Противопожарные полосы вокруг населенных пунктов - VISTAGRUP.RU

Противопожарные полосы вокруг населенных пунктов

Минерализованная противопожарная полоса

Минерализованная противопожарная полоса – искусственно создаваемое при помощи почвообрабатывающих орудий препятствие на поверхности земли. Используется как самостоятельный барьер или является частью сложных противопожарных укреплений. Основная цель создания минерализованных противопожарных полос – купирование огня в условиях низового пожара.

  1. Требования пожарной безопасности к минерализованным противопожарным полосам
  2. Требования по размещению
  3. Устройство минерализованных противопожарных полос

Требования пожарной безопасности к минерализованным противопожарным полосам

Три критерия, которые обязательно учитывают при создании полос – ширина, степень минерализации и заделка грунтом. Чаще всего такие барьеры делают при помощи машин для обработки почвы или используют взрывчатые материалы. Реже, с целью защиты небольших участков в пределах дачных массивов, их копают вручную.

Ширина минерализованной противопожарной полосы должна быть от 0,3 до 9 метров. За основу расчетов берут специфику местности:

  • прогнозируемый характер распространения пожара;
  • почвенные и лесорастительные условия;
  • степень рисков природных пожаров на конкретном участке.

Стандартно для профилактики распространения огня барьеры делают шириной 1,4 метра. При кустарниковых насаждениях защита должна быть не менее 1,5-2 метров, при древостое – 4 метра. Минимизировать ширину допустимо только при работе на склонах с целью предупреждения эрозийных процессов.

При разработке минерализованных полос учитывают возможную длину необработанных участков. Она должна быть не более 3 % от каждых 100 метров проложенного барьера. Степень заделки растительных остатков на земляной преграде составляет не менее 90 % в зависимости от прогнозов пожарной ситуации.

Одно из обязательных требований – очистка территории от горючих материалов. Если барьер прокладывается в зоне древостоя, то требуется вырубка всех насаждений на пути полосы. Каждые полгода осуществляется контроль состояния преграды, особенно в лесных массивах, так как здесь постоянно происходит накопление горючих материалов (листвы и хвои).

В лесной зоне противопожарные минерализованные полосы создают в комплексе с другими видами барьеров:

  1. Разрывами, назначение которых – остановка сильных низовых пожаров. Делают их шириной от 20 до 100 метров, по краям обязательно расположены минерализованные полосы.
  2. Опушками, которые полностью очищаются от подлеска и подроста, сухостоя, кустарников и валежника с обрубкой сучьев на высоту до 2 метров. Они считаются обязательным противопожарным укреплением со стороны леса близ населенных пунктов, охотничьих баз, детских оздоровительных лагерей, садоводческих массивов. По краю опушки прокладывается полоса шириной не менее 2,5 метров.
  3. Канавами, защищающими лесные массивы от торфяных пожаров. Глубина такого заграждения – до минерального слоя почвы или почвенных вод. Ширина по дну – 0,2-1 метр, по верху – 1,5-6 метров.

Требования по размещению

Основные нормы прокладывания земляных заграждений прописаны в ГОСТе Р 57972-2017 «О требованиях к лесным противопожарным объектам». Обязательными местами для размещения полос являются:

  • населенные пункты, граничащие с полями или лесными массивами;
  • садовые участки, причиной пожаров в которых становится поджог травы на границах массива;
  • предприятия вне зоны городской черты;
  • полигоны ТБО, причиной пожаров на которых является либо распространение низового огня извне, либо внутренние возгорания из-за несоблюдения правил сжигания мусора;
  • лесные массивы с различным типом насаждений и сельхозугодья по периметру каждого поля.

Устройство минерализованных противопожарных полос

Чаще всего минерализованные барьеры прокладывают методом опашки границ опасных объектов. Делают это:

  • над дорогами в хвойных массивах;
  • вокруг лесосек и складов древесины;
  • вдоль дорог любого назначения, линий высоковольтных передач, трубопроводов транспортировки ЛВЖ и газа;
  • вокруг промышленных объектов высокой степени взрывоопасности.

Устройство минерализованных полос – комплексное мероприятие, план которого разрабатывается совместно с администрацией муниципальных образований, подразделениями лесхоза, собственниками садоводческих массивов, руководителями предприятий, входящих в опасную зону.

В зависимости от специфики защищаемого объекта при прокладке используют те или иные виды техники и применяют определенный способ устройства:

  1. В лесных массивах работают прокладчики, на песчаных почвах используют фрезы, проникающие на минеральный слой грунта.
  2. Вокруг населенных пунктов и предприятий, а также на границах сельхозугодий полосы разрабатывают бульдозерами и тракторами с навесным пропашным оборудованием.
  3. При устройстве полос большой ширины применяют метод отжига надпочвенного покрова между двумя заранее выкопанными канавами.
  4. Вокруг полей – методом высадки культур, устойчивых к распространению огня, например, картофеля.

При обустройстве полосы на склоне посередине делают канавку, чтобы в случае скатывания с горки горящие материалы попадали сразу в нее. Технику для прокладывания заграждения используют исключительно с защищенной кабиной. Направление – только по прямой, без углов и разрывов.

Защитная полоса между лесом и участком

Должна ли быть защитная полоса или дорога между лесом и участками? Могу ли я очистить какую-то территорию, прилегающую к участку, от леса самостоятельно?

Да, обязательно должна быть защитная полоса между лесничеством и участками.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя также прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.

Согласно ч. 4 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) и Лесным кодексом РФ.

Согласно ст. 65 Технического регламента планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные данным регламентом.

Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ в Технический регламент были внесены изменения, в результате которых противопожарные расстояния от строений до лесничеств не содержат численных значений.

В действующей в настоящее время редакции ч. 2 ст. 69 Технического регламента указано, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:

  • вне территорий лесничеств;
  • на территориях лесничеств;
  • от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

Приказом МЧС России от 14.02 2020 № 89 были внесены изменения № 1 в Свод правил «СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288.

Изменения в Свод правил вступили в силу с 14 августа 2020 г., в п. 4.14 которых были установлены численные противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород, которые должны составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м.

Также согласно абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, вступивших в силу с 1 января 2021 г. (далее – Противопожарные правила), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.

Вышеуказанные противопожарные минерализованные полосы запрещается использовать для ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов (абз. 2 п. 74 Противопожарных правил).

Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п. 67 Противопожарных правил).

Информация о принадлежности земельного участка, на котором планируется сделать защитную полосу, в конкретном вопросе не озвучена, не ясно кому принадлежит граничащий земельный участок: автору вопроса, или это общественная земля СНТ, или лесной фонд, или земля государственная (муниципальная).

Читайте также  Противопожарное расстояние между зданиями и сооружениями СНИП

На основании вышеизложенного, автору вопроса прежде, чем приступать к очистке прилегающей к его участку чужой территории, надо выяснить владельца соседнего земельного участка, точно определив их границы.

Один из самых простых способов получения информации о граничащем земельном участке – это обратиться к сервису «Публичная кадастровая карта» на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).

Если автор вопроса уверен, что соседний лесной участок относится к землям лесного фонда, то возможно заказать выписку из государственного лесного реестра (далее – ГЛР), с целью получения более точной информации о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий.

ГЛР содержит систематизированный свод документированной информации о границах лесов, о лесничествах и лесопарках, находящихся на территории, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве.

Если земельный участок автора вопроса расположен на подведомственной территории внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга пос. Шушары, то обращаться необходимо в Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/gosuslugi/predostavlenie-vypiski-iz-gosudarstvennogo-lesnogo-reestra/.

Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а на лесных участках, не переданных в пользование, – органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ).

Следует знать, что ст. 8.28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается штрафом. Размер штрафа для граждан составляет от 3 до 4 тыс. руб.

У органов МСУ стало больше обязанностей по обеспечению пожарной безопасности

В 2021 году органы МСУ должны руководствоваться новыми Правилами противопожарного режима в РФ. Работы у муниципалитетов станет больше, и завершить ее надо до начала очередного пожароопасного периода. Прочтите, какие задачи вы должны решить. Кроме того, изменились основания внеплановой проверки органа МСУ. А с 1 января 2022 года у муниципальных районов появятся новые полномочия в сфере пожарной безопасности.

Изменились Правила противопожарного режима

Документ: Новые Правила противопожарного режима утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 и действуют до 31 декабря 2026 года

В Правилах противопожарного режима в РФ (ППР) теперь предусмотрена новая обязанность органов МСУ. Они должны до начала пожароопасного периода создать либо обновить противопожарные минерализованные полосы вокруг каждого населенного пункта. Прилегает он к лесу или нет, значения не имеет (п. 63 ППР). Раньше минерализованные полосы надо было обустраивать только вокруг населенных пунктов, прилегающих к лесам. Изменение обусловлено тем, что пожары могут быть не только лесными, но и ландшафтными. Например, когда горит сухая трава, возникает риск, что горение распространится на населенные пункты. Требования к ширине минерализованной полосы остались прежними: она должна быть не меньше 10 м.

Изменились правила выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Территория вокруг участка для выжигания должна быть очищена от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в радиусе 30 м. Кроме того, вокруг этой территории надо создать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,5 м (п. 63 ППР). Ранее Правила противопожарного режима допускали радиус 25–30 м и минимальная ширина полосы была другой — 1,4 м.

Новая редакция ППР запрещает разводить костры не только на землях общего пользования населенных пунктов, но и на территориях частных домовладений. Нельзя использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п. 66 ППР). Эти места по-прежнему определяют органы местного самоуправления.

В населенном пункте теперь не всегда нужны пирсы для забора воды из естественных или искусственных источников (например, реки, озера, бассейна, градирни и др.). Без пирсов можно обойтись, если территория населенного пункта и находящиеся на ней здания и сооружения обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения. Например, пожарными гидрантами, водонапорными башнями (п. 80 ППР).

В ППР вернули запрет на установку на окнах объектов защиты глухих решеток. Их также нельзя устанавливать на приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение — случаи, специально предусмотренные в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (п. 16 ППР).

Уточнены основания для проверки органа МСУ

Документ: Положения федеральных законов № 69-ФЗ и 131-ФЗ изменил Федеральный закон от 22.12.2020 № 454-ФЗ

Изменились основания для внеплановой проверки органа МСУ, указанные в пункте 2 части 5 статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Проверку устроят по решению органа государственной власти субъекта РФ об установлении особого противопожарного режима на территории муниципалитета. Ранее основанием для проверки могло быть также решение органов МСУ. Это было нелогично: сами приняли решение, сами подверглись проверке.

Внеплановая выездная проверка проводится в отношении деятельности органа местного самоуправления и его должностных лиц. В частности, контролеры выяснят, как орган МСУ обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в подверженных угрозе природных пожаров населенных пунктах, где введен особый противопожарный режим.

Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, ежегодно утверждают органы государственной власти субъектов (ст. 18 Закона № 69-ФЗ). Критерии, которые должны использовать регионы при формировании перечня, устанавливает Правительство.

Изменился порядок оформления паспорта населенного пункта

15 дней — срок оформления паспорта населенного пункта. Отсчитайте их со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров

Установлен срок оформления паспорта населенного пункта — 15 дней со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов и территорий, подверженных угрозе лесных пожаров. Это правило установлено в пункте 418 ППР. Ранее ограничений по срокам не было.

Паспорт населенного пункта надо оформить в трех экземплярах. В течение трех дней со дня его утверждения один экземпляр направьте в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Еще один — в структурное подразделение территориального органа МЧС. Третий экземпляр паспорта населенного пункта храните в органе МСУ.

Еще одно изменение касается организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе муниципальных. Теперь они тоже должны оформлять паспорта своих территорий. Паспорт понадобится, только если территория организации подвержена угрозе лесных пожаров. Оповестите руководителей таких муниципальных организаций о том, что они обязаны составить паспорт до начала пожароопасного сезона и соблюсти 15-дневный срок.

Незначительно изменились формы паспортов (нумерация, формулировки). Используйте формы паспортов населенного пункта, детского лагеря из приложений № 8 и 9 к новым ППР.

На заметку: Органам МСУ стало проще квалифицировать пожары

В Федеральном законе № 69-ФЗ появились определения понятий «лесной пожар» и «ландшафтный (природный) пожар». Ландшафтный (природный) пожар — неконтролируемый процесс горения, который стихийно возникает и распространяется в природной среде, охватывает различные компоненты природного ландшафта. Лесной пожар — разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу. Новые определения помогут органам местного самоуправления правильно квалифицировать пожары. От вида пожара зависит комплекс мероприятий по его ликвидации.

У муниципальных районов появятся полномочия в области пожарной безопасности

Документ: Новое полномочие муниципальных районов указано в пункте 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления…»

С 1 января 2022 года органы МСУ муниципальных районов начнут осуществлять полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах своих территорий за пределами городских и сельских населенных пунктов. В границах населенных пунктов аналогичные полномочия продолжат реализовывать органы МСУ поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Также органы МСУ муниципальных районов получат право создавать муниципальную пожарную охрану. Штрафовать за ее отсутствие не будут (ст. 15.1 Закона № 131-ФЗ). Для реализации данного права органам МСУ муниципального района нужно разработать и утвердить положение о деятельности муниципальной пожарной охраны. Посмотрите его образец ниже.

Читайте также  Общий характер и особенности развития пожара

АЛЕКСЕЙ ЕВДОКИМОВ, доцент Саратовской государственной юридической академии, Саратовского ГАУ, к.ю.н. ГАЛИНА НАДЕЖКИНА, доцент Саратовского ГАУ, к.т.н.

II. ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

II. Территории поселений и населенных пунктов

II. Территории поселений и населенных пунктов

65. Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.

66. На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

67. Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

68. На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.

69. На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

70. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

71. Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.

Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.

72. При проведении ремонтных (строительных) работ, связанных с закрытием дорог или проездов, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), незамедлительно представляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог или проездов.

73. Руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Зона очистки от сухой травы, веток, других горючих материалов и сухостойных деревьев вокруг костра, место размещения запаса дров и огнетушащих средств должны составлять не менее 2 метров.

Не допускается разводить открытый огонь (костры) в местах, находящихся за территорией частных домовладений, на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты. После завершения мероприятия или при усилении ветра костер или кострище необходимо залить водой или засыпать песком (землей) до полного прекращения тления углей.

На территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесов запрещается запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.

74. На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

75. Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

76. Паспорт населенного пункта, паспорт территории организации отдыха детей и их оздоровления, паспорт территории садоводства или огородничества, которые подвержены угрозе лесных пожаров (далее — паспорт населенного пункта, паспорт территории), ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатываются и утверждаются в соответствии с разделом XX настоящих Правил:

а) в отношении населенных пунктов — органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» настоящего пункта;

Читайте также  Пожарная безопасность на осенних каникулах

б) в отношении городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации;

в) в отношении территории садоводства или огородничества — председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;

г) в отношении территории организации отдыха детей и их оздоровления — руководителем организации отдыха детей и их оздоровления.

Мероприятия по профилактике лесных пожаров: способы защиты населения (населенных пунктов и объектов) от угрозы лесных пожаров с помощью создания противопожарных расстояний, минерализованных полос и иных противопожарных барьеров

В этой статье мы постараемся разъяснить читателям вопросы, связанные с профилактикой Нажмите для перехода на ПожВики лесных пожаров, способах защиты населения от последствий лесных пожаров, а также о мерах, которые необходимо предпринимать для предотвращения распространения природных пожаров (таких как создание минерализованных полос вокруг населенных пунктов и т. п.). Но обо всем по порядку.

Защита и охрана леса от пожара

В январе 2021 года в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» введено понятие «лесной пожар» как разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.

В последнее время, в период пожароопасных сезонов, участились случаи переходов лесных (ландшафтных) пожаров на населенные пункты, имеющие границу с лесными массивами, что приводит к уничтожению объектов инфраструктуры и жилого сектора на значительной площади.

В большинстве случаев переходы лесных пожаров на населенные пункты происходят, конечно же, в результате действия сил природы, таких как продолжительная засушливая жаркая погода и сильный ветер, но уменьшить масштабы подобных катастроф вполне возможно при соблюдении определенных организационно-технических мероприятий в области противопожарной защиты.

Так как же осуществляется защита населения от лесных пожаров.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила), запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов Нажмите для перехода на ПожВики на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям, запрещается складирование сена, соломы и дров на расстоянии менее 50 метров от лесных насаждений.

На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня и защиту населения при природных, в том числе лесных пожарах.

В числе основных технических мероприятий можно отметить:

соблюдение необходимых противопожарных расстояний от населенных пунктов, зданий и сооружений до леса;

создание противопожарных минерализованных полос или иных противопожарных барьеров.

Противопожарные расстояния до лесных насаждений

В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2007 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 123), противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств и на их территории;

от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

Противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских и сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород зависят от степени огнестойкости Нажмите для перехода на ПожВики , класса конструктивной Нажмите для перехода на ПожВики пожарной опасности, а также класса функциональной Нажмите для перехода на ПожВики пожарной опасности зданий и определяются согласно СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее — СП 4.13130.2013).

Расстояние от зданий производственных объектов (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород и мест разработки или открытого залегания торфа, в соответствии с СП 4.13130.2013, принимаются 100 м, смешанных пород — 50 м, а до лиственных пород — 20 м.

При размещении производственных объектов в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса, указанные расстояния до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза.

Противопожарные минерализованные полосы и противопожарные барьеры, используемые в лесу

Противопожарная минерализованная полоса — это один из типов противопожарных преград Нажмите для перехода на ПожВики , установленных статьей 37 Федерального закона № 123, однако конкретное определение данного понятия в федеральном законе отсутствует.

Пункт 5.12 ГОСТ Р 57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» относит минерализованные полосы к искусственным противопожарным барьерам, специально создаваемым в лесах, в целях ограничения лесных (природных) пожаров.

Согласно разделу 2 приложения № 29 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2011 года № 472 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов», противопожарная минерализованная полоса — это полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

В соответствии с пунктом 70 Правил, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

На объектах, граничащих с лесничествами, согласно пункту 74 Правил, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра.

Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду Нажмите для перехода на ПожВики к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Мосты, находящиеся на территории лесных насаждений, исходя из требований пункта 240 Правил, должны окаймляться минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра по внешнему периметру полосы отвода.

На основании требования пункта 63 Правил, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Наряду с противопожарными минерализованными полосами, к противопожарным барьерам также относятся противопожарные разрывы, противопожарные заслоны, пожароустойчивые опушки, противопожарные канавы. Противопожарные барьеры следует систематически очищать от сухостоя, пожароопасного подроста, подлеска и валежника, а противопожарные минерализованные полосы в пределах барьеров — ежегодно обновлять до наступления пожароопасного периода в течение пожароопасного сезона.

Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

В завершение еще раз напомним основные моменты данной статьи. Мы в подробностях рассмотрели меры защиты от лесных пожаров. Узнали требования к противопожарным расстояниям от населенных пунктов и объектов до леса. Разобрались, что считается минерализованной полосой, противопожарным барьером, и в каких случаях они требуются. Ознакомились с профилактическими мероприятиями по защите от лесных пожаров.

О правилах разведения костров и сжигания мусора на садовых и дачных участках читайте здесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: