Что понимается под термином противопожарный режим? - VISTAGRUP.RU

Что понимается под термином противопожарный режим?

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

обязательные требования пожарной безопасности (далее — требования пожарной безопасности) — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;

ГАРАНТ:

См. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

абзац девятый утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

ГАРАНТ:

См. Перечень пожарно-технической продукции, утвержденный приказом ГУГПС МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 33

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

абзац утратил силу с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

ведомственный пожарный контроль — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

пожарно-спасательный гарнизон — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

особый противопожарный режим — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;

локализация пожара — действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами;

координация в области пожарной безопасности — деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности;

противопожарная пропаганда — информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;

обучение мерам пожарной безопасности — организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;

управление в области пожарной безопасности — деятельность органов, участвующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности;

зона пожара — территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;

эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);

заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима;

ландшафтный (природный) пожар — неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

лесной пожар — разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Пожарная безопасность: изменения в 2021 году

Ж. В. Шпехт
автор статьи, консультант Аскон

С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»), но с ограниченным сроком действия – до 1 января 2027 года.

Новый документ разработан взамен устаревших правил (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Большая часть пунктов в правилах осталась прежней, за исключением некоторого ряда важных нововведений, к которым ответственным лицам по пожарной безопасности в организации нужно быть готовыми.

Что изменилось с 2021 года

  1. Теперь Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в организации и утверждаются ее руководителем только для зданий и сооружений (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), а не для каждого объекта защиты (пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения), как было ранее.
  2. Руководитель организации вправе, а не обязан назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
  3. Наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны не требуется в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
  4. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей руководитель компании организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
  5. С руководителя организации снимается необходимость обеспечивать (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).
  6. Запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.

Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введено для чердачных помещений и технических этажей.

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

Целостность средств индивидуальной защиты следует проверять ежегодно.

  • В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
  • Читайте также  Остановка эскалатора при пожаре

    Для отдельных сфер деятельности предусмотрены свои изменения, с которыми можно ознакомиться в Обзоре КонсультантПлюс.

    Что необходимо предпринять организации, какие документы привести в соответствие новым правилам

    В 2021 году организациям необходимо:

      Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:

        порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

    обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.) и т.д.;

  • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
  • Предусмотреть ведение Журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, форму и порядок которого определяет руководитель организации. Журнал можно вести как в бумажном (в т.ч. путем ведения нескольких томов), так и в электронном виде. Большинство проверочных мероприятий, которые ранее требовали составления акта или протокола, теперь необходимо дополнительно фиксировать в этом журнале.
  • Образовательное мероприятие по теме

    Лектор: Самусевич Тамара Николаевна, специалист по вопросам применения трудового законодательства, по бухгалтерскому учету и налогообложению заработной платы. Аттестованный главный бухгалтер. Эксперт по проведению независимой оценки квалификации. Более 20 лет практики в сфере бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства. Разработчик курсов и учебных материалов.

    Ж. В. Шпехт
    автор статьи, консультант Аскон

    Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

    Поможем не забыть сделать главное

    Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

    Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021)

    О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    18 ноября 1994 года

    Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане).

    Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

    Судебная практика и законодательство — 69-ФЗ О пожарной безопасности

    Примечание. Субъекты Российской Федерации и организации (предприятия) выполняют мероприятия в рамках направлений Программы в соответствии с полномочиями, определенными федеральными законами «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

    7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

    8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

    6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    7. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

    Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    Статьей 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в статье 20.4, являются общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновное лицо нарушает требования Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», нормативные документы по пожарной безопасности (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности).

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности». Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности». Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности.»

    выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности.»

    Что такое противопожарный режим, правила и описание режима в России

    Противопожарный режим в пределах РФ законодательно регламентирован. Для этого разработаны и утверждены Федеральные законы, Постановления Правительства и МЧС РФ, Нормы пожарной безопасности, которые во многих положениях противоречат друг другу, либо не несут в себе полной информации по тому или иному вопросу. С 25 апреля 2012 г. для организаций РФ всех форм собственности и видов деятельности действуют Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ под №390.

    Введение противопожарного режима на предприятиях необходимо для того, чтобы не только обучить людей правильным действиям при пожаре, но и тому, как безопасно осуществлять выполнение своих трудовых функций в рамках территории организации, благодаря чему можно избежать пожаров и их последствий.

    Определение, назначение

    Во избежание возникновения возгораний на территориях организаций, населенных пунктов, социально-культурных объектов и при выполнении пожароопасных работ каждый гражданин обязан знать и применять на практике противопожарные правила. В Постановлении №390 есть определение, что такое противопожарный режим.

    Действия граждан, работников, руководителей организаций коммерческой и социальной направленности, которые направлены на исключение всех возможных причин возникновения горения – это и есть правила противопожарного режима в РФ. Тот же самый документ содержит в себе руководство на случай, если неисполнение какого-либо требования привело к возгоранию.

    Введение особого противопожарного режима

    Особый противопожарный режим представляет собой период, когда на всей территории субъекта РФ требуется тщательное соблюдение норм и правил, направленных на предупреждение пожаров. Вводится этот период органами местного самоуправления на основании статистики пожаров за предыдущие годы, метеорологических условий и обстановки на определенном участке субъекта РФ, например, возникновение крупных лесных пожаров.

    Читайте также  Противопожарная рассечка на фасаде нормы

    В пожароопасный период вводится противопожарный режим

    Правила противопожарного режима в Российской Федерации предполагают до введения особого положения организацию комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС на выделенной территории субъекта РФ, которая будет принимать решение по данному вопроса.

    Противопожарный режим – это особый период, который вводится при наличии следующих условий на отдельно выделенной территории:

    • повышение статистических данных о возникновении пожаров в жилом секторе;
    • произошел пожар или несколько возгораний, которые привели к значительному общественному резонансу;
    • шквалистые ветры со скорость 30 и более м/с, а также температура воздуха выше 30 градусов Цельсия на протяжении календарной недели;
    • лесные пожары, протекающие 2 и более дня.

    Как только возникает одно из вышеперечисленных условий, комиссией издается решение — приказ о противопожарном режиме, который содержит в себе следующие данные:

    • причины для введения особого противопожарного режима;
    • рекомендации по поддержанию требуемого уровня пожарной безопасности на всем протяжении опасного периода;
    • комплекс мероприятий, с помощью которых оперативно можно восстановить территорию и устранить причины, которые могут поспособствовать возникновению загораний;
    • нормативы для работы пожарной охраны на данный период;
    • алгоритм контроля за исполнением требований приказа.

    Средняя продолжительность противопожарного режима от 14 до 90 дней, зависит она от обстановки, сложившейся в населенном пункте, а также от уровня реализации мероприятий по противопожарной безопасности. Если комиссией принято решение о снятии режима, то издается приказ об его отмене.

    Соблюдение повышенных требований безопасности в пожароопасный период относится и к организациям всех форм собственности, особенно обслуживающим социальную сферу. С этой целью в каждой организации назначается лицо, ответственное за противопожарную безопасность. Одновременно в этим издается приказ об организации противопожарного режима в организации. В документе указываются требования, которые необходимо соблюдать во избежание возникновения пожаров на территории конкретного юридического лица и в его зданиях, сооружениях, помещениях.

    Со стороны органов местного самоуправления предусмотрено привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации пожаров и профилактики их возникновения, финансирование данных мероприятий:

    • оплата модернизированной пожарной техники, машин, устройств для нужд пожаротушения;
    • оплата труда пожарных, которые трудятся при наличии условий повышенной риска для их жизни.

    Техническая часть мероприятий по противопожарной защите опасных территорий состоит из следующих элементов:

    1. Информирование населения посредством телекоммуникационных средств связи.
    2. Приведение имеющейся водовозной техники в режиму готовности.
    3. Патрулирование населенного пункта сотрудниками добровольного пожарного формирования на предмет возгораний.
    4. Установка емкостей с водой возле жилых строений.
    5. Разъяснительная работа с гражданами посредством обхода жилых квартир и домов.
    6. Запрет на ведение пожароопасных работ, топку печей, котельных.
    7. Ограждение лесного массива от проникновения посторонних лиц.
    8. Удаление засохшей растительности.
    9. Устройство противопожарных защитных полос вдоль лесных массивов.
    10. Найм общественного транспорта на случай экстренной эвакуации жителей и материальных ценностей.
    11. Организация круглосуточного дежурства добровольных дружин в производственных организациях, обеспечение их первичными средствами пожаротушения.

    Особенности противопожарного режима на объектах социального назначения

    К объектам социального назначения относятся больницы, детские дома, интернаты, дома престарелых, школы, детские сады, поликлиники и др. Если на территории какого-либо социального объекта круглосуточно пребывают люди, то руководитель организации должен обеспечить круглосуточную охрану, как то предписывает 390 Постановление Правительства «О противопожарном режиме». Для персонала необходимо разработать инструкции по действиям при возникновении возгораний в ночное и дневное время. На всех людей, находящихся в здании в течение всей продолжительности функционирования организации, необходимо приобрести средства защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты) и фонари.

    Ответственный за пожарную безопасность на объекте должен каждый день отправлять сообщение в местную пожарную охрану о количестве пребывающих в заведении людей. Каждый объект следует оснащать средствами связи (телефонной линией) и система пожарной сигнализации и тушения.

    Организации, где есть дети (детские сады, лагеря, школы) на каждом этаже здания должно быть минимум 2 эвакуационных выхода.

    Особые требования к школам и другим образовательным учреждениям

    За каждым помещением, где имеется лабораторное электрооборудование, химические вещества, реактивы и другие предметы и материалы, способные к воспламенению, необходимо закрепить ответственного преподавателя. Преподаватель должен перед каждым занятием проводить для учащихся инструктаж по безопасному обращению с электрооборудованием и применяемыми веществами и материалами.

    Кабинеты для физики, химии и технологии оснащают системой принудительной вентиляции и средствами пожаротушения. Важно предусмотреть не менее двух эвакуационных выходов из этих помещений с нанесенными на них указателями «Запасный выход» или «Выход».

    Нередки массовые мероприятия в школах, где используется иллюминация, бумажные украшения и другие пожароопасные материалы. Противопожарный режим для школы на период проведения праздников запрещает:

    • украшать елки марлей, ватой и игрушками из горючих и легковоспламеняющихся материалов;
    • допускать на праздник взрослых и детей в костюмах, выполненных из бумаги и ваты;
    • использовать пиротехнические изделия;
    • подключать аудио- и видеоаппаратуру с помощью удлинителя;
    • сужать проходы между рядами стульев;
    • отключать освещение во время мероприятия;
    • нахождение одновременно большого количества человек в одном помещении;
    • загораживать эвакуационные выходы

    Некоторые нормы, обязательные к исполнению всеми организациями

    Несмотря на специфику производственной деятельности каждого предприятия Правительством предусмотрено несколько обобщающих требований:

    1. Руководители организаций обязаны создавать комиссию, в задачи которой входит анализ состояния предприятия и соответствия его всем нормативным требованиям в области противопожарной безопасности.
    2. Каждое помещение должно быть оснащено данными о номерах вызова пожарной охраны и контактные данные ответственного лица в организации.
    3. Объект должен быть обеспечен планами эвакуации и указателями направления движения в случае аварийной ситуации.
    4. Запрещено курение на участках хранения и применения легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов.
    5. Должна ежегодно проводиться проверка состояния огнезащитной пропитки несущих конструкций и перекрытий, а при необходимости немедленный ремонт или замена.
    6. Не допускается хранение каких-либо материалов и обустройство производственных помещений на чердаках и в подвалах.
    7. Не разрешается производить перепланировку помещений без согласования с местным Управлением Государственного противопожарного надзора.

    Дополнительные мероприятия противопожарного режима

    В нормальных условиях при отсутствии повышенной опасности возникновения возгораний Правила противопожарного режима в РФ (ППР 390) продолжают действовать и подразумевают под собой соблюдение некоторых требований организациями всех форм собственности:

    1. Руководитель определяет места и объемы для хранения товаров, материалов, продукции, заготовок и т.д.
    2. Устанавливается порядок удаление горючих отходов.
    3. Выделяются места для хранения специальной одежды и обуви.
    4. Определяется порядок отключения электрооборудования от сети по окончании рабочей смены и на случай аварийной ситуации.
    5. Регламентируется порядок производства огневых работ.
    6. Обучаются работники действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от ожогов и отравлений токсичными продуктами горения.
    7. Выделяются места для курения.
    8. Разрабатываются инструкции о мерах противопожарной безопасности.
    9. Максимально исключаются из технологических процессов взрывопожароопасные вещества и материалы.

    Выполнение вышеописанных правил не требует значительных финансовых вложений, но от правильности и полноты их соблюдения зависит не только сохранность материальных ценностей, но и человеческих жизней.

    Противопожарный режим: это что такое, определение

    В условиях повышенной опасности возгорания или пожара на объекте, местности или ином участке должны быть предприняты меры по обеспечению безопасности. Одним из эффективных способов является введение особого противопожарного режима на производства.

    Что такое противопожарный режим

    Понятие «противопожарный режим» включает в себя нормативный массив документов федерального значения, технические отраслевые регламенты министерств и ведомств, а также комплекс прикладных практических мероприятий по обеспечению безопасного режима работы организации и противодействию возгораниям.

    Иллюстрация введения режима

    В части законодательства, а именно в федеральном законе «О пожарной безопасности» закреплены основы поведения персонала предприятия, работников иных организаций в случае возникновения возгорания, а также порядок взаимодействия государственных служб для эффективной нейтрализации возгорания. Также противопожарный режим это в том числе и нормативные акты организации, которые приняты в соответствии с федеральным законодательством и должны включать в себя порядок действий, определенные практические мероприятия, определять степень опасности возникновения возгорания с учетом специфики деятельности компании.

    К практическим мероприятиям относится разработка и внедрение нормативов в организации, ДОУ, предприятии и иных организационных структурах для предотвращения пожара, стандартов эвакуации, координации действие с государственными органами, а также обучению персонала нормам действия при возникновении нештатных ситуаций.

    Также есть понятие особого противопожарного режима, который вводится не только в отношении структуры, а действует на определенной территории с большим охватом населения. Такой режим вводится при возникновении опасности массовых возгораний, чрезвычайных ситуаций, которые могут угрожать целостности здание или уничтожить объект полностью. Определять степень такой угрозы и соответственно водить данное положение могут органы государственного управления или главные управления пожарной инспекции с присвоением такому режиму нумерации по степени опасности.

    Читайте также  Конструкция пожарного гидранта подземного

    Важно! После введения данного режима под его действие подпадают все предприятия, входящие в зону потенциального поражения огнем. Соответственно руководители всех организаций должны подчиняться рекомендациям и указаниям органов государственной власти для обеспечения безопасной деятельности.

    В каких случаях устанавливают противопожарный режим

    Введение особого режима опасности происходит в соответствии с нормами федерального законодательства о пожарной безопасности по нескольким основным причинам:

    • Угроза возникновения чрезвычайной ситуации, вызванная массовым возгоранием на большой территории. К таким относятся чаще всего лесные пожары, техногенные катастрофы на производственных полигонах, складах вооружения или организациях с массой взрывчатых веществ;
    • Наличие массовых утечек ядовитых и легковоспламеняющихся веществ в результате повреждения транспортной инфраструктуры. Газовый трубопровод представляет собой источник повышенной опасности и в случае прорыва может привести к массовому возгоранию. Анализ наличия разрывов проводится специальными службами, для этого используется специальный прибор — газоанализатор, который выявляет возможные утечки;
    • Непосредственное возникновение пожаров на большой по площади территории, которые несут прямую угрозу жизни и здоровью граждан, нормальной деятельности предприятий, а также транспортной и иной инфраструктуре отдельной области.

    Важно! Также органы государственного управления могут вводить данный режим наряду с иными режимами чрезвычайного положения, военного положения в случае угрозы масштабного военного конфликта и в иных случаях наличия прямой угрозы массовых пожаров. Определение или изменение размеров участка также входит в компетенцию государственных служб.

    Тушение возникшего пожара

    Правила противопожарного режима в Российской Федерации

    Правила, перечень мероприятий, различные виды данного режима в зависимости от местности и характера угрозы устанавливаются как в федеральном, так и региональном законодательстве. Субъекты страны в зависимости от специфики местности, нахождения потенциально опасных промышленных объектов, а также иной специфики могут издавать собственные нормативные акты, регулирующие деятельность местных служб по противодействию в случае возгорания.

    Обратите внимание! Также и предприятия, которые в своем производстве имеют дело с опасными веществами могут издавать нормативные акты, характеризующие специфику введения локального противопожарного режима.

    Противопожарный режим организации

    В зависимости от отличия трудового и производственного процесса различные организации могут самостоятельно в соответствии с нормами федерального законодательства устанавливать особый режим безопасности. В случае наличия химических реагентов в крупных масштабах, легковоспламеняющихся веществ, большого количества топлива или иных производственных особенностей, которые могут привести к масштабному возгоранию на данном объекте постоянно действует режим особого контроля пожароопасности. В этом случае определять степень опасности возникновения должен ответственный специалист либо руководитель организации.

    На таких предприятиях постоянно проводятся учебные мероприятия по локализации и предотвращению пожаров, ведется особый учет и контроль за первичными средствами тушения и постоянно координируется работа с государственной противопожарной инспекцией, как в процессе тренировок, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    Знак противопожарного режима

    Требования для детских организаций

    Особые требования установлены в отношении образовательных и детских учреждений. В данных организациях постоянно присутствуют несовершеннолетние, также достаточно высок риск возникновения пожара, что может повлечь нанесения вреда здоровью детей.

    Такой объект находится под особой охраной пожарных служб, а руководство учреждений обязано выполнять нормативы по противодействию возгораниям в строгом соответствии с законодательством.

    Обратите внимание! Контроль и учет всех предпринятых мер должен быть осуществлен со стороны непосредственного руководства, так как во время осуществления деятельности именно руководство несет непосредственную ответственность за здоровье и жизнь несовершеннолетних граждан.

    Установление противопожарных режимов в населенных пунктах

    Населенные пункты также имеют определенную особенность, которая связана с нахождением большого количества населения на компактной территории. Установление такого режима также находится в ведении руководства населенных пунктов и исходит из специфики данного пункта. В крупных поселениях также присутствуют специальные противопожарные службы, которые должны на практике обеспечивать исполнение данного режима при введении чрезвычайной ситуации.

    Последствия несоблюдения режима

    Ограничения для объектов

    При строительстве и эксплуатации крупных промышленных объектов проведение специальной экспертизы на соответствие противопожарным нормам — одно из важнейших услоий получения разрешения на деятельность или строительство.

    Обратите внимание! Также в населенных пунктах при возведении нового объекта всегда необходимо согласовывать данное мероприятие со специальными пожарными службами на предмет опасности возгорания или проявления иных негативных факторов.

    Печное отопление

    Особая ситуация складывается в населенных пунктах, обладающих пенным отоплением. Этот вид нагрева до сих пор довольно часто встречается в небольших поселениях и в части угрозы возгорания представляет повышенную опасность. Нагревательный элемент данных приборов несет прямую угрозу возгорания в жилых помещениях.

    Пожарные инспекторы обязаны в своей работе проводить постоянный контроль за состоянием жилого сектора, обладающего печным отоплением, проводить разъяснительную работу среди населения о правилах содержания такого оборудования и порядке его использования.

    Приказы по реализации противопожарного режима

    Приказы по реализации противопожарного режима вводятся на отдельных мероприятиях руководством организации. При возникновении угрозы нештатной ситуации или же в случае особого режима работы организации руководство компании издает соответствующий приказ, согласованный со службами по охране труда.

    Важно! Данный приказ распространяется на весь персонал организации и вводит особые мероприятия по контролю за состоянием пожарной ситуации.

    В итоге данный режим позволяет минимизировать риск проявления возгорания, даже при наличии чрезвычайных условий работы. Соблюдение норм и правил поведения в случае введения режима является обязанностью каждого работника предприятия.

    ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ

    ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности (см. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) , определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) [1].

    В случае повышения пожарной опасности (см. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТА ЗАЩИТЫ) решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях, в соответствии со статьей 30 [1], может устанавливаться особый противопожарный режим [3].

    ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях [1].

    На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров (см. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРОВ) вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных (см. ЛЕСНОЙ ПОЖАР) и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры) [2].

    Например, на период действия особого противопожарного режима:

    1) Запрещается: разведение костров, сжигание мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий на землях общего пользования населенных пунктов в соответствии с федеральным законодательством; выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях, если иное не установлено федеральным законодательством;

    2) Обеспечивается на территориях поселений, городского округа, садоводческих и огороднических организаций, на предприятиях: подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники; проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.

    3) Органам местного самоуправления рекомендуется: принять меры по увеличению противопожарных разрывов по границам населенных пунктов и созданию противопожарных минерализованных полос в соответствии с предъявляемыми требованиями; принять меры по усилению профилактики пожаров в населенных пунктах, прилегающих к лесным массивам; уточнить планы и места временного переселения (эвакуации) населения из районов, опасных для проживания, с предоставлением стационарных или временных жилых помещений; осуществлять информирование населения о чрезвычайной пожарной опасности в лесах и на землях сельскохозяйственного назначения; организовать работу с населением по разъяснению правил пожарной безопасности [3].

    Рис. Памятка: «Противопожарный режим, 2019г.»

    Особый противопожарный режим также предусматривает комплекс организационных и технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов государственного значения и предприятий военно-промышленного комплекса.

    Организационные мероприятия включают в себя создание специально подготовленных пожарных подразделений для осуществления надзорно-профилактической деятельности и тушения пожаров (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ) на охраняемых объектах [2].

    Особый противопожарный режим в таких случаях осуществляют специальные подразделения государственной противопожарной службы ( см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР) . В период действия особого противопожарного режима подразделения пожарно-спасательного гарнизона, как правило, переводятся на усиленный вариант несения службы.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: