Классы пожаров на судне - VISTAGRUP.RU

Классы пожаров на судне

Борьба с пожаром. Часть 1

2.1. Возникновение пожара на судне и его обнаружение

В.2.1.1: Каковы причины возникновения пожара на судах?

0: Пожары на судах происходят от:

* неосторожного обращения с открытым огнем, нагревательными приборами и от курения;

* неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, нарушения правил эксплуатации судовых механизмов;

* попадания топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов, выхлопных трубопроводов;

* искрообразования при работе котлов, камбузов и при ударах;

* воспламенения горючих газов и паров нефтепродуктов;

* нарушения правил производства сварочных работ;

*• разрядов статического и атмосферного электричества;

* самовозгорания и самовоспламенения грузов;

»’ смешения несовместимых опасных грузов

В.2.1.2: Какие предъявляются требования по совместимости горючих материалов, входящих в судовое снабжение?

О: Горючие материалы, входящие в судовое снабжение (лаки, краски, растворители, карбид и др.), представляют значительную опасность для возникновения и развития пожара.

При погрузке их на судно и хранении в кладовых необходимо соблюдать требования по совместимости. Например: — горючие жидкости не должны храниться вместе с окислителями и сильными кислотами; — карбиды, извести, щелочные металлы и их соединения должны храниться в сухих помещениях с надежной вентиляцией.

В.2.1.3: Какие требования предъявляются к судовой системе вентиляции при пожаре?

О: Судовая система вентиляции может являться путем развития пожара по каналам из одного отсека (помещения) в другой. Вентиляция должна быть отключена, а ее каналы перекрыты после того, как из аварийного помещения выведены люди.

Вентилирование не должно прекращаться в помещениях и отсеках судна, пока там находятся люди.

В.2.1.4: Какие материалы способны к самовозгоранию?

О: К самовозгоранию способны следующие материалы:

* ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие абсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом, в тюках или связках или пропитанные растительными маслами и животными жирами;

* грузы подкласса 4.2;

* древесные, металлические и другие опилки, пропитанные растительными маслами и животными жирами.

В.2.1.5: Какие средства сигнализации используются на судне для обнаружения пожара и где они устанавливаются?

О: Для обнаружения пожара & судовых помещениях могут быть установлены датчики автоматической электрической системы сигнализации (ЭПС) дымовые и тепловые.

Дымовые — устанавливаются в трюмах, МП, на камбузах и кладовых. Забираемый в охраняемом помещении воздух пропускается через луч, чувствительный к примесям. При появлении дыма вырабатывается сигнал через систему реле, зажигается лампочка соответствующего луча на приемной станции, и подается звуковой сигнал (общий для всех).

Тепловые — устанавливаются в жилых, служебных, производственных помещениях, а также в МП, трюмах, на камбузах. Замыкание контактов (подача сигнала) осуществляется с помощью биметаллической пластины с заданной чувствительностью: 70°С в каютах и трюмах, 90°С в МП и на камбузах.

Ионная сигнализация устанавливается в помещениях перевозки авто и другой техники с топливом в баках. Срабатывание происходит при попадании в поле фото луча паров ЛВЖ.В.2.3: Какие системы пожаротушения используются на судах?

В.2.1.6: По, каким направлениям может развиваться пожар на судне?

О: Судовые пожары могут развиваться: по путям движения воздушных потоков, по вентиляционным каналам, по вертикальным шахтам трапов, лифтов, МП, по заобшивочпым пустотам палуб и переборок, по слою разлитой горючей жидкости и поверхностям легкогорючих твердых веществ и материалов.

В.2.1.7: Что должен выполнить член экипажа, первым обнаруживший пожар (загорание)?

О: Первый обнаруживший пожар (загорание) или его признаки обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и задействовать первичные средства тушения с целью сдержать развитие горения.

2.2. Судовые системы и средства пожаротушения.

В.2.2.1: Какие системы пожаротушения используются на судах?

О: На судах используются следующие системы пожаротушения:

* водо-пожарная — воздействует на зону горения, охлаждая ее; —

* спринклерная — то же;

* водораспыления — то же;

* водяных завесов — воздействует на зону горения, охлаждает ее.

* водяного орошения • охлаждает конструкции;

* паротушения — разбавляет окислитель и частично охлаждает зону горения;

* углекислотного тушения — разбавляет окислитель;

* инертных газов — то же;

* тушения хладонами — ингибирует (снижает интенсивность) процесс горения ;

* пенотушения — изолирует горючие вещества от зоны горения;

* порошкового тушения — изолирует горючие вещества и ингибирует горение.

В.2.2.2: Из каких технических средств состоят системы тушения пожара на судне?

О: Водо-пожарная система состоит из насосов (основных и аварийного), трубопроводов, пожарных кранов (рожков), рукавов и стволов.

Система пепотушепия состоит из емкости для хранения пенообразователя, подводящих трубопроводов, смесительного устройства и пеноге-гераторов. Судовые магистрали, пожарные краны и рукава общие с водо-пожарной системой.

Углекислотные системы подразделяются на:

* высокого давления, когда С02 хранится под давлением 60 атм. в специальных баллонах 40-50 л;

* низкого давления — углекислый газ содержится в изотермической цистерне при температуре около минус 20°С и давлением несколько выше атмосферного.

От станции по специальным трубопроводам С02 подается в помещение (трюма, МП), где распыляется с помощью выходных головок.

Хладопоеая система, устанавливаемая в МП, грузовых трюмах и некоторых других помещениях судна, состоит из станции в специальном помещении, где размещаются в нем емкостей для хранения хладона и пусковой аппаратуры, разводящих трубопроводов и головок-распылителей, размещенных равномерно в подвалах охраняемого помещения.

Системы пускаются в действие следующим образом: водо-пожарная (насосы) и пенотушения — вручную с места размещения насосов и цистерн для пенообразователя и дистанционно • с мостика и ЦПУ; системы объемного тушения пускаются только вручную из помещений, станции.

В.2.2.3: Какие нестационарные средства пожаротушения используются на судне?

О: Машинные, грузовые, производственные, коридоры жилых помещений и некоторые другие судовые помещения оснащаются следующими нестационарными средствами и установками пожаротушения:

1. Передвижные огнетушители — это, в основном, пенные огненетушители с резервуаром объемом 45-136 л., куда заливается раствор воды с пенообразователем. Резервуар монтируется на раме с колесами для перемещения. Для пуска огнетушитель снабжен баллончиков с С02 или воздухом

под давлением. Огнетушитель снабжен шлангом длиной до 10 м и пеногенератором ГСП-10 или ценным стволом. Реже применяются передвижные углекислотные и порошковые огнетушители.

2. Ручные (переносные) огнетушители — это пенные (ОХП №10), углекислотные (ОУ-8) и порошковые (ОП) огнетушители. Емкость баллонов пенных огнетушителей около 10 л, углекислотных — 8 л, порошковых от 2 до 12 л. Приводятся в действие огнетушители при поднесении их к очагу горения на возможно близкое расстояние (от 2 до 3 м).

3. Переносной пенный комплект — состоит из емкости (около 20 л) для хранения ПО, пеносмесителя с всасывающим ПО шлангом, 2-х рукавов (до пеносмесителя и после него) и пеногенератора или пенного ствола. Такими комплектами оснащаются МП, насосные, помещения приема топлива, многие грузовые помещения (обычно судов типа РО-РО).

В.2.2.4: Из чего состоит комплект снаряжения пожарного?

О: Комплект снаряжения пожарного состоит из следующих предметов: комбинезон или куртка с брюками, сапоги или другая специальная обувь, рукавицы, каска, противодымпый прибор. Комплект используется при направлении членов аварийных партий во внутренние помещения судна для проведения разведки, эвакуации людей тушения пожара.

В.2.2.5: Какие приборы используются на судах, для защиты органов дыхания ?

О: Для защиты органов дыхания на судах используются следующие приборы:

1. Изолирующие противогазы — работают на сжатом воздухе (отечественный АСВ-2 и аналогичные ему иностранного производства). Все аппараты автономны.

2. Фильтрующие противогазы могут быть использованы при кратковременном нахождении в зоне загазованности. В противогазах должны использоваться коробки-фильтры марки соответствующей загазованности среды. Например, при перевозке бензина в загазованной среде можно ра-бо1ать в противогазе с коробкой марки «А», при фтористом водороде- марки «В», при работе с соединениями бериллия — марки «Е», коксовом газе -марки «М».

3. Шланговые противогазы (ПШ-1 и ПШ-2) применяются на судах при посещении отсеков (танки, емкости и т.п.) с непригодной для дыхания средой. Воздух для дыхания подается по шлангам длиной до 40 м.

4. Противогазы со связанным кислородом (ИП-46 и др.) могут применяться в крайних случаях, при отсутствии других противодымных приборов.

К работе в воздушных изолирующих аппаратах допускаются все члены экипажа, прошедшие обучение и годные по состоянию здоровья к работе на морских судах. Для работы в кислородных аппаратах необходимо пройти специальное обучение и медицинское освидетельствование.

В.2.2.6: Для какой цели используются теплозащитные костюмы? О: Теплозащитные костюмы предназначены и должны использоваться только для спасения людей из помещений с повышенной температурой, реже для работы по тушению пожара. Одевание и тренировки должны проводиться с учебными костюмами.

При перевозке кислот и щелочей, аммиака и других аналогичных веществ члены аварийных партий , а иногда и весь экипаж должны иметь специальные защитные костюмы.

В.2.2.7: Каким требованиям должно удовлетворять хранение противопожарного снабжения?

О: Хранение противопожарного снабжения должно удовлетворять следующим требованиям: пожарные рукава в собранном виде с пожарным стволом должны размещаться в непосредственен близости к пожарному крану и храниться на вьюшках или в корзинах так, чтобы их можно было быстро ввести в действие. На открытых палубах они должны быть помещены в. герметичные шкафчики, в закрытых помещениях по всему судну пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к пожарным кранам переносные комплектные воздушно-пенные стволы — к переносным пеногенераторам.

В.2.2.8: Каким огнегасительным эффектом обладает вода?

О: Вода является основным средством для тушения судовых пожаров, Огнегасительным эффектом воды является ее способность охлаждать зону горения за счет значительной теплоемкости воды.

Компактные струи воды используются для тушения твердых горючих веществ, создания зон безопасности на пути эвакуации людей.

Распыленные струи воды обеспечивают более полный контакт воды с горящими предметами. Только они применяются для тушения горючих жидкостей, измельченных твердых и волокнистых материалов.

В.2.2.9: Какими преимуществами обладает система углекислотного тушения?

О: Возможность тушить электрооборудование, некоррозийность, сохранение огнегасительных средств в течение длительного времени, эффективна для тушения химических средств, не портит продукты питания и материально ценности.

В.2.2.10: Какие агенты используются для тушения нефтепродуктов и твердых горючих веществ?

О: Для тушения нефтепродуктов и твердых горючих веществ, а также для тушения спирта, ацетона и др. веществ», растворимых в воде, используется пенное пожаротушение, в частности, воздушно-механическая пена средней и высокой кратности.

В.2.2.11: С какой целью и какие используются для тушения инертные газы?

О: Инертные газы (азот, аргон, гелий, дымовые и отработанные газы) применяют в основном для понижения концентрации кислорода о очаге горения. Кроме того, инертными газами заполняют свободное пространство танков, трюмов для защиты от возникновения пожара (взрыва).

Пожарная безопасность на судне

По сравнению с обеспечением пожарной безопасности на объектах, расположенных на суше, где на помощь руководству, работникам организаций приходят подразделения МЧС России, правила и требования пожарной безопасности к судам, находящимся в плавании, гораздо жестче.

Читайте также  Противопожарный инструктаж и порядок его прохождения работниками

Обеспечение пожарной безопасности возложено на владельца судна и экипаж во главе с капитаном. Экипаж должен приложить все силы, чтобы не допустить возгорание на борту, выполнить действия при пожаре для его ликвидации; а судовладелец – подготовить судно с инженерно-технической стороны дела, укомплектовать огнетушителями, обучить экипаж.

Требования нормативных документов

Немного истории

Особым вниманием Петра I пользуется флот. Царь собственноручно пишет указы и распоряжения, относящиеся к предупреждению пожаров на судах.

В 1710 году издаются инструкции и артикулы Российскому флоту, содержащие ряд противопожарных мер. Ходить по кораблю с огнем разрешалось только по поручению капитана. Без его ведома, запрещалось при­возить на корабль тюфяки, мешки с сеном и другими воспламеняю­щимися веществами. Куре­ние разрешалось только между большой мачтой и фок-мачтой и под наблюдением офицера. Строго был ограничен и доступ в пороховые погреба – заходить туда разрешалось только пушкарям. Нарушителей этих правил наказывали весьма сурово: трижды протаскивали под килем ко­рабля и лишали месячного жалования.

13 (24 по новому стилю) января 1720 года Петр Великий объявляет указ об издании Морского устава (), во введении к ко­торому определяет значение флота для российского государства: «… сие дело необходимо нужное есть Государству [по оной пословице: что всякий Потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет] …».

Устав морской 1720 года

В книге 5 главе 4, артикулы 46 и 47 гласят:

Все те, которые нарочно зажгут или потопят какой корабль, или магазин, или иное какое судно, или какую амуницию, или провиант, или такелаж свой или приятельский, будут казнены смертию…

Если капитан, или какой офицер морской, командую­щий кораблем, потеряет свой корабль на море, разбиением на камень или на берег, или от огня сго­рит, повинен быть взят за арест. А ежели явиться, что оная гибель сделалась его небрежением, за то будет казнен смертию, или сослан навечно на галерную работу, по важности вины смотря.

В 1831 году суд Адмиралтейств-коллегии приговорил капитана судна «Фершампенхауз» Барта­шевича, а также офицера Тибардина и унтер-офицера Мякишева за допущенные недостатки во время уборки крюйт-камеры, что привело к пожару, к смертной казни. Но, учитывая безупречную службу, император Николай I заменил всем троим офицерам смертную казнь разжалованием в рядовые мат­росы.

Наши дни

Учитывая, что водный транспорт, будь это морские суда, осуществляющие торговые перевозки по всему Мировому океану, разработку, добычу полезных ископаемых, включая такие горючие жидкости, как нефть, газовый конденсат; или речной флот, работающий на внутренних водных путях нашей страны, относится к специфической, с точки зрения пожарной безопасности, категории защищаемых объектов, поэтому для ее обеспечения существуют и особые нормативные документы, учитывающие различные нюансы назначения судов, ситуаций с ними:

  • «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», в котором в статье 34 говорится о том, что подготовка судна к плаванию – это обязанность судовладельца. При этом оно считается пригодным к плаванию, если удовлетворяет, в том числе требованиям пожарной безопасности.
  • «Кодекс торгового мореплавания РФ», требованиям подчиняется которого весь морской транспорт, что ходит под российским флагом. Он устанавливает всеобъемлющие правила для морских судов как в период их плавания по морским, так и по внутренним водным путям.

Исходя из определений этих официальных документов судами считаются самоходные, несамоходные плавучие сооружения, в том числе:

  • морские, речные суда – пассажирские, грузовые, рыболовецкие, включая вспомогательные, маломерные, прогулочные; танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, баржи;
  • суда смешанного типа река-море;
  • паромы;
  • дноуглубительные / дноочистительные снаряды;
  • плавучие краны, доки, другие технические сооружения подобного рода;
  • морские плавучие платформы по разведке, добыче полезных ископаемых на шельфе.

В них также определено, что состав экипажа судна – это капитан, лица командного состава (помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи), судовая команда.

Более конкретные требования пожарной безопасности, касающиеся всех аспектов надлежащего поддержания противопожарного судов в различных ситуациях, изложены в следующих нормативных документах:

На основании этого официального документа, именно представители этой Федеральной службы выполняют функции федерального пожарного надзора на судах, а не представители МЧС РФ.

Противопожарные системы и оборудование

На флоте, неважно морской он или речной, обеспечение ПБ закладывают еще на стадии проектирования судов любого типа, класса; воплощая проектные решения на стадии строительства, а затем оборудования, комплектации, а именно:

  • Производится огнезащита металлических конструкций судна, в предусмотренных проектной документацией местах.
  • Выполняются противопожарные перегородки / переборки между пожарными отсеками / помещениями судов.
  • Устанавливаются противопожарные ворота, двери, люки, в том числе с частичным заполнением противопожарным (огнестойким) стеклом, в проемах таких переборок.
  • В местах прохождения коммуникаций через противопожарные переборки все проемы, отверстия заделываются, герметизируют, в том числе водостойкими огнезащитными штукатурками, огнестойкой пеной.
  • Устанавливаются огнезадерживающие клапаны на вентиляционных системах судна, огнепреградители на трубопроводах закачки топлива, жидких горючих грузов.
  • Прокладываются трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные трассы автоматической пожарной сигнализации, СОУЭ – оповещения о пожаре.

Для своевременного обнаружения мест возникновения очагов горения, их локализации в отсеках, оперативной ликвидации на судах используются следующие виды, типы систем сигнализации, оповещения, установок тушения пожаров, являющихся важной составной частью их конструкции, оборудования:

  • Автоматическая сигнализация о точном месте обнаружения очага возгорания с максимальными или максимально-дифференциальными типами тепловых пожарных извещателей, датчиками дыма, а также газовыми пожарными извещателями, выбираемыми на стадии проектирования в зависимости от назначения защищаемых отсеков/помещений судна; предстоящей пожарной нагрузки – видов, количества перевозимых в них грузов.
  • Ручные пожарные извещатели для сообщения от члена экипажа судна, первым визуально обнаружившего признаки пожара, дублирования тревожного сигнала.
  • Световые, звуковые пожарные извещатели, оборудование речевого оповещения/громкоговорящей корабельной связи.
  • Водяные установки пожаротушения со спринклерными оросителями, устанавливаемыми для защиты кают экипажа, пассажиров, коридоров, камбуза, общественных помещений, например, кают-компании; дренчерными оросителями – для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной вид установок пожаротушения на судах, как, впрочем, и на суше, учитывая доступность, универсальность такого огнетушащего вещества, как вода.
  • Пенные установки пожаротушения для защиты машинных отделений, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ.
  • Ограниченно для защиты отдельных особо важных, небольших по площади технических помещений управления, жизнеобеспечения судна используют газовые, порошковые системы пожаротушения.
  • Система внутреннего противопожарного водоснабжения / водопровода, с установленными в рассредоточенных местах судна пожарными кранами, укомплектованными рукавами, стволами.

Вся аппаратура контроля и управления противопожарными системами судна устанавливается, концентрируется в помещении главного командного пункта (рубке) управления, выполняющем функции пожарного поста, откуда капитаном передаются необходимые команды с помощью системы громкоговорящей связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; отработкой плана действий при авариях и катастрофах.

Кроме стационарных средств тушения пожаров, помещения корабля укомплектовываются порошковыми, углекислотными, хладоновыми огнетушителями, для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или оснащение первичными средствами пожаротушения, пожарным инвентарем и ручным инструментом, необходимыми для оперативного устранения небольшого по площади очага возгорания, производится по нормам положенности.

Правила противопожарного режима

Даже правильно спроектированное, оснащенное всеми необходимыми инженерными системами, техническим противопожарным оборудованием, средствами для борьбы с пожарами судно остается крайне опасным и уязвимым при возникновении очага возгорания в нем объектом защиты.

Автономность судна, наличие на борту значительных объемов пожарной нагрузки, включая пожароопасные грузы; затрудненность эвакуации людей из-за стесненности основных эвакуационных путей и выходов, ограниченности путей вывода в безопасные места требуют от судовладельца, экипажа во главе с капитаном серьезного подхода, выполнения всех правил и требований ПБ, строгого соблюдения противопожарного режима как во время плавания, так и находясь в порту.

Наиболее частыми причинами пожаров на судах являются:

  • Нарушения противопожарного режима – курение вне отведенных мест, неправильная эксплуатация или использование самодельных электроприборов.
  • Нарушения правил ПБ при проведении различных работ, связанных с использованием открытого огня, в том числе без оформления наряда-допуска на выполнение огневых работ.
  • Механические повреждения электрооборудования, электропроводки судна.
  • Нарушения мер ПБ, ошибки при складировании ЛВЖ, ГЖ, горючих сыпучих материалов в грузовых трюмах, отсеках.
  • Разгерметизация трубопроводов подачи топлива с последующим контактом с горячими рабочими механизмами машин, источниками открытого пламени.
  • Нарушения правил ПБ при эксплуатации котлов, печей.

Суда внутреннего водного транспорта РФ (ВВТ РФ), работа экипажей на их борту должны отвечать требованиям «Правил ПБ на судах внутреннего водного транспорта РФ», причем экземпляр этих правил обязательно входит в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, и должен находиться на борту любого судна.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности на судне возложена на судовладельца, что эксплуатирует его от своего имени, независимо от того, его он собственник или использует его на другом законном основании. На практике ответственным за пожарную безопасность судна является капитан.

Судовладельцам, капитанам судов этими правилами вменены в обязанность организация, проведение следующих основных противопожарных мероприятий:

  • Инструктажи по пожарной безопасности с командным составом, рядовыми членами экипажей судов.
  • Обучение их практическим навыкам борьбы с огнем на борту судна, с использованием имеющегося арсенала противопожарных систем, установок, оборудования, первичных средств.
  • Создание аварийных партий/групп из членов судовой команды для борьбы за живучесть судна при возникновении пожара. Количество, число членов таких партий/групп прямо зависит назначения, типа судна, численности экипажа.
  • Ознакомление пассажиров с противопожарным режимом на судне, планами эвакуации при пожаре, действиями по эвакуации при поступлении сигнала пожарной тревоги.
  • Создание, размещение в наиболее посещаемом или проходном месте на судне стенда (уголка) по пожарной безопасности, где на плакатах, планах-схемах наглядно отражены действия при возникновении пожара; приемы обращения с первичными средствами; характерные нарушения правил ПБ на судах; места размещения средств пожаротушения и другая необходимая информация.

«Правила ПБ на судах ВВТ РФ» в своих разделах дают подробную, исчерпывающую информацию о требованиях ПБ в период эксплуатации – при перевозке пассажиров, при стоянках у причалов и на рейдах; в пунктах приема и отстоя, при проведении пожароопасных ремонтных работ; а также для судов, перевозящих взрывопожароопасные, нефтеналивные грузы.

Пожарная безопасность на морских судах

О противопожарной защите морских судов портал SecurityMedia Rus беседовал с главным специалистом группы по противопожарной защите отдела механического оборудования и систем ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) Владимиром Аксеновым

Сегодня в гостях у портала SecurityMedia Rus главный специалист группы по противопожарной защите отдела механического оборудования и систем ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) Владимир Аксенов, который ответил на наши вопросы о противопожарной защите морских судов.

Читайте также  Противопожарное водоснабжение в сельских населенных пунктах

Владимир Тимофеевич, какие требования предъявляются к противопожарной защите судов?

Владимир Аксенов. Противопожарная защита на судне осуществляется за счет применения пассивных и активных средств. К первым относится конструктивная противопожарная защита, направленная на предотвращение возникновения пожаров, ограничение распространения огня и дыма по судну, создание условий для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и успешного тушения пожара. Ко вторым — системы пожаротушения и переносные средства, предназначенные для непосредственной борьбы с пожарами.

Кроме того, в состав средств противопожарной защиты судов входят системы сигнализации обнаружения пожара и оповещения о его возникновении. При проектировании судов требованиями Регистра предусматривается использование материалов и веществ, отвечающим международным требованиям по защите окружающей среды. В частности, это касается запрета использования асбестосодержащих конструкционных материалов и ограничения применения в системах пожаротушения огнетушащих веществ, оказывающих вредное воздействие на организм человека и окружающую среду.

В Правилах РС противопожарной защите посвящена специальная часть, что свидетельствует о большом внимании, которое организация уделяет этой значимой теме. В ней приведены требования РС к конструктивным элементам судовой противопожарной защиты, системам пожаротушения и пожарной сигнализации, а также противопожарному оборудованию и снабжению судов. Кроме того, отдельные специфические требования к противопожарной защите элементов конструкции корпуса судна, механизмам и их деталям, электрическому оборудованию, общесудовым системам и трубопроводам, судовым устройствам, хранилищам жидкого топлива и масла, конструкции и расположению котлов, холодильным установкам, судовым помещениям и т.п. приводятся в частях правил, посвященных непосредственно этим объектам.

Особое внимание уделяется противопожарной защите при перевозке опасных и легковоспламеняющихся грузов. Требования Правил Регистра для морских судов полностью соответствуют положениям гл. II-2 «Конструкция — противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС-74) с учетом всех поправок, которые формулируются на ежегодных сессиях профильных подразделений ИМО. Кроме того, Правила РС для судов, осуществляющих плавание по внутренним водным путям Европы, включают все директивы в данной части, принимаемые в рамках Европейского экономического совета.
Своевременность и правильность внедрения в Правила РС требований международных документов ежегодно контролируется международными аудиторскими организациями.

Владимир Аксенов. Регистр осуществляет контроль средств противопожарной защиты на всех стадиях жизненного цикла судна. Уже на этапе проектирования судна одобряются чертежи расположения противопожарных конструкций, их узлов и деталей, схемы и описания изоляции, зашивки, облицовки, покрытий палуб и других отделочных материалов, принципиальные схемы и расчеты систем пожаротушения и системы обнаружения дыма, чертежи расположения противопожарного снабжения, пожарные планы, а также чертежи и т.д.

К установке на суда допускаются противопожарные конструкции, оборудование и снабжение, предварительно одобренные Регистром на соответствие требованиям Правил РС и международных конвенций и имеющие соответствующие сертификаты. Перечень таких объектов определяется номенклатурой объектов освидетельствования, зафиксированной в Правилах РС и включает элементы, требования к которым установлены Конвенцией СОЛАС и связанными с ней международными нормативами.

При освидетельствовании судов в эксплуатации этот аспект выделен в самостоятельный раздел в классификационных и конвенционных документах, выдаваемых РС на судно, и фиксируется в отдельно выделенном пункте. Проверка противопожарной защиты на судах с классом РС проводится один раз в год в рамках ежегодного освидетельствования, в объеме, подтверждающем работоспособность систем пожаротушения и конструктивной противопожарной защиты.
При обнаружении несоответствий выставляются требования и определяются сроки устранения несоответствий с обязательной последующей проверкой их выполнения инспектором Регистра. Невыполнение требований влечет за собой приостановление Регистром действия класса судна.

Стандарт безопасности МКУБ предполагает минимизацию влияния человеческого фактора на безопасную эксплуатацию судов. Означает ли это, что устанавливаемые на судах системы безопасности, в том числе противопожарной, должны быть максимально автоматизированными?
Владимир Аксенов. Требования Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) представляют совокупность процедур, которые определяют сроки и объемы проверки технического состояния судов, их систем и материалов, оборудования и экипажей. Внедрение его требований на судах призвано снизить отрицательное влияние человеческого фактора, однако полностью устранить участие человека в обеспечении противопожарной защиты судна невозможно и нецелесообразно.

Согласно положениям МК СОЛАС-74 системы противопожарной защиты не должны быть полностью автоматическими с целью исключения возможности их несанкционированного срабатывания. Человек при этом осуществляет контролирующую и дублирующую функции по отношению к системе. Полностью автоматическими могут быть только отдельные специфические системы: спринклерные (системы водораспыления), огнетушащие аэрозольные системы, системы орошения в помещениях для хранения взрывчатых веществ.

Владимир Аксенов. Все технические спецификации систем и средств противопожарной защиты приведены в Международном кодексе по системам противопожарной безопасности, принятом резолюцией MSC.98(73) ИМО.

Он постоянно корректируется и дополняется в результате деятельности подразделений ИМО с учетом новейших разработок и мирового опыта эксплуатации. Все требования кодекса регулярно внедряются в Правила РС при переиздании, которое ежегодно производится для актуализации требований с учетом всех последних изменений в применимых международных документах, регламентирующих морское судоходство и устанавливающих стандарты безопасности для морских торговых судов.

Раздел 4. Основы пожарной безопасности на судах и объектах водного транспорта.

4.1 Общие сведения о процессе горения.

Горение. Условия, необходимые для горения. Виды горения. Взрыв и детонация. Ис­точники воспламенения. Самовозгорание веществ. Факторы, определяющие пожароопасность веществ. Внутренние и наружные пожары. Зоны горения, агрессивного воздейст­вия и задымления. Факторы, способствующие быстрому распространению огня по суд­ну и затрудняющие работы по ликвидации пожара.

Под пожарной опасностью понимают совокупность условий, способствующих возникновению и развитию пожара, а также определяющих его продолжительность и размеры. Для оценки пожарной опасности веществ и материалов необходимо знать основы процесса горения.

Пожарная безопасность – это система нормативных документов, правил, международных соглашений и соответствующих им организационных и технических мероприятий направленных на:

предотвращение возможности возникновения пожара;

обеспечение условий для тушения пожара;

предотвращение гибели людей или травм;

на уменьшение материальных потерь при возникновении пожара.

Горение.

Горением называется физико-химический процесс, сопровождающийся ярко выраженным пла­менем, выделением теплоты и излучением света. Сущность горения заключается в быстропротекающем процессе окисления химических элементов горючего вещества с кислородом воздуха.

Любое вещество является сложным соединением, молекулы которого могут состоять из множества свя­занных друг с другом химических элементов. К основным химическим элементам, участвующим в процессе горения, относятся кислород О, углерод С, водород Н.

В процессе горения в качестве окислителя может быть не только кислород, но и другие элементы. Напри­мер, медь горит в парах серы, железные опилки — в хлоре, карбиды щелочных металлов — в двуокиси угле­рода и т.д.

Виды горения – это пламенное горение, тление, воспламенение, самовоспламенение, взрыв.

После возникновения горения постоянным источником воспламенения является зона горения, т. е. область, где происходит реакция с выделением теплоты и света. Горение возможно при определенном количественном соотношении горючего вещества и окислителя.

Например, при пламенном горении веществ в воздухе зоны горения концентрация кислорода должна быть не ниже 16—18%.

Горение прекращается при снижении содержания кислорода в воздухе ниже 10%. Однако тление может происходить и при содержании в воздухе 3% кислорода.

Тление — медленное горение, вызванное недостатком кислорода в воздухе (менее 10%) или особыми свойства­ми горючего вещества; при тлении световое и тепловое излучение незначительны; (Шерсть тлеет, обугливается и является своеобраз­ным аккумулятором теплоты, что способствует усиле­нию пожара. Для тушения горящей шерсти требуется большое количество воды. Тление шерсти сопровождается густым серовато-коричневым дымом, в котором содер­жится высокотоксичный цианистый водород. При обуг­ливании шерсти получается липкое черное вещество, напоминающее деготь.)

Взрыв —мгновенная реакция окисления с выделени­ем огромного количества теплоты и света. Образующиеся при этом газы, быстро расширяясь, создают огромное давление на окружающую среду, в которой возникает сферическая воздушная волна, движущаяся с большой скоростью. При определенных условиях опасность взрыва могут представлять смеси газов, паров и пыли с воздухом. Условия для возникновения взрыва — это наличие определенной концентрации газо-, пыле- или паровоздушной смеси и импульса (пламя, искра, удар), способного нагреть смесь до температуры самовоспламенения.

Воспламенением называют горение, возникающее под воздействием источника зажигания и сопровождающееся появлением пламени. Температура горючего вещества, при которой после воспламенения возникает устойчивое горение, называется температурой воспламенения.

Самовоспламенением называют возгорание вещества без подведения к нему источника зажигания, сопровождающееся появлением пламени. (Шелк — наиболее опасное в пожарном отношении волокно; плохо воспламеняется и горит, но накапливает большое количество теплоты. Влажный шелк может самовоспламеняться, при воспламенении кипы шелка признаки пожара появляются только при выбивании пламени на поверхность. Для тушения требуется много воды. При тлении шелка образуется пористый уголь и выделяется светло-серый дым, вызывающий сильное раздражение дыхательных путей. При определенных ус­ловиях образуется цианистый водород.) Самая низкая температура, при которой начинается этот процесс, т. е. когда медленное окисление переходит в горение, называется температурой самовоспламенения.

Способность некоторых веществ, называемых пирофорными (растительные продукты, уголь, сажа, промасленная ветошь, различные предметы судового снабжения и т. д.), самовозгораться при тепловых, химических или микробиологических процессах учитывается при разработке пожарно-профилактических мероприятий.

Разные по химическому составу вещества горят неодинаково. Например, воспламеняющиеся жидкости выделяют теплоту в 3—10 раз быстрее, чем дерево, поэтому обладают высокой пожароопасностью. Независимо от первоначального агрегатного состояния большинство горючих веществ при нагревании переходит в газообразную фазу и, смешиваясь с кислородом воздуха, образует горючую среду. Этот процесс называется пиролизом.

Основными продуктами горения являются:

Окись углерода СО — бесцветный газ без запаха, обладающий сильным отравляющим свойством и высокой токсичностью, содержание кото­рого в воздухе более 1% опасно для жизни человека (почти мгновенно наступает смерть);

Углекислый газ, или углекислота, СО2 относится к инертным газам, но при содержании в воздухе 8—10% человек теряет созна­ние и может погибнуть от удушья;

Дым представляет собой смесь мельчайших твердых частиц веществ — продуктов горения (угля, золы).

Пары воды НзО, придающие дымовым газам белую окраску;

Сажа и пепел, придающие дымовым газам черную окраску.

Горение сопровождается тепловым и све­товым излучением и образованием окиси угле­рода, углекислого газа, дыма, паров воды, сажи и пепла.

Физико-химические свойства всех опасных веществ, способных самовозгораться при смешивании одного с другим, при контакте вещества с другими активными веществами, и другие сведения изложены в Правилах морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), которые используются в морской практике. При перевозке опасных грузов все члены экипажа инструктируются по соблюдению мер предосторожности при обращении с конкретными перевозимыми веществами.

Интенсивность горения зависит и от физического состояния вещества. Измельченные и распыленные вещества горят более интенсивно, чем массивные или плотные.

Промышленная пыль представляет значительную пожарную опасность. Она имеет большую площадь поверхности и электроемкость, поэтому обладает свойством приобретать заряды статического электричества в результате движения, трения и ударов пылинок одна о другую, а также о частицы воздуха. Поэтому при обработке сыпучих грузов необходимо принимать противопожарные меры согласно инструкциям.

Читайте также  Автономные пожарные извещатели нормы установки

По степени возгораемости все вещества и материалы разделяются на четыре категории:

несгорае мые,

трудновоспламеняемые (самозатухающие) и

В последние годы на флоте широкое распространение получают специализированные суда для перевозки в грузовых резервуарах и сосудах под давлением сжиженных горючих газов, большинство которых являются опасными в пожарном отношении.

При подготовке твердых веществ и материалов к хранению и транспортировке необходимо предварительно тщательно ознакомиться с их физико-химическими свойствами, выявить возможность их изменения с течением времени, при контактах с другими веществами, нагреве, облучении и при других внешних воздействиях.

Соблюдение рекомендуемых правил обращения с пожароопасными веществами и материалами в полной мере обеспечивает безопасность труда при их перевозке.

Пожар — это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий большой материальный ущерб и приводящий иногда к травмам или гибели людей.

Для процесса горения необходимы определенные условия:

горючее вещество, способное самостоятельно испаряться и гореть после удаления источника зажигания (Горючее вещество может находиться в любом агрегатном состоянии (твердом, жидком, газообразном).),

воздух (достаточное количество кислорода для окисления элементов вещества),

источник воспламенения, обладающий определенной температурой и достаточным запасом теплоты, повышающий температуру до границы воспламенения. (Источником воспламенения может быть пламя, искра, накаленное тело и теплота, выделяющаяся в результате химической реакции, при механической работе и т. д.).

Существует понятие пожарного треугольника, т. е. пожар возможен, когда 3 фактора образует 3 стороны треугольника.

Рис. Пожарный треугольник.

Пожар возможен, если замыкаются 3 стороны треугольника, т. е. имеется достаточное количество восстановителя – горючего материала, окислителя – кислорода воздуха или другого вещества и достаточная мощность источника тепла. Если одно из этих условий отсутствует, процесса горения не будет. Если во время по­жара удается один из факторов исключить, — пожар прекращается.

Исключением являются вещества в основном взрывчатые, горение которых происходит благодаря окислителям, входящим в их состав. Молекулы таких веществ, как хлораты, нитраты, хроматы, окиси, перекиси и другие, содержат свободные атомы кислорода. При нагревании, а иногда и при соприкосновении с водой эти вещества сами выделяют кислород, который поддерживает горение.

Зная закономерности пожарного треугольника можно планировать и разрабатывать способы тушения пожара.

Таким образом, пожар можно лик­видировать следующими способами.

Удаление горючего вещества — способ малоэффекти­вен, так как удалить горючее вещество непосредственно из очага пожара очень сложно. Его используют для пред­упреждения распространения пожара, для чего убирают все горючие вещества, находящиеся вблизи пожара.

Прекращение поступления кислорода — при умень­шении содержания кислорода в воздухе ниже 16% пожар прекращается. Свойствами изоляции пожара от притока свежего воздуха обладают некоторые огнегасительные средства. Наиболее эффективно применение этого способа в закрытых помещениях. Необходимо по­мнить, что некоторые вещества, относящиеся к классу окислителей (нитраты, хроматы, хлораты и др.), при нагревании сами выделяют кислород, и их горение нельзя локализовать, прекратив поступление воздуха.

Прекращение потока теплоты — наиболее распро­страненный способ. При подаче в зону пожара веществ, обладающих большой теплоемкостью, снижается тем­пература в очаге пожара, и он затухает.

Прерывание цепной реакции — способ эффективен для предупреждения взрывов. В зону пожара подаются специальные вещества, которые воздействуют непосредственно на молекулярную структуру соединений, образующихся в ходе цепной реакции пожара.

Локализовать очаг пожара можно следую­щими способами: удалить горючее вещество; перекрыть доступ кислорода; аннулировать источник теплоты; разрушить цепную реак­цию пожара.

Как бороться с пожаром на судне

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий. Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение. Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

  1. жилые помещения – спринклерная система;
  2. танкеры, газовозы, с горизонтальной загрузкой – дренчерная система;
  3. машинное и насосное отделение – пенная система;
  4. перевозка сжиженных газов – порошковая система.

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров. Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают. Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна. Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: