Общие положения по организации противопожарной защиты - VISTAGRUP.RU

Общие положения по организации противопожарной защиты

Пожарная безопасность: изменения в 2021 году

Ж. В. Шпехт
автор статьи, консультант Аскон

С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»), но с ограниченным сроком действия – до 1 января 2027 года.

Новый документ разработан взамен устаревших правил (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Большая часть пунктов в правилах осталась прежней, за исключением некоторого ряда важных нововведений, к которым ответственным лицам по пожарной безопасности в организации нужно быть готовыми.

Что изменилось с 2021 года

  1. Теперь Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в организации и утверждаются ее руководителем только для зданий и сооружений (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), а не для каждого объекта защиты (пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения), как было ранее.
  2. Руководитель организации вправе, а не обязан назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
  3. Наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны не требуется в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
  4. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей руководитель компании организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
  5. С руководителя организации снимается необходимость обеспечивать (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).
  6. Запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.

Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введено для чердачных помещений и технических этажей.

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

Целостность средств индивидуальной защиты следует проверять ежегодно.

  • В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
  • Для отдельных сфер деятельности предусмотрены свои изменения, с которыми можно ознакомиться в Обзоре КонсультантПлюс.

    Что необходимо предпринять организации, какие документы привести в соответствие новым правилам

    В 2021 году организациям необходимо:

      Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:

        порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

    обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.) и т.д.;

  • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
  • Предусмотреть ведение Журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, форму и порядок которого определяет руководитель организации. Журнал можно вести как в бумажном (в т.ч. путем ведения нескольких томов), так и в электронном виде. Большинство проверочных мероприятий, которые ранее требовали составления акта или протокола, теперь необходимо дополнительно фиксировать в этом журнале.
  • Образовательное мероприятие по теме

    Лектор: Самусевич Тамара Николаевна, специалист по вопросам применения трудового законодательства, по бухгалтерскому учету и налогообложению заработной платы. Аттестованный главный бухгалтер. Эксперт по проведению независимой оценки квалификации. Более 20 лет практики в сфере бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства. Разработчик курсов и учебных материалов.

    Ж. В. Шпехт
    автор статьи, консультант Аскон

    Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

    Поможем не забыть сделать главное

    Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

    Планконспект

    На сайте представлены различные конспекты: военные план-конспекты, конспекты МВД, МЧС и других силовых структур

    Что такое план-конспект, виды конспектов

    Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования…

    Как правильно составить план-конспект?

    Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения. Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами. Практическая польза…

    Требования для поступления в военный ВУЗ

    Окончание военного вуза предполагает поступление на военную службу, предусматривающую ряд бонусов от государства: военная пенсия, льготные условия приобретения жилья и прочие. Студенты военных вузов автоматически освобождаются от призыва в армию. Все военные учебные заведения страны находятся под контролем Министерства обороны. Программы и материалы для обучения в военных вузах также разрабатываются не Министерством образования, а Министерством…

    Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 2)

    Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1) Упражнения 44 — 53 Баллы Упражнение N 44 челночный бег 4 х 100 м Упражнение N 45 бег на 1 км Упражнение N 46 бег на 3 км Упражнение N 47 бег на 5 км Упражнение N 48 марш-бросок на 5 км Упражнение…

    Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1)

    Упражнения 1 — 24 Баллы Упражнение N 1 сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упражнение N 2 наклоны туловища вперед Упражнение N 4 подтягивание на перекладине Упражнение N 5 поднимание ног к перекладине Упражнение N 6 подъем переворотом на перекладине Упражнение N 7 подъем силой на перекладине Упражнение N 8 жим штанги лежа, вес…

    Действия в боевом разведывательном дозоре

    Боевой разведывательный дозор высылается для ведения разведки противника и местности в ходе наступления (обороны, встречного боя) перед фронтом или на одном из флангов батальона (роты), а также для установления тактического и огневого контакта с противником в случае его потери. Он обычно действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за его действиями и поддержку его огнем, а при…

    Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Определение расстояния до ориентиров и характерных местных предметов

    Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Для удобства наблюдения сектор (полоса) наблюдения делится на зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю и обозначается условными линиями по местным предметам (ориентирам). Ближняя зона включает участок местности в пределах видимости мелких предметов, объектов, целей (до 400 м). Средняя зона намечается в пределах видимости выделяющихся местных предметов (обычно…

    НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПОСТ

    Требование к месту расположения наблюдательного поста и его выбор на местности. Состав наблюдательного поста. Средства наблюдения разведки. Наблюдение позволяет получать наиболее достоверные сведения о противнике и местности. В боевых порядках войск во всех видах боя оно ведется непрерывно специально назначенными наблюдателями и наблюдательными постами. Их количество зависит от характера боя, условий обстановки и местности. В…

    Читайте также  Расчет звукового давления для систем оповещения

    Организация, вооружение и тактика действий пехотных (мотопехотных, разведывательных) отделений, взводов армий основных иностранных государств

    Состав подразделений мотопехотного взвода, их предназначение и вооружение. Составной частью любой дивизии, её основной боевой единицей является батальон. Пехотный (мотопехотный), танковый батальоны считаются отдельной частью, способной вести бой самостоятельно в течение определённого времени. Пехотный (мотопехотный) батальоны имеют одинаковую организационную структуру, но различаются по численности личного состава, количеству боевой техники и средств связи, а танковые батальоны…

    Военная присяга – клятва воина на верность Родине

    История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации (Статья: История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации) С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим…

    Порядок приведения к присяге в Вооружённых Силах нашем страны: история и современность. Значение Военной присяги в жизни воина

    В Российской империи ритуал принятия Военной присяги обставлялся как торжественный обет, даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при…

    История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации

    С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим актом, характерным для обеспечения военной службы в интересах конкретных государств. При этом Военная присяга, принятая в порядке,…

    —>Конспекты по боевой подготовке —>

    Четверг, 09.09.2021, 01:31

    Общие положения по организации противопожарной защиты в воинской части, подразделении

    1.1. Общие мероприятия пожарной безопасности в воинских частях и подразделениях

    1. Территория воинской части должна постоянно очищаться от мусора и сухой травы.

    Все хранилища, навесы, площадки с боеприпасами, цехи основного и вспомогательного производства, лаборатории, линии высокого напряжения, электростанции и трансформаторные подстанции, трубы котельных, водонапорные башни, склады горючего и смазочных материалов и другого военного имущества должны быть оборудованы молниезащитными устройствами и другими инженерными системами, обеспечивающими их пожаро- и взрывобезопасность в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Подъезды к источникам пожарного водоснабжения, к зданиям и все проезды по территории должны быть всегда свободными для движения пожарных машин.

    2. В целях пожарной безопасности запрещается:

    — разводить огонь ближе 50 м от строений, площадок с имуществом, вооружением и военной техникой, а также курить и применять приборы с открытым огнем в парках, хранилищах, ангарах и подобных им помещениях;

    — пользоваться неисправными печами, применять для растопки горючие жидкости; оставлять сгораемые материалы и имущество вблизи печей, а топящиеся печи без надзора; — сушить одежду на печах, дымоходах, а также напротив топок; топить печи в часы отдыха (сна) личного состава. При топке печей дымоходы должны очищаться от сажи не реже одного раза в два месяца;

    — отогревать замерзшие водопроводные и другие трубы в зданиях открытым огнем (факелами, паяльными лампами); отогревание труб и конструкций зданий производить только паром, горячей водой и другими безопасными средствами;

    — устраивать в подвальных помещениях зданий мастерские и склады, связанные с обработкой или хранением горючих жидкостей и сгораемых материалов;

    — преграждать доступ к средствам пожаротушения, электрощитам и электрорубильникам;

    хранить на чердаках, лестничных клетках и в коридорах горючие материалы и имущество; — делать перегородки, размещать подсобные мастерские и лаборатории, а также устраивать в этих помещениях жилье;

    — использовать не по назначению средства пожаротушения;

    — пользоваться неисправными электропроводкой и оборудованием; применять бытовые электронагревательные приборы без несгораемых подставок, а также заменять в распределительных щитках перегоревшие предохранители (пробки) проволокой и другими предметами;

    — обертывать электролампы бумагой и материей; заклеивать или закрывать провода обоями, плакатами и т.п.; применять для устройства осветительной электросети телефонные провода;

    — сдавать под охрану помещения (хранилища), не проверенные в отношении пожарной безопасности.

    3. Дезинфекция и сушка обмундирования производятся в оборудованных типовых дезинфекционных камерах (сушилках) под постоянным наблюдением. Перед загрузкой в камеры карманы обмундирования должны быть вывернуты. При дезинфекции и сушке обмундирования запрещается:

    — повышать внутри камер температуру выше установленных норм;

    — перегружать камеры и сушилки обмундированием;

    — загружать в камеры одежду, пропитанную маслами и горючими жидкостями;

    — укладывать обмундирование на предохранительные сетки камер.

    4. В штабах, казармах, клубах и производственных помещениях курение разрешается только в специально отведенных местах, безопасных в отношении пожарной безопасности и оборудованных вытяжной вентиляцией.

    5. Коридоры, проходы, основные и запасные выходы, лестничные клетки должны быть постоянно свободными и не должны загромождаться. Входные двери штабов, казарм, мастерских, клубов и других помещений должны открываться наружу. Забивать запасные выходы и облицовывать сгораемыми материалами стены и потолки лестничных клеток и коридоров запрещается.

    6. Средства пожаротушения, водоемы, пожарные гидранты и краны должны быть исправны, а местонахождение их должно быть обозначено стандартными указателями. Количество средств пожаротушения в зданиях и на объектах определяется специальными нормами. На территории складов, парков, в ангарах и производственных помещениях средства пожаротушения должны храниться на щитах.

    7. У телефонных аппаратов должны быть надписи с указанием номера телефона ближайшей пожарной команды, а на территории воинской части для подачи сигнала пожарной тревоги должны быть средства звуковой сигнализации.

    8. Ежедневно, в установленное командиром полка время, перед закрытием все мастерские, хранилища, склады, парки, ангары и другие опасные в пожарном отношении производственные помещения проверяются начальниками складов, хранилищ, цехов, дежурным по парку и лицами пожарного наряда полка; все замеченные недостатки устраняются до закрытия помещений (хранилищ), а электрические сети отключаются с помощью наружных рубильников. Подтверждением выполнения требований пожарной безопасности в этих случаях является пожарный жетон, который вручается пожарным нарядом лицу, закрывающему объект. Начальники складов, хранилищ и дежурный по парку при сдаче объекта под охрану передают жетоны начальнику караула. В установленное командиром полка время начальник пожарного наряда получает пожарные жетоны у начальника караула.

    9. Дополнительные мероприятия пожарной безопасности в воинских частях проводятся в соответствии с положениями, руководствами, наставлениями и инструкциями.

    Документы

    Дата начала публикации 12.07.2012 10:54:41
    I. Общие положения

    1. Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
    21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» . Положение определяет общие правовые и экономические основы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации , устанавливает основные задачи и функции пожарной охраны Вооружённых Сил.
    2. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами Министерства обороны.
    3. В целях реализации требований настоящего Положения применяются следующие основные понятия:
    пожарная охрана Вооруженных Сил – совокупность созданных в установленном порядке органов управления и подразделений, предназначенных для решения задач пожарной охраны на подведомственных объектах;
    пожарный надзор в Вооруженных Силах – деятельность пожарной охраны Вооруженных Сил по проверке соблюдения воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
    органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил – отдел пожарной безопасности Департамента планирования
    и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны, службы пожарно-спасательные и местной обороны военных округов, инспекции пожарного надзора военных округов;
    подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил – пожарные команды гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;
    район обслуживания инспекции пожарного надзора – установленные приказом командующего войсками военного округа границы на территории военного округа, в пределах которых инспектора пожарного надзора осуществляют пожарный надзор на подведомственных объектах;
    район обслуживания пожарной команды – установленные приказом командира войсковой части (организации) границы на территории военного округа, а также территория, закрепленная в соответствии с расписанием выезда, согласованным с начальником гарнизона пожарной охраны;
    профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

    II. Основные задачи пожарной охраны Вооруженных Сил

    4. Основными задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
    организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах;
    спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
    организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
    организация и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
    организация и осуществление в Вооруженных Силах мероприятий по поддержанию в постоянной готовности подразделений пожарной охраны;
    организация и осуществление контроля (надзора) на подведомственных объектах за соблюдением требований пожарной безопасности;
    осуществление методического руководства по вопросам обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала мерам пожарной безопасности, действиям при возникновении пожаров.

    III. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил

    5. Функциями пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
    а) проведение:
    профилактики пожаров на объектах Вооруженных Сил;
    мониторинга пожарной безопасности в Вооруженных Силах, сбора и обработки информации в области обеспечения пожарной безопасности;
    б) разработка:
    основных направлений обеспечения пожарной безопасности, а также предложений по совершенствованию организационной структуры органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
    норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией объектов Вооруженных Сил;
    предложений по организации обеспечения накопления, освежения и модернизации пожарно-технической продукции;
    в) осуществление:
    контроля (надзора) за исполнением органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности;
    взаимодействия с ФПС ГПС в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, а также на других объектах в соответствии с планом привлечения сил и средств гарнизона пожарной охраны;
    мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целевому использованию пожарно-технической продукции на объектах Вооруженных Сил;
    г) участие:
    в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности Российской Федерации, проектов правовых актов Министерства обороны по вопросам, отнесенным к обеспечению пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
    в расследовании обстоятельств и причин возникновения пожаров на объектах Вооруженных Сил в установленном порядке;
    в работе комиссий по приемке систем противопожарной защиты, завершенных строительством (реконструкцией) объектов воинских частей и организаций Вооруженных Сил в установленном порядке;
    в работе комиссий по проведению государственных испытаний новых (модернизированных) образцов пожарно-технической продукции, поступающих на снабжение в Вооруженные Силы, а также в осуществлении контроля за полнотой и качеством услуг (работ) в области обеспечения пожарной безопасности, оказываемых (выполненных) Вооруженным Силам;
    в организации противопожарной пропаганды среди военнослужащих и лиц гражданского персонала и их обучения в установленном порядке мерам пожарной безопасности;
    д) организация:
    учебно-методических сборов и методических занятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
    е) подготовка предложений:
    по осуществлению профилактических мер в области обеспечения пожарной безопасности для органов военного управления;
    по распределению бюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
    в планы и программы обеспечения Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией;
    ж) ведение:
    статистического учета пожаров на объектах Вооруженных Сил и представление в установленном порядке статистической отчетности в ФПС ГПС по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах;
    учета показателей деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
    з) рассмотрение и согласование технических заданий и проектной документации на строительство, реконструкцию объектов Вооруженных Сил в части выполнения требований пожарной безопасности;
    и) выдача в установленном порядке заключений о соответствии воинских частей и организаций Вооруженных Сил обязательным требованиям пожарной безопасности;
    к) развитие пожарно-прикладного спорта среди личного состава подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и организация проведения соответствующих соревнований;
    л) организация и ведение деятельности по обеспечению воинских частей и организаций Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией.
    6. Пожарная охрана Вооруженных Сил выполняет также иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    IV. Организация деятельности пожарной охраны
    Вооруженных Сил

    7. Деятельность пожарной охраны в Вооруженных Силах организуют:
    в Министерстве обороны – заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за организацию деятельности пожарной охраны Вооружённых Сил, через Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны;
    в военных округах – заместители командующих военных округов по материально-техническому обеспечению через соответствующие управления планирования и координации материально-технического обеспечения;
    в воинских частях, организациях Вооруженных Сил и гарнизонах – командиры воинских частей и организаций через пожарные команды.
    8. Деятельность органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил определяется соответствующими положениями, разработанными уполномоченными органами центрального военного управления по организации деятельности пожарной охраны.
    9. К должностным лицам пожарной охраны Вооруженных Сил, выступающим в роли руководителей тушения пожаров и осуществляющим ведомственный пожарный надзор, предъявляются квалификационные требования. Перед назначением на должности, связанные с исполнением данных функций, проводится аттестация кандидатов на предмет соответствия установленным квалификационным требованиям.
    10. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляются в военных образовательных учреждениях профессионального образования и других учреждениях, имеющих соответствующие аккредитацию и лицензию на право ведения образовательной деятельности в области пожарной безопасности.

    V. Порядок взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил и федеральной Государственной противопожарной службы при ликвидации пожаров

    11. Порядок взаимодействия между органами управления и подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при ликвидации пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в области пожарной безопасности.
    12. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по согласованию с ФПС ГПС:
    принимают участие в тушении пожаров в населенных пунктах регионов в соответствии с расписанием выезда, утвержденным главой муниципального образования, в интересах которого оно разработано;
    обеспечивают условия для успешного тушения пожаров на объектах Вооруженных Сил и до прибытия старшего оперативного должностного лица ФПС ГПС осуществляют руководство действиями по тушению пожаров на объектах Вооруженных Сил. Особенности управления действиями при тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил определяются планами их противопожарной охраны.
    13. Органы управления и подразделения пожарной охраны ФПС ГПС по согласованию с органами военного управления:
    принимают участие в тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
    допускаются к руководству тушением пожаров на объектах Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охраны гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
    14. Выезд подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС на тушение пожаров в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ осуществляется в установленном порядке. Тушение пожаров осуществляется на безвозмездной основе.
    15. Материально-техническое обеспечение подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при тушении пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов России осуществляется учредителями указанных подразделений.
    16. При тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, где транспортируются, хранятся или используются боеприпасы, радиоактивные, химические и биологические вещества, подразделения ФПС ГПС приступают к ведению действий по тушению пожаров только после получения в установленном порядке разрешений соответствующих служб Министерства обороны и при обеспечении безопасных условий для работы личного состава.
    17. Общее руководство подразделениями воинских частей и организаций Вооруженных Сил, привлеченных для тушения пожаров (за исключением руководства действиями по тушению пожаров), возлагается на командиров воинских частей и руководителей организаций Вооруженных Сил.
    18. Органы управления, подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС организуют и проводят совместные учения (занятия) по тушению условных пожаров на объектах Вооруженных Сил по взаимосогласованным графикам.
    19. Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил ведут статистический учет пожаров на объектах Вооруженных Сил и представляют в установленном порядке статистическую отчетность по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах, в МЧС России.

    Общие положения по организации противопожарной защиты

    Под системой противопожарной защиты понимают комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара [1] и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Сами системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

    Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:

    — применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;

    — устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

    — устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

    — применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

    — применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;

    — применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

    — применение первичных средств пожаротушения;

    — применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.

    Требования к системам противопожарной защиты изложены в главе 14 «Системы противопожарной защиты» Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводах правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».

    Пути эвакуации людей при пожаре

    Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

    Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

    — установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

    — обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

    — организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

    Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

    Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности. [2]

    Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

    Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

    Такие системы должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. К таким объектам относятся и медицинские организации.

    Основными нормативно-правовыми документами в этой сфере являются Свод правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173) и Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175).

    Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара

    Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.

    Системы коллективной защиты людей должны обеспечивать их безопасность в течение всего времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону. Безопасность людей в этом случае должна достигаться посредством объемно-планировочных и конструктивных решений безопасных зон в зданиях и сооружениях (в том числе посредством устройства незадымляемых лестничных клеток), а также посредством использования технических средств защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (в том числе средств противодымной защиты).

    Средства индивидуальной защиты людей (в том числе защиты их органов зрения и дыхания) должны обеспечивать их безопасность в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение времени, необходимого для проведения специальных работ по тушению пожара. Средства индивидуальной защиты людей могут применяться как для защиты эвакуируемых и спасаемых людей, так и для защиты пожарных, участвующих в тушении пожара.

    Система противодымной защиты

    Система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.

    Система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты:

    1) использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;

    2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;

    3) использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках;

    4) использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.

    Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений

    В зданиях и сооружениях должны применяться основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности. Требуемые степень огнестойкости зданий, сооружений и класс их конструктивной пожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

    Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.

    Ограничение распространения пожара за пределы очага

    Ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов:

    — устройство противопожарных преград;

    — устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений;

    — применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре;

    — применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;

    — применение огнепреграждающих устройств в оборудовании;

    — применение установок пожаротушения.

    Первичные средства пожаротушения в зданиях и сооружениях

    Здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями.

    Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала. [3]

    Автоматические и автономные установки пожаротушения

    Применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения должно обеспечивать достижение одной или нескольких из следующих целей:

    — ликвидация пожара в помещении (здании) до возникновения критических значений опасных факторов пожара;

    — ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости строительных конструкций;

    — ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу;

    — ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок.

    Тип автоматической и (или) автономной установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения и параметров окружающей среды.

    Источники противопожарного водоснабжения

    Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Более подробно об источниках наружного противопожарного водоснабжения и внутреннем противопожарном водопроводе см. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178) и Свод правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180).

    Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» 2017/11

    [1] Опасные факторы пожара — факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

    [2] См. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171).

    [3] См. Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: