Методика расчета пожарного риска для общественных зданий - VISTAGRUP.RU

Методика расчета пожарного риска для общественных зданий

Независимая оценка пожарного риска

В каких случаях должна проводиться независимая оценка пожарного риска? Кто имеет право проводить данную процедуру? В чем преимущества этой услуги? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Оглавление

Оценка пожарного риска подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, которые установлены федеральными законами и техническими регламентами.

Если объект запроектирован с отступлением от норм по пожарной безопасности, производится расчет пожарного риска. При этом, уровень пожарной безопасности объекта не снижается, а оценка риска констатирует реальное состояние объекта и предлагает комплекс противопожарных мероприятий повышающих уровень безопасности объекта.

Оценку пожарных рисков имеет право проводить эксперт, аккредитованный ГУ МЧС России по субъекту и входящий в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска.

Эта процедура позволяет:

  • снизить расходы при проектировании и монтаже дорогостоящего оборудования;
  • определить уровень риска возникновения пожара на объекте;
  • установить адекватную частоту проверок.

Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?

Расчет пожарных рисков ― не обязательная процедура. Она нужна, чтобы привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности и реже видеть представителей надзорных органов. К примеру, назначение здания изменилось и, чтобы не оплачивать бесконечные штрафы при проверках инспектора, имеет смысл посчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия.

В каких случаях требуется расчет пожарного риска?

Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:

  • здание или сооружение спроектировано с отступлениями от норм пожарной безопасности;
  • присутствуют нарушения требований ПБ, которые невозможно или очень трудно/затратно устранить;
  • разработки специальных технических условий;
  • при желании собственника провести профессиональную независимую оценку объекта.

Независимая оценка пожарных рисков поможет:

  • сократить количество пожарных проверок;
  • узнать о проблемных моментах до начала проверки и устранить их во избежание штрафов или предписания о приостановлении деятельности;
  • оптимизировать затраты на противопожарную защиту объекта.

У кого есть право проводить оценку рисков?

Ответ на этот вопрос дан в Постановлении Правительства от 07.04.09 №304.Согласно документу, такой возможностью наделены исключительно независимые аудиторы, имеющие лицензию и аккредитацию МЧС. Никто другой официально этого делать не может. Остерегайтесь недобросовестных подрядчиков, утверждающих обратное.

Дело в том, что каждый аудитор внесен в специальный реестр, что помогает подтвердить законность деятельности проверяющего. Стоимость и сроки определяются на основании ключевых характеристик объекта: класс пожарной безопасности, планировка, этажность, целевое использование, количество сотрудников и посетителей.

Цена за оценку может расти, если требуется разработать дополнительные противопожарные мероприятия, способ построения полей опасных факторов, модели дополнительного времени и пути эвакуации. Кроме этого, если государственный пожарный надзор выявил нарушения при проверке, то они тоже принимаются в аудит. В этом случае оценка будет максимально корректной, но стоимость увеличится.

Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?

Когда здание не соответствует заявленному классу функциональной пожарной опасности и нарушения устранить невозможно, разрабатываются компенсирующие мероприятия. К отступлениям относятся:

  • отсутствие естественной вентиляции;
  • узкие пути эвакуации;
  • узкие лестничные марши и площадки лестничных клеток;
  • нарушение уклона эвакуационных лестниц;
  • недостаточное количество эвакуационных выходов из отдельных помещений, с этажа и/или здания в целом;
  • плохая освещенность путей эвакуации;
  • отсутствие системы дымоудаления;
  • отсутствие системы пожаротушения;
  • отсутствие системы пожарной сигнализации;
  • отсутствие внутреннего противопожарного водопровода.

Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?

С введением независимой пожарной экспертизы у собственников зданий и сооружений появился ряд возможностей, облегчающих отношения с надзорными органами:

  • в соответствии со ст. 6 ч.1 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ положительный расчет риска позволяет обосновать отступления от требований нормативных документов;
  • на основании ст.63 приказа МЧС России от 30.11.2016 №644, внеплановое мероприятие по контролю проводится в форме проверки соответствия режимным требованиям ПБ;
  • согласно ст. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 №390, понижение категории риска на одну ступень, снижает частоту прохождения плановых проверок противопожарной безопасности на срок от 1 года до полного их прекращения.

Порядок проведения независимой оценки пожарного риска

Организация, проводящая пожарный аудит, выполняет следующие процедуры:

  • проводит экспертизу документов, характеризующих пожарную опасность объекта;
  • обследует объект защиты;
  • проводит оценку индивидуального пожарного риска;
  • при необходимости разрабатывает мероприятия по устранению пожарных рисков.

Если на объекте не обнаружены отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, освобождающее вас от дальнейших проверок.

Для решения спорных вопросов мы можем предложить:

  • определение уровня пожарной безопасности объекта;
  • проверку эффективности существующих систем пожарной безопасности;
  • максимально эффективные решения для сокращения затрат на выполнение требований Госпожнадзора.

На протяжении многих лет мы успешно оказываем услуги по экспертной оценке пожарных рисков для самых разнообразных объектов. Наши специалисты рассказывают:

  • как подготовиться к встрече с пожарной инспекцией;
  • какие документы необходимо подготовить;
  • какие проблемные моменты необходимо устранить до начала проверки;
  • как избежать штрафов или приостановки деятельности;
  • как оптимизировать затраты на противопожарную защиту объекта.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Расчет пожарного риска

В соответствии с действующим законодательством в рамках реализации мер пожарной безопасности собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании должны разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Напомним, что под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

ВНИМАНИЕ
Декларация пожарной безопасности – это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Составляется декларация пожарной безопасности в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

— оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
— оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках — добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Расчет пожарного риска является составной частью декларации пожарной безопасности.

Проведения расчетов по оценке пожарного риска осуществляется в соответствии с Порядком проведения расчетов по оценке пожарного риска, утв. постановлением Правительства России от 31.03.2009 № 272 (далее – Правила).

ВНИМАНИЕ
Согласно Правилам расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон).

Так, данным Законом установлено, что индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке.

Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

— анализа пожарной опасности объекта защиты;
— определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
— построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
— оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
— наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.

К СВЕДЕНИЮ
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утв. приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, а также Методикой определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утв. приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.

Читайте также  Пожарная проверка арендуемого помещения

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

— наименование использованной методики;
— описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
— результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
— перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
— вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Для гражданских (общественных и административных) зданий

Расчет пожарных рисков производится в соответствии с документом:

Для производственных объектов

Расчет пожарных рисков производится в соответствии с документом:

Расчет пожарных рисков как способ сэкономить на штрафах

Сократить количество визитов сотрудников МЧС в организацию и сэкономить на оплате штрафов за нарушение требований пожарной безопасности ― это не мечты. Это задачи, которые ставят перед нами руководители крупных компаний. Эксперты «ПожСистемСтрой» расскажут, как выстроить стратегию пожарной безопасности и не погореть на штрафах.

О понятиях

Расчет пожарных рисков – это соотношение между временем, необходимым для эвакуации людей с объекта, и временем, через которое опасные факторы пожара наберут силу, достаточную для гибели людей.

По закону

Проведение независимой оценки пожарного риска в некоторой степени упростило отношения собственников зданий и сооружений с надзорными органами:

  • положительный расчет пожарного риска позволяет обосновать отступления от требований нормативных документов (ст. 6 ч.1 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ);
  • внеплановое мероприятие по контролю проводится в форме проверки соответствия режимным требованиям ПБ (ст. 63 приказа МЧС России от 30.11.2016 №644) ;
  • понижение категории риска на одну ступень, снижает частоту прохождения плановых проверок противопожарной безопасности на срок от 1 года до полного прекращения (ст. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 №390) .

Необходимость расчета пожарных рисков обосновывается ФЗ РФ №123. В 6 статье указано, что расчеты необходимы для объектов, выполненных с отступлениями от нормативных актов противопожарной безопасности. Подробнее об оценке рисков по пожарной безопасности помещений можно узнать тут.

Расчет проводится для общественных и производственных объектов по нормативам, содержащимся в ФЗ РФ №123. 93 статья посвящена производственным, 79 ― общественным объектам.

Помимо этого, закон содержит ряд важных моментов. Существует два вида рисков: индивидуальный и допустимый.

  • Индивидуальный – риск, который может стать причиной гибели человека на пожаре.
  • Допустимый – это обоснованные и допустимые значения, взятые из социально-экономических условий.

Допустимые пожарные риски – величина гипотетическая и представляет собой соотношение затрат на обеспечение противопожарной безопасности и ущерб от пожара.

В соответствии с приказом №310 МЧС РФ допустимым к эксплуатации считается объект с установленным показателем пожарного риска 0,000001 в год.

  • для производственных зданий показатель пожарного риска не должен превышать одну миллионную в год.
  • для офисных и административных зданий показатель пожарного риска не должен превышать одну сто миллионную в год.

Когда необходим расчет рисков пожарной безопасности?

Расчет пожарного риска позволяет оценить воздействие опасных факторов пожара на человека и выявить способы уменьшения этих факторов.

Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:

  • на объекте присутствуют нарушения требований пожарной безопасности, которые невозможно или очень затратно устранить;
  • здание спроектировано с отступлениями от действующих норм пожарной безопасности;
  • при необходимости разработки специальных технических условий.

Также расчет пожарного риска может проводиться по желанию собственника.

Расчет пожарных рисков является обязательной процедурой при выполнении следующих видов работ:

  • комплексные проверки на предмет соответствия объекта существующим требованиям и нормам пожарной безопасности;
  • оформление пожарной декларации по форме №2, указанной в ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • разработка и практическая реализация систем противопожарной защиты.

Что получает организация от проведения расчета пожарного риска

Безусловно, расчет пожарного риска ― затратное мероприятие. Но такое вложение вполне обосновано и дает компании ряд преимуществ. Расчет позволяет:

  • сократить количество проверок и реже видеть сотрудников МЧС за счет перевода объекта в другую категорию опасности;
  • выявить и устранить проблемные моменты и, таким образом, не получить штраф или предписание о приостановлении деятельности;
  • оптимизировать расходы на противопожарную защиту объекта.

Услуга «оценка пожарных рисков»

При проведении пожарного аудита, организация выполняет ряд мероприятий:

  • экспертизу документов, характеризующих пожарную опасность объекта;
  • обследование объекта защиты;
  • оценку индивидуального пожарного риска;
  • при необходимости разрабатывает мероприятия по устранению пожарных рисков.

В случае когда на объекте отсутствуют отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, которое освобождает организацию от дальнейших проверок.

Пример расчета

Расчет пожарного риска предполагает выявление соотношений между рядом параметров:

  • объем и площадь здания;
  • планировочные решения;
  • автоматические системы пожаротушения;
  • системы противодымной защиты;
  • пожарная сигнализация и оповещение;
  • показатели теплового сопротивления материалов несущих стен и ограждающих конструкций;
  • план размещения и количество оборудования с теплотехническими характеристиками;
  • расчет категорий помещений по взрывной и пожарной опасности.

Учитывая эти факторы, специалист рассчитывает пожароопасность объекта. Картина будет полной, при включении в расчет информации о том:

  • насколько надежно и оперативно сработает система автоматической противопожарной защиты;
  • насколько быстро люди переместятся в безопасную зону;
  • как будет развиваться динамика пожара.

Результаты расчета пожарного риска

Обращаясь к нам, заказчик получает:

  • максимально эффективные решения для сокращения затрат на выполнение требований Госпожнадзора;
  • проверку эффективности существующих систем пожарной безопасности;
  • определение уровня обеспечения пожарной безопасности объекта.

Наши эксперты подробно расскажут:

  • как подготовиться к встрече с пожарной инспекцией;
  • какие документы следует подготовить;
  • какие проблемы на объекте необходимо устранить до начала проверки МЧС;
  • как избежать штрафов или приостановки деятельности;
  • как оптимизировать затраты на противопожарную защиту объекта.

Обращаясь в «ПожСистемСтрой» вы получаете:

  • 100% гарантию качества. Мы выполняем работы по методикам, установленным законами РФ. Используем только современное оборудование, привлекаем квалифицированный персонал.
  • Адекватные цены. Мы не завышаем стоимость работ потому что стремимся сделать пожарную безопасность доступной для организаций разного уровня.
  • Быстрое выполнение работ. Мы экономим ваше время и за счет большого штата сотрудников, берем проект в работу сразу после согласования.
  • Экспертную поддержку. Мы открыты к вашим вопросам и не делаем из своей работы тайну. Держим клиентов в курсе работ на их объектах.
  • Комплексное решение задач. Мы не только проведем расчеты, но и поможем с их регистрацией в надзорных органах.

Чтобы заказать расчет рисков пожарной безопасности, заполните форму обратной связи, напишите письмо, или позвоните по номеру телефона указанному на сайте.

Расчет пожарного риска

  1. Зачем нужно проводить анализ
  2. Классификация
  3. Порядок проведения работ
  4. Нормируемые показатели
  5. Исходные данные
  6. Требования к оформлению и проверки результатов

Согласно статье 6 ФЗ №123, хозяйствующие субъекты обязаны делать анализ опасности возникновения пожаров, если эксплуатируемые ими объекты недвижимости имеют отклонения от действующих норм ПБ. Для этого используют специальные методики. Полученные в ходе исследований данные становятся основой разработки плана профилактических и защитных мероприятий. Он проходит проверку и согласование с инспекторами МЧС, осуществляющими за ними надзор.

Зачем нужно проводить анализ

Только чёткое понимание степени опасности (СО) и её вероятных источников, позволяет составить грамотный план минимизации человеческих и материальных потерь. Подтверждённый цифрами прогноз помогает сделать правильный выбор эффективных средств и мер защиты. Юрлицам удаётся организовывать защиту от ЧС, затрачивая минимальное количество финансовых ресурсов и физических усилий. Деньги не расходуются на бесполезные мероприятия и средства пожаротушения. Исследования проводят для двух видов недвижимости:

  • общественных зданий (ФЗ №123, ст. 79);
  • производственных помещений (ФЗ №123, ст. 93).

На основе полученных результатов:

  1. определяют зоны установки средств тушения открытого огня и сооружения противопожарных преград;
  2. разрабатывают схему эвакуации при возникновении экстренной ситуации;

Существующие методики учитывают многочисленные факторы, оказывающие влияние на СО. В их числе: планировка, ширина проходов, наличие устройства автоматического оповещения и тушения огня.

Принятый в 2017 году ФЗ №69 обязал руководителей предприятий и организаций проводить аудит ПБ. За нарушение установленного законом порядка для них предусмотрена административная ответственность. Часто между топ менеджерами компаний и надзирающими органами возникают разногласия по поводу достаточности и необходимости принятых ими мер ПБ.

Читайте также  Система дополнительного охлаждения двигателя пожарного автомобиля

В большинстве случаев, споры заканчиваются наложением сотрудниками ГПН штрафов на руководителей компаний и учреждений. Для защиты своих интересов от излишних претензий проверяющих органов, юридическими лицами проводится независимая оценка СО. Делать её могут организации, имеющих соответствующую аккредитацию.

Классификация

Различают несколько видов критических последствий. Наиболее распространённой считается объединение их в группы:

  1. индивидуальные (оценивают вероятность гибели человека на пожаре);
  2. социальные (подвергается анализу вероятность массовых людских потерь);
  3. допустимые (делается прогноз размера возможного материального ущерба).

Такой порядок классификация определён ФЗ №123. Он принимается за основу при проведении расчетов пожарных рисков для помещений всех категорий и типов. По СО для человека они подразделяются на:

  • R1 (есть возможность столкнуться с пламенем);
  • R2 (можно пострадать);
  • R3 (существует вероятность гибели).

Аналогичная классификация существует и в отношении материальных ценностей.

Порядок проведения работ

Юридические лица могут делать анализ СО, как самостоятельное мероприятия или, как часть комплекса иных мер. Его результаты являются исходными данными для разработки системы пожарной безопасности. Расчёт пожарного риска проводится в соответствии с методикой, утверждённой Приказами Министерства чрезвычайных ситуаций РФ, принятыми в 2009 году:

  • №382 – для объектов с различными классами опасности;
  • №404 – для производственных зданий.

Порядок проведения расчетов пожарных рисков определяет последовательность их проведения. На первом этапе собирают необходимую информацию и изучают внутренний план строений. Эксперты должны просчитать прочность несущих конструкций и выявить факторы, оказывающие на них разрушительное влияние. К ним относят: противодымную вентиляцию, оповестительную пожарную сигнализацию и приборы автоматического тушения. Это снижающие разрушительные последствия условия.

На первом этапе проводится исследование плана эвакуации людей. На втором – оценивается уровень защищённости помещений от пламени и дыма. Эксперты рассматривают различные варианты вектора их распространения. Принимается во внимание частота и сила возможных возгораний. Не играют никакой роли причины возгорания.

Третий этап посвящён составлению различных реалистичных сценариев развития ЧС. На четвёртой стадии проводится расчёт величины пожарных рисков. Полученные результаты сравнивают с нормируемыми техрегламентами показателями. Но основании этого сопоставления эксперты составляют заключение. Оно включает в себя выводы о степени защищённости объекта, вероятном размере причинения вреда и СО.

Заключение экспертов берётся за основу в разработке защитных и компенсационных мероприятий по ПБ. Они должны пройти согласование с МЧС. При выявлении степени ПР построек определяются: время эвакуации людей и зоны опасных факторов. Для этого применяется компьютерное моделирования ситуации. Использовать для этих целей можно только сертифицированное программное обеспечение.

Нормируемые показатели

Для производственных зданий показатель СО не может превышать 1/миллионную долю вероятности возникновения ЧС за год. Для размещённых в них столовых, офисных кабинетов, кладовок и подсобок это он не должен быть выше 1/стомиллионной доли. Степень опасности для зданий общественного назначения – не более 1/миллионной доли.

Пример

В качестве исходных величин применяются регламентируемые методикой параметры. В их перечень входят:

  1. план объекта;
  2. коэффициенты теплового сопротивления материалов, входящих в состав несущих и ограждающих конструкций;
  3. план размещения оборудования с теплотехническими характеристиками с привязкой к несущим колонам.

Обязательно принимается во внимание наличие и расположение на объекте подсобок и бытовок. В число базовых параметров вычислений входят сведения о площади и типе строения. СО зависит от технических характеристик материалов, использованных при возведении постройки. Они имеют различные коэффициенты теплового сопротивления, что приводит к разрушению построек при изменении температуры их конструкции.

По умолчанию, в ходе исследований СО, в качестве стандартных условий, принимается исправность систем пожарной сигнализации и оповещения об ЧС. В числе стандартных требований: наличие в зданиях работающей противодымной вентиляции и свободные проходы для людей. Принимаемые в исследовании условия должны всегда соблюдаться на практике.

Компьютерное моделирование и вычислительную работу лучше проводить на программе Фогард-ПР. Это сертифицированный продукт, разработанный в полном соответствии с техрегламентами. Он утверждён Приказом МЧС РФ №404. Программа позволяет делать общий и индивидуальный расчёт пожарных рисков.

Перечень исходных величин разработан ВНИИПО МЧС России. Фогард-ПР позволяет максимально быстро находить оптимальные варианты эвакуации людей при ЧС. Зоны поражения выдаются программой в графическом изображении. Это удобно и практично. Полный отчёт формируется в формате doc.

Важно. При проведении оценки СО программа не учитывает возможные источники возгорания.

Полученные результаты не зависят от причин ЧС: самовозгорания или поджога. Задача – изучение последствий и моделирование событий. Оно должно быть максимально реалистичным.

Исходные данные

Базовые параметры можно найти в технической документации на строение. В ней же указано его функциональное назначение, определяющее категорию пожароопасности. Технические паспорта зданий содержат информацию об особенностях их архитектурного решения и планировки внутренних помещений. Для промышленных производств делается описание технологического процесса.

Для получения близко к реальности смоделированной ситуации, необходимо учитывать все конструктивные особенности построек. В программу закладывается их поэтажный план и экспликация помещений. Интенсивность горения зависит от материалов, использованных для возведения и отделки конструкции, а также от того, что хранится в помещениях. Если в них будут находиться горючие газы, необходимо знать их формулу, объём, давление в ёмкостях хранения.

В цехах с трубопроводами, транспортирующими горючие газы, в вычислениях учитываются диаметры труб, давление в системе и скорость проходимости по ней веществ за определённый промежуток времени. Величиной, оказывающей серьёзное влияние на результат, является время срабатывания системы автоматического тушения. Нельзя не учитывать химических формул находящихся в постройках легковоспламеняющихся веществ и горючих жидкостей.

Для жидкостей при проведении анализа СО рассматривают данные о максимально возможном давлении в системах трубопроводов. Эти величины имеют нормируемые действующими техрегламентами значения.

Требования к оформлению и проверки результатов

Для вновь возводимых объектов вычисления СО и её анализ производятся на стадии проектирования. Оценка ПБ определяется в соответствии с требованиями действующих регламентов. Для проведения исследовательских работ юрлица привлекают компании, имеющие в своём штате эксперта соответствующей квалификации с аккредитацией МЧС РФ.

На основании полученных в результате проведённых вычислений данных оформляется декларация. Она представляет собой заявление юрлица о принятии мер ПБ на объекте, по которому проводились расчеты. Цель составления декларации – научить их собственников разбираться в вопросах ПБ и повысить уровень их ответственности.

Для оформления декларации хозяйствующие субъекты используют утверждённые Приказом МЧС РФ №91 бланки типовой формы. Документ не ограничен сроком действия, но должен обновляться каждый раз при изменении технических характеристик зданий. Внесение изменений в существующую декларацию могут вносить сотрудники юрлица. Для этого не обязательно привлекать экспертные компании.

Работы по оценке СО сторонней организацией производятся на платной основе. Их объём и задачи описываются в заключаемых между сторонами договоре на выполнение услуг. Их стоимость зависит от объёма и срока выполнения заказа. Документ проверяется сотрудниками МЧС.Его отсутствие влечёт за собой административное наказание.

Расчет пожарного риска с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 года действует Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории пожарного риска, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662. Государственный пожарный надзор применяет этот документ для планирования надзорных проверок, определения требований к оснащенности средствами ПБ.

Чем выше категория пожарного риска (ПР) объекта зашиты, тем чаще его владелец будет встречать инспектора ГПН.

Пожарный риск — вероятность возгорания на объекте и последствий от него, которые могут привести к гибели людей, порче имущества. До 2021 года владельцы зданий, сооружений самостоятельно определяли ПР и указывали его в декларации пожарной безопасности. Законодатель в ПП № 1662 полностью изменил подход к расчету пожарных рисков.

Теперь категорию пожарного риска определяет МЧС России.

Как часто проводят плановые проверки пожнадзора?

Периодичность проверок по Постановлению Правительства РФ № 290 для объектов категории риска:

чрезвычайно высокого — ежегодно;

высокого — раз в 2 года;

значительного — раз в 3 года;

среднего — не чаще раза в 5 лет;

умеренного — не чаще раза в 6 лет;

низкого — ГПН не проводит плановые проверки.

Территории СНТ, земельные участки и МКД высотой до 28 м проверяются не чаще раза в 3 года.

Читайте также  Общий характер и особенности развития пожара

Владельцы объекта, или нанимаемая ими организация определяли пожарный риск до 2021 года на основе понятных критериев: технические характеристики, использование, численность людей на нем, оснащенность системами противопожарной защиты. Также учитывались частота пожаров в конкретном здании, результаты надзорных проверок.

Ведомство категорирует объекты по степени риска, ориентируясь на статистику возгораний, ущерба от них по стране и в отрасли. Индивидуальные характеристики учитывают во вторую очередь.

На что еще влияет категория риска?

От вероятности пожара и тяжести ущерба от него зависят мероприятия:

по обеспечению нужного противопожарного режима,

  • выбору средств, систем, оборудования для защиты и пожаротушения.
  • Чем выше категория, тем больше затраты владельца на содержание объекта.

    Кто определяет категорию риска для разных объектов?

    Пункт 22 Положения о ГПН в редакции Постановления Правительства РФ № 290 разграничивает полномочия должностных лиц в определении степени риска подведомственных объектов:

    главный государственный инспектор ГПН субъекта РФ, федерального ведомства обороны, охраны правопорядка, внешней разведки, ГОЧС устанавливает чрезвычайно высокую и высокую категории;

    главный государственный инспектор города или района субъекта РФ, инспектор федерального ведомства обороны, охраны правопорядка, внешней разведки, ГОЧС ранжирует иные объекты;

  • главный государственный инспектор специальных или воинских подразделений ФПС категорирует подведомственные ему здания и сооружения.
  • Решение о понижении принимает тот же инспектор, что устанавливал категорию ранее. Он обязательно указывает документы — обоснования. Повышение категрии пожарного риска, проводит инспектор соответствующего уровня.

    Объект, которому не присвоена категория, относится к низкому риску.

    Допустимый и ожидаемый риски, расчет категории

    МЧС России ежегодно анализирует данные от Росстата по объектам пожнадзора, сведения ЕГС учета пожаров и их последствий.

    Ведомство на их основе определяет:

    Допустимый риск негативных последствий по РФ. Это произведение нормативного индивидуального пожарного риска (ИПР), отношения численности населения РФ к количеству объектов защиты, отношения количества погибших и пострадавших людей при пожарах за прошлый год к числу смертей.

    Нормативный ИПР в зданиях, сооружениях, на производственных площадках — 0,001% в год (ст. 93 Закона № 123-ФЗ).

    Допустимый риск — «средняя температура» по стране.

    Ожидаемый риск негативных последствий по группе объектов защиты. Показатель считают как произведение вероятности возникновения пожаров по одному виду деятельности (число пожаров/число объектов защиты) и количества погибших, пострадавших людей от пожаров за прошлый год по этому типу. Индивидуальные показатели зданий не учитывают.

    Например, пожар на складе в Десногорске Смоленской области в июне 2020 года повысил ОР для всех объектов складского назначения, поскольку при нем погибло два человека. Ожидаемый риск по этому типу ЗиС на 2021 год — 0,55891. Это в четыре раза выше, чем показатель для образовательных учреждений и детских лагерей.

    Показатель тяжести негативных последствий

    МЧС России сравнивает «среднюю температуру по стране» с «симптомами болезни» по отдельным группам объектов защиты. Ведомство считает показатель тяжести негативных последствий пожаров — отношение ожидаемого риска к допустимому уровню по РФ. Смотрите в таблице, как определяют категорию объектов

    о расчете пожарных рисков для отдельных помещений здания

    Вопрос о том, как можно выйти из положения если пожарная безопасность объекта защиты подтверждается расчетом риска, а на объекте постоянно меняются арендаторы, планировки и т.п., что влияет на результат расчета

    ВОПРОС

    Типовой многоэтажный Торгово-развлекательный центр (далее «ТЦ»). Реконструируется (проектируется) отдельный магазин одежды (Ф.3.1.), расположен на надземном этаже . Площадь от 500 до 2000 м2. Вопрос: Можно ли учитывать расчёт значений индивидуального пожарного риска для отдельного магазина в составе Торгового центра (т.е. для отдельной части здания, не выделенной в отдельный пожарный отсек). При этом, выполнять данный расчёт не на весь пожарный отсек или здание, а только в пределах границ аренды проектируемого магазина? Цель расчёта пожарного риска: обосновать сужение основных проходов в торговых залах магазинов при площади более 400 м.к.в до ширины не менее 2,0 м (согласно СП1.13130-20009 п.7.2.4. – требуется не менее 2,5 м шириной) Наша проектная организация хотела бы таким образом обосновывать такие проектные решения без расчёта пожарного риска на всё здание ТЦ. Мы основываемся на следующем: • В расчёте пожарного риска применяются такие наихудшие сценарии и усложняющие факторы, что можно сделать вывод: при пожаре в данном конкретном магазине эвакуация за его пределы наступит раньше, чем опасные факторы пожара (ОФП) поразят посетителей и персонал. Т.е., принятые проектные решения обеспечат безопасную эвакуацию из магазина. • Через проектируемый магазин не проходят пути эвакуации, общие для здания ТЦ (т.е., блокировка эвакуационных выходов влияет только на эвакуацию посетителей этого магазина и не влияет на общую эвакуацию из здания ТЦ). • После того, как люди покинут магазин по эвакуационным выходам – они попадают в лестничные клетки незадымляемого типа или общие коридоры ТЦ, которые всегда являются зонами безопасности, т.к. они оборудованы системами дымоудаления, АУПТ, ВПВ, АПС, СОУЭ 4 типа, аварийного освещения; к ним предъявляются особые требования по отделке и содержанию путей эвакуации. • Для расчёта пожарного риска для всего здания ТЦ или пожарного отсека имеются другие, гораздо более сложные в плане эвакуации и наличия пожарной нагрузки помещения и зоны (склады с высотным хранением, торговые залы гораздо большей площади, кинотеатры, автопарковки и др.). Именно их и надо применять согласно Методики в качестве наихудших сценариев и рассматривать общую эвакуацию из здания. • Если же ОФП при пожаре в рассматриваемом магазине выйдут за его пределы — на общие коридоры ТЦ, это будет означать только то, что системы АПС, АУПТ и ДУ Торгового Центра не справились со своей задачей (запроектированы неправильно или являются неработоспособными- речь сейчас не об этом), а уменьшение ширины основных проходов в проектируемом магазине – на это никак не влияет! Прокомментируйте, пожалуйста, это вопрос С уважением, Владимир Шумаев «

    ОТВЕТ

    Здравствуйте, Владимир, простите, не знаю Вашего отчества.

    Ваши рассуждения верны «де-факто», но «де-юре» Ваша позиция не укладывается в Методику , утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 года № 382, так как эта методика распространяется только на здания и пожарные отсеки, и то, не все.

    Я задавал подобный вопрос во ВНИИПО, когда столкнулся с необходимостью считать риски на отдельный этаж здания. Из ответа (см. по ссылке) следовало, что не только для отдельных этажей или помещений нельзя считать риски, но и для пожарных отсеков это возможно только при наличии обособленных эвакуационных выходов.

    В Вашей ситуации я предложил бы владельцу всего ТЦ сделать расчет риска на здание, но не совсем обычный, а с привязкой ко времени эвакуации из конкретных помещений, при максимальном количестве людей в этих конкретных помещениях, с указанием в расчете данного времени по каждому помещению. Тогда, в случае необходимости изменить объемно-планировочные решения в отдельном помещении достаточно будет проверить, не превышает ли время эвакуации из этого помещения, при новых условиях (уменьшение геометрии путей эвакуации), того времени эвакуации из данного помещения, которое позволило ранее «посчитать» риски для всего здания и получить значения не превышающие установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.

    А вообще я риски считать не рекомендую. Ну не дураки же придумали 2,5 метров. Так Вашему заказчику и объясните.

    инженер пожарной безопасности

    Все права на текст ответа принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru запрещены.

    Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.

    В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено — запрещено

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: