Какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством? - VISTAGRUP.RU

Какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством?

Пожарная безопасность: изменения в 2021 году

Ж. В. Шпехт
автор статьи, консультант Аскон

С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»), но с ограниченным сроком действия – до 1 января 2027 года.

Новый документ разработан взамен устаревших правил (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Большая часть пунктов в правилах осталась прежней, за исключением некоторого ряда важных нововведений, к которым ответственным лицам по пожарной безопасности в организации нужно быть готовыми.

Что изменилось с 2021 года

  1. Теперь Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в организации и утверждаются ее руководителем только для зданий и сооружений (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), а не для каждого объекта защиты (пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения), как было ранее.
  2. Руководитель организации вправе, а не обязан назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
  3. Наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны не требуется в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
  4. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей руководитель компании организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
  5. С руководителя организации снимается необходимость обеспечивать (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).
  6. Запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.

Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введено для чердачных помещений и технических этажей.

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

Целостность средств индивидуальной защиты следует проверять ежегодно.

  • В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
  • Для отдельных сфер деятельности предусмотрены свои изменения, с которыми можно ознакомиться в Обзоре КонсультантПлюс.

    Что необходимо предпринять организации, какие документы привести в соответствие новым правилам

    В 2021 году организациям необходимо:

      Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:

        порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

    обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.) и т.д.;

  • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
  • Предусмотреть ведение Журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, форму и порядок которого определяет руководитель организации. Журнал можно вести как в бумажном (в т.ч. путем ведения нескольких томов), так и в электронном виде. Большинство проверочных мероприятий, которые ранее требовали составления акта или протокола, теперь необходимо дополнительно фиксировать в этом журнале.
  • Образовательное мероприятие по теме

    Лектор: Самусевич Тамара Николаевна, специалист по вопросам применения трудового законодательства, по бухгалтерскому учету и налогообложению заработной платы. Аттестованный главный бухгалтер. Эксперт по проведению независимой оценки квалификации. Более 20 лет практики в сфере бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства. Разработчик курсов и учебных материалов.

    Ж. В. Шпехт
    автор статьи, консультант Аскон

    Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

    Поможем не забыть сделать главное

    Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

    Обзор новых правил проведения пожарных проверок с 1 июля 2021 года

    1 июля 2021 года вступили два важных документа, касающиеся пожарных проверок:

    В итоге, все изменения касательно пожарных проверок закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». Рассмотрим что же изменилось с 1 июля 2021 года.

    1. Расширены виды плановых и внеплановых проверок

    К плановым проверкам МЧС добавились рейдовый осмотр (быстрая выездная проверка, например, торговых точек) и инспекционный визит (выездная проверка без штрафов для консультации).

    К внеплановым также добавились инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка и выборочный контроль (выезд на место с инструментальным обследованием или отбором образцов на объекте, исключительно в отношении требований техрегламентов, установленных для продукции).

    Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
    а) инспекционный визит;
    б) рейдовый осмотр;
    в) выездная проверка.

    Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
    а) инспекционный визит;
    б) рейдовый осмотр;
    в) выездная проверка;
    г) документарная проверка;
    д) выборочный контроль.

    2. Периодичность и вид плановых проверок зависят от категории риска объекта

    Теперь пожарный надзор базируется на системе управления рисками (ранее «риск-ориентированный подход»). Любое здание, будь это торговый центр или автомастерская, — имеют свою категорию риска. Чтобы определить категорию риска, нужно выполнить расчеты по методике или с помощью калькулятора МЧС России.

    Для умеренного риска расчеты не требуется, сюда входят все многоквартирные жилые дома высотой до 28 метров, открытые плоскостные автостоянки, линейные объекты, открытые склады лесоматериалов и твердого топлива, земельные участки, не являющиеся соответствующими земельными участками, на которых размещаются здания и сооружения.

    Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
    чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
    высокого риска — выездная проверка один раз в 2 года;
    значительного риска — выездная проверка один раз в 3 года;
    среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в 5 лет;
    умеренного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в 6 лет.

    В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

    3. Проведение фото- и видеосьемки во время проверок подробно регламентировано

    Инспектор имеет право использовать любую камеру во время пожарной проверки. В ряде случаев съемка строго обязательна, например, при любом осмотре, или если проверяемое лицо мешает инспекторам проводить проверку, или если отбираются образцы продукции.

    Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами государственного пожарного надзора самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
    при проведении контрольного (надзорного) мероприятия на объекте надзора, правообладателем которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий;

    в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности, или проводится осмотр;
    при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в том числе в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров).

    Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

    Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
    Фиксация нарушений требований пожарной безопасности при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

    Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
    Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

    Читайте также  Виды пожарной техники и их предназначение

    Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных помещений.

    Какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством?

    Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.

    Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

    Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.

    Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.

    Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.

    Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.

    Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

    Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.

    Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.

    Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.

    Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

    Номер (ранг) пожара (условный признак сложности пожара) – условное цифровое значение, содержащее в себе установленное планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ) обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчёте, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.

    Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

    Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

    Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.

    Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

    Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.

    Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

    Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

    Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.

    Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.

    Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

    Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.

    Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

    Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.

    Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

    Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

    Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

    Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.

    Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.

    Развертывание – приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.

    Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.

    Район выезда – территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.

    Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

    Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

    Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

    Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.

    Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.

    Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.

    Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.

    Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.

    Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.

    Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

    Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Приказ № 630 об охране труда в пожарной охране

    Безопасность работников должна быть приоритетом для любой организации. Однако там, где здоровье и даже жизнь сотрудников подвергается реальной опасности в силу характера их должностных обязанностей, этот вопрос становится принципиальным. Это касается и подразделений пожарной охраны, в которой порядок реализации мер по охране труда регулируется на государственном уровне.

    Законодательная база безопасности сотрудников пожарной охраны

    В течение длительного времени для этой сферы деятельности применялся приказ МЧС от 31 декабря 2002 года N 630, который вводил в действие особые правила охраны труда для подразделений Государственной противопожарной службы Министерства. Он также известен под аббревиатурой ПОТРО-01-2002.

    Этот нормативный документ не следует путать с приказом 630 о переподготовке военнослужащих, который был принят Министерством обороны 21 октября 2015 года. Приказ 630 о переподготовке распространяет свое действие на вопросы профессионального переобучения отдельных категорий военнослужащих, проходящих контрактную службу, по одной из гражданских специальностей.

    В приказе № 630, разработанном МЧС, всесторонне определялись задачи по сохранению жизни и здоровья работников противопожарной службы, которые включали систему мер по следующим направлениям:

    • социально-экономическое;
    • организационно-техническое;
    • санитарно-гигиеническое;
    • лечебно-профилактическое;
    • реабилитационное;
    • прочие.

    Охрана труда по 630 приказу МЧС должна была обеспечивать сохранение здоровья работников и их работоспособности в ходе выполнения должностных обязанностей.

    Этот нормативный документ действовал в течение 12 лет. Однако впоследствии приказом МЧС от 15 апреля 2015 года N 183 он был отменен. Это, однако, не означало, что вопросы охраны труда работников противопожарной службы больше не находятся в сфере интересов государства. Для регулирования этих задач заранее, в конце предыдущего года, был принят другой правовой акт.

    Читайте также  Разрешается ли пользоваться лифтом при пожаре?

    Однако, поскольку теперь основным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию федеральной политики в области безопасности труда, стал Минтруд, именно он разработал и принял новый нормативный документ. Им стал приказ Министерства от 23 декабря 2014 года N 1100н. Суть этого приказа фактически осталась прежней: он утвердил новые правила по охране труда в подразделения государственной противопожарной службы (ГПС).

    Организация работ по охране труда в ГПС: общие требования

    Невзирая на то, что работа сотрудников пожарной охраны имеет выраженную специфику, в области безопасности персонала здесь во многом действуют общие требования, применяющиеся и к другим категориям сотрудников. Так, согласно положениям приказа № 1100 правила проведения подготовки по ОТ в ГПС, как и в других сферах деятельности, регулируются совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13.01.2003 N 1/29. Этот нормативный документ предусматривает два основных вида подготовки:

    • инструктаж по ОТ;
    • обучение по ОТ.

    Инструктаж проводится с применением инструкций, разработанных отдельно для каждого вида инструктажа и категории работников. При этом, однако, согласно пункту 2 приказа № 1100 в подразделениях пожарной охраны при составлении инструкций ответственные лица должны руководствоваться Правилами по ОТ, утвержденными для этой области деятельности.

    Еще один общий момент в регулировании деятельности в сфере безопасности труда работников ГПС — применение индивидуальных и коллективных защитных средств, обеспечивающих минимизацию воздействия опасных факторов. Правила обеспечения сотрудников такими средствами регулируются приказом Минздрава от 1 июня 2009 года N 290н.

    Особые правила ОТ в работе пожарной охраны

    Однако, конечно, работа сотрудников государственной противопожарной службы — это совершенно особый вид деятельности, сопряженный с высоким уровнем опасности. Поэтому для данной категории сотрудников, помимо общих требований, применяемых и к другим категориям персонала, для гарантии их безопасности применяются и специальные правила, сформулированные в приказе № 1100. Они имеют системный характер и охватывают все аспекты работы в этой сфере. В структуре приказа имеются следующие разделы:

    • правила эксплуатации зоны выполнения работ, используемой вспомогательной техники и инструментов. В этом разделе отдельно выделяются правила эксплуатации особых типов помещений, включая караульное помещение, комнату для еды, центральные пункты обеспечения пожарной связи, гараж, рукавную базу, аккумуляторное помещение и проч.
    • порядок эксплуатации профессионального пожарного оборудования и его технического обслуживания. В данном разделе приводятся правила применения пожарных автоцистерн, насосно-рукавных автомобилей, автомобилей, порошкового, газового и смешанного газово-порошкового тушения, автолестниц и коленчатых автоподъемников, аварийно-спасательной техники и проч.;
    • обеспечение охраны труда в ходе осуществления разных технологических процессов. В этой части нормативного документа описывается порядок несения службы в дежурных караулах, выезда и следования к месту возгорания, разведки пожара, проведения аварийно-спасательных работ в зоне возгорания и разрушения, работы с инженерными сетями и проч.

    В приложении к правилам, утвержденным приказом № 1100, приводится список веществ и химических соединений, при которых производить тушение водой может быть опасно. Эти сведения оформлены в виде таблицы, в которой зафиксировано название вещества или соединения, его химическая формула, а также возможная реакция при контакте с водой — это может быть взрыв, воспламенение, повышение температуры или другие нежелательные эффекты.

    Основные требования охраны труда

    Важнейшими требованиями охраны труда работников противопожарной службы, зафиксированными в соответствующих подразделах Правил, можно назвать следующие нормы:

    • помещения должны обеспечиваться аптечками первой помощи;
    • работники обеспечиваются средствами личной защиты;
    • пожарная техника должна иметь инвентарный номер, сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности, а также регулярно проходить испытания на предмет работоспособности;
    • управление спецтехникой могут осуществлять только работники, прошедшие особую подготовку;
    • при заступлении на дежурство ответственный специалист обязан провести осмотр пожарной техники;
    • при заступлении на дежурство начальник смены обязан провести комплексную проверку готовности подразделения к экстренным ситуациям, включая готовность личного состава, техники, помещений и средств связи, а также инструктаж работников о требованиях ОТ с учетом параметров текущей обстановки;
    • все работники обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии.

    Выполнение этих правил, дополненное следованием инструкциям по эксплуатации конкретных объектов, обеспечивает минимизацию рисков для здоровья и жизни сотрудников в ходе работы.

    У вас остались вопросы? Свяжитесь с нами, заполнив форму ниже.

    Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности»

    Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

    Статья 1

    Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 44, ст. 4537; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; 2010, N 30, ст. 4004; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 18, ст. 2621; N 29, ст. 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938) следующие изменения:

    1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

    «ландшафтный (природный) пожар — неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

    лесной пожар — разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.»;

    а) в пункте 2 части пятой слова «или органа местного самоуправления» исключить;

    б) дополнить новой частью седьмой следующего содержания:

    «Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части пятой настоящей статьи, проводится в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах, перечень которых утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и на территориях которых введен особый противопожарный режим.»;

    в) части седьмую и восьмую считать соответственно частями восьмой и девятой;

    г) дополнить частью десятой следующего содержания:

    «При осуществлении федерального государственного пожарного надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления применяются положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением организации и проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренной частью седьмой настоящей статьи.»;

    3) статью 16 дополнить частью третьей следующего содержания:

    «Критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

    4) в части первой статьи 18:

    а) абзац тринадцатый признать утратившим силу;

    б) дополнить абзацами следующего содержания:

    «организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;

    утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.»;

    а) в части первой:

    абзац первый после слова «поселений,» дополнить словом «муниципальных,»;

    абзац седьмой после слова «поселений» дополнить словом «, муниципальных»;

    б) в части второй:

    абзац первый после слова «поселений,» дополнить словом «муниципальных,»;

    абзац третий после слова «поселений» дополнить словом «, муниципальных»;

    в) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

    «К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.»;

    г) часть третью считать частью четвертой и в ней слова «в границах населенных пунктов поселений» заменить словами «поселений, муниципальных районов, муниципальных»;

    д) часть четвертую считать частью пятой;

    6) в части четвертой статьи 22 2 слова «городского или сельского поселения,» исключить, после слова «районов,» дополнить словом «муниципальных,»;

    7) в части второй статьи 30 после слов «населения для» дополнить словами «профилактики и», слова «лесных и иных пожаров» заменить словами «лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров».

    Статья 2

    Подпункт 31 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414; N 31, ст. 4834, 4856; N 32, ст. 5113, 5133; N 53, ст. 8424, 8454; 2019, N 6, ст. 461; N 12, ст. 1226; N 42, ст. 5801; N 52, ст. 7765) изложить в следующей редакции:

    Читайте также  Где ставятся противопожарные двери?

    «31) осуществления полномочий в области пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;».

    Статья 3

    Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 21; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7039; N 50, ст. 7353; 2012, N 26, ст. 3444; N 29, ст. 3990; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; 2016, N 26, ст. 3866; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 27, 87; N 7, ст. 975; N 31, ст. 4833; N 32, ст. 5133; 2019, N 6, ст. 461; N 31, ст. 4442; 2020, N 30, ст. 4767) следующие изменения:

    1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

    «7 1 ) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов;»;

    2) часть 1 статьи 15 1 дополнить пунктом 19 следующего содержания:

    «19) создание муниципальной пожарной охраны.».

    Статья 4

    Внести в статью 51 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 1, ст. 75; N 26, ст. 3887; 2018, N 32, ст. 5134) следующие изменения:

    1) в части 5 слова «пожаров в лесах, расположенных» заменить словами «лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров», слова «(лесных пожаров)» исключить;

    2) часть 6 признать утратившей силу.

    Статья 5

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

    2. Пункт 5 статьи 1 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

    Президент Российской Федерации В. Путин

    Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021)

    О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    18 ноября 1994 года

    Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане).

    Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

    Судебная практика и законодательство — 69-ФЗ О пожарной безопасности

    Примечание. Субъекты Российской Федерации и организации (предприятия) выполняют мероприятия в рамках направлений Программы в соответствии с полномочиями, определенными федеральными законами «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

    7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

    8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

    6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    7. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

    Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    Статьей 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в статье 20.4, являются общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновное лицо нарушает требования Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», нормативные документы по пожарной безопасности (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности).

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности». Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности». Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности.»

    выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности.»

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: