Проверка пожарного насоса на сухой вакуум - VISTAGRUP.RU

Проверка пожарного насоса на сухой вакуум

Методика проверки технического состояния пожарного насоса, газоструйного вакуумаппарата и пеносмесителя

Цель проверки: определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик.

1. Проверка работоспособности газоструйного вакуум-аппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя.

Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть все задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 — 570 мм. рт. ст.). При нормально работающей вакуумной системе эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.

Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин. При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.

Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опресоовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опреосовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2. 0,3 МПа. Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.

2. Проверка технического состояния ПН и пеносмесителя забором и подачей воды из водоема.

Схемы установки автомобилей для проверки представлены на Рис.1 ( не прилагается).

2.1 Проверки работы пожарного насоса

Методика проверки Технические условия
Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме (Рис. 1, а, б, в). Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса. Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м, вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями. Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения. Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%

Нормативные значения основных параметров пожарных насосов

Тип насоса Подача, м .куб/с (л/с) Напор, м Частота вращения 1/с (об/мин)
ПН-40 0,040 (40) 100 ± 5 45 (2700)
ПН-60 0,060 (60) 100 ± 5 43,3 (2600)
ПН-110 0,110 (110) 100 ± 5 22,5 (1350)

2.2 Возможные неисправности пожарного насоса ПН-40УВ

Основные элементы конструкции пожарного насоса ПН-40УВ приведены на Рис .2

Рис .2 Насос пожарный ПН-40 УВ

1-корпус; 2-крышка; 3-вал; 4-рабочее колесо; 5,6-подшипники; 7-уплотнительный стакан; 8-червяк привода тахометра; 9-шестерня привода тахометра; 10,21-манжеты; 11-щуп; 12-муфта-фланец; 13,20-прокладки; 14-сливной краник; 15,28-шайбы; 16,26 -гайки; 17-шпонка; 18, 22-резиновые кольца; 19-уплотнительное кольцо; 23-болт; 24-проволока; 25-сливная пробка; 27-корпус привода тахометра; 29-кольцо; 30-шплинт; 31-шланг.

Возможные неисправности пожарного насоса и способы их устранения.

Наименование отказа, внешнее его проявление и дополнительные признаки Вероятная причина Метод устранения
Насос не подает воду при пуске. Насос полностью или частично заполнен воздухом Повторно произвести забор воды с помощью вакуумной системы.
Насос сначала подает воду, затем подача ее уменьшается и падает до нуля. Во всасывающейся линии имеются неплотности. Всасывающая сетка засорена Недостаточно заглублена всасывающая сетка. Проверить всасывающую линию, устранить неплотности. Очистить всасывающую сетку. Опустить всасывающую сетку в воду не менее чем на 600 мм
При исправном насосе мановакуумметр не показывает давление. Мановакуумметр неисправен. Заменить (разбирать и ремонтировать запрещается).
При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация. Ослаблено крепление насоса. Изношены шарикоподшипники насоса. Износ шеек вала рабочего колеса, на которые посажены (шарикоподшипники. Разрушено рабочееколесо Подтянуть болты крепления. Снять насос с автомобиля. Разобрать насос, проверить шарикоподшипники. Изношенные подшипники заменить новыми. Заменить вал новым или отремонтированным При обнаружении выкрашивания материала колеса, трещин, сильной коррозии и т.д., заменить колесо новым.
При исправной коробке отбора мощности и трансмиссии насос не работает. Засорены каналы рабочего колеса. Очистить каналы колеса.
Вал насоса не прокручивается. В летний период засорение песком, илом или грязью. В зимний период возможно примерзание рабочего колеса. Разобрать насос, тщательно очистить от грязи каналы рабочего колеса и внутреннюю полость. Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой.
Из дренажного отверстия течет струйкой вода Износ манжет. Заменить манжеты новыми.
В масляную ванну насоса попадает вода. Засорено дренажное отверстие. Износ манжет Прочистить дренажное отверстие. Заменить манжеты новыми.
Из дренажного отверстия течет масло Износ манжеты. Заменить манжету в уплотнитель ном старине из комплекта ЗИП.

2.3. Проверка, работы пеносмесителя.

По методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД от16.02.90 №70) необходимо выполнить следующее (рис. 1 ): установить ПА на водоисточник, мерную емкость наполнить водой, включить насос, установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м. вод. ст., включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды, сравнить это значение с нормативным.

Нормативные значения параметров пеносмесителя

Положение дозатора Расход воды, эжектируемый пеносмесителем. л/с.
0,28-0,41
0,56-0,82
0,84-1,23
1,12-1,64
1,40-2,05

2.3.1 Проверка обратного клапана пеносмесителя.

Для проверки обратного клапана необходимо:

— открыть задвижку «из цистерны» и заполнить насос водой;

— закрыть задвижку «из цистерны»;

— открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней емкости;

— открыть пробковый кран пеноомесителя;

— установить дозатор в положение «5»;

— увеличить обороты насоса и довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кто/см, кв.)

— проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней емкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);

— резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить оцепление;

— проверить работу обратного клапана — обратный клапан должен закрыться. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней емкости будет вытекать вода — обратный клапан неисправен.

2.3.2 Снятие (демонтаж) пеносмесителя без разборки насоса

Отвернуть гайки, крепящие фланец 5 (Рис. 3), и отвернуть гайки болтов) соединяющих корпус крана 4 и корпус пеносмесителя 13 (Рис. 5); опустить корпус пеносмесителя в отверстие крышки насоса; снять прокладку между корпусами крана и пеноомесителя; отвернуть гайки) крепящие корпус крана; снять корпус пеносмесителя.

2.3.3 Разборка и оборка пеносмесителя

Отвернуть гайку, снять маховичок 11 (Рис. 4) и стрелку 5, отвернуть винты, крепящие шкалу 12, снять шкалу; вытянуть дозатор 9, отвернуть гайки болтов, крепящие пробку крана 4; снять корпус; вытянуть сопло 8; отвернуть гайки, крепящие крышку клапана 10; снять крышку и клапан.

Сборка пеносмесителя и его присоединение к насосу производится в обратном порядке.

Рис. 3. Насос ПН-40УВ с коллектором и пеносмесителем

1- насос; 2 коллектор; 3- пеносмеситель; 4- кольцо.

Рис. 4. Пеносмеситель

1,2- кольца; 3- ручка; 4- корпус крана; 5- стрелка; 6- обратный клапан; 7- пробка крана; 8- сопло.

2.4 Демонтаж газоструйного вакуумаппарата, его разборка,

очистка, сборка и установка на автомобиль.

Для снятия газоструйного вакуумаппарата с автомобиля необходимо выполнить следующие операции:

  • отсоединить от рычага 14 (Рис 5) тягу привода заслонок;
  • отсоединить фланец 7 вакуумного трубопровода от диффузора вакуумаппарата;
  • подставить под корпус вакуумаппарата упорное приспособление;
  • отсоединить подводящие и отводящую трубы выпускной системы двигателя, предварительно отсоединив стремянки и ослабив хомуты их соединений;
  • снять вакуумаппарат в сборе.

Рис .5. Детали газоструйного вакуумаппарата

Для разборки газоструйного вакуумаппарата необходимо выполнить следующие операции:

Содержание операции Инструмент
Снять пружину 12 (Рис .5) Отвертка, плоскогубцы
Отвернуть гайки М10 крепления 5. Снять шайбы 6, шайбу 13, рычаг оси заслонок 14 Снять крышку 10, кронштейн II, прокладку 18, диффузор 21, фланец 7, прокладки 8 Ключ S=17мм, молоток, отвертка
Вывернуть шпильки 4,9,20 из корпуса вакуумаппарата (только в случае их ремонта или замены) Ручной шпильковерт
Выпрессовать оси заслонок 16 в сборе Молоток, оправка
Отвернуть винт 3 и выпрессовать втулку 2 из корпуса (при необходимости) Отвертка, молоток, оправка
Выпрессовать втулку 15 из крышки 10 вакуумаппарата (при необходимости) Молоток, оправка
Выпрессовать сопло 19 из корпуса диффузора 21 Молоток, оправка
Вывернуть стержень заслонит из оси заслонки Отвертка, тиски
Срезать заклепку, снять заслонки с рычага (в случае необходимости) Тиски, зубило, молоток
Снятые детали промыть в очистительном растворе, детали покрытые нагаром очистить с помощью металлической щетки и скребка

Сборку газоструйного вакуумаппарата и его установку на автомобиль производить в обратной последовательности. Новые асбометаллические прокладки перед оборкой (монтажом) следует смазать графитной смазкой.

Проверка насоса на «сухой вакуум»

При долговременной эксплуатации вакуумного насоса неминуемы симптомы падения его производительности. Одним из основных факторов такого рода неполадки может становиться снижение степени вакуума в середине аппарата. Зарегистрировано немало ситуаций, когда система вакуумного насоса поддается разряжению и поэтому, уровень вакуума резко убавляется, что непосредственно оказывает большое влияние на свойство генерации низкого давления и темп откачки.

Проверка насоса на «сухой вакуум»

При проявлении такого рода условия, вакуумную концепцию следует испытать на содержание «сухого вакуума». Это очень важно для нахождения последующих операций, сопряженных с возобновлением трудоспособности приспособления. В первую очередность следует закрыть все затворы и вентили на самом устройстве, зачем привести в действие двигатель с целью нагнетания в середине насоса требуемой степени давления.

Допустимая норма снижения разрежения внутри вакуумного приспособления является 13 кПа, однако, в случае если данный предел превышен, то насосу непременно понадобится обслуживание. Уменьшить расходы на возобновление работы приспособления легче, в случае если у пользователя еще сохранилась гарантия, согласно которой изготовитель попросту сделает гарантийное обслуживание либо целиком поменяет вакуумнасос на другой. В противном случае, понадобится приглашение профессионалов в данной сфере, сумма оплаты работы которых непосредственно зависит от трудности неисправности.

Определение «сухого вакуума» в пожарном насосе

На любой пожарной части в состав штата входит механик, в обязанностях которого есть функция проведения испытаний пожарного насоса на наличие полной герметичности. В идеале, такую процедуру необходимо проводить перед каждым выездом пожарной машины, но чаще всего это делается по определенному графику, к примеру, раз в неделю.

В процессе проведения тестирования пожарного насоса на «сухой вакуум» необходимо выполнить следующие операции:

  1. Проверить насос на предмет наличия в нем воды. Если оставить там жидкость, то при создании глубокого вакуума она начнет переходить в парообразную форму и не позволит сгенерироваться необходимому разряжению. Для того, чтобы удалить воду из внутренней полости насоса необходимо открыть сливной кран при раскрытом вакуумном клапане;
  2. Завести двигатель пожарной машины;
  3. Удостовериться, что сливной кран полностью закрыт, напорные патрубки надежно отсечены от отверстия насоса, перекрытые выходы к трубопроводу пенобака и вспомогательного охлаждения, а также проверить плотность закрытия вентиля цистерны;
  4. Произвести открытие вакуумного клапана с помощью соответствующей ручки, повернув ее в положение «на себя» до конца. Это необходимо для того, чтобы вакуумный клапан нажал на шток нижнего клапана, открывающего соединение между полостью насоса и трубопровода вакуумной камеры;
  5. Активировать ГВА. Эта процедура изменит положения клапана в механизме газораспределения, который провоцирует открытие выхода газа в газоструйный вакуумный механизм, а также перекроет выходное отверстие для газа в сторону глушителя;
  6. Теперь необходимо увеличить обороты двигателя до максимума с помощью рычага, управляющего дроссельной заслонкой. Повышение оборотов необходимо для ускоренного создания разрежения, благодаря прохождению большого объема отработанных газов сквозь сопла, в вакуумную камеру и ГВА;
  7. Теперь необходимо дождаться, когда показания мановакуумметра будут находиться на З/4 между 0 и -1, что должно соответствовать 560 мм рт. ст. Затем необходимо закрыть вакуумный клапан и при этом не сбрасывать обороты;
  8. Понизить скорость вращения двигателя, чтобы отработанные газы не препятствовали отключению ГВА;
  9. Отключить ГВА;
  10. Проследить за показаниями стрелки мановакуумметра в течение 3-х минут. Если давление упадет на 100 мм рт. ст. и больше, такой насос будет считаться неисправным, в виду плохой герметичности.
Читайте также  Гидравлический расчет системы пожаротушения

Нюансы анализа вакуумного пожарного насоса на наличие «сухого вакуума»

Во время проведения испытаний с вакуумной установкой на пожарной машине, необходимо взять во внимание, что время для создания необходимого разряжения должно составлять максимум 20 секунд. В противном случае, существуют несколько причин затяжной подготовки агрегата к работе: уменьшилось проходное сечение вакуумной установки вследствие загрязнения либо неполноценного открытия крана вакуумного клапана; износ кулачка вентиля; неисправен шток клапана.

Если взглянуть на мановакуумметр, установленный на агрегате, то можно заметить, что на нем отсутствуют показания отделений, соответствующие миллиметрам ртутного столба. Поэтому, чтобы корректно зафиксировать измерения, необходимо учесть, что значение -1 является показателем в 760 мм рт. ст. Из этого следует, что стрелка должна находиться на З/4 расстояния между 0 и -1 со стороны нуля.

Существует несколько приемов, с помощью которых можно более достоверно выявить причину неисправности вакуумного оборудования на пожарной машине:

  • Для начала стоит удостовериться, что на агрегате установлен рабочий мановакуумметр. Его можно либо заменить на заведомо исправный, либо снять и поставить на другой насос;
  • Произвести опрессовку насоса водой, используя другой насос с давлением до 10 кг/см 2 . Таким образом, можно визуально увидеть, с какого места в корпусе насоса сочится вода и произвести устранение течи. Если на самом насосе нет утечек, то необходимо провести проверку всей вакуумной системы на предмет герметичности. Для этого нужно сгенерировать с помощью насоса давление порядка 5 атмосфер и открыть вакуумный клапан. Теперь можно произвести визуальный осмотр всей системы и обнаружить утечку вакуума;
  • Нужно убедиться в исправности механизма затвора газораспределения. Когда работает ГВА, газ не должен поступать в глушитель и сирену;
  • Проверку состояния проходного сечения трубопровода проводят определением количества выходящей жидкости из диффузора, в момент подачи воды под напором сквозь открытый вакуумный клапан.

Нюансы применения пожарных насосов в зимнее время

Главным врагом вакуумной установки пожарной машины является мороз, так как он провоцирует замерзание жидкости и блокировку функциональности агрегата. Для того, чтобы этого избежать, необходимо обеспечить проведение определенных мер, связанных с исключением возможности замерзания воды в системе:

  • Когда на улице температура опускается ниже нуля, водитель должен запустить систему прогрева насосного отделения и отключить дополнительный контур охлаждения двигателя;
  • В перерывах между прекращением подачи воды насосом, нельзя останавливать его работу и отключать приводной механизм;
  • Когда насос задействован, оператор должен закрыть дверцу рабочего отсека и контролировать показания через смотровое окно;
  • Чтобы оградить пожарные рукава от замерзания в них воды, нужно оставлять приоткрытыми вентили подачи жидкости;
  • Если на улице сильный мороз, то в процессе разборки линии рукавов начинать необходимо от распылителя, двигаясь к насосу и при этом не выключать небольшую подачу воды;
  • Когда пожарная машина долго находится на холоде без действующего насоса, с него нужно слить всю воду через соответствующий вентиль, при открытом вакуумном клапане;
  • Перед тем, как использовать насос в зимнее время после продолжительной стоянки, в первую очередь следует с помощью заводной рукоятки провернуть вал двигателя и привода на насосную установку для того, чтобы убедиться, что колесо не примерзло;
  • Если все же в какой-то части вакуумной системы появилась замерзшая вода, то лед можно удалить путем поливания горячей водой либо паром, используя специальный переносной парогенератор, а в некоторых случаях будет достаточно продуть систему выхлопом двигателя на малых оборотах, во избежание перенагрузки системы.

Порядок проверки пожарного насоса ПН-40УА (УВ) на создания разряжения (сухой вакуум). Забор воды из водоема без вакуум-аппарата

Проверка насоса на сухой вакуум

Схема пожарного насоса ПН-40УВ

Необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе, включить двигатель и создать разрежение в насосе при помощи вакуумной системы 73-76 кПа (0,73-0,76 кгс/см 2 ). Падение разрежения в насосе должно быть не более 13 кПа (0,13 кгс/см 2 ) за 2,5 минуты.

Если насос не выдерживает испытания на вакуум, необходимо произвести опрессовку насоса воздухом под давлением 200-300 кПа (2-3 кгс/см 2 ) или водой под давлением 1200-1300 кПа (12-13 кгс/см 2 ). Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.

Для измерения разрежения в насосе необходимо использовать приставной вакуумметр с соединительной головкой или резьбой для установки на всасывающий патрубок насоса или вакуумметр, установленный на насосе. В этом случае на всасывающий патрубок устанавливают заглушку.

Забор воды из водоема без вакуум аппарата

При отказе вакуум-аппарата воду из водоема забрать можно взять двумя способами:

а) заливкой всасывающей линии:

б) кольцеванием цистерны.

При заливке всасывающей линии необходимо:

  • Присоединить выкидные и всасывающие рукава с сеткой и проверить плотность соединений.
  • Закрыть все вентили и сливной краник.
  • Проверить плотность закрытия клапана сетки и опустить ее в воду.
  • Открыть вакуум-клапан (на себя).
  • Открыть вентиль из цистерны.
  • Когда вода появится в смотровом глазке и пойдут пузырьки воздуха, закрыть вакуум клапан.
  • Включить сцепление.
  • Закрыть вентиль из цистерны.
  • Прибавить газ до 2-4 атм. по манометру.
  • Плавно открыть выкидной штуцер.
  • Установить газом необходимое давление.
  • При необходимости открыть вентили теплообменника.

Схема вакуумного крана ПН-40УВ

Допускаемые ошибки при заборе воды

  1. Преждевременное закрытие вакуум-клапана.
  2. Большие обороты и давление при открывании выкидного штуцера.
  3. Резкое открывание выкидного штуцера.
  4. Резкое включение сцепления.
  5. Включение к выключение сцепления при больших оборотах.
  6. Несвоевременное закрытие вентиля из цистерны.

Дополнения и пояснения к забору воды

  1. Если вентиль из цистерны закрывать после подачи воды в линию, вероятность обрыва водяного столба уменьшается. В этом случае сразу после пуска воды» надо закрыть цистерну.
  2. При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сети должен быть надежно закрыт, а через вакуум-клапан должен свободно выходить воздух. Если эти условия выполнить невозможно, воду надо брать кольцеванием цистерны.

Кольцевание цистерны

  • подготовить выкидную и всасывающую линий,
  • закрыть все вентили и сливной краник,
  • включить сцепление,
  • открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны.
  • установить средние обороты (2000-2500 об/мин) по тахометру,
  • прикрыть вентили из цистерны до появления необходимого разрежения по вакуумметру.

После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление на манометре повысится и изменится звук работы двигателя:

  • закрыть вентили из цистерны и в цистерну,
  • плавно открывать выкидной штуцер,
  • установить необходимое давление,
  • при необходимости открыть вентили теплообменника.

Допускаемые ошибки при кольцевании

  1. Те же, что и при заливке.
  2. Дополнительно:

а) чрезмерно большие или малые обороты, недостаточные для создания разрежения;

б) недостаточное прикрытие вентиля из цистерны во время кольцевания.

Дополнения и пояснения к кольцеванию

Всасывание воды кольцеванием происходит только в том случае, когда насос испытывает небольшой недостаток воды. С этой целью и прикрывается вентиль из цистерны. Однако, если прикрыть этот вентиль больше, то насос будет работать в неустойчивом режиме, сопровождающемся вибрацией. То же происходит и при чрезмерно больших оборотах. Учитывая это, обороты двигателя и степень прикрытия вентиля 5, 6 должны выбираться для каждого автомобиля индивидуально, с учетом высоты всасывания.

На автомобилях, где патрубок в цистерну установлен на нижней спиральной камере насоса (например – ПМЗ-17). забор воды указанным способом невозможен, т.к. воздух скапливается в верхней части насоса. В этих случаях цистерну можно закольцевать через выкидной штуцер от верхней камеры и рукав в верхний люк или при исправном вакуум клапане провести кольцевание с открытым вакуум-клапаном.

Существует аналогичный способ забора воды из водоема с одновременной подачей ее из цистерны в линию к стволу. В это время вода подается из цистерны непосредственно в выкидную линию и одновременно отсасывается воздух из всасывающего рукава.

Однако применение этого способа в условиях пожара сложно и нецелесообразно по следующим причинам:

  • Степень прикрытия вентиля зависит от диаметра спрыска ствола.
  • Режим всасывания устанавливается только после заполнения рукавной линии водой, а давление будет недостаточным для работы ствола. Требуется своевременно закрыть цистерну во избежание обрыва водяного столба, т.к. цистерна при этом не пополняется.
  • Наконец, может вообще не хватить воды, которую можно было бы сразу израсходовать для тушения пожара.
  1. При обучении способу забора воды кольцеванием, клапан сетки нужно открыть или на время занятий убрать совсем, т.к. при закрытом клапане вместо подсоса может произойти простая заливка рукава.

Насос центробежный пожарный нормального давления НЦПН-40/100 (стр. 6 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Насос является достаточно надежным изделием при условии строгого соблюдения правил эксплуатации, изложенных в данном руководстве.

Читайте также  Разведка пожара ее цели и задачи

Во избежание преждевременного выхода насоса из строя необходимо при монтаже, эксплуатации и техническом обслуживании насоса учитывать следующие требования:

— исключить возможность попадания посторонних предметов во внутренние полости насоса;

— следить за состоянием системы смазки вакуумного насоса: своевременно пополнять масляный бачок и устранять возможные засоры маслопровода и другие неисправности;

— использовать вакуумный насос только по прямому назначению;

— не допускать работу вакуумного агрегата с превышением времени непрерывной работы более 1 мин. за один цикл водозаполнения и более трех длительных (до 1 мин.) циклов водозаполнения подряд;

— не допускать попадания воды в вакуумный насос;

— не оставлять насос, залитый водой (а, тем более, зимой в неотапливаемом помещении);

— следить за уровнем масла в картере насоса и своевременно заменять его.

Для обеспечения постоянной технической готовности насоса предусматриваются следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание ТО-1 и техническое обслуживание ТО-2. Сроки проведения технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 насоса должны совпадать со сроками проведения ТО-1 и ТО-2 (соответственно) пожарного автомобиля.

Перечень работ для указанных видов технического обслуживания приведен в табл.3.

Таблица 3

Технические требования
(методика проведения)

1. Ежедневное техническое обслуживание

Открыть полностью и вновь закрыть все вентили и краны. Вращение маховиков и рукояток должно быть плавным, без заеданий.

Осмотреть наружные поверхности насоса и коммуникаций. Не должно быть трещин, пробоин и других повреждений, а также утечек масла из масляных емкостей.

— в картере насоса

Уровень масла должен быть между рисками на корпусе насоса

— в масляном бачке вакуумного агрегата

Уровень масла в бачке должен быть не менее 2/3 объема бачка

При необходимости долить масло.

Перечень смазочных материалов приведен в табл. 4

Очистить наружные поверхности насоса от пыли и грязи, потеков пенообразователя и смазки.

2. Техническое обслуживание ТО-1

Проверить затяжку крепежа насоса и его элементов

Средний расход масла за цикл работы в 30 сек. должен быть не менее 2 мл. При несоответствии прочистить жиклер маслопровода или уменьшить вязкость масла

3. Техническое обслуживание ТО-2

Слить отработанное масло через трубку маслоуказарис.1). Залить новое масло через отверстие в корпусе, закрытое пробкой 19, при этом уровень масла в трубке 20 должен быть напротив верхней риски Б на корпусе насоса

Вынуть датчик за изолятор 4 (рис.8) из коллектора, очистить электрод и видимую часть поверхности «А» коллектора (в зоне электрода 6) до металла, при установке датчика обратно смазать выступающую поверхность уплотнительного кольца 3 любой густой смазкой типа Литол 24.

8.1. Проверка работоспособности вакуумной системы,

герметичности насоса и его коммуникаций

Проверка работоспособности вакуумной системы и герметичности насоса производится путем испытания насоса на «сухой вакуум» в следующей последовательности:

а) на всасывающий патрубок пожарного насоса установить заглушку, закрыть все напорные вентили и сливной кран насоса, закрыть дозатор, кран подачи пенообразователя и кран подачи воды из цистерны, открыть вакуумный кран;

б) установить тумблер «Режим» блока управления в положение «Авт.», а тумблер «Питание» – в положение «Вкл». При этом должен загореться индикатор «Питание»;

в) запустить вакуумный насос кратковременным нажатием кнопки «Пуск» (нажать и отпустить). При этом должен загореться индикатор «Вакуумирование», и мановакуумметр пожарного насоса должен показывать нарастающее разрежение.

Во время работы вакуумного насоса проверить визуально подачу смазки в вакуумный насос — после запуска вакуумного насоса масло в трубке 10 (рис.1) должно подняться вплотную до жиклера 2 (рис. 11);

г) по достижении разрежения внутри насоса не менее 0,75 кгс/см2 закрыть вакуумный кран и отключить вакуумный насос, нажав кнопку «Стоп» на блоке управления. Отметить по мановакуумметру величину разрежения в насосе и включить секундомер;

д) по истечении 3 мин. повторно измерить уровень разрежения в полости насоса. Падение разрежения в полости насоса за 3 мин. (разность двух показаний мановакуумметра) не должно превышать 0,2 кгс/см2.

Если падение разрежения за 3 мин. превышает 0,2 кгс/см2, то это свидетельствует о наличии неплотностей в насосе или коммуникациях, которые необходимо устранить. Обнаружить места неплотностей насоса можно путем внешнего осмотра по наличию утечек воды при его работе, а на неработающем насосе — по наличию утечек воды при опрессовке его водой избыточным давлением. Производить опрессовку следует при закрытых напорных вентилях давлением не более 6 кгс/см2. При этом, для исключения попадания воды в вакуумный агрегат 24 (рис.1), всасывающий рукав 23 с вакуумного крана 6 должен быть временно снят.

8.2. Порядок регулирования сальникового уплотнения вала насоса.

Регулирование уплотнения вала насоса заключается в увеличении степени обжатия уплотнительных колец в уплотнительном блоке (рис.3) и осуществляется в следующей последовательности:

а) снять крышку насоса 12 (рис.2);

б) снять с вала рабочее колесо 10;

в) освободить головки болтов от контровочной проволоки;

г) равномерно подтягивая болты 8 (рис.3), нажимным кольцом 9 обжать уплотнительные кольца, контролируя момент проворачивания вала насоса, который должен быть 1. 1,5 кгс·м. Неравенство зазора Б в зоне технологических отверстий В — не более 0,2мм;

д) законтрить головки болтов проволокой согласно рис.3. Натяжение контровочной проволоки должно быть направлено на заворачивание болта;

е) собрать насос;

ж) если при дополнительном обжатии уплотнительных колец зазор Б полностью выбран, а течь из дренажного отверстия не устранилась, следует установить дополнительное кольцо 4. При отсутствии запасного уплотнительного кольца допускается между нажимным кольцом 9 и уплотнительным кольцом 4 установить кольцо из коррозионностойкого металла толщиной до 3мм. При этом диаметральные размеры кольца должны соответствовать размерам нажимного кольца 9.;

з) после установки дополнительного кольца повторить операции по п. г).…е).

Перечень смазочных материалов

Наименование смазываемого механизма(узла)

Наименование смазочных материалов

Способ и порядок нанесения смазочных материалов

Масляная ванна картера насоса

Масло трансмиссионное ТАД-17И или ТАД-15П ГОСТ 23652-79 *

Заливка через отверстие в корпусе, закрытое заглушкой, до уровня верхней риски на корпусе насоса

При ТО-2 или по мере расхода

Масло моторное всесезонное ГОСТ 10541 *

Заливка в масляный бачок (до нижней кромки заливочной горловины бачка)

По мере расхода

Зубчатые колеса и опоры скольжения редуктора привода дозатора

Смазка ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87

Нанесение смазки на зубья колес и на цилиндрическую поверхность трения опор скольжения

При переборке насоса во время текущего ремонта

* — допускается использовать трансмиссионные и моторные масла тех марок, которые применяются в пожарном автомобиле.

9. Особенности конструкции и порядка эксплуатации

некоторых исполнений насоса

По своему составу исполнения насосов отличаются одно от другого наличием или отсутствием тахометра и наличием и типом встроенной вакуумной системы.

В исполнениях насоса без тахометра (в обозначении исполнения отсутствует буква «Т») отсутствуют блок индикации тахометра 16 (рис.1) и датчик 6 (рис.2), а отверстие под датчик заглушено пробкой. Частоту вращения вала насоса в этом случае следует определять по тахометру автомобиля с учетом передаточного числа привода насоса.

В исполнениях насоса без вакуумной системы (в обозначении исполнения отсутствует обозначение «В1» или «В2») в напорном коллекторе отверстие под установку датчика заполнения закрыто заглушкой, но сохранено присоединительное место под установку вакуумного крана для возможности установки другой вакуумной системы по усмотрению потребителя. Размеры под установку вакуумного крана соответствуют размерам присоединительного фланца стандартного вакуумного затвора и показаны на рис.15

Исполнение насоса НЦПН-40/100В1 в части конструкции вакуумной системы и эксплуатации насоса полностью идентично описанному в Руководстве.

Исполнения насосов НЦПН-40/100В2 и НЦПН-40/100В2Т

В отличие от описанного в Руковод­стве исполнения вакуумная система «В2» имеет только ручное управление работой вакуумного агрегата. В данной системе использован другой блок управления и несколько отличается электрическая схема. Электрическая схема соединений элементов показана на рис14.

Управление двигателем вакуумного агрегата осуществляется одной кнопкой на блоке управления: при нажатии кнопки двигатель запускается, при отпускании кнопки двигатель останавливается.

На блоке управления имеется два световых индикатора:

— индикатор «Пуск», который загорается одновременно с нажатием на кнопку блока управления;

— индикатор «Готов», который загорается по сигналу датчика заполнения. При этом индикатор «Готов» лишь извещает о заполнении насоса, но команды на отключение привода двигателя вакуумного агрегата не выдает.

Какие-либо блокировки нештатного режима работы вакуумной системы отсутствуют. Поэтому при работе с данной вакуумной системой оператору необходимо внимательно следить за работой двигателя и процессом заполнения, своевременно отключая двигатель в конце заполнения насоса и в случае заклинивания вакуумного насоса.

При заполнении насоса водой с помощью вакуумной системы «В2» контроль момента окончания процесса водозаполнения и отключения двигателя вакуумного насоса осуществляется визуально по индикатору «Готов». В момент загорания индикатора следует немедленно закрыть вакуумный кран и, спустя 2…3 секунды, отпустить кнопку блока управления. Указанные 2…3 секунды дополнительной работы вакуумного насоса после закрытия вакуумного крана необходимы для удаления из вакуумного насоса остатков воды в случае ее возможного попадания в вакуумный насос при несвоевременном закрытии вакуумного крана.

10. Транспортирование и хранение

Транспортирование и длительное хранение насоса производится в штатной упаковке. Перед упаковкой насоса наружные поверхности и внутренние полости насоса должны быть очищены и осушены (внутренние полости продуть сжатым воздухом). Наружные неокрашенные поверхности насоса покрыть смазкой типа ПВК ГОСТ 19537‑83.

Все документы должны быть запечатаны во влагонепроницаемый пакет. При транспортировании насосов должна быть обеспечена их сохранность от механических повреждений и атмосферных осадков.

Длительное хранение изделий должно осуществляться в отапливаемых складских помещениях при температуре не выше 40 °С.

Сравнение характеристик насосов НЦПН-40/100 и насосов СТАРОЙ КОНСТРУКЦИИ, далее НСК ( n = 2700 об/мин )

Проверка насоса на сухой вакуум

Современные центробежные насосы нормального давления повсеместно используются для подачи воды и водных растворов. Агрегатами данного типа комплектуются прицепные и передвижные насосные станции. Системы применяются подразделениями спасательных служб, отвечающими за тушение пожаров (Fireman Club), питание автоцистерн, автомобильных насосов, а также передвижных лафетных стволов на территориях, где отсутствует водопровод.

Пожарный насос – система, состоящая из двух центробежных агрегатов, которые объединены между собой приводным редуктором, а также напорного коллектора, оснащенного запорно-регулирующей арматурой, вентиля и ряда других элементов. Оборудование дополнено встроенным вакуумным агрегатом, обеспечивающим стабильное функционирование системы дозирования пенообразователя с ручным управлением.

Читайте также  Отключение кондиционеров при пожаре нормы

Как и другое сложное оборудование, системы требуют регулярного обслуживания и проверки стабильности функционирования.

Этапы проведения проверки насоса на сухой вакуум

Система включает в себя мотор, всасывающий патрубок, клапан, моновакуумметр, тахометр, манометр, штуцер, указатель температуры масла, выкидную часть – рукава, всасывающую линию, а также счетчик времени наработки. При стабильной синхронной работе все элементы системы полноценно выполняют свои функции и осуществляется стабильный забор воды.

Для полноценного анализа состояния оборудования требуется помощь профессионалов. Испытание пожарного насоса на сухой вакуум проводится в несколько этапов.

  • Внимательно изучить пояснения к процессу проверки на сухой вакуум, закрыть все вентили, задвижки, сливной краник и заглушить всасывающий патрубок.
  • Включить вакуум-кран и газоструйный вакуум-аппарат.
  • Без включения насоса увеличить обороты двигателей пожарных машин fireman club, создать разрежение в агрегате.
  • Снизить обороты двигателя до минимальных.
  • Выключить газоструйный вакуум-аппарат и вакуум-кран.
  • Проверить герметичность пожарного насоса по показателям падения разряжения и убедиться, что не были допущены характерные ошибки.

Чтобы измерить разрежение в насосе, необходимо использовать специальное оборудование – приставной вакуумметр, оснащенный резьбой или соединительной головкой для монтажа агрегата. Показатель разрежения не должен превышать показателя 13 кПа (0,13 кгс/см2). Увеличивая и снижая обороты, важно проводить процессы плавно.

Что делать при отказе системы?

Если проверка насоса на сухой вакуум показала неисправность системы, необходимо провести опрессовку воздухом при показателях давления 200-300 кПа или водой (давление 1200-1300 кПа). Чтобы обеспечить точность проверки, прежде чем открыть вентиль необходимо обработать места соединений мыльным раствором.

Если агрегат вышел из строя, можно провести взятие воды из водоема одним из двух способов – заливкой всасывающей линии или кольцеванием системы. Каждый из процессов имеет свои особенности.

Заливка всасывающей линии

  • Прежде чем залить выкидную всасывающую линию, необходимо соединить всасывающие и выкидные рукава с сеткой, проверить плотность прилегания деталей друг к другу.
  • Закрыть сливной кран и вентили, проверить плотность закрытия клапана сетки.
  • Открыть вентиль цистерны и вакуум-клапан.
  • При появлении воды в смотровом глазке и выходе пузырьков провести закрытие вакуум-клапана.
  • Включение сцепления и закрытие вентиля цистерны.
  • Прибавить газ по манометру до показателей 2-4 атм. и провести регулировку выкидного штуцера.
  • Установить давление на допускаемые показатели, в случае необходимости, открыть вентили теплообменника – это заключительный этап процесса заливки всасывающей линии.

Кольцевание цистерны

  • Подготовка всасывающей и выкидной линий, прежде чем начать забор из водоема кольцеванием.
  • Закрытие сливного краника и вентилей аппарата.
  • Включение сцепление.
  • Полное открытие вентилей, обеспечивающих кольцевание – приток воды в цистерну и ее вывод из емкости.
  • Установка средних оборотов под контролем, с использованием тахометра.
  • Прикрыть вентили до появления необходимых показателей разрежения по вакуумметру и приступить к заливке.

Данные способы позволяют в экстренных ситуациях воспользоваться системой подачи воды, однако после этого необходимо проверить насос на сухой вакуум, а также цистерну на герметичность, и устранить все неполадки для стабильного функционирования оборудования в будущем. Починку оборудования необходимо доверять профессионалам, знакомым со всеми аспектами строения агрегатов – только он может полноценно закрыть все бреши.

Регулярная проверка пожарного насоса на сухой вакуум позволяет избежать внезапных поломок, и избежать необходимости прибегать к кольцеванию и заливке.

Проверка специальных агрегатов ПА.

Проверка вакуумной системы.

При проверке насоса на вакуум встречаются следующие признаки неисправностей:

· вакуумметр не показывает разрежение;

· разрежение есть, но меньше нормы;

· разрежение создается медленно;

· разрежение создается, но быстро падает.

Вакуумметр не показывает разрежение.

Необходимо убедиться исправен ли вакуумметр:

-заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе.

-опресовать насос водой от водопровода или другого насоса.

-осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь.

-проверить исправность заслонки вакуумаппарата. При исправных заслонках, во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслоноки должен четко прослушиваться.

Разрежение есть, но ниже нормы.

Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат.

В случае падения стрелки вакуумметра, опрессовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум. Проверить исправность вакуумметра путем его замены.

Разрежение создается до нормы, но медленно.

Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения вакуумного затвора или неполного открытия клапана вследствие износа кулачка и штока.

Разрежение создается, но после выключения вакуумаппарата быстро падает.

Необходимо опрессовать насос водой и устранить течи. Если при опрессовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана.

Проверка насоса на вакуум:

· закрыть заглушку на всасывающем патрубке, сливной краник и другие вентили;

· открыть вакуумный затвор;

· увеличить обороты двигателя;

· дождаться, когда стрелка вакуумметра достигнет наибольших показаний;

· закрыть вакуумный затвор;

· уменьшить обороты двигателя;

· проверить показания вакуумметра.

Разрежение должно быть не менее 0,075 МПа (550 мм рт. ст., а его падение не должно превышать 0,013 МПа (100 мм.рт.ст.) за 2,5 мин.

Примечания.

1. При проверке насоса нужно обращать внимание на время необходимое для создания вакуума. Оно должно быть не более 20сек.

Проверка пожарного насоса.

Испытание пожарных насосов проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.).

Установить ПА на водоисточник по схеме, приведенной на рис.8а. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 — 2700 об/мин.)). Определить напор насоса по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м.вод.ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м.вод.ст.. Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%. В случае, если двигатель не развивает номинальных оборотов на насос, проверку производить при максимальных оборотах вала. Если результаты испытаний за несколько месяцев сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя. Резкие снижения показателей помогают обнаруживать засорение или поломку. Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя. При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.

Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.

Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при появлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.

Проверка пеносмесителя.

По методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.) необходимо выполнить следующее (рис.8б.).

Установить ПА на водоисточник. Мерную емкость наполнить водой. Включить насос. Установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м.вод.ст. Включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды. Сравнить это значение с нормативным.

№П/П Положение дозатора мм Диаметр отверстия, расчетный Подсос воды через шланг для пенообразователя,л/с. допустимый
7.4 0,414 0,37-0,44
11.0 0,828 0,74-0,88
14,1 1,242 1,11-1,32
18,2 1,656 1,48-1,76
27,1 2,070 1,85-2,20

Техника безопасности при работе на ПА.

ТБ при выезде и следовании на пожар.

При посадке вне здания пожарного депо выход личного состава на площадку допускается только после выезда автомобиля из гаража. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав боевого расчета займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины.

Запрещается подавать команду на движение автомобиля до окончания посадки личного состава.

Во время движения автомобиля личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, открывать окна, открывать двери, стоять на подножках (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий с автомобиля и т.п.)

За безопасность движения пожарного автомобиля ответственность несет водитель.

Он обязан :

· точно выполнять действующие «Правила дорожного движения».

При следовании на пожар (другие оперативные работы) водитель автомобиля, имеющего специальную окраску, оборудованного специальным звуковым и световым сигналом, при условии обеспечения безопасности движения, может при необходимости допускать определенные отклонения от действующих правил движения:

а) двигаться со скоростью, обеспечивающей своевременное выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

б) продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты регулировщика движения, не обязывают его остановиться;

в) проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности (за исключением проезда в направлении противоположном движению).

4.1.4 В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обозначаться приборами освещения, а также включаться аварийная световая сигнализация.

ТБ при боевом развертывании.

При проведении боевого развертывания запрещается:

а) приступать к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля;

б) подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подьема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав).

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: