Электрозадвижка с электроприводом на противопожарный водопровод - VISTAGRUP.RU

Электрозадвижка с электроприводом на противопожарный водопровод

Пожарные задвижки

Пожарная задвижка – вид запорной арматуры, обязательный элемент пожарных насосных станций, одно из самых востребованных устройств противопожарных систем. Применяется как на внутренних водопроводах, так и для наружного водоснабжения.

Особенности использования

Необходимость применения противопожарной запорной арматуры в целом и пожарной задвижки с электроприводом в частности прописана в правилах и требованиях к оснащению промышленных, хозяйственных, торговых, развлекательных и прочих объектов массового скопления людей. Такие изделия обычно выступают одним из ключевых элементов внутреннего водопровода и могут применяться (клиновый вариант) в различных наружных установках:

  • автоматических;
  • водяных;
  • пенных.

Главное отличие противопожарной задвижки с электроприводом от любой другой – окраска в красный цвет.

Требования

Задвижка для пожаротушения – элемент, без которого невозможна подача воды для быстрого устранения очага возгорания и взятия пожара под контроль, потому требования к ней самой и условиям ее эксплуатации выдвигаются самые жесткие.

  1. Пожарная задвижка под электропривод, используемая в противопожарной системе любого объекта, должна:
    • изготавливаться из надежного устойчивого к коррозии материала (обычно это нержавеющая сталь или прочный чугун);
    • иметь сертификат качества;
    • быть рассчитана на работу с фильтрованной водой или жидкостью с активными добавками;
    • выдавать эффективность работы при нерегулярном и редком использовании водопровода.
  2. Подключение пожарных задвижек осуществляется строго по согласованному проекту, который предусматривает оснащение запорными арматурными устройствами всех объектов массового скопления людей (многоквартирные дома, производства, промышленные предприятия) с монтажом пожарных задвижек с электроприводом на каждом этаже.

Арматура с электроприводом

Задвижки для пожаротушения с электроприводом получили самое широкое распространение в практике оснащения водяных противопожарных систем запорной арматурой благодаря их удобству и надежности:

  • изделия выполняются из качественной стали или чугуна, что определяет их долговечную службу;
  • дополнительная защита от коррозии – обработка эпоксидными составами – обеспечивает качество срабатывания даже при крайне редком использовании;
  • дистанционное управление пожарной задвижкой гарантирует максимально быстрый отклик на активацию.

Управление потоком воды в задвижках пожарного водопровода облегчено за счет исполнительного механизма. Принимая команду запуска, он моментально активирует подачу воды, чем минимизирует риски распространения огня. Сама команда может генерироваться автоматически (в автоматизированных установках) или подаваться с пульта управления вручную.

Принцип работы задвижки для пожаротушения:

  • устройство получает сигнал от автоматики или с кнопки, расположенной рядом с пожарным краном;
  • привод моментально открывает пожарную задвижку;
  • задвижка для пожаротушения подает воду к месту аварии.

Благодаря удаленному управлению активировать механизм можно даже в случаях, когда из-за распространения дыма или огня доступ уже затруднен. Но воспользоваться преимуществом дистанционной активации можно, только если пожарная задвижка отвечает самым жестким требованиям к надежности и герметичности.

Наиболее предпочтительными в плане последнего качества сегодня являются задвижки для пожаротушения в системах с обрезиненным клином – им присвоен класс герметичности А. Ресурс таких установок достигает 50 лет.

Подбор и установка задвижек с электроприводом

Эффективность срабатывания противопожарной задвижки – производная грамотного проектирования противопожарного объекта. При разработке проекта обязательно должны учитываться ее особенности, поколение, класс, поскольку именно они определяют базовые требования:

  • к пропускной способности (ее задает диаметр устройства);
  • способу запуска и остановки – перевода из перекрывающего состояния в пропускное, и наоборот;
  • способности работать с разными видами вещества (вода, пена, примеси в рабочей среде).

Все данные при подборе запорной арматуры можно найти в ее паспорте и сертификатах соответствия. Они должны соответствовать расчетам проекта.

Установка задвижек пожаротушения осуществляется фланцевым методом на выбранный участок водопровода – горизонтальный или вертикальный, согласно плану. Перед монтажом задвижки для пожаротушения важно проверить соответствие диаметров арматуры и водопровода (они должны совпадать – механизм с Ду 100 должен ставиться на водопровод диаметром 10 см).

Купить пожарные задвижки под электропривод

ООО НПО «СпецНефтеМаш» предлагает большой выбор качественных стальных и чугунных задвижек с электроприводом клинового типа. У нас можно выбрать изделия с разным набором функций и характеристик. Вся продукция сопровождается заводскими гарантиями, сертификатами и паспортами. Для правильного монтажа и эксплуатации запорной арматуры для пожаротушения прилагаем подробное техническое описание.

Опытные специалисты подскажут, какую пожарную задвижку купить для конкретных условий установки и использования. Обращайтесь, с нами можно связаться через форму на сайте, по телефону или email.

Пожарная запорная арматура

Содержание статьи

  1. Виды пожарной запорной арматуры
  2. Задвижки противопожарные
  3. Противопожарная задвижка с электроприводом
  4. Пожарный запорный клапан (вентиль)
  5. Пожарные дисковые затворы

1

Различные типы запорной противопожарной арматуры устанавливаются на системах наружного пожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ). Согласно Своду правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», такими системами оборудуются жилые, административно-бытовые и общественные здания и помещения.

Виды пожарной запорной арматуры

Проектирование систем пожарного водоснабжения и противопожарного водопровода проводят согласно СНиП 2.04.01-85* и СНиП 2.04.02-84*. Нормы требуют установки пожарной запорной арматуры в следующих местах:

  • На каждом вводе к внутренней сети;
  • У основания и в верхней части стояков, закольцованных по вертикали;
  • На кольцевой разводящей сети — для отключения её участков на время проведения ремонтных работ.

Противопожарную запорную арматуру на питающих и подводящих трубопроводах необходимо снабжать световой индикацией, информирующей о положении запорного органа.

В противопожарных системах устанавливается следующая запорная арматура:

  • Пожарный запорный клапан (вентиль) с номинальным диаметром DN 40, 50 или 65 мм — как комплектующая часть пожарного крана;
  • Дисковый затвор;
  • Задвижка.

К запорной арматуре пожаротушения выдвигается ряд требований, сформулированных в соответствующих ГОСТах и других нормативных документах.

Задвижки противопожарные

Задвижки — один из наиболее распространённых типов запорной арматуры. Соответственно, пожарные задвижки широко применяются в системах наружного пожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода. Задвижка пожарного водопровода — обязательный составляющий элемент системы пожаротушения, в которой используется вода, либо вода с активными добавками. Корпус пожарной задвижки изготавливают из нержавеющей стали, либо из чугуна высокой прочности. Арматура этого типа должна обеспечивать надёжную работу в условиях нерегулярного и редкого применения.

Согласно СП 30.13330.2012, Актуализированной редакции СНиП 2.04.01-85*, при наличии обводной линии общедомового счётчика, запорное устройство, установленное на ней, должно иметь электропривод. Запуск электропривода должен осуществляться или от кнопок около пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. Наиболее отвечающим требованиям СП типом запорной арматуры в этом случае станет пожарная задвижка с электроприводом.

Противопожарная задвижка с электроприводом

Высокие требования к безотказности задвижки с электроприводом, используемой для пожаротушения, понятны. Получив сигнал от кнопки около пожарного крана, или от противопожарной автоматики, электропривод должен тут же открыть задвижку, обеспечив подачу воды.

Задвижка противопожарного водопровода с электроприводом максимально оперативно подаст воду. Дистанционное управление пожарной задвижкой позволяет сделать это без непосредственного доступа к арматуре, что особо важно в ситуации возникновения пожара.

Пожарный запорный клапан (вентиль)

Пожарный клапан (вентиль) входит в комплект пожарного крана, который устанавливается на пожарном трубопроводе. Пожарный клапан должен быть оборудован пожарной соединительной головкой и рукавом с ручным стволом (п. 3.1 ГОСТ Р 53278-2009).

На рисунке представлен пожарный клапан в составе пожарного крана.

Пожарные запорные клапаны классифицируются по следующим признакам:

  • Тип монтажа — стеновой или канальный;
  • Конструкция корпуса — прямоточный, проходной, или угловой (с углом отклонения 90° или 125°);
  • Материал корпуса — латунь или чугун;
  • Диаметр DN — 40, 50 или 65 мм;
  • Тип соединения — муфта/муфта или муфта/цапка.

Пожарные дисковые затворы

Дисковые затворы устанавливаются на питающих и подводящих трубопроводах. Подводящие трубопроводы предназначены для подачи воды от источника до узла управления, а питающие соединяют узел управления с распределительным пожарным трубопроводом.

Пожарные затворы с ручным управлением или электроприводом используются вместе с устройством контроля положения, что отвечает требованиям п.п. 5.1.18 СП 5.13130.2009.

От безотказной работы пожарной запорной арматуры зависит не только сохранения имущества при пожаре, но и жизнь находящихся в здании людей. Проектирование систем пожаротушения, их монтаж, выбор пожарной запорной арматуры — не та ситуация, в которой можно сэкономить и упростить задачу, заказывая комплектующие попроще и подешевле.

Напоминаем вам о необходимости исключительно профессионального подхода. Если вы испытываете затруднения при выборе противопожарных задвижек и других типов пожарной запорной арматуры, обратитесь за консультацией к специалистам.

У нас вы можете приобрести наземные и подземные гидранты для забора воды на случай пожара.

Понравилась статья? Расскажите друзьям

Подключение задвижки водяного пожаротушения к ШАК Спрут-2 Плазма-Т

Часто необходимо применять электрифицированную задвижку в системе водяного пожаротушения.

Один из самых распространенных вариантов набора оборудования, встречающийся на объекте — это шкаф управления задвижкой из состава оборудования «Спрут-2 Плазма-Т» и четверть оборотная задвижка производства «ГЗ Электропривод».

Как же особенности надо учитывать при подключение задвижки к шкафу управления?

Для управления силовой частью оборудования в составе комплекта оборудования «Спрут-2» предназначен шкаф аппаратуры коммутации (ШАК). То-есть сокращенно в идеологии «Спрут-2» шкаф управления — это ШАК.

Подбор параметров ШАК осуществляется при помощи программы-конфигуратора.

При заказе оборудования нужно внимательно отнестись к фазности оборудования, чтобы не оказалось что задвижка трехфазная, а шкаф может управлять только однофазной задвижкой.

Типовые схемы подключений.

Казалось бы — какие проблемы, если существуют подробные схемы подключения и даже рекомендации по подключению.

Читайте также  Определение размера противогаза ГП 5

Изучив приведенную выше документацию приходим к вот таким схемам подключения однофазной задвижки к шкафу управления однофазной задвижкой.

Типовая схема подключения к шкафу управления из паспорта на ШАК:

Цепи управления из внутренних схем соединения ШАК:

Типовая схема подключения задвижки из паспорта задвижки:

Микровыключатели положения задвижки:

1КВО/1КВЗ Конечные микровыключатели ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО.

1ВМО/1ВМЗ Муфтовые микровыключатели открытия/закрытия.

2КВО/2КВЗ Микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО.

Электрозадвижка поставляется с не настроенными кулачками момента срабатывания микровыключателей 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ — их настройка требует внимания и терпения.

Из схемы соединений внутри задвижки мы видим, что в цепь управления задвижкой включены прерыватели — микровыключатели 1КВО/1КВЗ и 1ВМО/1ВМЗ, которые прекращают движение задвижки.

Конечные микровыключатели 1КВО/1КВЗ требуется настроить и они прерывают цепь питания двигателя при достижении крайних положений.

Муфтовые переключатели 1ВМО/1ВМЗ срабатывают от черезмерного усилия при достижении задвижкой состояния упора и вот как это описано в паспорте задвижки:

Червячный вал силовой передачи сбалансирован с двух сторон тарельчатыми пружинами, которые позволяют обеспечивать допустимую величину крутящего момента, развиваемого электроприводом.

Элементы двухсторонней муфты перегруза позволяют автоматически отключать электродвигатель привода при аварийных ситуациях (по превышению крутящего момента выше номинального).

Не во всех модификациях задвижки присутсвуют муфтовые микровыключатели 1ВМО/1ВМЗ — в маломощных задвижках часто они отсутствуют.

Если неправильно настроить микровыключатели 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ задвижки без муфтовых микровыключателей 1ВМО/1ВМЗ, то двигатель задвижки может сгореть.

Из схемы соединений ШАК мы видим, что входные клеммы 1-2,3-4 для подключения концевых переключателей задвижки предназначены просто для отключения цепей управления задвижкой. Но ведь обрыв цепи управления уже реализован внутри задвижки.

Таким образом может показаться (и может так и есть), что достаточно просто подключить задвижку к выходу управления задвижкой, замкнув входные клеммы 1-2,3-4 ШАК для концевиков положения задвижки перемычками.

А микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 2КВО/2КВЗ подключить в сигнальные шлейфа прибора управления комплекта «Спрут-2» для диспетчеризации и сигнализации.

Действительно, не помешало бы формировать сигналы «Внимание — задвижка открыта» и «Внимание — задвижка не закрыта» — вдруг кто случайный откроет задвижку и уйдет.

Управление задвижкой по упору.

Такая схема будет работать, если вообще не настраивать микровыключатели ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 1КВО/1КВЗ. Вернее настроить их так, чтобы они никогда не срабатывали и не размыкали цепь питания двигателя задвижки.

Тогда прекращение питания двигателя задвижки будет осуществляться по сигналам муфтовых микровыключателей открытия/закрытия 1ВМО/1ВМЗ при достижении задвижкой упора.

Прибор контроля линий ПКЛ.

Цепи управления задвижкой в противопожарной системе должны обязательно контролироваться.

В составе оборудования Спрут-2 есть специальное устройство для этого — прибор контроля линий.

ПКЛ специально разработан для применения в ШАК и предназначен для контроля исправности цепей подключения электропривода переменного тока.

ПКЛ и обеспечивает реализацию требований ГОСТ 53325-2012:«7.4.1:

ППУ должны обеспечивать выполнение следующих функций:

в) автоматический контроль исправности линий связи (для проводных – на обрыв и короткое замыкание, для радиоканальных, оптиковолоконных и цифровых линий связи – на пропадание связи):

— с исполнительными устройствами систем противопожарной защиты (оповещатели, информационные табло, электроклапаны, пиропатроны, насосы, вентиляторы, электромоторы и т. д);

П р и м е ч а н и е – Контроль исправности линий связи с пиропатронами и исполнительными устройствами систем противопожарной защиты, электропитание которых осуществляется напряжением свыше 150 В, допускается осуществлять только на обрыв.

При заказе ШАК или в конфигураторе необходимо указать опцию ПКЛ:

Особенности применения ПКЛ в цепях управления задвижкой с реверсом.

В ШАК ПКЛ подключается непосредственно к выходным клеммам управления задвижкой.

При наличии слабого контрольного тока через обмотки двигателя задвижки на ноль, ПКЛ считает, что линия управления задвижкой в норме.

Вот как подключен ПКЛ к задвижке в ШАК:

Особенно следует уделить внимание тому, что при движении задвижки линия ПКЛ контроля соответствующего направления движения задвижки замыкается на ноль, что исключает контроль этой линии.

Тем самым контролируется только обмотка двигателя задвижки, предназначенная для движения задвижки в противоположном текущему направлении.

То есть если на задвижку подана команда «Закрыть» (в дежурном режиме так и есть), то будет контролироваться только целостность линии для движения в направлении «Открыть».

Задвижка достигнет крайнего положения и будет остановлена.

В зависимости от двух вариантов подключения получится следующая ситуация.

1. Если задвижка будет остановлена по внутреннему переключателю задвижки, то ШАК так и останется в состоянии закрытия задвижки. Реле управления ходом задвижки в направлении закрытия так и останется активированным и будет своими контактами замыкать линию ПКЛ на ноль.

И, несмотря на то, что цепь двигателя будет оборвана внутри задвижки, ПКЛ не зарегистрирует этот обрыв.

Это правильно — зачем контролировать цепь закрытия закрытой задвижки.

2. Если же мы будем прерывать ход задвижки при помощи сигнальных концевых переключателей, подключенных к клеммам 1-2,3-4 ШАК, то реле управления движением выключится для прерывания движения задвижки и тем самым прекратит замыкать на ноль линию контроля ПКЛ.

Но цепь двигателя задвижки не прервется ни выключателями 1КВО/1КВЗ ни 1ВМО/1ВМЗ и тем самым ПКЛ продолжит контролировать целостность целых цепей управления задвижки.

Правильная реализация этой логики работы требует тщательной настройки порядка срабатывания концевых переключателей 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ.

Переключение ШАК в ручной режим управления задвижкой.

Из схемы соединений в ШАК цепей управления задвижкой видно, что в режиме «Авт.» цепи управления всегда находятся в состоянии движения задвижки. По сигналу автоматики меняется только направление движения задвижки при помощи реле KZZ: в дежурном режиме при отсутствии команды задвижка закрывается; по команде автоматики задвижка открывается.

Тем самым всегда замкнута на ноль линия контроля ПКЛ, соответствующая направлению движения задвижки.

Но что если управление задвижкой в ШАК будет переведено в режим «Мест.»?

Управление задвижкой внутри ШАК прекратится до подачи команды кнопками на панели ШАК и ни одна из двух линий контроля ПКЛ не будет замкнута на землю.

Таким образом при расцеплении конечными микровыключателями 1КВО/1КВЗ цепей управления двигателем задвижки внутри задвижки и отключением ручного управления ПКЛ зарегистрирует аварию «обрыв цепей управления приводом задвижки».

Можно не обращать внимание на такой казус, возникающий при стечении трех обстоятельств: ШАК в ручном управлении, задвижка достигла крайнего положения и ручое управление отключено.

Не, можно конечно вообще не заказывать в составе ШАК ПКЛ или замкнуть линии контроля ПКЛ на землю, сымитировав целостность обмотки двигателя задвижки — но это не наш метод.

Подключение задвижки к ШАК с исключением аварии целостности линий.

1 способ.

Внешнюю остановку движения задвижки по достижению крайних положений все-таки придется осуществлять при помощи специально предназначенных входов ШАК 1-2,3-4.

Микровыключатели указателя положения 2КВО/2КВЗ подключаются к входам 1-2,3-4 ШАК, как и показано на типовых схемах.

При этом не будет возможности диспетчеризации состояния задвижки. Не откуда будет снять эти сигналы — ШАК не генерирует логических состояний по входам 1-2,3-4 концевых положений задвижки.

Кроме того, необходимо настроить моменты срабатывания концевых выключателей таким образом, чтобы выключатели 1КВО/1КВЗ, вызывающие сигнал аварии, срабатывали позже чем 2КВО/2КВЗ, прекращающие ход задвижки.

Настройка микровыключателей опять не будет простой.

А ведь нам необходимо еще настроить все эти микровыключатели так, чтобы задвижка еще не пропускала воду после прекращения движения от срабатывания микровыключателя 2КВЗ.

Это все может оказаться невыполнимым в необходимый промежуток наладочных работ и не работать надежно.

Как вариант — забить на полное перекрытие воды наверняка и потребовать от персонала ручного дотягивания задвижки в закрытое состояние после каждого срабатывания или опробования системы пожаротушения.

2 способ.

Внутренние цепи управления задвижкой собраны на той же самой клемме, к которой осуществляется коммутация внешних цепей управления и контроля.

Поэтому есть возможность изменения схемы соединений таким образом, чтобы разделить цепи микровыключателей ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 1КВО/1КВЗ и муфтовых микровыключателей 1ВМО/1ВМЗ (если модификация задвижки без муфтовых микровыключателей, то цепи уже будут разъединены).

Муфтовые микровыключатели 1ВМО/1ВМЗ останутся в цепи питания двигателя задвижки и будут аварийными прерывателями хода: их срабатывание будет формировать аварию «обрыв цепей управления приводом задвижки».

Конечные микровыключатели ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 1КВО/1КВЗ будут подключены ко входам контроля положения задвижки 1-2,3-4 ШАК.

Микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 2КВО/2КВЗ будут сигнальными и подключенными в шлейфа прибора управления для формирования сигналов «Внимание-задвижка не закрыта/открыта».

Выводы.

В статье предложено целых три способа подключения задвижки к ШАК.

До сих пор действовал вслепую, следуя схемам, и понимал только на подсознательном уровне логику работы.

Ничего больше и не требуется до тех пор, пока не возникают проблемы, чтобы решить которые требуется уже глубокое понимание сути работы задвижки с контролем целостности линий.

Написание статьи позволило систематизировать и формализовать подсознательные знания.

Электрифицированные задвижки — диаметры и характеристики, принцип работы

Электрифицированные задвижки — это современный тип запорной трубопроводной арматуры, который успешно применяется для установки на магистральных и технологических линиях, осуществляющих отвод отходов и сточной воды, горячее/холодное водоснабжение объектов различного назначения, а также в сооружениях, перекачивающих нефть и масло, в системах теплоснабжения, кондиционирования, газоснабжения, объектов энергетики.

Они необходимы для включения движения потока среды или полной его остановки при переключении отдельных линий и во время выполнения ремонтных работ. Могут работать в автоматическом режиме, иметь дистанционное управление или настраиваться на управление ручным штурвалом (дублёром).

  1. Конструктивное сходство и различие разных модификаций запорного оборудования
  2. Положительные и отрицательные стороны в их работе
  3. Запорные устройства в наружных сетях тепло — и водоснабжения
  4. Технические характеристики наиболее востребованных чугунных запорных устройств с электроприводом
  5. Технические характеристики наиболее востребованных стальных запорных устройств с электроприводом
  6. Магистральные канализационные запорные устройства
  7. Устройство и принцип действия
  8. Запирающие устройства во внутренних сетях тепло — и водоснабжения
  9. Монтаж запорной арматуры на противопожарных водоводах

Конструктивное сходство и различие разных модификаций запорного оборудования

Тело всех устройств этого типа, оснащённых электроприводом, состоит из корпуса и крышки, образующих пустотную конструкцию, в полости которой размещается узел рабочего механизма и часть движущейся среды под давлением.

Для подключения к процессу имеется два отвода под приварку либо с резьбой под наворачивание муфты или фланца.

Рабочий механизм состоит из двух седел, параллельных между собой или смонтированных под углом.

Они в положении «закрыто» всей плоскостью прижимаются к затвору с уплотнительным материалом на поверхности, предусмотренным для повышения степени герметизации. Затвор внутри корпуса электрозадвижки соединён со одним концом шпинделя (штока) и с его помощью передвигается под прямым углом к направлению течения рабочей среды, проходящей через него. Второй конец шпинделя выходит через крышку, уплотняющие прокладки и подсоединяется к электроприводу.

Применение электрифицированных задвижек непосредственно связано с их техническими характеристиками и специфичностью строения конструкции.

Запорная арматура этого типа изготавливается в нескольких модификациях, различающихся:

  • направлением течения рабочего вещества — одностороннее, двухстороннее;
  • конструкцией запирающего механизма: клиновые (имеют жёсткий клин, двухдисковый клин или упругий клин), параллельные (с одним диском, с двумя дисками или с шибером);
  • типом шпинделя — выдвижной и не выдвижной шпиндель;
  • материалом изготовления — стальные, чугунные, алюминиевые, бронзовые, латунные, титановые электрозадвижки;
  • по способу производства — литые, сварные, штампованные или сочетающие литьё и сварку, штамповку и сварку;
  • конструктивными особенностями проточной корпусной части — полнопроходные, с суженным отверстием;
  • исходным местоположением запирающей детали электрозадвижки — нормально открытые; нормально закрытые;
  • методом герметизации соединения корпус/крышка — сальник без самоуплотнения, сальник с самоуплотняющим свойством, с затвором, с наличием гидрозатвора или комбинацией гидрозатвора и затвора;
  • типом передачи усилия от электропривода к запорающему органу — привод вращательного или поступательного типа.

В состав электропривода всех разновидностей устройств входят два основных узла — двигатель и редуктор, преобразующий скорость движения коленвала мотора.

Электрозадвижки в основном работают от двигателя переменного тока, но могут подключаться к мотору, с питанием от независимого источника — сети, подающей постоянный ток.

Для оснащения электропривода используются указатели и датчики положения рабочего органа, необходимые для удалённого контроля за степенью открытия агрегата в любой временной промежуток, а также ограничители, предупреждающие его перегрузки.

Поступление данных с датчиков и электропитания производится через специальные кабели, для крепления к электрифицированной задвижке используется фланцевое или муфтовое соединение.

Положительные и отрицательные стороны в их работе

Электрозадвижки обладают рядом достоинств:

  • минимальной степенью гидравлического сопротивления при полном открывании проходного отверстия;
  • поток содержимого вещества внутри изделия движется прямолинейно, без поворотов;
  • могут перекрывать течение вязкой среды;
  • возможностью установки в условиях ограниченного пространства, так как обладают небольшой строительной длиной;
  • могут подавать потоки сред в любом направлении;
  • простотой монтажных работ, ремонта, техобслуживания;
  • малый расход сопутствующих стройматериалов при монтаже.

К минусам электрозадвижек можно отнести:

  • низкую скорость срабатывания;
  • необходимость электрошкафа для подключения;
  • невозможность применения для систем, транспортирующих среды с кристаллизирующимися включениями;
  • ограничение по допуску на скачки уровня давления на запорном органе, для использования на взрывоопасных объектах.

Запорные устройства в наружных сетях тепло — и водоснабжения

На линиях, обеспечивающих поставку на объекты холодной и горячей воды, в основном устанавливаются электрифицированные клиновые задвижки, имеющие затвор, у которого уплотнительные поверхности образуют между собой угол, а запирающая деталь имеет клинообразную форму.

Технические характеристики наиболее востребованных чугунных запорных устройств с электроприводом

Марка 30ч906бр 30ч39р 31ч917бр
Номинальное давление, МПа (кгс см²) 1 (10) 1,6 (16) 1,0 (10)
Номинальный диаметр 50 — 500 50-300 50-300
Диапазон температура содержимого вещества в трубопроводе +225ºС От -30ºС до +130ºС +225ºС
Диапазон температур окружающей среды От -30ºС до +40ºС От -30ºС до +45ºС +80ºС
Соответствие классам герметичности, установленным ГОСТом 9544-93 С; Д А В; С; Д
Тип присоединения к процессу фланцевый фланцевый фланцевый
Срок службы, лет 5 5 5
Средний ресурс, час 40000 40000 40000
Наработка на отказ, час 9000 9000 9000

Технические характеристики наиболее востребованных стальных запорных устройств с электроприводом

Марка 30с915нж с 30с927нж с не 30с941нж (ЗКЛПЭ 2-16) 30с942нж
Номинальное давление, МПа (кгс см²) 4 (40) 2,5 (25) 1,6 (16) 1,0 (10)
Номинальный диаметр 50 — 400 300-1000 50 — 1200 150 — 300
Диапазон температура содержимого вещества в трубопроводе От -40ºС до +450ºС От -40ºС до +450ºС От -40ºС до +450ºС От -70ºС до +300ºС
Диапазон температур окружающей среды От -40ºС до +50ºС От -30ºС до +45ºС От -30ºС до +40ºС От -40ºС до +40ºС
Соответствие классам герметичности, установленным ГОСТом 9544-93 А А С; Д В; С; Д
Тип присоединения к процессу фланцевый фланцевый фланцевый фланцевый
Вид климатического исполнения по ГОСТу 15150-84 У1 У1; Т1 У1; Т1 У; Т
Срок службы, лет 10 10 10 10
Средний ресурс, цикл 2500 2500 2500 2500
Наработка на отказ, цикл 500 500 500 500

Магистральные канализационные запорные устройства

На магистральных сооружениях из труб, отводящих канализационные стоки, шлам и пульпу устанавливается запорная арматура шиберного типа.

Шиберные электрозадвижки — имеют параллельно расположенные уплотнительные поверхности элементов затворного механизма и затвор, выполненный в форме ножевой пластины (шибера).

Основные детали устройств формуются из:

  • чугуна или его сплавов с графитом;
  • стали (нержавеющей, углеродистой, низкоуглеродистой);
  • сплавов цветных металлов;
  • термопластичного полимера винилхлорида (ПВХ).

Для повышения продолжительности эксплуатационного срока на всех плоскостях металлических пластин наносится полиэфирное или эпоксидное покрытие.

Устройство и принцип действия

Принцип действия шиберных электрифицированных задвижек на сетях МЦК заключается в передачи усилия через шток на ножевую пластину из прочной стали, которая при продольном перемещении выполняет открывание и закрывание проходного отверстия.

Герметичность при соединении корпуса с крышкой обеспечивает сальник, состоящий из графита, синтетического или хлопчатобумажного волокна.

Для выставления крайних позиций используются концевые выключатели, для повышения уровня герметичности в полости корпуса устанавливаются эластомерные уплотнители, к которым прижимается шибер под влиянием давления рабочей среды.

С основным трубопроводом изделие соединяется фланцами или с помощью сварки.

  1. Номинальное давление, МПа (кгс/см²) — 1,6 — 12,5 (16 — 125);
  2. Номинальный диаметр, мм — от 100 мм до 1200 мм;
  3. Диапазон температур рабочей среды (в зависимости от типа уплотнения) — от -15ºС до +200ºС;
  4. Диапазон температур окружающей среды — от -40ºС до +120ºС;
  5. Класс герметичности затвора по ГОСТу 54808 — А;
  6. Вид климатического исполнения по ГОСТ 15150-84 — У1; ХЛ1;
  7. Средний срок эксплуатации — 30 лет;
  8. Норма периодичности ремонтных работ и техобслуживания — один раз в 5 лет.

Запирающие устройства во внутренних сетях тепло — и водоснабжения

Запорная арматура для внутренних систем теплоснабжения и водопровода многоквартирного дома монтируется на каждом вводном участке сети, у основания и вверху стояков с вертикальной закольцовкой и на кольцевой линии в разводке сети для возможности её выключения из процесса для проведения ремонта.

Диаметр и размер сечения электрозадвижек должен соответствовать параметрам труб. Запорная арматура, используемая в трубопроводах хозяйственно — бытового предназначения обычно имеет небольшой диаметр 20 — 100 мм.

Цена на такие изделия невелика и зависит не только от размера, а и от использованного для изготовления материала. Так, например, можно купить изделие диаметром 20 мм из чугуна 30ч906бр за 30 дол., а диаметром 20 мм из стали 30С941НЖ за 50 дол.

Можно также купить по вполне доступной цене высококачественные полнопроходные электрозадвижки, которые производит испанская компания «Женебре». Они могут применяться в системах подачи как холодной, так и горячей воды с максимальной температурой среды до +115ºС и величиной давления рабочей среды не выше 1,6 МПа.

Их корпус выполнен из чугуна марки GGG-40, покрыт для защиты от негативного влияния коррозийных процессов снаружи и изнутри эпоксидной смолой. В оснащение изделие входит не выдвижной шток, для усиления герметичности используется обрезиненный клин, для присоединения к процессу предусмотрено фланцевое соединение.

Монтаж запорной арматуры на противопожарных водоводах

Подавляющее число зданий промышленного назначения, ряд многоэтажных жилых домов, административно — бытовых комплексов в обязательном порядке подлежат оборудованию системой пожаротушения.

Пожарный водовод, как правило, оборудуется электрозадвижкой диаметром 100 мм или 150 мм. Она подключается к обводной линии водомера, смонтированного на вводном участке ХВС, должна автоматически открываться от кнопок, запускающих пожарные насосы или при срабатывании датчиков противопожарной автоматики.


  • Задвижка с электроприводом: конструкция, принцип работы и сфера применения

    Высокие технологии и роботизация все больше заменяют работу человека и проникают даже в такие, казалось бы простые устройства, как запорная арматура. И задвижка с электроприводом тому яркий пример. Холодное, горячее водоснабжение не сможет работать правильно без грамотно смонтированной и правильно подобранной арматуры. Поэтому важно понимать особенности эксплуатации привода открытия и закрытия, а также его устройство и принцип работы.

    Что это такое и зачем она нужна?

    Задвижка, которая имеет в конструкции электрический привод, применяется на трубопроводах водоснабжения и канализации. Также это оборудование устанавливают в системах кондиционирования и даже отопления. Это возможно при условии, что в трубопроводах не циркулируют химические, агрессивные жидкости. Устройство арматуры задвижки с электроприводом позволяет системе функционировать эффективно.

    Наличие электроприводов значительно упрощают управление системой отопления, водоснабжения и т. д. Если раньше приходилось отвинчивать вентиль вручную, то сейчас эту работу выполняет механизм. Такую запорную арматуру сегодня применяют на многих промышленных предприятиях. Особенно целесообразно устанавливать это оборудования в местах, небезопасных для доступа человека.

    Принцип работы и устройство

    Представленное оборудование работает в разной рабочей среде (вода, пар, масло нефть и т. д.). При выборе того или иного агрегата нужно учитывать, для какой среды разработан конкретный механизм. Некоторые модели электроприводов для задвижки приводят конструкцию в два положения (открыто или закрыто). Но есть агрегаты, рассчитанные для работы в промежуточных положениях. Спектр положения их заглушек шире.

    Изделие имеет корпус и фланцы. Соединение бывает параллельным, либо под углом. Дополнительную герметизацию обеспечивают уплотнители.

    Между корпусом и крышкой также установлена прокладка в виде кольца. Она препятствует подтеканию жидкости.

    Задвижки оснащаются асинхронным электрическим двигателем (АСВ) с ротором короткозамкнутого типа. Мотор сочленен с червячным редуктором. Электропривод включает в себя выключатель ВП-700, а также ручной дублер.

    Механизм оснащен поворотным диском. Он подает или перекрывает подачу внутренней среды (пар, вода масло и т. д.). За это отвечает контрольный блок и датчики. Запорный механизм приходит в движение только после получения соответствующего сигнала.

    Движение заглушки обеспечивается штоком или шпинделем. Деталь образует вместе с гайкой резьбовую пару. Если шпиндель не выпирает, это оборудование не устанавливают на ответственном объекте. Ходовый механизм находится внутри, что усложняет его ремонт и обслуживание.

    Механизм срабатывает из-за изменений температуры, давлениия или расхода жидкости трубопровода. Сигналом для перемещения заглушки может быть состояние насосов, вентиляторов.

    Технические характеристики

    При выборе модели учитывают, в каких условиях она будет эксплуатироваться (в помещении, на улице или под навесом). Если в маркировке есть буква «У» и цифры 1 или 2, оборудование используют при температуре окружающей среды от −40°С до +40°С. Обозначение «УХЛ» говорит о возможности применения аппаратуры при температуре от −60°С до +40°С. В южных регионах устанавливают приборы с маркировкой «Т». Они могут функционировать при температуре от −10°С до +50°С. У каждого климатического исполнения есть некоторый температурный запас.

    Диаметр арматуры выбирают в соответствии с особенностями трубопровода. Минимально этот показатель составляет 40 мм, а максимально — 600 мм и более. Для самого небольшого стандартного прибора максимальный момент составляет 60 Н-м, номинальный ток — 1,7 А. Самый габаритный агрегат имеет максимальный момент 1000 Н-м, а номинальный ток — 7,6 А. В таблице далее приведены основные характеристики существующих моделей:

    Наименование Ду Материал корпуса Pn (РУ) Рабочая среда Цена, тыс. руб.
    30с541нж 300-1000 Сталь 16 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 85-955
    30с941нж 50-1000 Сталь 16 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 4,2-890
    30с564нж 300-1000 Сталь 16 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 70-1044
    30с964нж 50-1000 Сталь 16 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 5,8-938
    30с515нж 50-400 Сталь 16 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 5,5-104
    30с999нж 50-250 Сталь 25 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 6,3-37,9
    30с915нж 50-400 Сталь 40 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 6-200
    30с576нж 50-400 Сталь 63 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 11-279
    30с976нж 50-400 Сталь 63 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 9,6-355
    30ч906бр 50-400 Чугун 10 Вода пар, газообразные среды, нефтепродукты 2,8-23,5
    30ч915бр 50-1400 Чугун 10 Вода пар 148-1597
    30ч925бр 50-1600 Чугун 2,5 Вода пар 132,5-2211
    31ч917бк 50-400 Чугун 10 Вода пар 4,6-70
    30лс964нж 50-400 Легированная 25 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 6,8-189
    30лс915нж 50-400 Легированная 40 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 8,5-373
    30лс976нж 50-400 Легированная 63 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 13-405
    30лс941нж 50-1200 Легированная 16 Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость) 6,5-457
    30нж941нж 50-500 Нержавейка 16 Вода пар, нефтепродукты, агрессивные вещества, кислоты 18-833
    30нж915нж 50-600 Нержавейка 40 Вода пар, нефтепродукты, агрессивные вещества, кислоты 23,2-1778
    30нж976нж 50-500 Нержавейка 64 Вода пар, нефтепродукты, агрессивные вещества, кислоты 33-1151

    Схема автоматического режима

    Автоматическая схема управления задвижкой происходит без вмешательства в процесс оператора. Чтобы включить этот режим, перемещают переключатель 1ПУ в положение «Автомат». Также нужно передвинуть тумблер ВК во включенное положение. Выключатель 1ВБ нужно выключить, а 2ВБ — включить.

    Команда подается в зависимости от величин параметров при помощи замыкания контактов 1РК или 2РК. Сигнал включает реле 1РП или 2РП. После этого магнитные пускатели получают соответствующую команду. Они выполняют либо полное открытие, либо полное закрытие задвижки. Контролируют команды благодаря загоранию ламп ЛО, ЛЗ.

    В схему включен переключатель коррекции момента. Для обозначения действия применяется световая индикация. В некоторых моделях предусмотрен термовыключатель для защиты от перегрева. Они дополнительно оснащаются системой автоматического сброса. Ее следует подсоединить, чтобы сохранить гарантию на аппаратуру.

    Особенности наладочного режима

    Наладочный режим нужен для проверки работы механизмов после ремонта или установки. Сначала тумблер 1ВБ устанавливают во включенное положение. Питание подается после включения тумблера АВ. Чтобы проверить работу электродвигателя, нажимают кнопку 4КУ. Задвижка должна открыться.

    Вследствие этой команды замыкается контакт ПО1, команда запоминается. Закрытый контакт ПО2 размыкается. Это необходимо для избегания подачи ложного сигнала.

    Далее ПО3 замыкает 3 силовых выключателя. Когда задвижка доходит до своего крайнего положения, срабатывает ограничитель, что значительно продлевает срок службы механизма. Чтобы закрыть задвижку, нажимают кнопку 5КУ.

    Защита электропривода при помощи ПКП1

    Максимальную защиту пускателей обеспечивает прибор ПКП1. Он защищает механизм и электропривод от заклинивания. Концевые выключатели не задействуются. ПКП1 автоматически выключает клапан электропривода в момент, когда задвижка достигает крайнего положения.

    Также прибор выполняет контроль и индикацию положения задвижки. Он останавливает управление приводом и выдает сигнал об аварии.

    Разновидности, плюсы и минусы

    Сегодня выпускают механизмы с задвижкой из разных материалов. Наиболее популярными являются чугунные и стальные клиновые задвижки.

    Также эти детали создаются из бронзы и латуни. Они применяются в системах с жесткими требованиями ТУ, изготавливаются в муфтовом исполнении. Гораздо чаще встречаются в применении задвижки чугунные и стальные.

    Многооборотные

    Более сложной системой дистанционного считывания сигналов отличаются многооборотные аппараты. Они позволяют установить заслонку в любом положении. Если обычные модели позволяют остановить ее только в двух положениях (открыто или закрыто), то в этой группе возможностей для промышленного использования гораздо больше.

    Взрывозащищенные

    Клиновая арматура взрывозащищенных моделей отличается повышенной защитой от неблагоприятных воздействий. Это оборудование применяется в нефтяной, химической, газовой отрасли.

    Также можно устанавливать его во взрывоопасных зонах.

    Интегрированные

    Такие агрегаты изготавливают с использованием специального контроллера, сообщающийся с АСУ. Благодаря системе датчиков проводится контроль состояния потока. В таких моделях программирование выполняется дистанционно при помощи компьютерной программы. Это один из самых современных видов.

    Дополнительные устройства

    Электрический шкаф применяется для управления электрическим приводом на обводной линии узла водоснабжения в комплексе с автоматикой, которая необходима для противопожарной защиты.

    Еще одним дополнительным элементом является колонка управления. Она позволяет выполнять автоматическую или ручную настройку механизма, который находится под землей дистанционно.

    Применение

    Основной областью применения представленных агрегатов являются системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации, а также вентиляции, кондиционирования. Здесь требуется установка контролирующего оборудования, которое осуществляет свою работу удаленно.

    Срок службы и установка

    В среднем срок службы оборудования составляет 10 лет. Установку выполняет обученный персонал на производстве в соответствии с инструкцией и требованиями производителя.

    При выявлении дефектов запрещается их самостоятельное устранение.

    Средние цены

    Стоимость запорной арматуры с электрическим приводом зависит от многих факторов. Она варьируется от 45 до 300 тыс. руб. Стоимость каждой модели была приведена выше.

    На этом мы будем заканчивать наш обзор. Если статья была вам интересна — подписывайтесь на обновления сайта и делитесь с коллегами нашими статьями. До встречи!

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: