Скорость пожарного автомобиля при следовании на пожар - VISTAGRUP.RU

Скорость пожарного автомобиля при следовании на пожар

Выезд пожарной машины

Выезд пожарной машины – порядок действий спасателей после получения вызова о возгорании с целью соблюдения требований инструкций по тушению пожаров на различных объектах. Основная задача боевого расчета, несущего дежурство – прибытие к месту трагедии в кратчайшие сроки с целью локализации возгораний на начальной стадии.

  1. Общий порядок действий
  2. Расчет времени следования
  3. Меры безопасности при выезде на пожар

Общий порядок действий

Выезд на пожар осуществляется с применением следующих видов техники:

  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
  • специальных судов;
  • пожарных поездов;
  • пожарно-спасательных летательных аппаратов.

После поступления на пост сигнала тревоги дежурный по смене включает звуковое оповещение, по которому личный состав в полном обмундировании обязан собраться в гараже возле автомобилей. Старший начальник берет у дежурного путевку и план пожаротушения, проверяет готовность бойцов. Погрузка в машины осуществляется по ранее установленному порядку. Командир всегда выезжает на автомобиле первого отделения, возглавляющем колонну. За ним при необходимости следует второе и третье отделение.

Во время выезда пожарных машин из одной части устанавливается единый маршрут следования. Делается это с целью одномоментного прибытия техники к месту возгорания. Если есть специальное разрешение начальника караула, то допустимо разделение колонны. Также раздельное движение машин осуществляется при выезде на отдельные объекты или при масштабном возгорании, если огнем охвачены большие площади одного объекта.

Во время движения старший начальник, возглавляющий колонну, изучает полученный оперативный план, карту водоисточников, план района. Обязательно на всем пути следования обеспечивается связь с центральным пунктом. При наличии в автомобиле специального оборудования с целью получения оперативной информации подключается к точке связи, работающей на месте пожара.

Даже если во время следования по маршруту подразделение получает информацию о ликвидации возгорания, колонна продолжает движение и обязана прибыть в пункт вызова. Вернуться в распоряжение части можно только при получении приказа от диспетчера связи гарнизона или старшего начальника.

Маршруты выезда пожарных машин разрабатываются заранее во время учений или во время плановых мероприятий по разработке и корректировке планов тушения пожаров. От соблюдения заранее установленных маршрутов зависит величина ущерба во время конкретных ЧС.

Если при выезде пожарные машины встречают на своем пути другой источник возгорания, то основной руководитель проводит перераспределение сил и сообщает об этом на пункт пожарной связи.

При вынужденной остановке автомобиля, возглавляющего колонну, все следующие за ним машины останавливаются. Продолжить движение отделения могут только после получения приказа старшего начальника. Головной автомобиль разоружается в пользу боевых расчетов отделений. Старший начальник пересаживается во второй по счету автомобиль и продолжает движение к месту вызова. Если в пути вынуждено останавливается любая другая машина из колонны, то остальные автомобили продолжают движение. Командир сломавшегося ПА принимает меры по доставке своих бойцов, ПТВ, СИЗОД и основного оборудования.

При поломке машины или разрушении дороги старший начальник сообщает о возникшей ситуации на пульт пожарной связи и самостоятельно принимает решение о возможности дальнейшего продолжения движения вверенных ему отделений.

Выезд ПА с использованием железной дороги или водного транспорта предполагает разработку мероприятий по сохранности пожарных машин и их оборудования при погрузке и выгрузке. Порядок этих действий утверждается администрацией железной дороги или водного транспорта. В пути каждый автомобиль сопровождает водитель, иногда ему в помощь дается постовой. Они обеспечивают сохранность техники и оборудования. Личный состав при этом сосредотачивается в одном месте.

Чтобы предупредить ущерб, при получении информации о возгорании пожару заранее присваивают повышенный номер, чтобы при выезде подразделений максимально сосредоточить силы. Это правило обязательно соблюдается для объектов повышенной опасности, культурного наследия, в местах массового скопления людей. Эта мера предупреждения ущерба действенна при своевременном получении сигнала.

Расчет времени следования

Время выезда на пожар и доставки техники и личного состава к месту возгорания определяется по формуле

L – протяженность пути следования, км.

VСЛ – средняя скорость движения, км/ч.

Скорость зависит от конкретных условий движения. Диапазон – 25 – 45 км/ч.

VДВ max – допустимая скорость движения по конкретной улице, км/ч.

C1 – коэффициент состояния дорог. Для города он равен 0,36 – 0,4.

C2 – коэффициент теплового режима двигателя ПА. Летом – 0,8, зимой – 0,9.

Меры безопасности при выезде на пожар

Во время перемещения колонны все обязаны соблюдать правила безопасности:

  • ответственность за безопасное движение техники возложена на водителей;
  • при выезде из гаража необходимо включить световые и звуковые сигналы оповещения;
  • командир подразделения обязан следить за соблюдением ранее установленного маршрута;
  • движение осуществляется согласно правилам дорожного движения. Воспользоваться приоритетом можно только в случае, если другие транспортные средства уступают дорогу;
  • личный состав на всем пути следования должен оставаться на местах. Двери и окна открывать запрещается;
  • запрещается ехать на подножках даже во время кратковременного движения в пределах объекта;
  • нельзя покидать машину без приказа командира;
  • запрещено курить возле ПА.

Скорость пожарного автомобиля при следовании на пожар

Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.

Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.

Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.

Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.

Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.

Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.

Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Номер (ранг) пожара (условный признак сложности пожара) – условное цифровое значение, содержащее в себе установленное планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ) обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчёте, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.

Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.

Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

Читайте также  Классификация пожароопасных ЗОН согласно ПУЭ

Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.

Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.

Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.

Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.

Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.

Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.

Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.

Развертывание – приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.

Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.

Район выезда – территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.

Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.

Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.

Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.

Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.

Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.

Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.

Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Выезд и следование к месту пожара

У пожарных есть две главные задачи: быстрый выезд и следование к месту пожара, эффективная ликвидация зон горения. Для их выполнения надо: принять сигнал о случившемся бедствии, собрать личный состав как можно быстрее, перемешаться на пожарном автомобиле по самому короткому маршруту с максимально возможной скоростью, соблюдая все меры безопасной езды.

Как происходит выезд на пожар

Как только дежурный принял сигнал о пожаре, он включает тревогу, которая становится причиной сбора личного состава в гараже в полном обмундировании. Старший командир получает от дежурного путевку, где указывается адрес пожара, а также карточку пожара, она же является оперативным планом тушения.

После чего командир проверяет личный состав на предмет полной боевой готовности. Далее производится погрузка в автомобили. Командир садится в первый из них. Начинается выезд на пожар и движение по намеченному маршруту.

Маршрут следования у всех машин должен быть один. Прибыть подразделения на пожар должны одновременно. Иногда маршруты составляются так, что автомобили едут к месту пожара по разным дорогам. На то должно быть распоряжение начальника караула или должны быть заранее продуманы пути подъезда.

Еще в машине командир подразделения изучает карточку тушения пожара, где особое внимание уделяет местам расположения источников водоснабжения. Он обязательно поддерживает связь с руководством.

Выезд пожарной машины на пожар

Внимание! Пожарное подразделение, выехавшее на пожар, должно прибыть в конечную точку в независимости от того, потушен огонь или нет. Единственное, что может повернуть колону, это приказ начальника гарнизона или распоряжение оперативного диспетчера.

И еще один момент. Если по пути следования командир подразделения обнаружил другой пожар, то он обязан выделить часть сил и средств для его ликвидации. О чем он должен сообщить дежурному по гарнизону. И другие позиции, касающиеся следования пожарной колоны:

  • если в пути один из автомобилей вышел из строя, другие продолжают движение;
  • если из строя вышла машина, на которое ехал командир, то последний пересаживается в другую;
  • если вышли из строя все машины, то начальник подразделения должен найти возможности следования личного состава (даже пешком), взяв с собой пожарный инструмент и инвентарь;
  • если следование к месту пожара производится по железной дороге или водным путем, то автомобили должны на платформах хорошо быть закреплены;
  • если перевозка производится в зимнее время года, то воду из системы охлаждения машин, а также из цистерн, надо слить;
  • на платформе выставляется постовой или в каждой машине должен находиться водитель;
  • остальные едут в одном месте.

Перевозка пожарных машин на ж/д платформе

Требования безопасности при выезде и следовании

Выезд и следование на пожар – мероприятие ответственное. Поэтому существуют строгие требования, касающиеся безопасности во время перемещения колоны. Итак, в первую очередь это касается водителя автомобиля. Что он должен делать:

  • ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля во время следования несет только он;
  • при выезде из гаража водитель должен включить сигнализацию: световую и звуковую;
  • приоритет следования – это не значит, нарушать правила дорожного движения, поэтому командир подразделения строго следить, чтобы водитель этого не делал;
  • приоритетом водитель может воспользоваться только в том случае, если пожарной машине другие транспортные средства уступают дорогу.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, кто несет ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля.

Читайте также  Противопожарная пропитка деревянных конструкций

Безопасность следования несет водитель автомобиля

Теперь второй вопрос – что разрешается делать личному составу во время движения пожарного автомобиля. Наверное, точнее будет поставить вопрос так – что нельзя делать. Позиций не так много, но они должны выполняться в обязательном порядке:

  • нельзя личному составу открывать двери авто во время движения;
  • высовываться из окон;
  • запрещается стоять на подножках автотранспортного средства;
  • курить или использовать для каких-то нужд открытый огонь;
  • покидать машину без приказа.

Как видите, требования безопасности при выезде и следовании к месту вызова пожара несложны. Но они должны выполняться строго.

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Снижение ущерба от пожара

Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.

Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.

пожарная машина в пробке

Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.

Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:

  • обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
  • модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
  • совершенствование пожарной техники;
  • организация дозорной службы;
  • проведение пропаганды противопожарной безопасности;
  • подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных

Информация о пожаре

Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.

Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной. Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства.

То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.

Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.

Получение достоверной информации – залог успеха

Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.

Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.

Заключение по теме

Итак, нами было разобрано несколько тем, где одна из основных касается требований охраны труда при выезде и следовании к месту пожара. Это на самом деле важная составляющая быстрого прибытия пожарных расчетов на пожар. Чем сплоченнее действия личного состава, чем больше опыта у водителя автомобиля, тем быстрее подразделение прибудет по адресу вызова.

Разработка методов определения скорости следования дежурного караула пожарной охраны по дорогам населенного пункта на место пожара Текст научной статьи по специальности « Физика»

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Нго К.Т.

Текст научной работы на тему «Разработка методов определения скорости следования дежурного караула пожарной охраны по дорогам населенного пункта на место пожара»

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ СЛЕДОВАНИЯ ДЕЖУРНОГО КАРАУЛА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПО ДОРОГАМ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА НА МЕСТО ПОЖАРА

К.Т. Нго, адъюнкт, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Рассмотрены вопросы разработки методов определения скорости следования дежурного караула пожарной охраны по дорогам населенного пункта на место пожара. Целью вычисления является расчет максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до пожарного депо.

Задача обоснования числа и мест дислокаций, а также ресурсной потребности оперативных подразделений пожарной охраны для защиты населенных пунктов от пожаров и чрезвычайных ситуаций (ЧС) продолжает оставаться актуальной в связи с потребностью планирования деятельности чрезвычайных служб в условиях активного строительства зданий (сооружений), усложнения ситуаций на дорогах в населенных пунктах, а также значительного изменения параметров климата на планете и др.

Одним из научно-методических подходов к решению задачи обоснования числа, мест дислокаций и ресурсной потребности оперативных подразделений пожарной охраны населенного пункта является подход, в основе которого лежит расчет максимально допустимого расстояния от защищаемого объекта (сооружения) до пожарного депо при различных целях выезда дежурного караула на пожар, схем его развития и параметров противопожарной защиты зданий (сооружения) и территории населенного пункта. Данный подход изложен в статьях [1, 2] и внедрен в нормативном документе по пожарной безопасности СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» [3].

Определение скорости следования подразделений пожарной охраны на место пожара может базироваться на двух подходах. Первый основан на анализе статистической информации по выездам подразделений пожарной охраны на вызовы за определенный промежуток времени (обычно календарный год). В основе второго лежит экспериментальный метод. Данные о скорости движения пожарных автомобилей получают путем измерения скорости их движения по участкам транспортной сети населенного пункта в определенные промежутки времени. Как в первом, так и втором случаях осуществляется построение эмпирических функций распределения исследуемой скорости следования на основе гистограмм, с соответствующей оценкой параметров распределений (среднего значения и среднеквадратичного отклонения). Общий теоретический подход к построению гистограммы и вычислению их параметров описан в статьях [4]. Практическая реализация подхода рассмотрена в Методических рекомендациях [5] для вычисления областей нормативного обслуживания пожарных частей.

Читайте также  Классификация систем противопожарного водоснабжения

Общие теоретические вычисления по определению параметров распределения скорости следования дежурного караула к месту пожара следующие. Формируется выборка случайных величин скорости следования <и>= , где N — размер выборки. По ней строится группированный статистический ряд. Для определения количества интервалов группировки (L) используется формула Брукса

Длина интервала группировки (шаг гистограммы) Au определяется по разности между минимальным umin = min < u1,u2. uN >и максимальным значениями выборки umax = max< u1,u2. uN >. Расчет ведется по формуле

Au = (umax-umin)/(L-1), (2)

Границы k-го интервала гистограммы определяются по формуле

uk-1 = umin — 0,5 k Au, (3)

Определяется число nk случайных величин из выборки , попавших в k-ый интервал [uk-1, uk-1+ Au]. Границы интервалов могут округляться, но обязательно должно соблюдаться постоянство шага гистограммы Au.

Для построения группированного статистического ряда относительных частот вычисляются относительные частоты pk = nk/N. Относительные частоты должны удовлетворять условию нормировки

Для графического представления гистограммы вычисляются высоты (Hk) прямоугольников гистограммы

и определяется максимальное значение высоты Hmax = max

На оси абсцисс графиков гистограмм выбирается начальная точка u0 и такой масштаб, чтобы полностью поместился отрезок [u0, uL]. На оси ординат выбирается начало отсчета в точке 0 и такой масштаб, чтобы полностью поместился отрезок [0, Hmax]. Для каждого интервала [uk-1, uk] строится прямоугольник высотой Hk с основанием Au. В результате получается графическая форма — гистограмма абсолютных частот. Для построения гистограммы относительных частот в качестве высоты k-го прямоугольника используется величина pk/Au = nk/N/Au.

Математическое ожидание гистограммы (^Г) определяется по формуле

Дисперсия гистограммы (at) определяется по выражению вида

1 . L . ,2 Г L . Л (8)

n + Е PkK 2 -12 k = 1 k

Соответственно, среднеквадратичное отклонение (сг ) равно

Для решения задачи по обоснованию числа и мест дислокаций, а также ресурсной потребности оперативных подразделений пожарной охраны для защиты населенных пунктов от пожаров и чрезвычайных ситуаций необходимо определить максимально допустимое расстояние от защищаемого объекта (сооружения) до пожарного депо при различных целях выезда дежурного караула на пожар. В состав расчетных формул данного расстояния входит скорость следования подразделений пожарной охраны на место пожара. Для ее определения предложен метод, в основе которого лежит построение эмпирических распределений случайных величин и вычисление их характеристик. Эмпирические распределения случайных величин (скорости движения пожарных автомобилей к месту вызова) можно получить либо путем анализа статистической информации по выездам подразделений пожарной охраны на вызовы, либо экспериментальным методом, путем измерения скорости движения автомобилей по транспортной сети населенного пункта.

Список использованной литературы

1. Матюшин А.В., Порошин А.А., Матюшин Ю.А. Методологические основы определения необходимого числа оперативных подразделений пожарной охраны для защиты городских и сельских поселений от пожаров (новый взгляд на старую проблему) // Пожарная безопасность. — 2005. — № 3. — С. 45-52.

2. Matushin A.V., Poroshin A.A., Matushin Y.A., Bobrinev E.V., Kondashov A.A., Designing of Fire Service Divisions Location in Settlements Using GIS technologies / Safety & Fire Technique. CNBOP-PIB. Vol.31 Issce 3, September 2013. — p.p. 81-86.

3. СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения».- М.: ВНИИПО, 2009. — 14 с.

4. Лагутин М.Б. Наглядная математическая статистика: Учеб. пособ. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 472 с.

5. Методические рекомендации по определению мест размещения подразделений пожарной охраны в населенных пунктах в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативных значений. //Утверждены Главным Гос. инспектором РФ по пожарному надзору 30 декабря 2009 — № 2-4-60-14-18. Москва — 2009., 25 с.

Действия при следовании к месту пожара

В число основных мероприятий по борьбе с возгораниями входит выезд и движение к месту расположения горящего объекта. Важность этого действия вызвана необходимостью принятия быстрых мер для спасения жизни и здоровья людей, локализации пожара и ликвидации очага возгорания. При возникновении чрезвычайной ситуации временной фактор играет ключевую роль. Негативные последствия можно существенно сократить благодаря быстрому прибытию подразделения к месту возникновения пожара.

Содержание:
Организация следования на место возгораниями и действующая нормативная база
Действия огнеборцев после прибытия на место возгорания
Соблюдение требований охраны труда

Организация следования на место возгораниями и действующая нормативная база

Порядок выезда и следования к месту пожара регламентированы в нормативных актах, изданных МЧС РФ. В числе основных документов, содержащих правила передвижения к месту пожара, следует указать приказ МЧС №444 от 2017 год. Он вводит в действие Боевой устав подразделений пожарной охраны. В документе подробно изложена информация об этапах борьбы и порядке действия огнеборцев при тушении пожара.

К числу других важных документов, определяющих правила выезда и следования к месту пожара, относится Федеральный закон №123 от 2008 года и приказ МЧС №467 от 2017 года, которым утверждено Положение о пожарно-спасательных гарнизонах. Содержание обоих актов имеет пункты, направленные на повышение эффективности действий пожарных подразделений.

Действия при следовании на пожар состоят из отдельных мер, принимаемых после получения сигнала о пожаре. В их число входит:

  • уточнение адреса объекта, подверженного возгоранию;
  • незамедлительная подача сигнала тревоги для дежурного подразделения;
  • расчет оптимального маршрута движения к месту пожара;
  • посадка расчетов в пожарную спецтехнику и выезд на место происшествия.


До выезда подразделения из расположения части начальник караула должен получить транспортные путевки и оперативный план тушения пожара. После этого он проверяет готовность расчетов к выезду и следует к месту возгорания. Чаще всего начальник караула передвигается на автоцистерне во главе колонны. За ним следуют остальные отделения и расчеты, включая специальные службы. Порядок движения определяется при выезде из расположения части.

Маршрут движения выбирается общий для всех единиц техники, следующей на пожар. Одной из целей мероприятия является быстрое и одновременное прибытие всех автомашин к месту происшествия. В отдельных случаях техника может делиться на группы, но решение принимается до выезда к горящему объекту начальником караула или РТП.

Время прибытия пожарных подразделений к месту пожара определяется расчетом временных затрат в пути следования. Для точного расчета прибытия к объекту достаточно использовать специальную формулу, в которой используются величины протяженности пути и средняя скорость передвижения. С целью повышения точности расчета используются дополнительные коэффициенты.

Норматив прибытия пожарных к месту пожара содержит статья 76 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. В ней указано, что максимальное время приезда подразделения к месту ЧП составляет 20 мин. в городе и 10 мин. в сельской местности. Исходя из этого и планируется зона ответственности подразделений на закрепленных территориях.

Действия огнеборцев после прибытия на место возгорания

Действия РТП по прибытию к месту пожара заключаются в быстрой оценке обстановки, принятии решения по борьбе с огнем, локализации и ликвидации возгорания, расстановке сил и средств на объекте. Тут же осуществляется контроль за численностью личного состава и единиц техники, прибывшей к месту ЧП. В случае обнаружения неприбытия той или иной машины выясняется причина отсутствия. При необходимости производится вызов дополнительных сил и средств.

Прибытие к месту пожара приказ 444 от 2017 года определяет, как конечную цель следования на объект. Расчет должен прибыть на место ЧС при любых обстоятельствах, за исключением:

  • поступления соответствующей команды от диспетчера;
  • технической неисправности пожарного автомобиля;
  • возникновения дорожного происшествия или форс-мажорных обстоятельств в пути следования.

В пути следования колонна пожарных машин направляется к месту возгорания без остановок. Если одна из машин, следующих в колонне, остановилась, то остальные продолжают движение. Исключение составляет остановка автомобиля, следующего во главе пожарного караула. В этом случае за автоцистерной начальника караула паркуется вся колонна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: