Проверка центробежных насосов на герметичность и производительность - VISTAGRUP.RU

Проверка центробежных насосов на герметичность и производительность

Методика испытания пожарного насоса, газоструйного вакуумаппарата на производительность ПН-40УВ. Параметры работы ПН-40, ПН-60, ПН-100. Параметры пожарных насосов. Устройство. Возможные неисправности и методы устранения

Определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик

Проверка работоспособности газоструйного вакуумаппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя

Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть все задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 – 570 мм. рт. ст.).

При нормально работающей вакуумной системе эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.

Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.

Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опрессовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опрессовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2… 0,3 МПа.

Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.

Проверка технического состояния ПН забором и подачей воды из водоема

Методика проверки работы пожарного насоса

Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса.

Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра.

Показания приборов, переведенные в м, вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются.

Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями.

Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения.

Методика проверки работы пожарного насоса

Технические условия: Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%

Нормативные значения основных параметров пожарных насосов

Подача, м .куб/с (л/с)

Частота вращения 1/с (об/мин)

Пожарный насос ПН-40УВ

1-корпус; 2-крышка; 3-вал; 4-рабочее колесо; 5,6-подшипники; 7-уплотнительный стакан; 8-червяк привода тахометра; 9-шестерня привода тахометра; 10,21-манжеты; 11-щуп; 12-муфта-фланец; 13,20-прокладки; 14-сливной краник; 15,28-шайбы; 16,26 -гайки; 17-шпонка; 18, 22-резиновые кольца; 19-уплотнительное кольцо; 23-болт; 24-проволока; 25-сливная пробка; 27-корпус привода тахометра; 29-кольцо; 30-шплинт; 31-шланг.

Возможные неисправности пожарного насоса и способы их устранения

1. Насос не подает воду при пуске. Причина: Насос полностью или частично заполнен воздухом, необходимо повторно произвести забор воды с помощью вакуумной системы.

2. Насос сначала подает воду, затем подача ее уменьшается и падает до нуля.

  • а) Во всасывающейся линии имеются неплотности, необходимо проверить всасывающую линию, устранить неплотности.
  • б) Всасывающая сетка засорена, для устранения очистить всасывающую сетку.
  • в) Недостаточно заглублена всасывающая сетка, опускаем всасывающую сетку в воду не менее чем на 600 мм

3. При исправном насосе мановакуумметр не показывает давление, причина в неисправном мановакуумметре. При этом разбирать и ремонтировать запрещается.

4. При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация.

  • а) Ослаблено крепление насоса, необходимо подтянуть болты крепления
  • б) Изношены шарикоподшипники насоса. Следует разобрать насос, проверить шарикоподшипники. Изношенные подшипники заменить новыми.
  • в) Износ шеек вала рабочего колеса, на которые посажены (шарикоподшипники). Заменить вал новым или отремонтированным
  • г) Разрушено рабочее колесо. При обнаружении выкрашивания материала колеса, трещин, сильной коррозии и т.д., заменить колесо новым.

5. При исправной коробке отбора мощности и трансмиссии насос не работает, так как засорены каналы рабочего колеса. Очистить каналы колеса.

6. Вал насоса не прокручивается.

  • а) В летний период засорение песком, илом или грязью. Следует разобрать насос, тщательно очистить от грязи каналы рабочего колеса и внутреннюю полость.
  • б) В зимний период возможно примерзание рабочего колеса. Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой.

7. Из дренажного отверстия течет струйкой вода, признак износа манжет. Заменить манжеты новыми.

8. В масляную ванну насоса попадает вода.

  • а) Засорено дренажное отверстие. Прочистить дренажное отверстие.
  • б) Износ манжет. Заменить манжеты новыми.

9. Из дренажного отверстия течет масло, это износ манжеты. Заменить манжету.

Наименование параметра Значение параметра для насосов
нормального давления высокого давления
Номинальная подача , не менее 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110, 120, 130, 140, 150, 160, 180, 200 20 4 2
Напор в номинальном режиме, м, не менее 100 200 400
Коэффициент полезного действия в номинальном режиме, не менее 0,6 0,6 0,4
Допускаемый кавитационный запас, м, не более 3,5 3,5 5,0
Максимальное давление на входе в насос, МПа, не менее 0,6 0,6
Максимальное давление на выходе из насоса, МПа 1,5 3,0 5,0
Номинальная геометрическая высота всасывания, м 3,5 3,5
Максимальная геометрическая высота всасывания, м 7,5 5,0
Примечание.

1. Подача насоса при номинальной и максимальной геометрической высоте всасывания должна обеспечиваться при номинальном напоре.

2. Указанные параметры времени водозаполнения, напора в номинальном режиме, подачи насоса при номинальной и максимальной геометрической высоте всасывания должны обеспечиваться при условиях водозаполнения через всасывающую линию длиной не более

Сечением не менее суммарного сечения всасывающих патрубков насоса, без резких поворотов, с углом поворота потока в соединительном патрубке не более 30°.

Насосы пожарных автомобилей

Основным оборудованием, которое устанавливают на пожарные автомобили, является пожарный насос. Это устройство для перекачки и подачи жидких или газообразных рабочих сред, используемых во время ликвидации возгораний. Функционал насоса включает две операции: засасывание огнетушащего вещества и его нагнетание. Существует несколько видов установок, различающихся между собой конструкцией, принципом действия и создаваемым ими давлением.

  1. Классификация ПН
  2. Струйные
  3. Объемные
  4. Центробежные
  5. Принцип работы
  6. Характеристики
  7. Техника безопасности
  8. Испытание насосов пожарных автомобилей

Классификация ПН

Пожарные машины комплектуются тремя видами агрегатов.

Струйные

Один из самых популярных видов оборудования, которое устанавливается на технику, задействованную во время тушения пожаров. Струйные ПН бывают двух типов:

  1. Водоструйные, которые устанавливают на каждую спецмашину. Второе их название – гидроэлеватор. С его помощью производят забор воды из водоисточников с заболоченными берегами, которые представляют трудность для подъезда машин. Второе назначение ВПН – откачка воды из помещений. Гидроэлеватор относят к устройствам эжекторного типа с трансформацией потенциала в кинетическую энергию.
  2. Газоструйные, которые обеспечивают заполнение всасывающих рукавов и центробежных агрегатов водой. Используют отработанные среды двигателя внутреннего сгорания. Газы проходят по корпусу, в результате создается разряженная зона, благодаря которой и возможен напор на насосе пожарного автомобиля.

Визуально работу водоструйного насоса можно представить на схеме:

Объемные

Это устройства, в которых передвижение воды или газа обеспечивается изменением объема рабочей камеры. Они также делятся на несколько типов:

  • Водокольцевые. Объем камеры меняется при помощи использования роторной установки. Коэффициент полезного действия в них очень низкий, и перед началом в агрегат необходимо заливать дополнительную жидкость.

  • Поршневые. В этих насосах для пожарного автомобиля изменение объема зависит от работы поршневого элемента. Главный плюс такого оборудования – высокий КПД и хорошая всасываемость, минус – невозможность регулировки подачи огнетушащих средств.

  • Пластинчатые. В них работают лопатки ротора. За счет прижимания лопастей создается дополнительный объем. За счет их же движения жидкость проталкивается к выходу.

  • Шестеренчатые. Их работа обеспечивается двумя колесами.

Центробежные

Это оборудование для автоцистерн и автонасосов. Оно различается по нескольким параметрам:

  • Давлению: до 2 МПа, до 5 МПа и установки, создающие оба варианта.
  • Количеству колес: стандартные 1-ступенчатые для создания нормального напора, 2-ступенчатые и выше – для поддержания высокого давления.
  • Расположению вала: наклонный, вертикальный, горизонтальный.
  • Напору: норма до 100 метров, высокий уровень – до 300, комбинированный тип – установки, создающие и нормальный, и высокий уровень напора.
  • Расположению в ПА: впереди, посередине, сзади.

Принцип действия центробежного агрегата основан на вращении колеса, которое за счет своего движения передает энергию жидкости. Чем выше скорость вращения, тем больше давление, под которым «зуб» выдает воду в диффузор.

Для предупреждения закручивания воды на входе устанавливают разделитель. Чтобы увеличить скорость делают переход большего сечения в меньшее. Дополнительно устанавливают пенообразователь. Для распределения жидкости в рукава используют коллектор.

Одно из условий безопасности эксплуатации центробежных агрегатов – соблюдение температурного режима. Огнетушащее вещество нельзя охлаждать ниже 30°С. Именно поэтому на ПА насосы устанавливают в отделение, где поддерживается плюсовая температура.

Перед включением систему заполняют водой, чтобы предупредить появление примесей воздуха. Максимальный размер частиц, которые могут присутствовать при этом в воде, – 3 мм, а их концентрация на общий объем – менее 0.5%.

У центробежных агрегатов есть свои плюсы:

  • постоянное давление сразу после подключения к водоисточнику;
  • длительный срок эксплуатации;
  • возможность подключения к различным типам ПА;
  • высокий уровень КПД от 58%.

Минусы также присутствуют:

  • изменение давление отражается на КПД;
  • отсутствует возможность самостоятельного всасывания жидкости;
  • не работает, если в воде присутствуют загрязнения крупных фракций (камни, тина).

Принцип работы

Классификацию пожарных насосов по принципу действия можно представить схемой.

В объемных агрегатах движение жидкости происходит из-за изменения объема камеры устройства. Чаще всего из этого класса используют поршневые установки. Аналогичный им принцип действия имеют ручные устройства, которые применяют при ликвидации небольших очагов возгораний в лесу.

Динамические устройства работают на силе инерции. Процесс всасывания в них происходит непрерывно. Плюс таких агрегатов – перекачка даже сильно загрязненной воды.

Характеристики

Самое популярное оборудование современных ПА – центробежные насосы. Их используют для подачи воды, пены, создания вакуума или прокачки водопроводов. При этом независимо от вида ПН выделяют основные характеристики этого оборудования:

  1. Объем подаваемого вещества, измеряемый в л/с или м 3 /с.
  2. Высота выходящей струи (измеряется в метрах).
  3. Расстояние от поверхности воды до горизонтальной оси самого насоса, или высота всасывания (в метрах).
  4. Частота вращения вала (об/мин).
  5. Коэффициент полезного действия.

Оборудование нормального давления, которым комплектуется большинство ПА, дает напор 100 м и работает на высоте всасывания 7-7.5 м. В среднем такой агрегат выдает 40 л/с. КПД при этом – 60%. Для высокого давления характерен напор 200-400 м при КПД 40% и более.

Техника безопасности

Заземление насоса пожарного автомобиля считается важной мерой по обеспечению техники безопасности во время работы оперативной бригады. Агрегаты имеют электромотор, из-за чего вероятно распространение по деталям ПА тока. При включении наноса проводят заземление с использованием внешних устройств. Это защищает от удара током при возникновении наведенного напряжения на машине и при заливе проводящей части электроустановки.

В практике пожарных используется два вида заземлений:

  • Переносное для пожарных стволов. Используется для защиты от попадания на электроустановки воды. По устройству такие заземлители очень просты: проводник с опрессованными концами. С одной стороны крепится к струбцине, с другой – к стволу.

  • Переносное заземление для пожарных машин. Для защиты спасателей от возникновения наведенного напряжения. Представляет собой гибкий медный провод в прозрачной оболочке. Наконечники при помощи болтов крепятся к заземляющей струбцине и пожарному стволу.

Испытание насосов пожарных автомобилей

Насосы пожарных автомобилей испытывают после каждых 5000 км пробега, но не реже одного раза в год. Общая инструкция прописана в Наставлении по технической службе ГПС. При проверке обязательно выполняются следующие условия:

  • установка насосов и монтажа трубопроводов проведены в соответствии с требованиями техдокументации на ПА;
  • вентили, задвижки, сливные краны открываются и закрываются без дополнительных усилий;
  • отсутствует течь в местах основных соединений;
  • диагностика частоты вращения вала не превышает 5% номинальной;
  • подпор во всасывающем патрубке не превышает 0.4 МПа, а для насосов с уплотнителем пластинчатой набивкой – 0.8 МПа;
  • напор на выходе – не более 1.1 МПа.

Методика проверки ПН забором и подачей воды из водоемов состоит в следующем:

  • установка машины на водоисточник;
  • включение устройства и подача воды при полном открытии задвижек;
  • определение величины напора на основании показаний манометра и мановаккуумметра;
  • сравнение фактических значений с нормативными показателями.
Тип Подача м 3 /с (л/с) Напор (м) Частота вращения (об/мин)
ПН-40 0.040 (40) 100±5 2700
ПН-60 0.060 (60) 100±5 2600
ПН-110 0.110 (110) 100±5 1350

При испытании уменьшение напора не должно превышать 15% от номинальных показателей.

Во время проверки могут быть выявлены неисправности:

  1. Отсутствие подачи воды при пуске. Причина – частичное или полное заполнение насоса воздухом. Для устранения проводят повторный забор при помощи вакуумной системы.
  2. Уменьшение подачи воды во время работы. Причина – неплотности во всасывающей линии, мусор на всасывающей сетке или недостаточное ее заглубление.
  3. Стук и вибрация во время работы. Причина – ослабли болты креплений, износ шарикоподшипников и шеек вала рабочего колеса.
  4. Не прокручивается вал. Причина – засорение или промерзание узлов.
  5. Протечка дренажного отверстия. Причина – износ манжет. Устраняется их заменой.
  6. Попадание воды в масляную ванну. Причины – засорение дренажного отверстия или износ манжет.

Испытание пожарного насоса на производительность

Разрежение создается, но после выключения вакуумного затвора быстро падает

Разрежение создается до нормы, но медленно

Разрежение есть, но ниже нормы

Вакуумметр не показывает разрежение

Необходимо убедиться, исправен ли вакуумметр: заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе. Опрессовать насос водой от водопровода или другого насоса. Осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь. Проверить исправность заслонки вакуумаппарата.

При исправных заслонках во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслонки должен четко

Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат. В случае падения стрелки вакуумметра, опресовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум.

Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения трубопровода к вакуумнуму затвору или неполного открытия нижнего клапана вследствие износа кулачка и штока.

Необходимо опресовать насос водой и устранить течи. Если при опресовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана с помощью устройства.

Испытание пожарного насоса проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Правилах по организации технической службы (приказ МЧС Республики Беларусь от 26.09.2001 г. № 130).

Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, приведенной на рис. 2 а, б, в. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 – 2700 об/мин.). Определить напор воды в насосе по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м. вод. ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м вод. ст.). изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%.

Если результаты испытаний за несколько лет сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя.

Резкие снижения показателей помогают обнаружить засорение или поломку. Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя.

При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.

Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.

Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при проявлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.

Проверка технического состояния пожарного насоса

В процессе длительной эксплуатации происходит постепенный износ узлов пожарного насоса: подшипников, посадки, вал-рабочее колесо, ослабление затяжки гайки рабочего колеса, крепления пожарного насоса к раме автомобиля и др. С целью проверки возможного наличия радиального люфта вала в подшипниках снимается заглушка со всасывающего патрубка. Рукой через всасывающий патрубок покачиванием за рабочее колесо проверяется возможное наличие радиального люфта вала в подшипниках. Резким изменением направления вращения вала проверяется плотность посадки вал-рабочее колесо, определяется наличие шплинтовки гайки, плотность ее затяжки Более точная проверка технического состояния указанных узлов выполняется с помощью разработанных приспособлений.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проверка и испытания центробежного насоса. Обязаловка или производственная необходимость?

Контроль состояния центробежных насосов является ключевым процессом, позволяющим длительное время поддерживать работоспособность оборудования. При эксплуатации насосные агрегаты могут подвергаться поломкам. При своевременном выявлении неисправностей можно избежать неприятных последствий.

Но зачем проводить регулярное обслуживание? Что оно дает? Реально ли упростить эту процедуру? Необходимость проверки центробежных насосов на герметичность и производительность обсуждаем с лидерами по производству отечественного насосного оборудования — специалистами группы компаний «КС» и «ВММоторсервис».

Первичная проверка центробежного насоса

Существует нормативная документация, которая устанавливает порядок проведения обследования. Перед началом процедуры изучают следующие бумаги:

  • паспорт изделия или его заверенный дубликат;
  • инструкции по монтажу и эксплуатации, указанные производителем;
  • журналы выполнения испытаний и проведения ремонтных работ.

При анализе документации нужно обращать внимание на допустимые нормативы температуры и давления. В результате аналитических исследований необходимо установить производительность насоса, напор, показатель утечек через уплотнители, уровень вибраций. От этих данных можно отталкиваться при дальнейшем обследовании.

Технический осмотр или испытания?

Не стоит спешить и подвергать насос практическим тестам. Для начала нужно оценить его визуальное состояние, ведь многие неисправности можно обнаружить невооруженным взглядом. Технический осмотр представляет собой первую часть натурного обследования насоса, которая включает такие процедуры:

  • выявление следов потения и пропусков на корпусе оборудования, металлических конструкциях и сварных швах;
  • обнаружение трещин, отслоений, раковин, коррозийного налета и прочих повреждений;
  • оценка состояния соединений на болтах и шпонках.

При осмотре сварных швов эксперты применяют увеличительные стекла (кратностью 6—10). При необходимости проводится дефектоскопия, проверяется плотность посадки и затяжки болтов, резьбы.

Проверка центробежного насоса на производительность в рабочем режиме

К этапу практической оценки работоспособности насоса можно приступать только в случае отсутствия обнаруженных неисправностей на стадии визуального осмотра. Запуск насосного оборудования производится с целью оценки ряда показателей и степени их отклонения от нормы. Анализу подвергают следующие характеристики:

  • производительность (Q, измеряется в м3 в час);
  • уровень напора (H, м);
  • расход жидкости из-за утечек (V, литр в час);
  • уровень нагревания подшипников (t, градусы Цельсия);
  • показатель создаваемых вибраций (F, мм).

Про внутреннее устройство и принцип работы центробежных насосов Борей можно прочитать в подробной статье.

Для оценки производительности и напора применяют манометры, устанавливаемые на входе и выходе насоса. Измерение величины утечек фиксируется в процессе работы оборудования и сравнивается со значениями, указанными в технической документации. Корпус подшипника во время нагревания измеряется термометром для оценки его температуры и ее соответствия норме. Для анализа вибрационного уровня используют виброметры с классом точности не менее 2,0. Они должны быть разработаны в соответствии с ГОСТ 25275-82.

Дефектация узлов и деталей

Если в процессе технического осмотра и практических испытаний были обнаружены дефекты, насос подлежит разборке с последующим выявлением неисправных деталей. Все конструктивные элементы разделяют на три категории в зависимости от их состояния: годные, подлежащие ремонту и не подлежащие восстановлению.

Получить бесплатную консультацию

Внутризаводские испытания насосов

Внутризаводские практические испытания насосного оборудования проводят после устранения неисправностей. Агрегат должен получить разрешение на обследование, которое выдает специальная комиссия. Оборудование проходит тестирование и проверку центробежных насосов на герметичность в соответствии с методическими требованиями.

Испытания можно проводить непосредственно в месте постоянной эксплуатации агрегатов. При невозможности осуществить гидравлическую проверку насосы подвергают обкатке в рабочем режиме и устанавливают основные показатели. Все данные, полученные в ходе проверки, оформляют в специальное техническое заключение. На основании этой информации комиссия выносит вердикт о возможности дальнейшей эксплуатации, количестве и объеме допустимых для выполнения работ.

Для подтверждения возможностей дальнейшего использования насос должен пройти ряд проверок, включающих разбор технической документации, визуальный осмотр и практические испытания. Квалифицированная комиссия анализирует основные показатели, устанавливает их соответствие норме. Подобная процедура является обязательной не только для арендного оборудования, но и при восстановлении б/у моделей.

Тестирование компонентов системы может осуществляться с использованием гидростатических проверок, балансировки, разборки проточной части и других методик. Насосы Борей проходят все необходимые испытания. Мы гарантируем высокое качество сборки и долговременную работу оборудования, при соблюдении условий эксплуатации. Остались вопросы? Звоните по телефону, наши сотрудник всегда на связи и помогут решить любую проблему.

Испытания насосных агрегатов в эксплуатационных условиях

Испытаний насосных агрегатов, выполняемых на за­воде изготовителе, для их последующей эффективной работы недостаточно. Уже после завершения монтажных работ на конкретной НПС насосные агрегаты подверга­ются дополнительным испытаниям: обкаточным, дово­дочно-наладочным, предварительным, основным.

Обкаточные испытания проводят после монтажа или ремонта с целью подготовки оборудования и тру­бопроводов к пуску. Они заключаются в том, что после запуска насосного агрегата проверяют герметичность всех его систем (обвязки, систем смазки, охлаждения, сбора утечек и т.д.), а также качества сборки и монта­жа привода.

Доводочно-наладочные испытания предназначены для выявления и устранения дефектов в работе насосно­го агрегата. Результаты испытания используют для его приведения в соответствие с требованиями технических условий.

Предварительные испытания проводят для провер­ки работоспособности насосного агрегата, а также для выявления и устранения дефектов.

Основные испытания дают возможность определить фактические значения основных параметров насосного агрегата (напор, подача, мощность, КПД, кавитационный запас, расход масла и воды) на всех режимах. Результа­том их проведения являются его рабочие, кавитационные и пусковые характеристики, а также сведения о факти­ческих расходах в системах смазки и охлаждения.

Самыми наукоемкими являются основные испытания. Они же дают информацию о фактической характеристике насосного агрегата на рассматриваемый момент времени, что позволяет, с одной стороны, планировать режимы пе­рекачки с меньшими удельными затратами энергии, а с другой — своевременно выявлять скрытые дефекты и ус­транять их. Поэтому рассмотрим процедуру и методику этих испытаний более подробно.

Существует ГОСТ 6134-71 «Насосы динамические. Ме­тоды испытаний». Согласно ему снимать характеристику следует в диапазоне подач от 0 до 1,1Qном. Общее число режимов должно быть не менее 16. Замер параметров дол­жен производиться только при установившемся режиме перекачки, а также при постоянной частоте вращения вала насоса и неизменных свойствах перекачиваемой жидкости.

В практических условиях, когда необходимо выполнять план перекачки, обеспечить столь большое количество ре­жимов очень непросто. Поэтому режимов работы отдель­ных насосов будет столько же, сколько удастся создать режимов работы магистрального трубопровода, который обслуживает НПС. Такой подход допустим в связи с внут­ренним предназначением результатов испытаний.

Сведения об измеряемых в ходе испытания парамет­рах и допустимых погрешностях измерений приведены в таблице ниже.

Параметры, измеряемые в ходе испытаний центробежного насоса

Измеряемые параметры

Средства измерения

Давление на входе и выхо­де насоса

Штатные первичные преобразователи дав­ления АСУ ТТЛ или манометры МТИ клас­са точности не более 1,0

Расходомеры узла учета или переносные (накладные) ультразвуковые расходомеры

Штатные первичные преобразователи мощности АСУ ТП или переносные ком­плекты типа К-506 класса точности 0,5

Частота вращения ротора

Датчик частоты вращения или переносной строботахометр класса точности 0,5

Температура перекачивае­мой жидкости

Штатные первичные преобразователи тем­пературы АСУ ТП или термометры с це­ной деления не менее 0,5 °С

Свойства перекачиваемой жидкости (плотность, вяз­кость, давление насыщенных паров) определяются в хи­мической лаборатории.

Поскольку фактический расход электроэнергии изме­ряется как разность показаний счетчиков за определен­ный период времени (не менее 2 ч), мгновенные значе­ния давления, расхода и температуры необходимо заме­рить не менее 5 раз через каждые 20-25 мин по 3 раза единовременно (для нахождения среднеарифметической величины).

Обработка результатов измерений производится по формулам. При этом надо иметь в виду, что при каждом изменении режима работы магистрального трубопровода в нем возникают нестационарные процес­сы. Контроль стационарности режима осуществляется по подаче или по давлению на входе и выходе насоса. Коле­бания контролируемого параметра в течение 1 часа не должны превышать ±3%.

При последующей обработке полученные данные ме­тодами математической статистики необходимо проверять на «выскакивающие* значения. Из обработки заведомо должны быть исключены величины текущих парамет­ров, измеренные:

  • в первые 72 ч после монтажа и ремонта насоса;
  • при запуске и остановке насосного агрегата;
  • при переключении измерительных линий на узлах учета.

Определение фактического кавитационного запаса насосов в эксплуатационных условиях производится:

  • при установке на входе в рабочее колесо предвключенных шнеков (где их не было);
  • при изменении площади проточной части насоса;
  • при изменении частоты: вращения его ротора;
  • при изменении конструкции рабочих колес и в других случаях использования рабочих колес в исполнении* не предусмотренном технической документацией;
  • при уменьшении зоны валов подпорных насосов типа НПВ.

Фактические характеристики насосного агрегата яв­ляются исходным материалом для принятия решения о возможности его дальнейшей эксплуатации. Так, насос­ный агрегат рекомендуется выводить в ремонт в следу­ющих случаях:

  1. при снижении величины напора относительно базо­вых значений: на 5-6% и более — для насосов с го­ризонтальным расположением вала; на 7% и более — для вертикальных подпорных насосов;
  2. при снижении КПД насосов на 2-4% (в зависимости от типоразмера).

Кроме того, по отклонению фактических характерис­тик от паспортных значений можно судите о внутренних дефектах насосов (таблица ниже).

Причины отклонения фактических характеристик магистральных насосов от паспортных

Описание деформаций характеристик

Возможные причины

Напор и КПД ниже, мощность без изменения

Грубая, некачественно обработанная поверхность межлопаточных каналов рабочего колеса и увеличенная шерохо­ватость проточной части корпуса насоса.

Колесо установлено несимметрично относительно оси улитки (спирального отвода) насоса. Работа насоса в предкавитационном

Напор и мощность ниже, КПД без изменений

Уменьшенный наружный диаметр ра­бочего колеса. Несоответствие чертежу отливки рабочего колеса.

Напор и КПД ниже, мощность выше

Чрезмерные перетоки через уплотнения рабочего колеса вследствие большого зазора в щелевом уплотнении.

Неравномерный по окружности зазор в щелевом уплотнении рабочего колеса. Негерметичен обратный клапан.

Напор и мощность выше, КПД без изменений

Увеличенный наружный диаметр рабо­чего колеса.

Напорная характеристика более пологая, величина мак­симального КПД смещена в сторону больших подач

Увеличенная площадь спирального отвода.

Напорная характеристика более крутая, величина мак­симального КПД смещена в сторону меньших подач

Площади спирального отвода уменьше­ны по сравнению с расчетными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: