Что главнее СНИП или СП? - VISTAGRUP.RU

Что главнее СНИП или СП?

Минстрой разъясняет: О применении национальных стандартов, сводов правил и обязательности разработки СТУ

Письмо Минстроя России от 18.05.2018 N 22434-ОГ/08 «О применении национальных стандартов и сводов правил»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 18 мая 2018 г. N 22434-ОГ/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ (далее — Перечень).

Положения СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (далее — СП 118.13330.2012), включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения при проектировании и строительстве.

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень N 1521, в том числе и пункт Б2 СП 118.13330.2012, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. N 365 (далее — Перечень N 365).

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Следует отметить, что согласно части 8 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень N 1521 национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По мнению Департамента, при проектировании в общественном здании или сооружении антресоли не требуется разработка специальных технических условий.

Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.Ю.СТЕПАНОВ

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (документ утратил силу)

Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985
«Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства России от 28 мая 2021 г. N 815 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2021 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2. Установить, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до вступления в силу настоящего постановления и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465);

постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1033 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 40, ст. 5568);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2016 г. N 1307 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 50, ст. 7122).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 июля 2020 г. N 985

Перечень
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

2. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Разделы 1, 6 (пункты 6.2.6, 6.3.2, 6.3.3, 6.4.18 — 6.4.20).

3. ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». Разделы 1, 4 (пункты 4.3 — 4.5, 4.7), 5 (за исключением пункта 5.5), 8 (пункты 8.1.1, 8.1.2, 8.2, 8.4, 8.5.1 — 8.5.5).

4. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7), 6 (пункты 6.1, 6.4, 6.12, 6.13).

9. СП 18.13330.2019 «Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка» («СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»). Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункт 4.4 (за исключением абзаца первого), пункт 4.17 (за исключением примечаний 1 и 2), пункт 4.22 (за исключением абзаца первого), 5 (пункты 5.37, 5.38, 5.41, 5.42 (за исключением абзаца третьего), пункты 5.44 — 5.46, 5.72 (за исключением абзацев первого и второго), пункт 5.74 (за исключением абзаца первого), пункт 5.75 (за исключением абзаца первого), 6 (пункты 6.4, 6.9 — 6.12, 6.13 (за исключением абзаца первого), пункты 6.14 (за исключением абзаца первого), пункты 6.15, 6.17, 6.21, 6.22).

Читайте также  Марки датчиков движения для освещения

10. СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка («СНиП II-97-76* «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»). Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.2, 4.6 (за исключением примечаний), 4.10 (за исключением примечания 1), 4.12 (за исключением абзаца второго), 4.14 (за исключением абзаца второго), 4.15, 4.16, 4.18), 5 (пункт 5.20), 6 (пункты 6.5, 6.9).

11. СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (за исключением пунктов 4.4, 4.6), 6 (за исключением абзаца первого пункта 6.8), 7, 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.2.2, 8.3.1, 8.4.3), 9 (за исключением абзаца второго пункта 9.3), 10 (за исключением пунктов 10.2, 10.4, 10.7, 10.10), 11 (за исключением пунктов 11.1.2, 11.1.4, 11.1.7, 11.1.8, 11.3.4), 12, 13 (за исключением пунктов 13.3, 13.4, 13.6), 14 — 15, приложения А — В, Д.

О рекомендательном характере СП, СНиП и ГОСТ

Граждане, обратившиеся к нам часто говорят, что при возникновении конфликта с бригадой строителей из-за качества выполняемых работ, строители указывают на то, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.

Аннотация

В статье предпринимается попытка исследовать обязательный или рекомендательный характер носят СП, СНиПы и ГОСТы, регламентирующие работы по строительству, монтажу инженерных систем, отделочным работам.

Исследуемые нормативные правовые и технические акты приведены по состоянию на 17 марта 2020 г.

Резюме

Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:

1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.

2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:

  • Гражданский кодекс [1],ст. 721;
  • Закон о защите прав потребителей [2], ст. 7.

В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.

В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.

Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:

  1. Указом президента № 763 от 23.05.1996 [5], где в п.10 говориться, что нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию, не действуют.
  2. Перечнем стандартов и сводов правил [7], где указаны нормативы, обязательные к применению.

По первому доводу

Чтобы проверить первый довод строителей, выясним, что означает термин нормативные правовые акты из п. 10 Указа [5]. Пленум Верховного суда [8] в п. 2 разъясняет, что эти нормы носят правовой, а не технический характер и регулируют общественные отношения. Далее в п. 23 Пленум Верховного суда прямо указывает на разделение нормативов на нормативные правовые акты, технические нормы и др.

Таким, образом, п. 10 Указа [5] на который ссылаются строители относится к правовым актам, а не к техническим нормам СНиП, СП(своды правил), ГОСТ и т.п.

Для полноты исследования и установления предпосылок для этого довода нужно вспомнить, что закон «О техническом регулировании» [4] который разделил технические нормативы на обязательные и применяемые на добровольной основе, был принят в 2002 году. В этот период Министерство юстиции отказало в регистрации нескольким СНиПам.

Если обратиться к действующему на тот момент Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, [9], то в ст. 15 п. г) прямо указано, что технические акты не подлежат представлению на государственную регистрацию. В действующем на момент написания статьи Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 [10], ст. 10 прямо указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, носящие правовой, а не технический характер.

В тоже время в ходе исследования документом для написания этой статьи так и не удалось разрешить вопрос: почему в период 2002 -2003 г.г. СНиПы подавались на государственную регистрацию Госстроем, и почему в этом было отказано Минюстом.

Например, если рассматривать СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия», в котором содержаться требования к отделочным работам, то в Государственном реестре сводов правил [12], он указан как актуальный. В банке данных Министерства юстиции [11], нет приказа об утверждении и введение в действие этого СП.

По второму доводу

Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.

Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.

Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.

Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.

Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?

Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].

Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».

Т.к. стандартизация распространяется не на все объекты, а только на объекты стандартизации, нужно определить относятся ли к таким объектам отделочные работы в жилом помещении, которые производит бригада строителей. В законе [3] указано, что к объектам стандартизации относятся продукция (работы, услуги) ст. 2, п. 6 .

Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])

Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.

На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).

Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2 –в документе по стандартизации.

СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.

Свод правил как актуализированная редакция СНиП, имеет характерные черты, определенные в ст. 2, п. 12 закона [3]. Это документ, утвержденный установленным образом, и в нем содержаться требования к процессам, т.е. в нашем случае к выполняемым работам. Этим СП (ранее СНиП) отличаются от ГОСТ, которые определяют требования не только к процессам (работам) но и к их результатам, т.е. к изделиям, материалам и т.д. [13] п.4.1.1 .

Т.к. о понятии свода правил (СП) содержится ссылка на технический регламент, для полноты нашего исследования необходимо рассмотреть и этот документ. Сведения о нем содержаться в законе «О техническом регулировании» [4], ст.2 .

Отличие технического регламента от свода правил состоит в объектах, которые они регулируют. Технический регламент не распространяется на отделочные работы, рассматриваемые в качестве примера отношений между потребителем и исполнителем в этой статье.

Читайте также  Подземная парковка нормы проектирования

Исследование документов, относящихся в технической составляющей темы о рекомендательном характере СНиПов и ГОСТов показало, что документов этих много, разобраться в них обычному гражданину-потребителю не просто. Кроме того, не на все вопросы удалось получить обоснованный ответ.

Целесообразнее и проще воспользоваться в спорной ситуации, или с целью предупреждения возникновения спора правовой составляющей исследуемой темы. Рассматриваемые в качестве примера строительные, монтажные и отделочные работы, выполняемые для потребителя, выполняются на основании заключенного между сторонами договора.

Согласно ГК РФ [1], могут заключаться разные формы договоров:

  • Договор подряда (ст.702);
  • Договор бытового подряда (ст. 730);
  • Договор строительного подряда (ст. 740);
  • Договор возмездного оказания услуг (ст. 779).

Потребителю целесообразно проконсультироваться с юристом, какой вид договор в его случае наиболее полно защищает его права.

Рекомендуется прямо указать в договоре, каким требованиям (с указанием нормативных документов) должны соответствовать те или иные работы проводимые исполнителем для потребителя.

В этом случае довод строителей, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, будут не обоснованы. СП(СНиПы) и ГОСТы, указанные в договоре, носят обязательный характер для работ, выполняемых по этому договору.

Закон о защите прав потребителей [2] в ст. 4 защищает право потребителя на соответствие выполняемых работ, оказываемых услуги установленным требованиям СП, СНиПов, ГОСТов.

В ходе написания статьи были исследованы следующие документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  3. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
  5. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
  6. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
  7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
  9. Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
  10. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
  11. Банк данных «Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации».
  12. Государственный реестр сводов правил Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве.
  13. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Термины и определения.

А. Воскресенский, эксперт ООО «Горэкспертиза»

  1. 15. Не подлежат представлению на государственную регистрацию: г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно — квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
  • Вопрос-ответ
  • Галерея
  • Статьи
  • Теги
  • Обратная связь
  • Судебный опыт
  • Отзывы

127562, г. Москва, Алтуфьевское ш. д. 32

Мы в соцсетях:

  • vk.com
  • ok.ru
  • t.me
  • youtube.com
  • facebook.com
  • instagram.com
  • Яндекс.Дзен
  • Мой Мир
  • Google play
  • RSS

© 2008-2021. ООО «Горэкспертиза». Москва. Проведение независимой экспертизы зданий и сооружений.

Существующие группы СП/СНиП. Особенности применения

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» произошли большие изменения в системе нормативных документов в строительстве. По существу, создается новая система. Основные изменения связаны с такими видами документов, как СНиП и СП. Вид СНиП относится к старой системе, вид СП относится и к старой и к новой системе, так как в установленном Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ перечне видов документов по стандартизации СП указаны, а СНиП нет. Вид документов СП существовал и до Закона N 184-ФЗ. За прошедший период многие СНиП были актуализированы, по мере актуализации утверждались в качестве новых Сводов правил, некоторые СНиП отменялись, некоторые не отменялись, разрабатывались новые СП. Процесс продолжается и по сей день. Вместе с тем существуют старые СНиП и СП (и отмененные, и неотмененные), которых актуализация не коснулась. Как быть с этими документами, можно ли их применять, в каких случаях? В приведенной ниже таблице сделана попытка систематизировать все существующие на сегодня группы СНиП, СП, рассмотреть особенности применения действующих и отмененных, включенных в действующие перечни доказательной базы ТР N 384-ФЗ и не включенных.

Основные выводы приведены в конце таблицы.

СП/СНиП, включенные в действующую доказательную базу ТР от 30.12.2009 N 384-ФЗ:

Применяются в целях Технического регламента N 384-ФЗ.

Применяются в целях Технического регламента N 384-ФЗ

К этой группе относятся те СП (СНиП), которые пока не актуализированы, но вошли в перечни доказательной базы ТР N 384-ФЗ (перечень N 365 от 30.03.2015).

Эти СНиП прошли регистрацию в Росстандарте в 2010-2011 годах в качестве СП. Указанная регистрация проведена на основании того, что в целях Технического регламента от 30.12.2009 N 384-ФЗ строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил (см. п.2 ст.42). Несколько СНиП не прошли регистрацию в Росстандарте. В Перечень N 365 от 30.03.2015 вошли как СНиП

К этой группе относятся те СП, которые, являясь актуализированными редакциями СНиП, прошли вторичную актуализацию, т.е. были еще раз пересмотрены. Пересмотренные действующие СП относятся к группе 1.

Пересмотр происходит на основании п.6 ст.6 ТР N 384-ФЗ или по необходимости

К этой группе относятся те СНиП, которые были отменены приказами по мере выхода их актуализированных редакций в качестве СП. Они включены в отмененный перечень N 1047-р от 21.06.2010.

Эти СНиПы прошли регистрацию в Росстандарте в 2010-2011 годах в качестве СП. Основание — см. п.3 таблицы

СП — неактуализированные редакции СНиП.

Неотмененные при наличии актуализированных редакций

К этой группе относятся СНиП до их актуализации и утверждения в качестве СП. Несмотря на то, что их актуализированные редакции существуют в качестве СП (см. группу 1), они не были отменены. Они включены в отмененный перечень N 1047-р от 21.06.2010.

Эти СНиП прошли регистрацию в Росстандарте в 2010-2011 годах в качестве СП. Основание — см. п.3 таблицы

Не определен

Применяется в целях Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части п. 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (с изменениями от 29.09.2015 N 1033).

В остальном применение документа возможно на добровольной основе в части, не противоречащей ТР N 384-ФЗ, но нецелесообразно (письмо Минстроя РФ от 25.05.2015 N 15912-АБ/08).

Выводы

В общем случае своды правил (и другие документы по стандартизации) — документы добровольного применения.

Становятся обязательными в случае, если:

  • включены в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень документов в области стандартизации, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», который является действующим;
  • включены в условия договоров;
  • отражены в проектной документации, получившей положительное решение экспертизы.

ксперт в области строительства

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Что главнее СНИП или СП?

8377-10/ВЛ-ОГ от 20.06.2013 г.

Министерство регионального развития Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение, поступившее из Федеральной агентства по техническому регулированию и метрологии письмом от 26 апреля 2013 г. № 130-39/1203, и сообщает следующее.

Для подтверждения соответствия зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла следует пользоваться требованиями нормативных документов, включенных в «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 N 2079 и «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р» в тех редакциях, которые действуют на момент применения этих требований.

Читайте также  Требования для получения лицензии МЧС

Директор Департамента государственной политики в сфере
строительства и архитектуры В.И. Левдиков

Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»>

Приказ Ростехрегулирования от 01.06.2010 N2079 (ред. от 18.05.2011) «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

ФЗ-123
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июля 2010 г. № 2450 утверждены изменения, которые вносятся в перечень национальных стандартов и и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 г. № 1573. Прилож. № 15.
Распоряжение от 20 января 2011 г. № 50-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 304-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 11, ст. 1363; № 38, ст. 4508).

Утвержденные своды правил

Своды правил, планируемые к утверждению

В соответствии с п.2 ст.42 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные нормы и правила (СНиП), утвержденные до дня вступления в силу данного закона, признаны сводами правил (СП).

В ст.6 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указывается, что Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего закона.

Конкретные нормативные акты, которые обязательны для исполнения, перечислены в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 1047-р.

Как следует из текста п.5 ст.42 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», не позднее 1 июля 2012 года должна быть осуществлена актуализация СНиПов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р.

Приказом Минрегиона России от 04.10.2010 N 439 утвержден План работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил с перечнем подлежащих актуализации СНиПов, разработчиков, сроков актуализации.

20 мая 2011 года вступила в действие часть актуализированных сводов правил.

В то же время не был определен никакой переходный период по применению старых СНиП и актуализированных СП.

Официальная позиция Минрегиона по этому вопросу выражена в письме от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-05, в котором указано, что в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил, и до внесения измений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р) применению подлежат СНиПы.

Данная информация также продублирована на официальном сайте Минрегиона http://www.minregion.ru/tehreg/482/4.

Отдельные части актуализированных СП уже внесены в Перечень N 2079 для добровольного применения. Изменения были внесены приказом Росстандарта от 18.05.2011 N 2244.

Что, действительно на СНиПы ссылаетесь? И никто по сусалу до сих пор не дал?

2. ч. 1 ст. 6 ФЗ-123. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности,
установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными
документами по пожарной безопасности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ)

3. ч. 3 ст. 4 ФЗ-123. 3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ).

6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Статья 8. Требования пожарной безопасности

Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

И перечень (добровольный, обязательный) нормативных документов во исполнение ФЗ-384 никакого отношения к пож.безопасности не имеет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: