Специальные пожарные автомобили виды назначение - VISTAGRUP.RU

Специальные пожарные автомобили виды назначение

Специальные пожарные спасательные автомобили: ТТХ и классификация

  • Печать
  • E-mail

К специализированным пожарным транспортным средствам относятся мобильные машины, которые используются для осуществления различных работ на месте пожара. Сегодня к специальным машинам можно отнести:

  • Автолестницы;
  • АПК или пожарные коленчатые подъёмники;
  • Машины для перевозки и укладки пожарных рукавов;
  • Транспортные средства для газодымозащиты;
  • Машины, удаляющие дым;
  • Аварийно-спасательные автомобили;
  • Автомобили связи и освещения;
  • Машины для организации работы штаба.

Классификация специальных пожарных машин

Пожарные машины специального назначения можно классифицировать на основании колёсных и посадочных формул, по компоновке кабины, по итоговой массе транспортного средства и т.д.

Если говорить о классификации по колёсной формуле, то машины подразделяются на две категории:

  • Модели с неполным приводом. Колёсная формула у данных автомобилей: 4×2, 6×2, 6×4, 8×4;
  • Машины с полным приводом. У этих автомобилей колёсная формула может быть 4×4, 6×6, 8×8.

Посадочная формула разделяет машины на следующие:

  • Водитель + максимум 2 спасателя (1+2 или 1+1);
  • Водитель + максимум 6 спасателей (1+5 или 1+6);
  • Водитель + 8 спасателей (1+8).

В указанных формулах первая цифра – водитель автомобиля, вторая – число пассажиров.

Компоновочная схема специальных пожарных машин разделяет автомобили на следующие модели:

  • Кабина находится за двигателем – это задняя модель;
  • Кабина располагается над двигателем – это фронтальная модель;
  • Кабина установлена перед двигателем – это пример передней модели.

В плане полной массы, машины можно разделить на три основных класса:

  • L-класс – лёгкие автомобили массой от 2 до 7.5 тонн;
  • M-класс – средние машины массой от 7.5 до 14 тонн;
  • S-класс – тяжёлые модели массой от 14 тонн.

АЛ – специальные пожарные автомобильные лестницы

Специальные пожарные автомобильные лестницы – это машины, которые комплектуются современными лестницами. Они могут выдвигаться и поворачиваться для использования на любом объекте. С их помощью проводятся аварийно-спасательные работы на большой высоте. Также они позволяют подавать оборудование и вещества для тушения пожара на нужную высоту.

Классифицируются пожарные автолестницы следующим образом:

  • АЛ без съёмной люльки и лифта;
  • АЛ с люлькой, которая оборудована на самом верху;
  • АЛ с лифтом, который движется по лестнице;
  • АЛ и с люлькой, и с лифтом.

К главным конструктивным элементам данного специального пожарного автомобиля относится:

  • Передняя опорная стойка;
  • Шасси с платформой;
  • Основание для опоры;
  • Силовая установка;
  • Основание для подъёмно-поворотного основания;
  • Стрела;
  • Механизмы позволяющие поднимать и поворачивать лестницу;
  • Гидравлическая система;
  • Электрическое оборудование;
  • Пульт или несколько пультов для управления.

Современные пожарные автолестницы различаются высотой стрелы от 10 до 60 метров. Специальные модели, выполненные под заказ, могут иметь стрелу больше 60 метров.

АПК или пожарный коленчатый подъёмник

АПК – это пожарная машина, которая оборудована поворотной и подъёмной стрелой. С помощью данного оборудования проводят аварийно-спасательные работы и подают огнетушащие вещества на нужную высоту. Иногда АПК используется как грузоподъёмный кран.

В отличии от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на крупных шасси грузовых машин с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины могут безопасно задействоваться даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон.

Основными рабочими узлами АПК считаются:

  • Шасси;
  • Платформа и опорная конструкция;
  • Силовая группа;
  • Гидравлика;
  • Рама;
  • Гидравлические опоры;
  • Стрела;
  • Подъёмная установка;
  • Люлька;
  • Система водопенной коммуникации;
  • Электрооборудование;
  • Система управления.

АД — машины, удаляющие дым

АД – это специальные пожарные транспортные средства, которые комплектуются ПТВ и дымососом, чтобы удалять дым из различных помещений.

Машина собрана из нескольких важных компонентов:

  • Основное шасси от грузового автомобиля;
  • Кабина водителя, где располагается и пожарный расчёт;
  • Установка для вентилирования;
  • Отсек для ПТВ.

Работает используемое оборудование благодаря гидравлическому приводу.

АР – машины для перевозки и прокладки рукавов

АР – это машина, которая используется для транспортировки, прокладки и уборки рукавных проводов, лафетных стволов и тушения пожара. Это довольно специфичные машины, которые комплектуются руками с диаметром 77 мм, 110 мм и 150 мм. В общей сложности, длина всех рукавов может достигать 5 километров.

АСО – специальные пожарные машины освещения и связи

АСО – это автомобили, оснащённые электрогенератором и всем необходимым оборудованием, которое позволяет организовать и поддерживать работу средств связи и осветительных приборов в том месте, где произошло ЧП.

Основными частями и компонентами данных автомобилей является:

  • Базовое шасси;
  • Кабина водителя;
  • Салон, разделённый на два отсека для телефонистов и радистов;
  • Электросиловая установка;
  • Средства связи;
  • Аппаратура для усиления и записи звука;
  • Вычислительная техника;
  • Стационарная осветительная мачта.

Индивидуальная подготовка

План теоретической подготовки
План практической подготовки

В практическую подготовку входят темы: «Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения пожарного. Сбор и выезд по сигналу тревоги» «Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавным оборудованием. Прокладка рукавных линий» «Установка пожарного автомобиля на водоисточник» «Установка пожарной колонки на гидрант» «Отработка приемов с ручными пожарными лестницами» «Отработка приемов со спасательной веревкой» «Боевое развертывание в составе отделения и караула» «Выполнение приемов и способов преодоления препятствий» «Выполнение приемов и способов транспортировки, переноски, подъема и спуска пострадавших» «Отработка приемов работы с аварийно-спасательным инструментом»

Итоговое тестирование

Индивидуальная подготовка

Классификация пожарных автомобилей и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей, имеющихся в подразделении. Табель положенности вывозимого пожарно-технического вооружения и оборудования

Основные пожарные машины

Классификация пожарных автомобилей и ТТХ ПА. Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения.

Классификация пожарных автомобилей. Пожарные автомобили общего применения

К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.

Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.

Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:

  • лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
  • средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
  • тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.

Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).

Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.

Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.

Пожарные автомобили целевого применения

К данной классификация пожарных автомобилей подкатегории пожарных машин относятся следующие виды транспортных средств:

Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:

  • стационарный лафетный ствол (комбинированный);
  • две дозирующие вставки;
  • генераторы пены (шесть штук).

Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.

Установки порошкового тушения

Классификация пожарных автомобилей. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.

Установки газового тушения

Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.

Читайте также  Действия при пожаре на производстве инструкция

Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.

Автомобили газо-водяного тушения

Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.

Установки комбинированного тушения

Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.

Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.

Аэродромные автомобили

Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:

  • стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
  • основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.

Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.

Насосные станции

Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.

Специальные пожарные автомобили

В эту группу машин входят следующие транспортные средства:

Рукавный автомобиль

Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.

Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.

Машины для организации освещения и связи

Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.

Пожарные автолестницы

Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:

  • лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
  • лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
  • лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.

Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.

Классификация пожарных автомобилей и ТТХ ПА. Вспомогательные пожарные автомобили

В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

Виды специальной техники

Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

Специальные автомобили должны обеспечивать:

  • удаление продуктов горения;
  • работы на высоте;
  • освещение;
  • разборка строительных конструкций;
  • обеспечение доступа к очагам возгораний;
  • эвакуация людей;
  • первая помощь пострадавшим.

Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

Пожарные автолестницы — это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.

Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы. У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на пожарные автолестницы. Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с пожарными насосными станциями и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км. В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.

Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

Читайте также  Противопожарная изоляция дымоходов

Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.

В зависимости от назначения и оснащения пожарные аварийно-спасательные автомобили бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.

Автомобили штабные оснащаются электрогенераторами, осветительным оборудованием и средствами связи. Если позволяет объем салона либо багажного отделения, то возможно укомплектование другой пожарной техникой и устройствами.

Вспомогательные автомобили

К вспомогательным автомобилям относят следующие агрегаты:

  1. бензовозы;
  2. автомастерские;
  3. грузовые автомобили;
  4. легковые автомобили;
  5. автобусы.

Вспомогательные автомобили должны надежно обеспечивать работу пожарных подразделений.

Классификация пожарных автомобилей

Пожарный автомобиль – специальный транспорт, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием, применяемым для борьбы с пламенем и осуществления спасательных мероприятий.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

Пожарные машины выпускаются под самыми разными конструктивными исполнениями транспортных средств – лодки, самолеты, поезда и т.д. Для выделения автомобилей из «толпы» на них наносят специальную окраску, таблички, знаки и оснащают звуковыми и световыми устройствами. Всю спецтехнику окрашивают в красный цвет, а для повышения информативности добавляют еще черный и белый. На выдвижные установки, которые представляют угрозу для человека, наносят специальные бело-красные разметки.

Пожарные автомобили классифицируются в зависимости от категории выполняемых работ на основные, для целевого применения, специальные и вспомогательную технику.

Основные

Подают огнетушащие смеси в зону возгорания. Различают основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения (для борьбы с пламенем в населенном пункте, за его пределами) и целевого. В зависимости от целевого назначения второй вариант предполагает широкий модельный ряд. Какие автомобили относятся к пожарным автомобилям целевого применения и общего указано в таблице №1.

АПП – первой помощи

АВД – с насосом высокого давления

АП – порошкового тушения

АПТ – пенного тушения

АКТ – комбинированного тушения

АГТ – газового тушения

ПНС – насосная станция

АГВТ – газоводяного тушения

Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких разновидностях транспортных средств и их особенностях.

Автоцистерны изготавливаются на платформе различных авто: ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Различаются между собой объемами резервуара для воды, пенообразователя и производительностью насосной установки. Оснащены специальными емкостями, предназначенными для перевозки различных жидких огнетушащих сред и насосными установками. Также на данной спецтехнике перевозят всевозможное оборудование в зону возгорания. Различают 3 типа автоцистерн:

  • легкие – максимальный объем резервуара – 2000 литров, к пожарным автоцистернам легкого типа относится АЦ 30(53А);
  • средние — объем емкости 2-4 м3, к пожарным автоцистернам среднего типа относится АЦ 30(130);
  • тяжелые – объем резервуара составляет больше 4 м3.

Автонасосы по конструктивному исполнению имеют сходство с автоцистернами. Оборудуются всеми возможными устройствами, техникой, агрегатами, достаточно вместительными, для перевозки пенообразователя, резервуарами. Могут эксплуатироваться вместе с автоцистернами или самостоятельно. Изготавливают на основе платформы КамАЗ.

Автомобили первой помощи эксплуатируются для быстрой доставки небольшой аппаратуры, огнетушащих сред в зону воспламенения. С их помощью локализуют очаг пламени до приезда более мощной спецтехники. Изготавливают на основе шасси ГАЗ.

Таблица №2 — Общая классификация по ГОСТ

По посадочной формуле

· автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;

· 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;

· 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

По компоновочной схеме

· автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина)

· над двигателем (фронтальная кабина)

· перед двигателем (передняя кабина).

По климатическому исполнению

1.Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).

2.Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).

3.Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Целевого применения

Транспортные средства этого типа классифицируют исходя из выбора средств для тушения пожара.

При пенном тушении используют автомобиль для перевозки огнетушащих сред, аппаратуры и прочих вспомогательных устройств к зоне возгорания. Он оборудован 2 переносными устройствами, предназначенными для подъема генераторов пены, максимум до 13 м. Кроме этого, данный тип транспорта может быть укомплектован двумя дозирующими вставками, лафетным стволом и шестью установками для производства пены, его изготавливают на основе шасси Урал.

Машину порошкового тушения эксплуатируют для устранения пламени на предприятиях промышленного значения. На сегодняшний день данная спецтехника встречается крайне редко, поскольку последний раз была выпущена с конвейера еще в 1986 году.

С целью газового тушения используют автомобили оснащенные баллонами с углекислотой. Применяют для устранения возгорания электрической техники, пребывающей под напряжением, в архивных и музейных помещениях. Основное функциональное устройство – оборудование газового тушения. Подача огнетушащей субстанции происходит посредством специального ствола. Устройства данной группы отлично гасят легковоспламеняющиеся и горючие среды. Их изготавливают на платформе Урал, ЗИЛ и КамАЗ.

Для газоводяного тушения используется установка оснащенная мощнейшим силовым агрегатом, что позволяет создавать турбореактивный поток газа. Ее эксплуатируют для тушения возгорания газонефтяных фонтанов, производят на основе шасси КамАЗ. Также стоит отметить сверхмощное насосное оборудование, производящее 150 литров гасящей субстанции в секунду.

В машинах комбинированного тушения – устройство последовательно подает огнетушащие среды в зону возгорания, их производят на основе шасси КамАЗ.

Аэродромные транспортные средства эксплуатируют во время организации спасательных мероприятий экипажа, авиапассажиров и при устранении очагов пламени воздушного транспорта. Выпускают их на платформе КамАЗ. Данная категория спецтехники подразделяется на 2 типа:

  • стартовые – «работают» около взлетных полос, производят на основе платформы ЗИЛ;
  • основные – размещают в пожарных подразделениях, выполняют на основе платформы МАЗ.

Насосные станции – нужны для подачи жидкой субстанции по магистралям к пожарной спецтехнике, переносным стволам. Выпускают на основе платформы ЗИЛ и прицепах.

Специальные

Эти машины необходимы для организации особых мероприятий в зоне возгорания и устранения чрезвычайных ситуаций. Они используются для осуществления, например, подъема на высоту, разбора элементов какого-либо строения и т.д. Одними из основных рабочих характеристик спецтехники является: высота подъема автолестниц и производительность генератора аварийно-спасательной техники. В эту категорию входит рукавный автомобиль, установка для освещения и связи, автолестницы.

Рукавное транспортное средство необходимо для перевозки рукавов к зоне возгорания, а также для укладывания магистралей на ходу. Его изготавливают на основе платформы ЗИЛ. Объем перевозимых рукавов зависит от их диаметра.

Установка освещения и связи эксплуатируют, когда необходимо создать освещение рядом с горящей зоной или связь между рабочей бригадой и главным «офисом». Она укомплектована 2 видами радиостанции (мобильная и стационарная), рупором, телефоном и прожектором. Выпущена на основе платформы ГАЗ.

Автолестницы необходимы для подъема на верхние этажи. Данная спецтехника подразделяется еще на 3 типа в зависимости от длины и вида приводного устройства:

  • малой длины – до 2000 см;
  • средней длины – до 3000 см;
  • большой длины – от 3000 и больше см.
Читайте также  Двойная скатка пожарного рукава требования

Источник питания привода: механический, гидравлический, комбинированный и электрический.

Вспомогательная техника

Применяют для работы пожарных подразделений, передвижения сотрудников, перевозки различного инвентаря, имущества. В эту категорию входит широкий модельный ряд самой разной техники – бензовозы, грузовики, ремонтные мастерские.

Высокий уровень боевой готовности пожарных подразделений, точная и продуктивная работа специализированного оборудования во многом зависит от правильного содержания, и своевременного осуществления технического осмотра. Для обеспечения положительного результата необходимо уделять особое внимание организации и хранению пожарной техники. Круглосуточно поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, поскольку оно может понадобиться в любой момент. Важно хорошо изучить технические характеристики и конструктивные особенности пожарных машин. Эффективная эксплуатация техники требует наличия практического опыта, и теоретических знаний.

Технические характеристики пожарных автомобилей, находящихся на вооружении подразделений подробнее можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Ознакомиться с условно графическими обозначениями пожарного транспорта можно ЗДЕСЬ.

​Специальные пожарные автомобили: назначение, технические характеристики

Специальные пожарные автомобили сегодня постоянно совершенствуются, это способствует увеличению эффективности выполнения различных задач. Существует множество моделей, созданных для тушения пожаров, стоит разобраться в наиболее распространенных из них.

Транспорт быстрого реагирования

Главным предназначением таких машин является обеспечение доставки людей, спасательного и технического оборудования к месту происшествия. Они незаменимы при осуществлении спасательных работ и устранении возгораний в жилых строениях. Специальные пожарные автомобили используются в умеренном климате с температурным диапазоном от -35 до +45 градусов. Главными их составными частями являются следующие: электротехническое снаряжение для осуществления работ; пожарно-техническое оборудование; кузовная часть; шасси; баки для пены и воды. Также стоит отметить оснащение в виде специальных выдвижных полок, на которых находится оборудование. Средства пожаротушения и снаряжение для спасательных работ располагаются в кузовной части и фиксируются надежными узлами крепления. На крыше транспорта имеется дополнительное место для оборудования. Снаряжение, как правило, состоит из следующего:

  • спецодежда для пожарных;
  • лафетные стволы;
  • пожарные рукава и краны;
  • аппараты для обеспечения дыхания;
  • гидравлические инструменты;
  • оборудование для генерации пены; специальные насосы;
  • защита дыхательных органов; водопенное вооружение.

Газодымозащитные машины Специальные пожарные автомобили данного вида обеспечивают доставку осветительных приборов, специализированного инструмента, питания электрооборудования, систем для обеспечения защиты пожарного расчета до места чрезвычайной ситуации. Снаряжение состоит из нескольких функциональных частей: осветительная выдвижная мачта, оснащенная прожекторами; управляющая система; электросиловые инструменты; кабина пожарного расчета и шасси; специализированные приборы для работы в форс-мажорных условиях; электротехническое снаряжение. Кабина с боевым расчетом и кузов, в котором находится снаряжение, устанавливаются на раме шасси. Среди отличительных особенностей стоит отметить оснащение оборудованием оптико-акустического вида “Южный Урал”. Пожарный транспорт с контейнерами Используется для оснащения пожарных отрядов мобильными, многофункциональными системами быстрого реагирования. Предназначаются специальные пожарные автомобили для устранения возгораний на нефтяных, газовых и химических производствах, в многоэтажных зданиях, архивах и музеях. Также комплекс подходит для осуществления спасательных операций. Автомобили данного вида незаменимы при чрезвычайных ситуациях при условии низких температур и в ходе устранения затяжных пожаров.

На шасси установлен специальный контейнеровоз, обеспечивающий высокий уровень мобильности, и мультилифт, использующийся для доставки, разгрузки и обратного перемещения на базу контейнера необходимого вида. Эксплуатация может производиться при температуре от +40 до -50 градусов. В комплектацию входит несколько стандартных контейнеров, имеющих установленные габариты и набор оборудования для пожаротушения.

Транспорт комбинированного тушения

Пожарные аварийно-спасательные автомобили необходимы для выполнения следующих задач: подача жидкости из природного водоема или имеющегося резервуара; транспортировка пожарных, технического оборудования и средств для устранения возгораний; подача специального порошкового состава; подача пены из цистерны или бака, установленного на шасси. Неотъемлемым элементом является сигнальная специализированная установка. Транспорт находится в месте чрезвычайной ситуации до полного устранения возгорания. Вакуумное оборудование обеспечивает наполнение баков пеной и водой. Пожарное снаряжение стандартного вида размещается на крыше машины, во встроенных отсеках и в самом кузове. Большая часть оборудования представлена инструментами для подачи порошка для тушения, механической пены и воды.

Рукавные машины

Пожарные автомобили насосно-рукавные в первую очередь необходимы для подачи большого объема воды, при этом транспорт может находиться на значительном расстоянии от места возгорания. Среди основных функций также стоит отметить формирование специального раствора из пенного концентрата и воды в установленном компонентном соотношении. В качестве материалов для изготовления используются металлы, устойчивые к развитию ржавчины. Оснащение представлено следующими элементами: электронный датчик пенообразователя, размещаемый на насосе; сливное оборудование с шаровым клапанным устройством; магистраль для заправки с клапаном обратного вида; переливная труба, дополненная приспособлением для предотвращения возникновения давления, несоответствующего установленному уровню; волнорезы продольной и поперечной формы. Возможна эксплуатация с пенообразователями любого вида. Дополняется элементами, обеспечивающими заполнение резервуара, его промывку и подогрев, при этом пополнение может производиться от пенообразующего электронасоса или стороннего источника. Поверхность емкости покрыта теплоизоляционным составом, его толщина — до 1 см.

Автоцистерна АЦ-40

Предназначение транспорта заключается в доставке специального снаряжения и личного состава к месту происшествия, а также средств огнетушения и их подачи в очаг возгорания.

На шасси установлены резервуары с пенообразователем и жидкостью. Для устранения локализации огня применяются средства пожаротушения как из систем водоснабжения, так и из емкостей и водоемов. Кузовная часть отличается высокими антикоррозийными и прочностными характеристиками, легким весом за счет использования алюминиевых листов. Стоит отметить, что новый кузов АЦ-40 дополнен откидными подножками, позволяющими упростить доступ к размещенному на верхних отсеках оборудованию.

Автолестницы

Лестница обеспечивает проведение работ на верхних этажах строений, тушение очагов возгорания механической пеной или водой при дополнении в виде пеногенераторов и лафетных стволов, эвакуацию пострадавших и ценных вещей из высотных зданий. Также при сложенных коленьях она используется для транспортировки груза краном. Пожарные автолестницы подходят для работ в различных климатических условиях. Стандартный температурный диапазон эксплуатации находится в пределах от +40 до -40 градусов. Возможны работы в расширенном диапазоне температур при условии соблюдения определенных правил. Все узлы и механизмы устанавливаются на опорной раме и платформе, которые размещены на шасси. Привод гидронасоса работает от силового агрегата шасси.

Платформа лестницы

Платформа имеет коробчатую конструкцию, сплошную обшивку и изготавливается из угловой стали. Лонжероны рамы выступают в качестве основы для каркаса из металла. Платформа состоит из нескольких частей – двух боковых, задней и передней. Дополнительно размещается контейнер для транспортировки съемного снаряжения. Ступени находятся по бокам конструкции, при помощи специальных дверок обеспечивается доступ к бензобаку и аккумуляторам. Платформа оснащается опорной передней рамой, размещенной за водительской кабиной. Она крепится в двух местах: на каркасе и лонжеронах рамы. Рама обеспечивает опору для передней части коленьев, их положение закрепляется при помощи специальных направляющих. Вертикальное перемещение комплекта коленьев предотвращается пружинными защелками, находящимися на боковых направляющих элементах. Запорный крюк необходим для удержания коленьев от выдвигания в ходе перемещения лестницы, он соприкасается с опорной передней рамой. Колено снимается с крюка в процессе снятия с рамы, в это время крюк опускается под собственным весом.

Подъемники

Пожарные коленчатые автоподъемники необходимы для проведения высотных работ в процессе устранения возгорания. Они используются не только для подъема личного состава, но и для освещения прожекторами и подачи грузов. Конструкция состоит из следующих частей: система управления; механизм, обеспечивающий поворот и подъем; звенья подъемной части; опорная база; шасси. Управление подъемником может осуществляться из кабины или извне автомобиля с помощью дистанционного пульта. Конструкция имеет в верхней части установленную гребенку для одновременной подачи четырех стволов либо пожарный ствол вида ПЛС-20. Люлька оснащена защитой от теплового воздействия. Пожарные телескопические автоподъемники оборудуются предохранительными автоматизированными механизмами, останавливающими перемещение при превышении допустимого угла опускания и подъема. В сравнении с автоматическими лестницами, они отличаются большей маневренностью. Сегодня, как правило, используются подъемные устройства российского производства, с высотой 30 и 17 метров. На автомобильном шасси помещается гидросистема основания, она блокирует рессоры и включает опоры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: