Особенности тушения пожаров на транспорте - VISTAGRUP.RU

Особенности тушения пожаров на транспорте

Тушение пожаров на транспорте

Транспортные средства осуществляют свои функции в особых условиях, зачастую отдалённых. Это означает, что чрезвычайная ситуация при их эксплуатации может возникнуть как на земле, так и в воздухе, воде и даже в космосе. Именно с этим связаны особенности тушения пожаров на транспорте разного типа. В некоторых случаях не получится ликвидировать очаг возгорания, просто залив его водой. Тут нужно учитывать вид транспортного средства и его конструкцию.

Пожарная опасность ТС и характер пожара в зависимости от места его возникновения

В обязанности обслуживающего транспортное средство персонала входит умение в считанные секунды оценивать обстановку при возникновении ЧС. Они должны учитывать особенности развития пожара при его тушении. Эти знания необходимы для минимизации материального ущерба и спасения жизни других людей.

Самым опасным транспортным средством считается автомобиль. Это связано с тем, что такое ТС перевозит много людей и грузов, которые могут послужить причиной возгорания и распространения огня. Пожар может возникнуть:

  • в подкапотном пространстве;
  • в салоне;
  • в багажном отделении;
  • снаружи.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС – прямая обязанность сотрудников спасательной службы. Но первые шаги к устранению огня должны приложить и ответственные лица, обслуживающие транспорт. При условии, что это не угрожает их жизни, и они не получили серьезные травмы.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на автотранспорте

Организовывая тушение пожаров на автомобильном транспорте, необходимо помнить о ряде важных особенностей:

  1. У пожара высокая скорость распространения пламени и температура.
  2. Огнестойкость конструкций автомобилей невысока. Из-за этого кузов автомобиля плавится быстрее.
  3. Если на автомобили и автобусы установлено газовое оборудование, это может привести к взрыву.

Сразу после возникновения возгорания необходимо принять следующие меры:

  • эвакуировать людей;
  • установить место, где началось возгорание;
  • оценить, как будет распространяться огонь и к чему это может привести;
  • организовать подачу огнетушащих веществ.

До приезда спасательной службы необходимо воспользоваться подручными средствами тушения, а после уже тушить пожар комплексно.

Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте

40% населения нашей страны для перемещений используют железнодорожный транспорт, а на долю грузооборота приходится 65%. Основными причинами возникновения ЧС являются:

  1. Сход с рельсов.
  2. Взрыв пожароопасного груза.
  3. Задымление внутри вагонов.
  4. Наезд на другие ТС.
  5. Столкновение поездов.
  6. Повреждение опасного груза (рассыпание, утечка).

Способ тушения пожара выбирается, исходя местонахождения состава, интенсивности возгорания и его причины. Устранение пламени производится железнодорожным техническим персоналом с подключением сотрудников спасательной службы. Если пожар произошел в пассажирском поезде, в первую очередь производится эвакуация людей в соседних вагонах, а также ставится в известность диспетчер.

Подвижный состав и станции метрополитена

Один из самых сложных объектов в плане тушения пожара – метрополитен. У метро разветвленная сеть сооружений, множество станций и большой пассажиропоток. Усугубляет ситуацию быстрое распространение огня внутри замкнутого пространства, ведь состав передвигается по подземным туннелям.

Чтобы потушить пожар в метро, необходимо максимально точно определить очаг возгорания. Если возгорание произошло в подземном сооружении, предварительно отправляется разведывательная группа. А после прокладываются рукавные линии. В подвижном составе пожар тушится распыленной водой, а в кабельных сооружениях пеной.

Авиационный транспорт

Огонь внутри самолета распространяется молниеносно. Поэтому авиационный транспорт считается объектом повышенной пожаро и взрывоопасности. Главной угрозой является находящееся на борту авиатопливо. При ударе самолета о землю оно быстро разливается и мгновенно воспламеняется. Это отрезает пассажиров и летный экипаж от эвакуационных путей.

Как производится устранение ЧС:

  1. К взлетно-посадочной полосе выдвигается требуемое количество СиС.
  2. Подготавливается средства индивидуальной защиты.
  3. Вскрываются основные и аварийные люки.
  4. Согласовывается план тушения.
  5. Ликвидируется горящее топливо под фюзеляжем.
  6. Заливаются важные части самолета.
  7. Тушатся двигателя.
  8. Ликвидируется горение в салоне.
  9. Тушится шасси.

Если присутствует возможность распространения огня из-за ветра, самолет разворачивают с помощью тягачей.

Морские и речные суда

При тушении судов необходимо учитывать их расстановку в порту. Ведь пламя может с легкостью переместиться с одного объекта на другой. При тушении пожара необходимо:

  1. Взять у капитана схему внутреннего устройства судна.
  2. Выяснить, есть ли на борту опасные грузы и их расположение.
  3. Установить, можно ли воспользоваться стандартными средствами пожаротушения.
  4. Определить, нужно ли отводить судно от других кораблей и сооружений.
  5. Охладить топливные системы водой.
  6. Установить наблюдение за устойчивостью.
  7. Оценить наличие угрозы удара электрическим током.
  8. Проложить рукавные линии и подать огнетушащие вещества.

При недостаточной видимости необходимо обеспечить персонал дополнительными источниками света. В крайних случаях судно перемещается на мель и затапливается.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте

Автомобили, поезда, самолеты подвержены возгоранию. При этом особенности тушения пожаров на транспорте зависят от вида. Одни достаточно залить водой, в то время, как для других такой вариант неприемлем.

  1. Автомобильный транспорт
  2. Причины ЧС
  3. Пожарная опасность гаражей
  4. Ликвидация пожара
  5. Железнодорожный транспорт
  6. Причины ЧС
  7. Пожарная опасность станций и состава
  8. Ликвидация пожара
  9. Авиационный транспорт
  10. Причины ЧС
  11. Пожарная опасность самолетов
  12. Ликвидация пожара
  13. Водный транспорт
  14. Причины ЧС
  15. Пожарная опасность судов
  16. Ликвидация пожара

Автомобильный транспорт

Легковые машины, грузовики, автобусы часто становятся объектом возгорания. Это приводит к убыткам, человеческим жертвам. Чтобы этого избежать, необходимо, как можно быстрее приступать к тушению.

Причины ЧС

По статистике, количество возгораний на автотранспорте сопоставимо с числом пожаров в домах, квартирах. К распространенным причинам возникновения огня относят:

  • использование горючих материалов для внутренней отделки;
  • многочисленные электрокабели, короткое замыкание или другие проблемы с проводкой;
  • ДТП;
  • нарушение правил транспортировки горючих веществ.

Так как движение авто происходит на высокой скорости, к возникшему очагу в такой ситуации поступает больше кислорода, усиливающего процесс горения. Это способствует тому, что огонь практически мгновенно распространяется. А из-за возгорания в местах, к которым сложно добраться, тушение при помощи подручных средств может оказаться затрудненным.

Пожарная опасность гаражей

Очень часто в помещениях люди хранят хлам (старая мебель, вещи, книги), который склонен к возгоранию. Распространению огня способствует конструкция.

Чтобы избежать ЧС, важно придерживаться норм безопасности:

  1. Внутри должно быть достаточно места для автомобиля.
  2. Запрещено загромождать помещение посторонними предметами.
  3. Периодически проводить генеральную уборку, вынося все, что может представлять опасность.
  4. Обязательное наличие средств для тушения (огнетушители, песок).

Ликвидация пожара

Возгорание на автомобильном транспорте имеет особенности:

  • высокая температура, скорость распространения огня;
  • установленное ГБО способно стать причиной взрыва;
  • конструкция вида транспорта не отличается огнеустойчивостью, из-за чего кузов может быстро плавиться.

Действия водителя при возгорании транспортного средства должны быть следующими:

  1. Эвакуация пассажиров ТС.
  2. Определение очага возгорания.
  3. Оценка характера, скорости распространения огня. Водитель должен просчитать последствия.
  4. Применение огнетушителя или других доступных средств для ликвидации огня до момента прибытия бригады МЧС.

Железнодорожный транспорт

Поезда широко используют для перевозки пассажиров и грузов, в том числе огнеопасных. Составы могут быть: закрытыми, открытыми, с платформой, цистернами, электровозы, тепловозы.

Причины ЧС

Чаще возгорание появляется из-за:

  • столкновения составов;
  • утечки легковоспламеняющегося вещества;
  • взрыва опасного груза;
  • схода с рельс;
  • наезда на машину или другую технику на переезде;
  • короткого замыкания;
  • применения неисправного оборудования.

Пожарная опасность станций и состава

Нюансов пару. Самыми опасными в плане возгорания считаются станции и пункты, на которых производится сортировка, загрузка. Нужно выделить цистерны с газом, воспламеняющейся жидкостью.

Пожарная опасность на железной дороге характеризуется:

  1. Значительной плотностью застройки станций, выполняющих функцию сортировки, погрузки, многочисленных составов.
  2. Наличием большого числа ТС, перевозящих опасные товары (взрывоопасные, легковоспламеняющиеся).
  3. Незначительным разрывом между поездами, что приводит к быстрому распространению пожара.
  4. Затрудненным подъездом к горящему составу.
  5. Недостаточно развитой ППВ сетью.
Читайте также  Маркировка пожарных рукавов ГОСТ

Если процесс погрузки, формирования состава оказался нарушенным, это повышает риск возникновения, распространения пожара. Неправильное соединение вагонов может привести к повреждению перевозимых грузов, разливу жидкостей, другим опасным последствиям.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте имеет особенности. Они связаны с тем, что прежде, чем приступать к устранению огня, важно определить свойство груза, обесточить сеть, расположенную непосредственно над очагом возгорания.

Ликвидация пожара

Первоочередной задачей при выявлении возгорания на ж/д транспорте является оповещение, помощь при проведении эвакуации пассажиров. После следует расцепить вагоны, приступить к тушению доступными средствами. Вместе с этим ответственное лицо обязано известить о ЧС начальника состава, дежурного по станции, который вызывает АСР-бригаду.

Если пожар возник внутри вагона, принято использовать пенные огнетушители или водяные стволы. На электровозах применяют аэрозольные и порошковые средства. Если состав перевозит груз, важно выяснить его характер, порядок действий, который указан в сопроводительных документах.

Авиационный транспорт

Самолеты являются объектами максимальной опасности, так как огонь распространяется быстро.

Причины ЧС

Особую угрозу представляет топливо, залитое в баки. При ударе оно разливается, воспламеняется. Пожар может распространиться на большую площадь. К другим факторам, провоцирующим ЧП на борту, относят:

  • неосторожное обращение с огнем;
  • несоблюдение правил противопожарной безопасности;
  • неисправность электрооборудования.

Пожарная опасность самолетов

Коварство ЧП надземного транспорта заключается в том, что люди, находящиеся внутри, не имеют возможности покинуть салон. Это связано с:

  1. Мгновенным распространением огня в замкнутом пространстве.
  2. Движением воздушного транспорта на большой высоте.
  3. Быстрым распространением опасных для здоровья людей веществ, которые образуются в результате горения внутренней отделки, других материалов.
  4. Взрывом баллонов с топливом.
  5. Интенсивностью горения деталей.
  6. Незначительной огнестойкостью, быстрым перегревом перегородок, других конструкций самолета.
  7. Паникой среди пассажиров.

Ликвидация пожара

Во время тушения огня на летательных аппаратах необходимо придерживаться инструкции:

  1. В случае аварийной посадки на взлетно-посадочной полосе должны быть подготовлены пожарная бригада, медицинский персонал, средства, необходимые для эвакуации людей и их защиты.
  2. Открываются люки, а при необходимости удаляется обшивка в определенных местах.
  3. Проводится согласование действий членов экипажа, аэропорта.
  4. Используя воду, пену или порошковые огнетушители, устраняется огонь возле топливных баков.
  5. Огнетушащие средства подаются в те места, где есть опасность взрыва.
  6. Внутри салона применяют воду или пенообразующий раствор.
  7. С помощью пены, порошка или двуокиси углерода ликвидируется пожар в двигателе.
  8. Для тушения шасси используют воду со смачивателями для смыва магниевого сплава.
  9. При сильном ветре, по возможности, осуществляют разворот судна.

Водный транспорт

Речные, морские суда есть: пассажирские, грузовые, танкеры. Они состоят из: палубы с надпалубными надстройками, трюма, машинного отделения, которое представляет максимальную пожарную опасность.

Причины ЧС

Чаще пожар на водном транспорте происходит из-за:

  • посадки корабля на мель;
  • нарушения правил противопожарной безопасности;
  • потери устойчивости или опрокидывания;
  • взрыва;
  • повреждения проводки, электрооборудования;
  • столкновения с препятствием;
  • разгерметизации системы подачи топлива, вытекания горючих веществ.

Пожарная опасность судов

Даже несмотря на полную комплектацию корабля необходимым оборудованием и защитными средствами, оно остается чрезвычайно уязвимым перед возгоранием. Этому способствуют автономность судна, затрудненная эвакуация, наличие на борту пожароопасных грузов. Устранение иногда может длится сутки.

Ликвидация пожара

Прежде чем приступить к тушению возгорания, важно оценить место расположение судна в порту. Огонь способен за короткое время распространиться на другие корабли, находящиеся в непосредственной близости.

После порядок действий:

  1. Изучить схему устройства корабля. Она находится у капитана.
  2. Оценить качество грузов, при их наличии. Также место их размещения.
  3. Выяснить, какие средства тушения доступны.
  4. Просчитать необходимость отведения корабля от других суден, расположенных рядом.
  5. Использовать воду для охлаждения топливной системы.
  6. Проанализировать устойчивость судна, вероятность удара током от работающих электроприборов.
  7. Используя рукава, применить средство тушения.

Выводы

Пожар может возникнуть на любом транспортном средстве. Этому способствует наличие электрооборудования, топлива, горюче-смазочных веществ. При тушении огня важно оценивать качество перевозимого груза.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

При тушении пожаров в гаражах, трамвайных и троллейбусных депо основной задачей пожарных подразделений является обеспечение сохранности подвижного состава и материальных

Разведка пожара должна установить : место пожара, его размеры,направление распространения, число подвижного состава, которому угрожает огонь, и его состояние, расположение горящих машин внутри помещения и возможность их эвакуации,число обслуживающего персонала для оказания помощи при тушении, наличие свободных площадок для размещения эвакуированного транспорта, конструктивные особенности покрытия и возможность предотвращения обрушения, наличие противопожарных преград и их состояние, необходимость вызова дополнительных

сил и средств и т.д.

Горящие автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы целесообразно тушить воздушно-механической пеной или распыленными водяными струями. При одновременном горении автомобилей и разлитого вокруг них горючего в первую очередь тушат горючее. Одновременно подают водяные стволы А на защиту покрытия, если ему угрожает опасность. Сгораемые покрытия тушат стволами А или лафетными. Одновременно разбирают покрытия на путях распространения огня и тушат их стволами Б. Металлические фермы охлаждают водой, чтобы предупредить их деформации и обрушение.

При одновременном горении машин (автобусов, автомобилей, трамваев, троллейбусов) и сгораемого покрытия внутрь гаража подают стволы А и лафетные для тушения основного оча-

га пожара, на покрытие вводят стволы Б с одновременной его разборкой на путях распространения огня. При необходимости внутрь помещения подают воздушно-пенные стволы.

При распространении горения в канализацию снимают крышки люков и в колодцы подают воздушно-механическую пену. Что бы предотвратить попадание топлива в канализацию, создают

обваловку на путях его растекания или около люков колодцев.

Во всех случаях немедленно эвакуируют автомобили. Исправные машины вывозят дежурные водители, ремонтные рабочие,шоферы пожарных автомобилей,не занятых подачей воды и

пенных средств тушения. Неисправные подвижные средства прикрепляют на буксире к исправным автомобилям и тягачам тросами или выкидными рукавами. При отсутствии водителей подвижной

состав выкатывают личный состав прибывших подразделений и рабочие. Для безопасности работ на защиту путей эвакуации вводят стволы.

Рукавные линии прокладывают так, чтобы не мешать эвакуации подвижного состава и материальных ценностей. Эвакуированные автомобили размещают таким образом, чтобы они не мешали работе подразделений по тушению пожара.

Работы по эвакуации должны возглавляться РТП или же выделенным им командиром в помощь местной администрации. При тушении пожара в трамвайном или троллейбусном парке до введения в действие стволов электролинии обесточивают.

Тушение пожара на водном транспорте.

На эксплуатируемых судах РТП обязан все действия согласовывать с капитаном горящего судна, а на судах ,находящихся на берегу- с должностными лицами объекта. Как и на любом пожаре, РТП прежде всего устанавливает, находятся ли на судне люди и степень угрозы им. Одновременно определяют необходимость отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений или наоборот, отвода других судов от горящего.

В первый момент возникновения пожара важно до его распространения ввести в действие стационарные средства горящего судна; чтобы предотвратить быстрое распространение пожара, судно разворачивают так, чтобы место пожара находилось с подветренной стороны.

В процессе тушения пожара на судне трюмы постепенно заполняют водой, что может привести к нарушению устойчивости судна.

Основные средства тушения пожаров в жилых и служебных помещениях вода, низко- и средне кратная воздушно-механическая пена.

Основные направления введения первых сил и средств на тушение внутри надстройки- коридоры трапы, люки по которым спасают людей,важные участки судна. При необходимости стволы вводят для защиты береговых сооружений и соседних судов.

Читайте также  Противопожарная рассечка на кровле

В практике используют способ затопления горящих трюмов водой, но лишь в крайних случаях, когда не эффективны другие способы тушения или проникновение и подача огнетушащих средств в очаг пожара невозможны. Для снижения температуры в трюмах целесообразно в отдельных случаях спускать через люки на тросах стволы-распылители на уровень зоны горения.

В процессе тушения пожара непрерывно охлаждают струями воды поперечные переборки, отделяющие грузовые трюмы от смежных отсеков, как со стороны грузовых трюмов, как и с противоположной. После тушения тщательно осматривают все помещения трюмов.

В случаях разведки и тушения пожаров на судах лс пожарных частей и экипажа, действующая в помещениях судна, должен иметь АСВ-2, приборы освещения и средства связи. Работу звеньев ГДЗС контролируют посты безопасности. РТП должен иметь схемы планировки помещений судна.

Тушение пожара на жд транспорте.

Получив извещение о пожаре подвижного состава, начальник дежурной смены определяет путь следования к горящему объекту, так как число переездов через жд пути ограничено. Если пожар возник в поезде, находящимся в пути следования, и к нему нет проезжих дорог, к месту пожара следуют по жд дороге на специально выделенном поезде.

Рукавные линии прокладывают вдоль путей и под рельсами. Для быстрой подачи первых стволов к горящим вагонам рукавные линии прокладывают через рельсы. В то же время подготавливают параллельные линии и кладут их под рельсы. По мере готовности линий, действующие стволы присоединяют к разветвлениям, установленным на рукавных линиях, проложенных под рельсами. У действующих стволов создают запас рукавов для удобства маневрирования ими и подачи на место передвижения горящих вагонов.

Стволы вводят внутрь вагона через боковые и крышевые люки, двери и отверстия для труб. При необходимости для подачи стволов в очаг пожара или в места наиболее интенсивного горения пробивают отверстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов.

Вскрытие дверей и люков вагонов, контейнеров, а также упаковки грузов, находящихся на открытом подвижном составе, производят только после выяснения рода груза по документам и подготовки средств пожаротушения.

При пожаре цистерн с ЛВЖ и ГЖ их немедленно охлаждают водяными струями. Горение паров жидкости над незакрытой горловиной цистерн прекращают, закрывая крышку или набрасывая кошму. Эти работы выполняют под защитой водяных струй. При растекании горящей жидкости устраивают обвалование участка или отводят ее в безопасное место по канавам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы.

Горение ЛВЖ и ГЖ, вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину, образовавшуюся в цистерне, можно ликвидировать отсечением компактной струи горящей жидкости от трещины или сливного устройства. На тушение разлившейся жидкости подают пенные стволы.

14.ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕВАТОРНО – СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЛЬНИЧНЫХ И КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

1. «Боевой устав органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по организации тушения пожаров», утвержденный Приказом МЧС Республики Беларусь №1 от 03.01.2012г.

2. В.П. Иванников, П. П.Клюсс «Справочник руководителя тушения пожаров» — М.: 1987.

Для хранения зерна сооружают зернохранилища, которые подразделяют на зерносклады и элеваторы. Элеваторы — наиболее современный вид зернохранилищ, предназначенный для частичной обработки и длительного хранения зерна. По своему назначению элеваторы бывают хлебоприемные, портовые и производственные.

Элеваторы включают в себя устройства для приема зерна с транспорта, рабочее здание (башню) и силосные корпуса для хранения зерна.

Наиболее высокая часть элеватора — башня высотой 60-65 м и более, в которой сосредоточено основное транспортное и технологическое оборудование.

Силосные корпуса располагают по обе стороны башни или с одной стороны, если башня связана с мельнично-крупяным предприятием.

Силосные корпуса состоят из отдельных силосов, имеющих в плане круглую, квадратную или другую форму. Их загружают зерном через верхние люки с помощью ленточных транспортеров, расположенных в галерее, надстроенной над силосным корпусом и соединенной с башней. Разгрузку силосов осуществляют через выпускные отверстия в днищах, при этом зерно самотеком поступает на ленточные транспортеры, расположенные в подсилосном помещении, а из них в нижние головки нории рабочего здания и затем на отгрузку или в здание перерабатывающего предприятия.

Современный элеватор — предприятие полностью механизированное с диспетчерским автоматизированным управлением вместимостью 25-100 тыс. т и более.

Для тушения пожаров в лестничной клетке устраивают сухой водопроводный стояк с пожарными кранами на каждом этаже и насосами-повысителями. Снаружи башни и на каждом силосном корпусе устроены стационарные пожарные лестницы, которые являются и вторым эвакуационным путем для обслуживающего персонала.

Современные здания мельнично-крупяных предприятий строят из железобетонных конструкций. Здания мельниц старой постройки имеют, как правило, деревянные перекрытия. Через перекрытия всех этажей проходит множество коммуникаций (трансмиссии, нории, самотечные трубы, вентиляционные и другие системы), а отдельные помещения сообщаются между собой проемами, переходами и транспортерами. Производственные помещения оборудуют системами местной вытяжной вентиляции с фильтрами и пылевыми камерами. Здания мельниц имеют наружные пожарные лестницы, по которым прокладывают сухотрубы и устраивают на каждом этаже пожарные краны для подачи воды от пожарных насосов.

На современных элеваторах и мельнично-крупяных предприятиях основной пожарной нагрузкой является зерно, зерновая и мельничная пыль, транспортерные ленты и элементы оборудования и отдельные конструкции зданий из горючих материалов.

На элеваторах и мельницах возможно быстрое распространение огня по вентиляционным, аспирационным системам, по системам транспортировки через проемы в перекрытиях и стенах, а также по оборудованию, строительным конструкциям и галереям из горючих материалов.

Тушение автомобиля

Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.

  1. Общие рекомендации
  2. Горит автомобиль в ходе движения
  3. Горит автомобиль на стоянке
  4. Причины пожарной опасности
  5. Меры профилактики

Общие рекомендации

  1. Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
  2. Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
  3. Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
  4. Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
  5. Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
  6. Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
  7. Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
  8. Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
  9. Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
  10. Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
  11. Радиус опасной зоны – 10 метров.
  12. Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
  13. Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.

Горит автомобиль в ходе движения

Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.

Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.

Читайте также  Средство для удаления запаха гари после пожара

Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.

Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.

Горит автомобиль на стоянке

Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.

Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.

Причины пожарной опасности

Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.

  1. Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
  2. Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
  3. Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
  4. Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
  5. Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.

Меры профилактики

Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.

  1. Не пренебрегать ТО автомобиля.
  2. Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
  3. Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
  4. Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
  5. Не заправлять машину при включенном двигателе.
  6. Регулярно проверять огнетушители.

Предотвращение и тушение пожаров на транспорте

В последние годы все чаще объектом возгорания становятся автотранспорт. Гораздо страшнее, когда транспорт общественный: в этих случаях речь идет не столько о материальных потерях — опасности подвергаются здоровье и жизнь многих людей. Единственно возможный способ избежать трагических последствий возгорания — максимально быстро ликвидировать его источник. Современные технологии пожаротушения автомобилей позволяют сделать это наиболее эффективно.

Причины пожаров на транспорте

Согласно статистике, количество пожаров на общественном транспорте постоянно растет, а по тяжести последствии такие инциденты не уступают ДТП. Пожары на транспорте — вторые по частоте после пожаров в жилье в России.

Возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро чаще всего возникают в силу особенностей конструкции транспорта и человеческого фактора, а именно:

обилия горючих материалов в отделке салона,

большого объема электрокабелей,

нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов, и т. д.

За счет скорости движения транспортного средства к очагу возгорания поступает дополнительный кислород, что усиливает горение. Совокупность этих причин приводит к тому, что огонь распространяется по салону в считанные минуты. А справиться с ним с помощью огнетушителя зачастую невозможно из-за силы пламени и возгораний в труднодоступных местах.

Автоматическая система пожаротушения для автомобилей: помощь водителю, защита пассажиров

Чтобы защитить жизни людей, общественный транспорт необходимо оснащать современными системами автоматические системы пожаротушения пожарной защиты. К ним относится автоматическая система пожаротушения автомобиля. Ее главная функция — моментально обнаружить источники возгорания и ликвидировать их на тех узлах транспортного средства, которые недоступны для огнетушителя.

Пожаротушение моторного отсека

Моторный отсек — самый пожароопасный в конструкции автотранспорта. Защитить этот важный узел от возгорания, а пассажиров — от серьезных последствий поможет автоматическая система пожаротушения двигательного отсека, которую производит компания «НПГ «Гранит-Саламандра».

Система представляет собой генератор специального огнетушащего аэрозоля, который устанавливается под капотом. В случае пожара прибор активируется с помощью блока управления, находящегося в кабине транспортного средства. Также система имеет функцию автоматического запуска, которая срабатывает при критическом повышении температур и отсутствии действий со стороны водителя.

Как работает система?

Система непрерывно контролирует температуру в отсеке. Как только она поднимается до 130 градусов, на блок управления приходит световое оповещение, раздается звуковой сигнал.

Если водитель бездействует (например, травмирован в аварии), а температура в двигателе вырастает до 180° С, система запускается автоматически. Генератор огнетушащего аэрозоля приводится в действие, смесь концентрируется в очаге возгорания до его ликвидации.

Аэрозольная смесь сохраняет свою концентрацию еще некоторое время, что позволяет избежать повторного возгорания.

Пожар ликвидируется при закрытом капоте: для тушения огня не требуется поднимать капот и тем самым доставлять к источнику огня дополнительный кислород, усиливающий горение.

Тушение пожаров на автотранспорте с помощью автоматических систем эффективно как в начальных стадиях возгорания, так и при дальнейшем распространении пожара.

Установки объемного тушения в салоне: решения для автобусов и троллейбусов

Очаги возгорания могут возникать не только в двигателе: в автобусах и троллейбусах пожары нередко начинаются в салоне. Огонь распространяется моментально, и ликвидировать его необходимо незамедлительно, чтобы не допустить человеческих жертв. Как правило, огнетушитель в таких случаях практически бесполезен из-за большой площади возгорания. Практика показывает, что при борьбе с огнем в салоне транспорта наиболее эффективна система, генерирующая огнетушащий аэрозоль .

В случае пожара в автобусе или троллейбусе достаточно выдернуть предохранительную чеку прибора и забросить его в салон, где он сработает через 7-10 секунд. Генератор выпускает аэрозоль , частицы которого распространяются по салону, уменьшают температуру и тем самым ликвидируют горение. В течение 10-15 минут огнетушащая смесь сохраняется в воздухе, предотвращая повторные возгорания.

НПГ «Гранит-Саламандра»: эффективные способы пожаротушения на автомобильном транспорте

НПГ «Гранит-Саламандра» стала первой в России компанией, занявшейся модернизацией генераторов аэрозоля еще в 80-90 годы. Сегодня предприятие располагает собственным исследовательским центром, разрабатывающим инновационные автоматизированные системы. Приборы производятся на заводе компании в Твери.

Генераторы огнетушащего аэрозоля от НПГ «Гранит-Саламандра» выпускаются в большом ассортименте, разных габаритов и успешно применяются как в нашей стране, так и по всему миру. Разработки компании зарекомендовали себя как эффективные и надежные системы для предотвращения и ликвидации пожаров на любом виде транспорта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: