Нормы обеспечения противогазами работников предприятия - VISTAGRUP.RU

Нормы обеспечения противогазами работников предприятия

Нормы обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты

Обеспечение населения СИЗ

1. Обеспечению средствами индивидуальной защиты подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

2. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

  • территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении расположенных на территории в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении расположенных на территории в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов;
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении проживающих на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении проживающих на территориях в пределах границ зон радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения);
  • организациями расположенными на территории в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, работников этих организаций, находящихся в их ведении;
  • организациями расположенными на территории в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, работников этих организаций, находящихся в их ведении;
  • организациями расположенными вне зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, сотрудников проживающих в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и руководящих документов. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта, аренды и охраны складов (мест хранения), оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок определения номенклатуры и объемов создаваемых запасов

Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:

  • возможного характера действий в ходе военных конфликтов на территории Российской Федерации;
  • величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры в ходе военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • норм минимально необходимой достаточности запасов;
  • природных, экономических и иных особенностей территорий.

При определении необходимой номенклатуры, объемов СИЗ в запасах, резервах) необходимо использовать следующие исходные данные:

  • количество населения, проживающее в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения), в т.ч. по категориям;
  • количество рабочих и служащих предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения).
  • количество рабочих и служащих предприятий и организаций, проживающих в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения).

При определении количества населения проживающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения устанавливаются зоны:

  • возможного радиоактивного загрязнения вокруг объектов использования атомной энергии — зона возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км — для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт.;
  • вокруг объектов ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ зону возможного радиоактивного загрязнения ограничивают границами проектной застройки указанных объектов и примыкающей к ней санитарно-защитной зоной (свода правил «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», 2014);
  • возможного химического заражения, вокруг химически опасных объектов, определяется по «Методике прогнозирования масштабов заражения сильно​действующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте (РД 52.04.253 – 90)».

4. Номенклатура запасов должна включать:

  • для населения в районах химического заражения — средства индивидуальной защиты органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности, пакет индивидуальный перевязочный, из расчета на 30% их общей численности.
  • Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных.
  • По решению руководителей органов исполнительной власти и организаций в районах возможного химического заражения и на химически-опасных объектах в номенклатуру включаются фильтрующие поглощающие коробки (к противогазам) для защиты от АХОВ с учетом факторов риска.
  • для населения в районах биологического заражения — средства индивидуальной защиты органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности, КИМГЗ (для взрослого населения и детей в возрасте старше 12 лет, доксициклин, капсулы 100 мг – в количестве не менее 2 капсул, для детей в возрасте до 12 лет, амоксициллин + клавулановая кислота, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 250 мг + 125 мг, в количестве не менее 2 таблеток) из расчета на 30% от их общей численности, пакет индивидуальный перевязочный, из расчета на 30% их общей численности.
  • для населения в районах радиоактивного загрязнения – респираторы из расчета на 100% их общей численности, КИМГЗ (для взрослого населения и детей в возрасте старше 12 лет, калий йодид, таблетки 125 мг – 1 таблетка, калий-железо гексацианоферрат, таблетки 500 мг – 2 таблетки, ондансетрон (таблетки покрытые оболочкой 4 мг) — 2 таблетки, для детей в возрасте до 12 лет, калия йодид, таблетки 40 мг — 2 таблетки, калий-железо гексацианоферрат, таблетки 500 мг — 1 таблетка, ондансетрон, таблетки, покрытые оболочкой, 4 мг — 1 таблетка) из расчета на 30% от их общей численности, пакет индивидуальный перевязочный, из расчета на 30% их общей численности.

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
  • приказа МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
  • приказа МЧС России от 23.01.2014г. № 23 по внесению изменений в приказ МЧС РФ от 01.11.2006г. № 633 «О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ «Юнита»;
  • приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013г. № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной и первой помощи» (далее – КИМГЗ);
  • письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 14-3/10/2-5985 «О направлении памятки по использованию лекарственных препаратов и медицинских изделий КИМГЗ»
Читайте также  Корректировка рабочей документации в процессе строительства

Вопрос: Какой документ определяет: сколько противогазов ГО должно быть на предприятии?

Ответ: Сколько и каких противогазов ГО должно быть на предприятии определяет «Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», утвержденное Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993. Согласно пунктов 8 и 9 вышеуказанного Положения «накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения». В запасах накапливаются:

дополнительные патроны к противогазам ДПГ-3 для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности; (это составляет 42% от количества накопленных противогазов);

респиратор в количестве 100 % от штатной численности;

Вопрос: Все ли организации должны покупать противогазы на своих штатных работников?

Ответ: Да все! Принцип обеспечения населения СИЗ, принятый и законодательно определённый нашим государством, довольно прост:

— работодатель обязан обеспечить своего работника СИЗ;

— государство обязано обеспечить СИЗ детей и неработающее население.

Как штрафуют работодателей, которые пренебрегают СИЗ

Статистика несчастных случаев на производстве с работниками свидетельствует о безответственном отношении работодателей к обеспечению средствами индивидуальной защиты и применению их в процессе производственной деятельности.

Проверки надзорных органов выявляют множественные нарушения трудового законодательства:

  • работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не обеспечиваются необходимыми средствами индивидуальной защиты;
  • приобретаемые СИЗ не имеют сертификатов соответствия или не соответствуют требованиям охраны труда; при выдаче работникам СИЗ (респираторов, противогазов, предохранительных поясов и др.);
  • не проводятся инструктажи работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности в соответствии с установленными ГОСТом сроками;
  • не организовываются регулярные испытания СИЗ, тренировки по их применению;
  • не у всех работодателей должным образом ведутся карточки учета СИЗ;
  • не организовываются стирка, чистка, ремонт, хранение спецодежды и др.

Отсутствие СИЗ при работах на высоте

Правила при работе на высоте, учитывающие современные технологии строительства и производства, вступили в силу 28 марта 2014 года на основании Приказа Минтруда России № 155н и должны были коренным образом изменить отношение к работам на высоте. Правила изменили критерии по определению работ на высоте, исключив «верхолазные работы», ужесточили требования к организации обучения и оснащению работников средствами индивидуальной защиты.

Вместо пояса предохранительного для обеспечения безопасности при работе на высоте должны теперь необходимо использовать четыре системы: удерживающую, позиционирования, страховочную система и систему спасения и эвакуации.Эти средства индивидуальной защиты обеспечивают работникам наиболее полную защиту при работах на высоте. СИЗ, применяемые при работах на высоте, должны проходить сертификацию, что еще более повышает безопасность при выполнении работ на высоте. Казалось бы, максимально устранены организационные и индивидуальные причины травматизма. Однако, статистика показывает обратное.

27 декабря прошлого года сварщик ООО «Стройиновация» в г. Выкса Нижегородской области упал с высоты в трубоэлектросварочном цехе. В результате падения получил тяжелые переломы тазовых костей. Расследованием установлено, что сварщик не имел средств защиты при работе на высоте, у проемов рабочей площадки отсутствовало ограждение.Компанию оштрафовали на 60 тысяч рублей, допустившего нарушения мастера участка — на 5 тысяч рублей. Материалы расследования передали в прокуратуру, которая решит, есть ли основания для уголовного дела.

20.01.2019 г. двое работников ООО «Балкум», проходя по территории предприятия, увидели провисший от прожекторной мачты электрический кабель над автомобильной дорогой. Посчитав, что это создаст опасность для транспортных средств (угроза обрыва кабеля), приняли решение его подтянуть. В нарушение Правил по охране труда при работе на высоте без применения средств индивидуальной защиты от падения с высоты работники осуществили подъем на металлическую прожекторную мачту, площадка разрушилась и один из работников упал, получив осложненный перелом позвоночника и черепно-мозговую травму.

Государственная инспекция труда наложила на предприятие штраф в размере 100 тыс.руб.

Рабочие надели каски, страховочные пояса и поднялись на крышу. Через некоторое время руководитель работ тоже поднялся на крышу, но без каски и страховочного пояса, встал на конек крыши, впоследствии упал вниз. Прибывшая бригада скорой помощи оказала пострадавшему первую медицинскую помощь, затем доставила в медучреждение, где он и скончался. Руководитель ООО «Фаворит» привлечен к административной ответственности. Руководитель работ, обязанный в соответствии со своими должностными обязанностями, контролировать правильное применение подчиненным персоналом выданных СИЗ, и не допускать к работе работников без СИЗ, подает беспрецендентный пример беспечности к своей собственной жизни.

Отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания при выполнении работ

Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания является необходимым условием для персонала, работающего на предприятиях промышленности или производствах, связанных с выделением в атмосферу сверхдопустимой нормы опасных для здоровья веществ.

Бригада работников ООО «Водоканал Ковылкинский» выполняли работы по очистке канализации на улице Желябова г. Ковылкино. Один из работников спустился в колодец и установил причину засора, но очень скоро перестал откликаться. Другой работник поспешил ему на помощь и тоже перестал подавать признаки жизни. Третий работник поспешил им на помощь и тоже перестал отвечать. Только четвертый работник, спускаясь в колодец, почувствовал резкий запах и сразу выбрался на поверхность. Замеры, проведенные работниками Центра гигиены и эпидемиологии, показали превышение допустимой концентрации отравляющего вещества в несколько раз.

Почему работники не выполнили требования правил безопасности, не проверили колодец на отсутствие загазованности с помощью переносного газоанализатора, не провентилировали его и не надели противогазы (они остались в машине), разбирается следственный комитет Мордовии. Который возбудил уголовное дело по ст.143 УК РФ «нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Виновные лица могут быть привлечены к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишены свободы на тот же срок с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Пренебрежение правилами охраны труда привели трех работников к гибели, но и внесли свой печальный вклад в судьбы тех, кто по долгу своей службы обязан обеспечивать безопасность труда на производстве.

Неприменение средств защиты органов зрения

Потеря зрения навсегда может сделать работника инвалидом, а работодателю придется отвечать за производственную травму.

Так, в НПО «Архей» г. Межгорье электрогазосварщик Х. был вызван в выходной день для устранения аварийной ситуации, создавшейся на теплотрассе вследствие низкой температуры воздуха окружающей среды (работы с повышенной опасностью). Для восстановления циркуляции теплоносителя в системе отопления двух овощных складов работник спустился в приямок с зажженным газовым резаком, чтобы осмотреть фронт работ. Трубу разорвало и в образовавшуюся трещину длиной 7 мм произошел выброс остатков воды, пара, воздуха, мусора и частиц утеплителя (стекловата), которые ему попали в область лица и глаз.В результате был причинён вред его здоровью в виде множественных инородных тел роговицы. По заключению судебно-медицинского эксперта причинённый вред расценивается, как вред здоровью средней тяжести.

Читайте также  Площадь остекления в газовой котельной СНИП

По заключению государственного инспектора труда основной причиной допущенного случая явилось не обеспечение работника средствами индивидуальной защиты, неудовлетворительная организация производства работ. За допущенные нарушения работодатель привлечен к административной ответственности, и по решению суда работнику возмещены материальный и моральный вред (решение суда № 2-57/2010 от 23.09. 2010).

Невыдача работодателем защитных очков стала основной причиной произошедшего тяжелого несчастного случая в ООО «Лидер» со слесарем по ремонту автомобиля. При выпрессовке сайлентблока автомобиля от удара молотком отлетела окалина и попала в левый глаз работника. В медучреждении в последующем глаз был удален. Проведенным расследованием государственным инспектором Иркутской области установлена причина несчастного случая — не обеспечение работника средствами защиты глаз. Работник длительное время работал в этой организации без оформления трудовых отношений. Куйтунским районным судом Иркутской области был установлен факт трудовых отношений, факт наличия производственной травмы.

В пользу работника взыскан моральный вред в сумме 250 000 рублей (решение суда № 2-92/2016 от 27 апреля 2016 г. по делу № 2-92/2016).

  • СИЗ мешают выполнять работу. Например, в наушниках не слышно сигналов, обращений коллег, звуков работающего оборудования. При использовании закрытых очков не виден подъезжающий сбоку транспорт;
  • СИЗ неудобны. Например, респиратор сползает и не держится на лице. Очки и полноценные лицевые маски запотевают. На поверхности линз очков царапины).

«Если СИЗ неудобны, не спешите обвинять производителя, — рекомендует Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков СИЗ. —Возможно, специалист по охране труда неправильно выбрал работникам очки или маску, а может, вы просто неправильно их надеваете. Такое случается сплошь и рядом! В любом случае, обратитесь к производителю или в Ассоциацию СИЗ, где вам всегда помогут и подскажут, как правильно выбрать или использовать то или иное средство индивидуальной защиты».

Вправе ли работодатель уменьшать нормы выдачи СИЗ?

Готовимся к проверке ГИТ. Интересует такой вопрос: обязан ли работодатель обеспечивать работников СИЗ в полном соответствии с типовыми отраслевыми нормами? Там есть позиции, которые не подходят компании, и фактически мы их не заказываем. Например, машинисту компрессорных установок в соответствии с ТОН 906н положена каска защитная, учитывая специфику нашего производства, ему она не нужна.

При выдаче СИЗ работникам работодатель обязан руководствоваться Типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности и выдавать СИЗ в полном объеме. Работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи СИЗ.

Согласно ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников), а также своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, которые обеспечивают по сравнению с типовыми нормами лучшую защиту от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, особых температурных условий либо загрязнения (абз. 1 п. 6 Правил обеспечения СИЗ, письмо Минтруда России от 30.09.2016 № 15-2/ООГ-3519).

Нормы, устанавливаемые работодателем, утверждаются локальными нормативными актами на основании результатов специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками органа и могут включаться в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников СИЗ (абз. 2 п. 6 Правил обеспечения СИЗ, письмо Минтруда России от 30.09.2016 № 15-2/ООГ-3519).

СИЗ могут выдаваться также на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, применяемых с учетом положений п. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного уполномоченного работниками представительного органа) заменять один вид предусмотренных типовыми нормами СИЗ аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов (п. 7 Правил обеспечения СИЗ, письмо Минтруда России от 30.09.2016 № 15-2/ООГ-3519).

В соответствии с пунктом 14 , 34 Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется Типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности:

«14. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

34. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя)».

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные Типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – Типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ. В этой связи работникам, в том числе выполняющим отдельные периодические работы, СИЗ выдаются исключительно на основании Типовых норм вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда.

Таким образом, работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи СИЗ – данная позиция поддерживается и контролирующими органами (письмо Минтруда России от 30.09.2016 № 15-2/ООГ-3519, Письмо Минтруда России от 20.09.2016 № 15-2/ООГ-3388).

Рассчитываем потребность в средствах индивидуальной защиты

И снова здравствуйте, дорогие читатели! С вами снова ваш покорный слуга Владимир Раичев. Сегодня я хотел бы уделить немного внимания такой наболевшей для всех нас теме обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты. К сожалению, все мы с вами находимся в одинаковых условиях: требование создавать резерв средств индивидуальной защиты есть, а средств на это нет. Как нет и целевых поставок. Однако пост будет посвящен не размышлениям где взять деньги на противогазы и другие средства индивидуальной защиты школе, а тому, как правильно рассчитать количество СИЗ.
Когда-нибудь же настанет такой момент, когда нас попросят предоставить информацию о потребности в СИЗ. Именно для этого мы сегодня с вами и рассмотрим требования законодательства в области обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Начнем, пожалуй, как всегда с законодательства, попробуем разобраться, а нужны ли нам средства индивидуальной защиты вообще или нет. Обратимся в первую очередь к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.14 п. Ж говорит нам, что организации обязаны

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Конечно, нет четкого указания, какие должны быть резервы материальных ресурсов, поэтому давайте обратимся к Федеральному закону от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне, с. 9

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Читайте также  Повторная экспертиза проектной документации после внесения изменений

В этом Федеральном законе мы также не находим четкого руководства к формированию запаса СИЗ. Давайте тогда поищем по ведомственным приказам и распоряжениям. В частности, нас интересует Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

П. 4. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

  • организациями — работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Приказ МЧС РФ № 993 определяет обязанность организации обеспечить средствами индивидуальной защиты своих сотрудников. Предлагаю на этом окончить обзор нормативно-правовой базы и перейти непосредственно к механизму подсчета необходимого количества СИЗ.

Накопление противогазов в запасах (резервах) материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для организации осуществляется из расчета 100 % от общей численности работников. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5 % от численности работников для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Кроме всего прочего, штатная противогазная коробка (ГП-7) защищает от поражающих факторов основных типов аварийно-химически опасных веществ, а для защиты работников организации от аммиака, используемого в производственном цикле большинства химически опасных объектов, предназначен патрон (ДПГ-3) к противогазу. Накопление патронов ДПГ-3 в запасе производится из расчета 40 % от общего количества противогазов.

Для обеспечения работников медицинскими средствами индивидуальной защиты на военное время целесообразно использовать комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты (КИМГЗ) из расчета 100 % от общей численности работников (приказ МЧС России от 23.01.2014 № 23).

Отдельно стоит отметить, что для организаций с круглосуточным пребыванием людей также создаются запасы СИЗ от токсичных продуктов горения в количестве, соответствующем численности работников и обучающихся (воспитанников) на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.

В дополнении ко всему вышесказанному спешу заметить, что в организациях рекомендуется создать дополнительный запас СИЗ от токсичных продуктов горения и основных АХОВ, обеспечивающий при возникновении пожара эвакуацию обучающихся (воспитанников) с верхних этажей зданий (со второго этажа и выше). То есть, необходимо рассчитать, сколько человек располагаются выше первого этажа (наибольшая смена) и предусмотреть их обеспечение СИЗ от токсичных продуктов горения и основных АХОВ.

Наверняка у каждого остался вопрос, а как же дети? Почему мы их не обеспечиваем СИЗ? Все очень просто: неработающее население обеспечивается СИЗ по месту их проживания, т.е. органами местного самоуправления. А школа на период ЧС или в военное время прекращает свою деятельность – дети передаются родителям.

В этой статье я не буду рассматривать вопрос о необходимости обеспечения средствами индивидуальной защиты нештатных аварийно-спасательных формирований. Оставим этот вопрос для следующих моих публикаций. На этом я откланиваюсь, надеюсь, что информация, которую я постарался до вас донести, стала для вас полезной. Кстати, напоследок хотел задать один вопрос: а ваше образовательное учреждение обеспечено СИЗ? В школу, в которой я сейчас работаю, в прошлом (2014 году) была осуществлена первая поставка средств индивидуальной защиты органов дыхания. При необходимости могу рассказать в комментариях как это произошло и какие СИЗ есть сейчас в наличии в моей образовательной организации.

Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:

Единые Типовые нормы выдачи СИЗ: проект 2021 года

23 марта 2021 года завершилось публичное обсуждение проекта Единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающих средств. Минтруд анонсировал разработку документа в 2020 году в целях увеличить эффективность расходования средств на охрану труда, снизить нагрузку на малый бизнес. Рассмотрим, что предлагает изменить ведомство в сравнении с действующими правилами.

Как выдают средства индивидуальной защиты в 2021 году?

На конец марта 2021 года продолжают действовать старые правила обеспечения работников СИЗ в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. «Регуляторная гильотина» пощадила этот документ. Постановлением Правительства РФ № 2467 он исключен из списка подлежащих отмене с 1 января НПА, без указания окончания срока действия.

Если норморайтеры захотят внести изменения в приказ 290н, им придется разработать и утвердить новую редакцию документа (п. 3 ПП № 2467).

Что устанавливают Правила 290н:

1. Работодатель за свой счет обеспечивает средствами индивидуальной защиты, имеющими сертификат или декларацию соответствия, категории работников, труд которых связан:

с вредными и/или опасными факторами;

особыми температурными условиями;

2. Кому, сколько и в какие сроки выдавать СИЗ, определяют в соответствии с Типовыми нормами:

Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н — для сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики (применяется при отсутствии отраслевых ТН);

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2006 № 297 о выдаче сигнальной спецодежды;

Нормы выдачи теплой спецодежды (по пяти климатическим поясам) в редакции Постановления Минтруда РФ от 31.12.1997 № 70;

  • 61 отраслевой акт с Типовыми нормами по должностям и профессиям.
  • 3. Количество требуемых работнику СИЗ считают по «накопительному» принципу: обеспечивают по основной профессии, дополнительно — по климатическим условиям, совместительству.

    Например, водителю ОВБ с функциями электромонтера нужно выдать: костюм для защиты от загрязнений, костюм термостойкий, 18 пар перчаток, 2 пары сапог или ботинок, каску и т. д. Еще больше затрат на СИЗ несут малые предприятия, где один сотрудник одновременно выполняет работу водителя, грузчика, экспедитора.

    Выдача СИЗ по профессии или должности не отражает реальную потребность в спецодежде и других средствах защиты. А еще большинство Типовых норм разрабатывалось давно и не учитывает автоматизацию производственных процессов, появление новых видов деятельности.

    Серьезная проблема — слишком большое количество НПА в одной сфере: 66 документов, включая нормы выдачи смывающих средств. Неудивительно, что обеспечение работников спецодеждой вызывает изжогу у руководителей, специалистов по охране труда и бухгалтерии.

    Минтруд пообещал заменить многочисленное семейство ТН одним отпрыском — Едиными Типовыми нормами выдачи СИЗ и СС. Также ведомство изменило принцип обеспечения средствами защиты со «списка по профессиям» на риск-ориентированный подход.

    Обеспечение работников СИЗ на основании оценки профессиональных рисков (ОПР)

    Многие предприятия провели оценку формально, чтобы не нарываться на штрафы. Проекты новых законов и регламентов в сфере охраны труда требуют наличия рабочего документа, а не отписки по требованиям.

    Изменения в раздел Х ТК РФ содержит нормы об обеспечении работников СИЗ на основании оценки профессиональных рисков — подробнее читайте здесь. Проект Порядка обучения и проверки знаний в сфере охраны труда предусматривает планирование подготовки персонала по результатам ОПР и СОУТ — специальной оценки условий труда.

    Минтруд дополнил Единые Типовые нормы Приложением 2 «Нормы выдачи СИЗ», по потенциальным опасностям жизни и здоровью работника. Риски разделены на группы: механические — высота, глубина, уколы, удары, порезы, затягивание в механизмы, прочее;

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: