Основные требования к эвакуационным путям - VISTAGRUP.RU

Основные требования к эвакуационным путям

Требования к эвакуационным путям по действующим нормам

Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (согласно п.49 ФЗ-123);

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара (согласно п.50 ФЗ-123).

Основные нормативные документы

Требования к эвакуационным путям приведены в следующих нормативных документах действующих в 2019 году:

  • ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  • СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
  • Постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»

Выделим наиболее важные требования (по пунктам), которые необходимо соблюсти при проектировании, строительстве и эксплуатации эвакуационных путей:

Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре

1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной
защиты.

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых
указателей, звукового и речевого оповещения).

3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

4. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным
путям, эвакуационным и аварийным выходам

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3-5 настоящей статьи.

15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

Согласно СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы:

4.3 Эвакуационные пути

4.3.1 В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями [СП 52.13330.2010 (СНиП 23-05-95*)].

4.3.2 В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

      • Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
      • Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
      • Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
      • В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

(ознакомиться классами пожарной опасности материалов)

4.3.3 В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по [СП 7.13130.2009], но не должна превышать 60 м.

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

          • на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей;
          • на ширину дверного полотна — при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

4.3.4 Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

          • 0,7 м — для проходов к одиночным рабочим местам;
          • 1,0 м — во всех остальных случаях.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.

При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

4.3.5 При устройстве прохода к лестничным клеткам или наружным лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с пределом огнестойкости не менее R(EI) 30 и классом пожарной опасности К0.

Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов. Ширина проходов должна быть увеличена вдвое по отношению к нормативной.

(ознакомиться с пределами огнестойкости строительных конструкций)

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»:

33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

34. Утратил силу

35. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

      • a) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
      • б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
      • в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
      • г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
      • д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
      • е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
      • ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

37. Руководитель организации при расстановке в помещениях технологического, выставочного и другого оборудования обеспечивает наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

37 1 . Руководитель организации обеспечивает исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей.

43. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.

Читайте также  Обязанности старшего водителя в армии

Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

1. Эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

3. К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

4. Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, строения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

2) выходы из подвальных и цокольных этажей с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения категорий В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

6. К аварийным выходам в зданиях, сооружениях и строениях относятся выходы, которые ведут:

1) на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 метра от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекленной двери) или не менее 1,6 метра между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию);

2) на переход шириной не менее 0,6 метра, ведущий в смежную секцию здания класса Ф1.3 или в смежный пожарный отсек;

3) на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии;

4) непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра и не выше 5 метров через окно или дверь размером не менее 0,75×1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6×0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;

5) на кровлю зданий, сооружений и строений I, II и III степеней огнестойкости классов С0 и С1 через окно или дверь размером не менее 0,75 x 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 x 0,8 метра по вертикальной или наклонной лестнице.

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

9. Части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

11. Число эвакуационных выходов из здания, сооружения и строения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания, сооружения и строения.

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий, сооружений и строений класса Ф5 — от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания, сооружения и строения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания, сооружения и строения.

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

14. Эвакуационные пути не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий, сооружений и строений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 — 5 настоящей статьи.

Пожарные выходы и пути эвакуации в зданиях разного назначения

Основная причина гибели людей при пожаре – задымленность помещений. Дым и продукты сгорания различных материалов, из которых сооружено здание, собрана мебель или техника, являются ядовитыми. Даже дым от сгоревших бумажных документов быстро приводит к удушью. И выживает в этой ситуации тот, кто успел выбежать на улицу (на свежий воздух) до повышения концентрации дыма внутри помещений. А значит, пожарные выходы и пути эвакуации общественного здания, промышленных объектов и многоквартирных домов должны находиться в состоянии, соответствующего правилам пожарной безопасности.

К сожалению, собственники объектов, ответственные лица и руководители предприятий не всегда относятся к проходам и маршрутам эвакуации должным образом. Практика показывает, что чаще всего именно из-за безответственности, халатности и разгильдяйства ответственных работников люди гибнут при пожарах, просто не успев вовремя покинуть горящие помещения.

А ведь, что часто встречается: навесные замки на цепях, которые закрывают выходы на улицу, коридоры, заваленные мебелью и старой техникой, проходы, заполненные стопками ненужной документации. Это реальность, которая приводит при пожарах к гибели людей. А самое главное, что в таких проходах и путях эвакуации люди гибнут не от огня, а от удушья.

К сожалению, наши люди до сих пор живут по принципу – авось пронесет. Для них требования к путям эвакуации, пожарно-технический минимум – это всего лишь слова на бумаге.

Пути эвакуации

Начнем с противопожарных требований к путям эвакуации общественных зданий и промышленных объектов. Они обозначены в Федеральном законе от 2008 года за номером 123, где чаще всего обращают внимание на три основных требования:

  1. Эвакуационные маршруты и выходы из зданий должны обеспечивать беспрепятственный и быстрый вывод людей в процессе пожара.
  2. Их проектирование не связывается с установкой средств тушения пожаров.
  3. Эвакуационные выходы считаются теми, которые напрямую связаны с улицей.

Последнее требование относится к первым этажам любых строений. Здесь учитываются выходы непосредственно на улицу или через коридор, через лестницы, холлы и вестибюли. Если это помещения не первого этажа, то к выходам относятся любые двери, выходящие в коридор, ведущий на первый этаж, двери на пожарные лестницы, расположенные по наружным стенам здания. Сюда же можно отнести выходы на крышу, в вестибюли и холлы.

В правилах противопожарной безопасности оговаривается еще один вариант, который имеет отношение к производственным цехам. В нем говорится, что эвакуационные пути можно прокладывать по смежным цехам, если они имеют прямой выход на улицу. То есть, маршрут эвакуации прокладывается по минимальному пути на улицу в независимости от расположения помещения. При этом путь должен быть всегда свободным.

Но есть одно замечание, которое касается дверей. Если на проходных проемах установлены распашные двери, то они не являются препятствием. Это касается не только дверей, через которые проходят люди, это касается проемов и для автомобильного транспорта, и для железнодорожного. Только в этом случае речь идет не о дверях, а о воротах.

Есть определенные запреты, они категоричны, которые касаются дверей на выходах. Это к вопросу, что запрещается на путях эвакуации при пожаре.

  • Конструкции дверей и ворот, относящихся к категории откатных, раздвижных, секционных и рулонных, являются ограничительными элементами. То есть, они ограничивают проходимость. Поэтому очень важно, чтобы такие конструкции можно было легко демонтировать, если появляется необходимость увеличить проходимость через них. Это в выше обозначенных правилах (№123) не оговаривается. Но учитывать это надо.
  • Нельзя считать лифты и эскалаторы элементами маршрутов эвакуации. Отдельной позицией стоят эскалаторы метрополитена или лифты шахт, работающие и при рабочем режиме, и при аварийном. Об последних оборудования снабжаются специальными системами контроля и управления.
  • Нельзя проектировать маршруты по кровлям, если они не являются эксплуатируемыми.
Читайте также  К какому классу опасности относится газовая котельная?

Большое внимание в правилах противопожарной безопасности уделяется эвакуации людей из подземных этажей и сооружений. Есть две основные позиции, на которые надо обращать внимание, организуя выходы из таких помещений.

  1. Выходы из подземных или цокольных этажей на улицу должен быть отдельным от входной двери в подъезд здания. В некоторых особых случаях разрешается объединение выхода.
  2. Можно организовать один общий тамбур, но его придется разделить противопожарной перегородкой, основная цель сооружения которой – разделить людской поток из здания и с подвала на две части, чтобы они не смешивались и не мешали друг другу при выходе.

Внимание! Минимальная ширина прохода по пожарной безопасности, минимальное количество выходных проемов рассчитываются, отталкиваясь от персонала или посетителей, которые при пожаре будут покидать здание через них. Здесь имеется в виду предельно возможное количество.

Эвакуационные выходы и пути по СП 1.13130.2009

Необходимо отметить, что закон под номером 123 – это всего лишь общие указания. Более подробно требования к противопожарным дверям на путях эвакуации, а также к маршрутам, определены в данном своде правил. Единственное надо отметить, что СП не относится к военным объектам и к промышленным предприятиям, занятым горными разработками.

Одно из важнейших правил, указанных в своде, это точное соблюдение требований, касающихся норм пожарной безопасности. В чем оно заключается. К примеру, собственник объекта решил сделать перепланировку зданий с учетом своих собственных требований. Это часто случается в зданиях общественного назначения. Перекраиваются все помещения, включая коридоры, что приводит к сложностям с организацией именно маршрутов эвакуации. Что удивительно, владелец после проделанных переделок приходит в негодование, когда комиссия не принимает объект по причине не соответствия нормативам пожарной безопасности.

А ведь проектная организация или архитектурное бюро не должно идти на поводу у собственников или арендаторов. У них один закон – СП 1.13130.2009. В нем четко прописаны все пожарные нормы для дверей на пути эвакуации и маршрутов. Обозначим их.

Требования к эвакуационным выходам по пожарной безопасности

Высота не должна быть меньше 2 м. Если проход ведет к одному рабочему месту, но ширина прохода может быть небольшой, но не меньше 0,7 м. В других случаях разрешается ширину оставлять в пределах 1 м.

Есть более конкретные числовые значения:

  • ширина эвакуационного прохода по пожарным нормам в интернатах, детских садах, домах престарелых не должна быть меньше 1,35 м;
  • в зданиях, где на каждом этаже работает или находится более 200 человек, ширина проходов не должна быть меньше 1,2 м;
  • минимальная ширина лестничных маршей – 0,9 м;
  • то же самое, если лестница ведет к одному рабочему месту – 0,7 м.

К сожалению, при вроде бы понятных несложных требованиях и проектные организации, и подрядчики, и заказчики часто сталкиваются с отказом от приемки. И это притом, что многие конструктивные строительные элементы стандартизированы. Особенно это относится к лестничным маршам. Нередко при проверке построенных поликлиник или больниц (к примеру) начинает выявляться, что ширина лестницы составляет 1,2 м при требуемых 1,35.

Точно такие же ситуации встречаются и с проходами, где требования к размерам просты и понятны: высота не меньше 1,9 м, ширина 0,8. Есть и другие нормативы:

  • все дверные полотна распашных конструкций в независимости, где они установлены, должны открываться в сторону выхода, то есть по направлению движения по эвакуационному маршруту;
  • нельзя оборудовать выходные двери запорами, которые сложно открыть;
  • дверные конструкции, которые соединяют помещения с лестничными клетками, должны оснащаться уплотнителями, основная задача последних – не пропустить через проем распространяющийся дым;
  • на всем протяжении маршрутов эвакуации и на участках расположения дверей должно работать аварийное освещение.

Внимание! Если выход на улицу не соответствует правилам противопожарной безопасности, то его можно использовать, как аварийный. Но его нельзя учитывать в общем плане маршрутов эвакуации. Это связано с тем, что большой людской поток в таком проеме может создать затор, что приведет к несчастным случаям.

Правила содержания эвакуационных маршрутов и выходов

В своде предложенных правил есть раздел, в котором четко прописаны два главных требования, касающихся содержания маршрутов и проемов. Кстати, они также входят в состав отраслевых и ведомственных правил.

  1. Нельзя проходы захламлять.
  2. Нельзя устанавливать дополнительные преграды в виде турникетов, перегородок, тамбуров, дверей и прочих.

Что касается вопроса, должны ли быть закрыты пожарные выходы, то ответ – должны. Но установленные на них замки и запоры должны легко открываться изнутри здания. Нельзя навешивать здесь цепи, амбарные замки и прочие запорные приспособления, для открытия которых потребуются специальные инструменты или устройства.

Требования к лестницам

Пожарные требования к лестницам на путях эвакуации, а точнее, их размеры, были обозначены выше. Но есть и другие параметры, которые соблюдаются строго. Один из них угол наклона. Обратите внимание на фото ниже, где показаны углы наклона лестничных конструкций, удобных при перемещении по ним.

Идеальный вариант – угол наклона 45°. Он удобен для людей. Поэтому чаще всего на путях эвакуации стараются устанавливать лестницы именно с этим наклоном. Хотя ограничения имеют широкую вилку значений, так что подобрать под архитектурные особенности здания лестничную конструкцию будет несложно.

Если говорить о наружных пожарных лестницах, то они должны изготавливаться только из негорючих материалов, устанавливается на стены из огнестойких материалов, и располагаться от ближайшего окна на расстоянии 1 м (не меньше). Лестничная площадка таких лестниц, это касается пожарного выхода, должна быть шириною, равной ширине лестничного марша. И такие конструкции обязательно оборудуются ограждениями высотою не меньше 1,2 м.

Внимание! Если в конструкции здания есть перепады кровли, то между ними обязательно устанавливается металлическая пожарная лестница.

И еще несколько моментов:

  • вертикальные наружные лестницы можно устанавливать, если высота здания не превышает 20 м;
  • если выше данного параметра, то используют маршевые конструкции;
  • ограждения лестниц должны выдерживать нагрузку, равную 54 кгс.

Обобщение по теме

Требования пожарной безопасности к дверям на путях эвакуации, к эвакуационным маршрутам и проходам – это главное, на что обращают внимание представители приемной комиссии. Они могут закрыть глаза на работу системы сигнализации и пожаротушения, как укомплектован объект средствами тушения пожара. Все это можно исправить за короткие сроки с минимальными финансовыми расходами. Сложнее будет увеличить ширину пожарного выхода и эвакуационного прохода, их высоту.

Поэтому еще на стадии проектирования здания или планирования перестройки, необходимо согласовать проект со службами пожарной охраны. Хотя проектные организации должны строго следовать и закону №123, и своду правил, о котором говорилось в этой статье.

Требования к эвакуационным путям и выходам

При пожаре большинство людей гибнет не от огня, а от дыма, выделяющегося при горении. Внутренняя отделка, мебель, электроприборы, бумажная документация — все это образует огромное количество ядовитого дыма. Чтобы снизить число жертв, необходимо как можно быстрее эвакуировать всех из здания. Для этого и были разработаны требования к эвакуационным путям и выходам, о которых мы сегодня поговорим.

Типы эвакуационных выходов и путей

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

  1. С первого этажа наружу:
    • непосредственно;
    • через вестибюль, коридор или лестничную клетку.
  2. Со второго этажа и выше наружу:
    • на лестничную клетку или лестницу 3-ого типа непосредственно, через коридор или холл;
    • на специально оборудованный участок кровли.
  3. В соседнее помещение на том же этаже в выходами из пункта 1 или 2 (кроме зданий производственного или складского назначения).
  4. Из подвальных и цокольных помещений напрямую или через лестницу с огороженным тамбуром.

Лестница 3-ого типа в жилом доме

Для пожароопасных производств категорий А и Б разрешена эвакуация через смежные помещения, если они обеспечены эвакуационными выходами.

Требования к путям, дверям и освещению

Требования к эвакуационным выходам и путям эвакуации определяет статья 89 Федерального закона №123. Кратко сформулируем основные моменты.

Задача эвакуационные пути и выходов — обеспечение быстрой и безопасной эвакуации из здания. При этом никакие средства пожаротушения не учитываются. Другими словами, эти пути строятся таким образом, чтобы люди могли безопасно выбраться без использования ручных огнетушителей и автоматических установок пожаротушения.

Число и расположение эвакуационных выходов закладывается на этапе проектирования здания. Максимально допустимое расстояние от наиболее удаленной точки до выхода зависит от класса пожароопасности и категории помещения. Также учитывается количество одновременно находящихся в здании людей.

Для маломобильных групп населения предусматриваются специальные лифты для транспортировки и безопасные зоны на лестничных клетках, в которых они могут спокойно дождаться прибытия спасателей.

Знаки эвакуационных путей и выходов

Подробнее о знаках пожарной безопасности и их размещении в этой статье.

Запрещается

  • Устанавливать на путях в безопасную зону вращающиеся, раздвижные или поднимающиеся двери, а также турникеты. Однако если турникет на КПП легко и быстро убирается, то при наличии соответствующих разрешений его можно использовать.
  • Захламлять их оборудованием, мебелью, мусором или чем бы то ни было.
  • Включать в эвакуационные пути лифты, эскалаторы (не относится к метрополитену и горнодобывающим шахтам).
  • Эвакуироваться по кровле зданий, за исключением специально оборудованных для этого участков.

Помимо ФЗ №123 часть требований сформирована в СП 1.13130.2009, который описывает вопросы спасения и защиты людей во время эвакуации. Он также применяется при расчетах точного количества и местонахождения эвакуационных выходов.

Требования по ширине / высоте

Высота эвакуационных выходов: не менее 1,9 м, ширина: не менее 0,8 м (при этом она всегда должна быть такой, чтобы можно было беспрепятственно пронести носилки с пострадавшем).

Ширина выходов из лестничных клеток наружу и в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы.

Требования к дверям

Все двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания, кроме специально оговоренных в п. 4.2.6 случаев.

Читайте также  Принципы и правила бесконфликтного общения

Не должно быть никаких запоров на дверях, которые невозможно было бы открыть изнутри.

Двери, выходящие на лестничные клетки, должны быть противодымными, т. е. оборудованными уплотнениями в притворах.

Выходы, которые не соответствуют всем установленным правилам считаются аварийными и не учитываются в подсчете эвакуационных выходов.

Требования к освещению

При невозможности обеспечить естественное освещение, эвакуационные пути должны иметь освещаться дежурным / аварийным освещением в постоянном режиме.

Позаботьтесь о безопасности своих посетителей — используйте фотолюминесцентные планы эвакуации, знаки и направляющие стрелки.

Для заказа звоните +7 (812) 409-40-01 или оставьте заявку на почте zakaz@01service.spb.ru

Нормативная база

ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»

Новый СП на эвакуационные пути и выходы

Новый СП на эвакуационные пути и выходы вступил в силу с 2020 года. Это обновленная версия ранее действовавшего СП 1.13130.2009. В новое редакции были уточнены и скорректированы требования к проектированию, эксплуатации и ремонту эвакуационных путей и выходов, которые необходимо соблюдать на всех типах объектов. Также в СП есть ряд специальных требований для объектов с повышенными категориями и классами пожарных рисков, пожаровзрывоопасности. Проверять соответствие по новому СП на эвакуационные пути и выходы будут инспекторы пожнадзора.

Читайте в статье, когда и зачем применяется новый СП на эвакуационные пути и выходы, какие требования пожарной безопасности предусмотрены документом, что и как будет проверять инспектор пожнадзора.

  1. Что такое новый СП на эвакуационные пути и выходы
  2. На какие объекты распространяется СП 1.13130.2020 на эвакуационные пути и выходы
  3. Требования к проектированию эвакуационных путей и выходов по СП
  4. Обязательные нормы
  5. Особенности проектирования путей эвакуации по лестницам
  6. Требования к эксплуатации и проверкам эвакуационных путей и выходов
  7. Список полезных документов
  8. Как подготовиться к проверке МЧС и обеспечить соответствие по эвакуационным путям и выходам
  9. Заключение

Что такое новый СП на эвакуационные пути и выходы

Одним из важнейших элементов противопожарной защиты любого объекта являются аварийные выходы и эвакуационные пути. Они нужны, чтобы обеспечить своевременную и полную эвакуацию людей из помещений и здания, а также для максимально эффективных действий спасателей. Чтобы добиться указанных целей, введены нормативные требования по материалам и конструкциям, по размещению планов эвакуации, по расстановке огнетушителей, указателей оповещения.

Эвакуационные выходы и пути используются для организованного движения людей при пожаре. Направления движения указываются специальными обозначениями.

Добиться своевременного вывода людей и эффективной работы спасателей невозможно без правильного проектирования и надлежащей эксплуатации эвакуационных путей и выходов. Нормативные требования для них включены в специальный руководящий документ – СП 1.13130.2020 (скачать). Вот общие направления и предписания, которые содержит свод правил:

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • требования по количеству и местах размещения аварийных выходов и путей эвакуации для разных типов зданий, помещений;
  • требования по высоте и ширине путей эвакуации, выходов, лестниц по маршрутам выхода людей;
  • требования к характеристикам материалов и конструкций, которые можно применять при проектировании и строительстве эвакуационных путей и выходов;
  • требования к эксплуатации и текущему состоянию выходов и путей, срокам и правилам их проверки.

В дополнение к этому при проектировании и эксплуатации эвакуационных путей и выходов нужно применять нормы СП и ГОСТ на систему оповещения и управления эвакуацией. В частности, путем размещения специальных указателей и табло нужно показать людям направление движения, обозначить маршруты на планах эвакуации. Такое указатели и табло должны быть видны в условиях задымления, не создавать путаницы для рядовых граждан.

Комментарий эксперта. Эвакуационные пути и выходы есть в каждом здании. Для вывода людей из здания задействуются максимально короткие и простые маршруты, по возможности избегаются длинные и извилистые коридоры. Пути и выходы проектируются таким способом, чтобы избежать давки и хаоса, ложных и неочевидных маршрутов в стрессовой ситуации. Этого можно добиться только строгим соответствием новому СП 1.13130.2020.

Основные понятия проектирования и эксплуатации эвакуационных выходов Описание
Аварийный (эвакуационный) выход Дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого числа и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов, и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Знак безопасности Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов
План эвакуации План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.
Путь эвакуации Путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

На какие объекты распространяется СП 1.13130.2020 на эвакуационные пути и выходы

На все виды объектов, в том числе МКД, нежилые здания. производственные и складские сооружения, торговые центры, школы, гостиницы, другие виды строений. Но точные характеристики эвакуационных путей и выходов, их количество и особенности эксплуатации определяются:

  • по характеристикам здания (например, по высоте, количеству этажей, площади помещений и т.д.);
  • по типу объекта (например, здание для постоянного или временного пребывания людей, склады и т.д.);
  • по видам деятельности, которые осуществляются в здании и его помещениях (например, производство, образовательная деятельность, торговля и т.д.);
  • по численности персонала и посетителей, по возрастным группам и социальному статусу людей (например, повышенные требования предусмотрены для объектов с массовым пребыванием людей, для зданий и помещений, где преимущество находятся дети).

Для зданий, возведенных до принятия СП 1.13130.2009, а затем и СП 1.13130.2020, характеристики эвакуационных путей и выходов могут отличаться от текущих норм. Так как это противоречит требованиям безопасности, необходимо спроектировать и выполнить изменение планировки, либо выбрать другие варианты для снижения пожарных рисков.

При проектировании эвакуационных выходов рассчитывается количество людей и самые безопасные пути их движения из зоны пожара.

Требования к проектированию эвакуационных путей и выходов по СП

В рамках одной статьи невозможно перечислить все нюансы проектирования и эксплуатации эвакуационных путей и выходов по СП 1.13130.2020. Отметим, что важно правильно выбрать проектную организацию, которая подготовит документы на новое здание, либо на реконструкцию/перепланировку. Именно квалификация и опыт работы проектировщиков гарантирует, что проектная документация будет точно соответствовать СП 1.13130.2020 и другим нормативным актам по пожарной безопасности.

Наша компания специализируется на проектировании, на выполнении работ и услуг в сфере пожарной безопасности. Мы подготовим:

  • проект на новое здание, где будут указаны планировочные, конструктивные и другие решения по эвакуационным путям и выходам, средствам и системам пожарной безопасности;
  • проект реконструкции или перепланировки, чтобы сделать новые эвакуационные пути и выходы, изменить их характеристики;
  • проект на системы противопожарной защиты, которые обеспечат дополнительные меры безопасности.

Подробнее о перечне работ и услуг можно узнать на консультации у наших экспертов. Ниже расскажем об основных моментах, которые учитываются при проектировании, эксплуатации и проверках эвакуационных путей и выходов.

Обязательные нормы

Эвакуационные пути и выходы проектируются в пределах помещения и за его пределами. Для путей и выходов за пределами помещений нужно учитывать пожароопасность помещений по маршрутам движения, расчетную численность людей и их группу мобильности, показатели огнестойкости объекта и его конструкций. Также необходимо правильно распределить потоки людей, исходя из количества выходов с каждого этажа, из здания.

При проектировании эвакуационных путей и выходов нужно:

  • ограничить пожароопасность строительных и отделочных материалов;
  • не допускать установку раздвижных, подъемно-опускных, распашных и вращающихся дверей и ворот, турникетов;
  • определять ширину и количество выходов из помещений, с этажей и из здания исходя из максимально возможного количества людей и по предельно удаленным местам пребывания до ближайшего выхода;
  • не допускать отступление от геометрических параметров путей и выходов более чем на 5%.

На пятых движения людей допускается проектировать противопожарные перегородки, тамбуры-шлюзы, так как они увеличивают время на эвакуацию, снижают общие риски.

Чтобы люди видели маршрут движения в условиях задымления и отсутствия света, эвакуационные выходы обозначаются световыми табло и указателями.

Не менее двух выходов для эвакуации нужно проектировать:

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • для подвальных и цокольных этажей, если в них может одновременно пребывать более 6 человек;
  • все помещения, где планируется одновременное пребывание более 50 человек;
  • помещения с одновременным пребыванием менее 50 человек, где расстояние между наиболее удаленным местом и выходом превышает 25 метров;
  • помещение, если общее количество людей в нем и примыкающих помещениях превышает более 50 человек, если эвакуация будет осуществляться через это помещение;
  • этажи, на которых численность людей превышает 50 человек;
  • ряд других помещений, этажей.

Здания с повышенными классами пожарных рисков тоже обычно проектируются с двумя эвакуационными выходами, но возможны исключения.

По ширине эвакуационные выходы обычно проектируется не менее 0.8 м. Для некоторых типов объектов (технические помещения и кладовые с площадью до 20 кв. м., санузлы и т.д.) допускается ширина выхода не менее 0.6 м. Если выход проектируется для эвакуации более 50 человек, его ширина должна быть от 1.2 м. Также есть специальные нормы по ширине для лестничных клеток, площадок перед и за выходами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: