или других нефтепродуктов. Предусматривается система автономного тушения огня.

Не допускается загрязнение пола различными жидкостями и мусором.

Противопожарные нормы и требования к складам нефти и нефтепродуктов требуют регулярно проверять состояние дыхательных клапанов емкостей.

Согласно ФЗ №123 склад ГСМ относится к категории пожароопасности Б или В1-В4, в зависимости от типа нефтепродуктов. Каждое помещение хранилища проходит экспертную проверку. По результатам аудита назначается класс пожароопасности. К примеру, здания АЗС относятся к категории взрывопожароопасности «Б».

В случае возгорания ответственный за ППБ организовывает пожаротушение закрытого или подземного склада, заботиться об оповещении сотрудников МЧС.

Разрыв между АЗС и зданием, указывается в НПБ 111-98. Если заправка использует подземные резервуары, минимальное расстояние до жилого дома не может быть меньше 25 м., наземные 50 м.

ППБ указывает на необходимость поставить на складе ГСМ систему автоматического пожаротушения. Во время проектирования помещения учитывают особенности и класс пожароопасности помещения. Выбор установки пожаротушения зависит от типа и категории опасности здания.

  • Основным требованием, предъявляемым к складам тарного хранения нефтепродуктов, является, обеспечение правильного хранения ГСМ. Не допускаются удары бочек друг от друга. Тара хранится исключительно в вертикальном положении.
  • Системы пожаротушения, чем тушить склад ГСМ

    Организация тушения пожара на складах ГСМ регулируется НПБ 110-03 и СНиП 2.11.03-93. Суть норм заключается в следующем:

      Обязательное использование датчиков пожаротушения.

    Установка автоматической системы. Пожаротушение осуществляется с помощью пенного раствора. Вода применяется исключительно для охлаждения несущих конструкций, огнезащитных штор и т.д.

    Индивидуальные средства пожаротушения на складе ГСМ располагаются в специально отведенных местах. Сотрудники должны быть проинструктированы относительно действий в случае пожара. Огнетушители регулярно проверяются и заправляются.

  • Выбираемый тип пожаротушения напрямую зависит от степени взрыво и пожароопасности АЗС или склада.
  • Оснащение склада ГСМ средствами пожаротушения

    Противопожарные требования к складам нефтепродуктов предписывают оснащение первичными и вторичными средствами тушения огня. Способы тушения огня выбирают исходя из характеристик здания и класса огнеопасности помещений.

      Оснащение первичными средствами пожаротушения — регламентируется ППБ-01-93. Предназначены для тушения огня на начальной стадии возгорания. Устанавливаются емкости с водой. Объем бочек не менее 0,2 м³. Расчет запаса воды высчитывается по общей площади помещений. Пожарный стенд монтируется в удобном месте. Содержит емкость для песка с обязательной защитой от осадков.
      Нормы ПБ при устройстве складов ГСМ обязуют хозяев приобрести огнетушители, асбестовые полотна и войлок для тушения первичных очагов возгорания.

    Читайте также  Высота кинозала нормы

    Вторичные средства пожаротушения. В зависимости от категории помещений АЗС по взрыво и пожароопасности выбирается механизированная или автоматическая система пожаротушения. Для определения класса проводится экспертиза безопасности. Оборудование складов ГВС требует использования исключительно автоматической системы пенного пожаротушения.

  • Система сигнализации и оповещения. ПБ при эксплуатации подчеркивают важность современного оповещения о возгорании обслуживающего персонала. Датчики сигнализации оповещают о потенциальных источниках опасности: повышении температуры или наличия открытого огня. Одновременно посылается сигнал на включение системы пожаротушения в складах ГСМ и на пульт управления МЧС.
  • Современное противопожарное оборудование складов ГСМ позволило увеличить скорость тушения пожаров и увеличило вероятность локализации возгорания и его затухания в самом начале распространения.

    Противопожарные мероприятия на складах горючего

    Противопожарные мероприятия включают в себя комплекс мер направленных на предотвращение возгорания или распространения пламени. Основное назначение свести к минимуму вред причиненный пожаром. Требования учитывают противопожарные разрывы между складами ГСМ и зданиями, необходимое количество воды для системы пожаротушения и другие меры:

      СНиП на расстояния нефтебаз и складов горючего 2.11.03-93. Расчет разрывов осуществляется по таблице. Значение может изменяться в зависимости от взрывоопасности здания, объема топливных резервуаров и вида хранящегося сырья. Подземный склад дизельного топлива объемом свыше 100000 м³ должен находиться как минимум в 100 метрах от соседнего предприятия или жилого дома.

    В наружном складе проводится анализ слабых мест несущих и важных конструкций. Обеспечивается их огнезащита.

  • Продумываются действия пожарного расчета. Регулярно проводятся плановые учения помогающие обеспечить быструю эвакуацию персонала и посетителей. Приемы тушения пожаров на горюче смазочных складах подразумевают воздействие на две причины распространения огня: высокую температуру и химические свойства материалов.
    Водно – пенные составы препятствуют испарению горючих материалов и поступлению воздуха. Температуру нагрева несущих конструкций понижают методом орошения водой. Техника, применяемая при тушении, помогает разбирать завалы, образованные в результате пожара, выполняет и другие функции.
  • Особый режим на складе горючих жидкостей подразумевающий полный запрет использования открытого огня, а также неукоснительного соблюдения техники безопасности, помогает уменьшить вероятность возникновения пожара.

    Правильно подобранные системы пожаротушения способствуют локализации возгорания. Выполнение требований ПБ к открытым складам ГСМ предотвращает распространение огня на близлежайшие жилые здания и промышленные центры.

    Проектирование складов ГСМ

    Проектирование складов ГСМ (склад горюче-смазочных материалов) выполняется на основе технического задания, составляемого с учетом пожеланий заказчика и условий размещения хранения самих ГСМ.

    Проект строительства склада ГСМ состоит из проекта (стадия ПД), рабочей документации (стадия РД) и специальных разделов (согласно 87 Постановления Правительства):

    • охрана труда и управления производством,
    • сметы и организация строительства,
    • ИТМ гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
    • охрана окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих объектов;
    • выполнение расчетов и разработка норм предельнодопустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие;

    Также мы осуществляем:

    • автоматизация склада ГСМ (АСУ ТП склада ГСМ);
    • осуществление функций генерального подрядчика и проектировщика;
    • авторский надзор за строительством;
    • инжиниринговые услуги.

    Стоимость проекта строительства склада ГСМ:

    Объем хранения ГСМ, м3 Стоимость проекта*, руб. (без НДС) Срок проектирования**, календарные дни
    1 000 1 510 000 90
    2 000 1 620 000 95
    3 000 1 710 000 100
    5 000 1 820 000 105
    8 000 1 910 000 110
    10 000 2 520 000 120
    15 000 2 710 000 125
    20 000 3 020 000 130
    30 000 4 010 000 140
    40 000 5 020 000 150
    50 000 6 010 000 160

    Примечения.
    *Смета примерная, ориентировочная, указана за проектную документацию (рабочая документация по отдельному договору) с учетом спецразделов и сопровождения в экспертизе. Уточняется на момент заключения договора.
    **Срок уточняется на момент заключения договора.

    Склад ГСМ – это комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема, хранения, технологической переработки, контроля качества топлива, масла и специальных жидкостей, а также подачи их на заправку ВС, спецавтотранспорта и топливных установок и машин.

    Различают перевалочные, призаводские и распределительные склады ГСМ.

    Перевалочные склады предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из морских танкеров и барж в речные, из ж.-д. маршрутов в отдельные цистерны и т.п.

    Призаводские склады ГСМ бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём горючего и смазочных материалов с установок, хранение ГСМ и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные склады объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с заводом, или в непосредственной близости от него.

    Распределительные склады ГСМ снабжают непосредственно предприятия, а также отпускают горючее, масло и смазку в мелкой таре. Формально они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. Склады этого типа имеют ограниченный район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая.

    Многие склады ГСМ одновременно выполняют смешанные функции — перевалочных, заводских и распределительных. Проектирование таких складов горючего выполняет важную роль в дальнейшем функционировании базы — как запроектируешь, так и будешь строить!

    Для объектов хранения и перевалки смазочных материалов и горючего (ГСМ) можно сформулировать список выполняемых проектных работ:

    1. Проектирование складов горючего для воинских частей;
    2. Проектирование складов ГСМ;
    3. Проектирование складов масел и присадок;
    4. Проектирование складов смазочных материалов;
    5. Проектирование товарно-сырьевых призаводских складов ГСМ;
    6. Проектирование морских перевалочных складов ГСМ;
    7. Разработка проектов расходных складов ГСМ небольшой мощности;
    8. Проектирование нестандартных баз хранения ГСМ, например с подземными резервуарами (для гражданских и военных стратегических объектов и северных территорий);
    9. Разработка документации на замену и модернизацию технологического оборудования действующих складов горюче -смазочных материалов;
    10. Разработка проектной документации на реконструкцию и расширение резервуарных парков хранения горючего;
    11. Приведение систем пожарной и промышленной безопасности складов горючего к современным стандартам и требованиям НТД;
    12. Проектирование отдельных систем и объектов на складах горючего: сливо-наливных эстакад, резервуарных парков, систем противопожарной защиты, систем автоматики и автоматизации;
    13. Восстановление утраченной проектной документации на старые склады горючих и смазочных материалов.

    Классификация складов ГСМ
    Условно все склады горюче-смазочных материалов можно разделить на две группы.

    1. Склады ГСМ, являющиеся самостоятельными предприятиями, а также товарно-транспортные и сырьевые цеха нефтяных промыслов, нефтеперерабатывающих заводов и магистральных трубопроводов, располагающих мощным резервуарным парком (более 2000 м3).
    2. Склады горючего и смазочных материалов, входящие в состав предприятий и имеющие общий объем резервуарного парка для хранения легкоиспаряющихся нефтепродуктов не превышающий 2000 м3. Такая классификация использовалась согласно нормам, действовавшим в 1970г.

    Согласно современных норм, склады ГСМ подразделяются:

    • По общей вместимости и максимальному объему одного резервуара — на категории, в соответствии со СНиП 2.11.03-93;
    • По функциональному назначению — на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
    • По транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов — на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.);
    • По номенклатуре хранимых нефтепродуктов — на склады ГСМ для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также склады ГСМ общего хранения;
    • По годовому грузообороту — на пять классов в соответствии с таблицей ВНТП 5-95.

    Общая характеристика складов ГСМ:
    По значимости, проводимые на складах ГСМ операции, делятся на основные и вспомогательные.
    К основным операциям относятся такие как:

    1. Прием нефтепродуктов, доставляемых на склад ГСМ в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
    2. Хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;
    3. Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;
    4. Компаундирование или смешение горючих и смазочных материалов.
    Читайте также  Принцип работы датчика протечки воды

    К вспомогательным операциям склада ГСМ относятся:

    1. Очистка и обезвоживание ГСМ;
    2. Строительство складов ГСМ;
    3. Ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
    4. Эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.

    Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории склада ГСМ и программы их производственной деятельности.

    В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты склада ГСМ распределены по зонам.

    Зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады.

    Зона водных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные.

    Зона хранения представлена следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.

    Зона оперативная, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.

    Зона вспомогательных сооружений, предназначенных для обслуживания склада ГСМ, включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд склада ГСМ, объекты противопожарной службы.

    Зона административно-хозяйственная, в которую могут входить: контора склада ГСМ, пожарное депо, здание охраны склада ГСМ, гараж.

    Зона очистных сооружений, может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения.

    Особенности проектирования и строительства складов ГСМ

    Горюче-смазочные материалы требуют строгого соблюдения техники безопасности при хранении, поэтому к строительству складов для них предъявляются особые требования. Сегодня правила работы складов ГСМ и контроль за ними не регулируются отдельными нормативными актами, а попадают в число общих требований к складской и предпринимательской деятельности. Но есть определенные нормативы, которые обязательно нужно учитывать при проектировке. Различают товарные склады и помещения на предприятиях, где хранится ГСМ-продукция. Эти здания имеют разное назначение, но в обоих случаях требуется соблюдение противопожарных норм. Рассмотрим, как осуществляется строительство складов горюче-смазочных материалов.

    Особенности и классификация

    Проектирование складов ГСМ состоит из нескольких этапов, после которых заказчик получит готовый проект здания, полностью функционального и защищенного от чрезвычайных ситуаций. Проектировка осуществляется с учетом требований СНиП II-106-79, регламентирующего строительство мест хранения нефтепродуктов. Любой проект включает в себя рабочую документацию и несколько специальных разделов, в которых отражены вопросы охраны труда, организации строительства и охраны окружающей среды.

    строительство гсм складов

    Любой склад ГСМ, строительство которого требует соблюдения регламента, представляет собой комплекс зданий и оборудования, предназначенного для приемки, технологической переработки и организации хранения топлива, машинного масла и горючих жидкостей специального назначения. Кроме того, склад должен быть оборудован механизмами для подачи ГСМ и заправки машин. Проектирование складов ГСМ предполагает их разделение на призаводские, перевалочные и распределительные. Призаводские делятся на сырьевые и товарные, чаще всего оба типа находятся на территории одного предприятия. Перевалочные укомплектовываются оборудованием для перегрузки нефтепродуктов с одного типа транспорта на другой (из железнодорожных цистерн в морские танкеры, к примеру). Распределительные предполагают перегрузку ГСМ в более мелкую тару, что тоже требует специального оборудования. Все особенности назначения зданий учитываются в ходе проектных работ. Строительство ГСМ складов и баз горючего учитывает разделение всего пространства на несколько функциональных зон:

    • Зона хранения горючего, в которой находятся резервуары с топливом и техническими маслами. Там же располагается насосное оборудование и технологические трубопроводы.
    • Оперативная зона – место, отведенное для розлива нефтепродуктов в контейнеры, автоцистерны, бочки и другие емкости. Здесь располагается разливочное оборудование. Крупный склад может иметь собственную лабораторию для контроля качества нефтепродуктов.
    • Вспомогательная зона — ряд помещений, необходимых для нормального функционирования. Сюда включены котельное помещение, подстанция, механическая мастерская, ремонтный цех и т. д.
    • Административная зона — участок занимают помещения охраны, администрации, здесь же располагается гараж и пожарное депо.

    Строительство ГСМ складов и баз горючего должно проектироваться с учетом необходимой площади для каждой зоны в зависимости от назначения и требований к оснащению. Портовый склад требует дополнительной зоны для водных операции: погрузки ГСМ в танкеры и разгрузки нефтепродуктов, доставленных водным транспортом. Это пристани, специальное насосное оборудование и др.

    Требования к содержанию

    Нормы на строительство склада ГСМ и его содержание позволяют добиться безаварийной работы и выполнения зданием всех своих функций. Должны соблюдаться следующие требования:

    • К территории должны быть проложены грамотно спланированные подъездные пути, которые в зимнее время тщательно очищаются от снега. Бетонные и асфальтированные дороги должны поддерживаться в хорошем состоянии, места подъезда обязательно освещаются.
    • Территория обносится забором, сделанным из негорючих материалов, высота его должна составлять не менее 2 м. На территории не допускается скопление мусора, содержать ее нужно в чистоте. В тех местах, где существует особая опасность возгорания, устанавливаются предупреждающие знаки.
    • На территории обязательно оборудуются пожарные щиты, на которых располагаются средства пожаротушения. Любое помещение должно иметь не меньше 2 выходов, двери из каждого здания должны открываться только наружу. Это позволит быстрее провести экстренную эвакуацию при чрезвычайных ситуациях.
    • ГОСТ на строительство склада ГСМ 1510-84о пределяет требования к емкостям и резервуарам, в которых хранится горючее: стационарное оборудование устанавливается на прочном фундаменте. Если есть необходимость работ на высоте, емкости дополнительно оборудуются лестницами с перилами. Цистерны больших объемов должны иметь специальное покрытие, устойчивое к агрессивным средам.

    Существуют также специальные нормы по строительству склада для хранения газовых баллонов.

    • Такие баллоны хранятся только в вертикальном положении, недопустимо размещение помятых или поврежденных резервуаров, а также баллонов, на которых не указана дата испытания.
    • Не должно быть чердачных помещений, стены высотой не менее 3 м изготавливаются из негорючих материалов.

    склад для хранения газовых баллонов

    Нормы для хранения газовых баллонов в целом соответствуют требованиям к организации других типов хранилищ ГСМ.

    Дополнительные требования к строительству

    ГОСТ на строительство склада ГСМ требует дополнительной обработки металлоконструкций огнезащитным покрытием, препятствующим распространению огня. Пол изготавливается из материалов, которые не дают образования искр даже при сильном ударе металлическим предметом. Необходимо тщательно контролировать осветительную систему, не допуская неисправностей проводки. Обязательно организуется работоспособная система приточно-вытяжной вентиляции, которая позволит эффективно очистить помещения от дыма. Нельзя допускать скопления посторонних предметов на лестницах, загромождения пожарных выходов, нарушений режима курения в здании. Каждое помещение должно быть оборудовано устройствами для связи с диспетчерской, обязательна установка датчиков пожарной сигнализации.

    проектирование информационных свяей склада ГСМ аэропорта

    Строительство складов горюче-смазочных материалов, проведенное в соответствии со всеми нормами, позволяет гарантировать безаварийную работу и отсутствие любых чрезвычайных ситуаций. Нормы на строительство дополняются обязательным инструктажем сотрудников и контролем за соблюдением всех противопожарных требований. Склады ГСМ требуют особого внимания, являются местом повышенной опасности, поэтому недопустимо пренебрежение противопожарными мерами. Ответственное отношение к делу поможет избежать человеческих жертв и больших материальных потерь.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: