Акт о пожаре потерпевшему выдается - VISTAGRUP.RU

Акт о пожаре потерпевшему выдается

Акт о пожаре

Акт о пожаре

Акт о пожаре – официальный документ службы пожарной охраны, составляемый уполномоченным должностным лицом по факту возникновения пожара. В документе должны быть отражены следующие позиции: состав комиссии, участвующей в составлении акта; адрес, наименование и принадлежность объекта, на котором произошёл пожар; время и место обнаружения пожара; кто обнаружил пожар и каким способом сообщил о нём в пожарную охрану; дата и время поступления сообщения о пожаре в пожарную охрану; время прибытия первого пожарного подразделения; дата и время локализации и ликвидации пожара; обстановка к моменту прибытия пожарных подразделений; силы и средства, применявшиеся при тушении пожара; участники тушения пожара; сведения о погибших и травмированных; результаты пожара; условия, способствовавшие развитию пожара; ущерб и причина пожара; лица, виновные в возникновении пожара; принятые меры; спасено на пожаре; куда направлен акт для проверки; особые замечания; лица, получившие экземпляр акта.

Акт о пожаре составляется не менее чем в 2-х экз. и подлежит учёту.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (далее – Аккредитация) – процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдаёт аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и др. объектов. Аккредитация осуществляется в целях: подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Аккредитация субъектов, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: добровольности; открытости и доступности правил аккредитации; компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; недопустимости: ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия, установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях; обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» вводится единая система аккредитации. Порядок аккредитации органов, выполняющих работы по обязательному подтверждению соответствия, устанавливается Правительством РФ. До вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ действует порядок аккредитации, установленный федеральными органами исполнительной власти для созданных ими систем обязательной сертификации. При этом документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), действительны до окончания срока, установленного в них.Литература: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности – документ строгой отчётности установленной формы, составленный по результатам мероприятия по контролю на объекте контроля (надзора). Акт составляется в 2 экз. государственным инспектором по пожарному надзору, осуществлявшим проверку. В нём отражается краткая характеристика пожарной опасности объекта, а также результаты мероприятия по контролю. К акту прилагаются протоколы (заключения) проведённых исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, др. документы или их копии, подтверждающие результаты мероприятия по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину (или их представителям) под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в контрольно-наблюдательном деле органа ГПН. Акт проверки после соответствующей регистрации в установленном порядке учитывается в журнале учёта актов и предписаний ГПН. Акт проверки хранится в контрольно-наблюдательном деле, которое ведётся государственным инспектором по пожарному надзору на каждый закреплённый за ним объект контроля (надзора), в т.ч. на строящиеся объекты.Литература: Приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации».

Документы, оформляемые ГПС по пожару

В соответствии с существующим законодательством первоначальным документом расследовании пожара, в тех случаях, когда в его тушении участвовали подразделения ГПС, является акт о пожаре.

Акт о пожаре составляется в двух экземплярах начальником караула (подразделения ГПС) непосредственно на месте пожара по окончанию его тушения.

Акт о пожаре подписывается лицом, его составившим, и представителем объекта, на котором произошел пожар, с вручением ему одного экземпляра. Другой экземпляр акта о пожаре передается в органы дознания (чаще всего в органы Госпожнадзора).

В акте о пожаре указываются основные сведения по пожару: место пожара, его площадь, ход тушения, использование сил и средств, установленная или предполагаемая причина, наличие пострадавших. Не требуется составление акта о пожаре, если данное происшествие не подлежит учёту как пожар (перечень таких происшествий приведен ниже).

При подписи акта о пожаре представителю объекта следует обратить внимание на полноту изложенных в нем сведений и соответствие их фактическому положению.

То есть, на объекте должен быть установлен порядок, при котором акт не может «подмахнуть» сторож на выезде, а должен рассмотреть представитель объекта, компетентный как минимум в том какие происшествия не подлежат учету как пожар.

В случае если происшествие не учитывается как пожар представителю объекта, взаимодействующему с прибывшим подразделением ГПС, необходимо на месте решить вопрос о не составлении акта о пожаре, с указанием об этом в передаваемой по радиосвязи информации на пункт связи пожарной части.

В случае возникновения пожара в помещениях арендуемых сторонними организациями лицу, сообщающему по телефону 01 о пожаре, сразу необходимо называть наименование арендатора расположенного на территории объекта и проконтролировать чтобы в акте о пожаре указывалось наименование арендатора , а не энергообъекта..

В тех случаях, когда подразделения ГПС не участвовали в тушении — исходным документом для расследования органами дознания является протокол устного заявления о происшедшем пожаре составляемый работником органа дознания.

При расследовании пожара дознавателем оформляются:

  • протокол осмотра места происшествия (пожара), который подписывается понятыми,
  • специалистами (если они привлекались) и лицом, производившим осмотр места происшествия;
  • объяснения по обстоятельствам возникновения пожара (не менее двух), которое подписывается лицом, давшим объяснение и лицом, отобравшим объяснение. Если объяснение написано собственноручно, то об этом делается отметка.
  • постановление об отказе или возбуждении уголовного дела (в большинстве случае об отказе).

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится после предоставления в органы дознания юридическим лицом справке о прямом ущербе от пожара.

В соответствии с Инструкцией по расследованию и учёту пожаров на объектах энергетики РД 153-34.0-20.802-2002 акт о пожаре не составляется в случаях перечисленных в п.1.2.

1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

Читайте также  Обязанности начальника тыла на пожаре

1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

1.2.5. Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений, нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования.

1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

Объектовое расследование пожара в помещении, сданном в аренду сторонней организации, производится комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителя арендаторов (п..1.7 РД 153-34.0-20.802-2002).

При взаимодействии объекта с представителями органов дознания по расследованию пожара объекта необходимо исходить из требований п.1.8 РД 153-34.0-20.802-2002 см. выписку.

1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О пожарной безопасности» материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Также следует соблюдать и требования п.1.6. РД 153-34.0-20.802-2002.

1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

Взаимодействие с объектовой пожарной охраной (в том числе и с объектовыми подразделениями ГПС) осуществляется в соответствии с требованиями п. 1.1.5. РД 153-34.0-20.802-2002 см. выписку,

п. 1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения.

Эта статья еще не комментировалась. Инф-Ремонт будет признателен первому комментарию о статье

Пожарный инспектор не выдает справку о пожаре

7 января 2020 года у нас произошел пожар частного дома. Виновник пожара сосед. Я обратилась к пожарному инспектору за справкой для страховой компании. Она взяла с меня объяснительную по пожару в которой я сообщила что на пожаре не была и узнала об этом факте от соседей. На вопрос кто собственник я ответила, что я. Инспектор попросила предоставить документы о собственности , страховку и фотографии с места пожара. Собственность у нас оформлена как общедолевая с мужем и соответственно зеленки оформлены на нас двоих. Инспектор изучив наши документы сообщила что ей необходимо взять еще объяснительную с мужа. ( муж с 20 декабря по 20 января был на вахте за 4000 км от места пожара). Сейчас он приехал и мы поедем давать объяснение. На вопрос когда она выдаст справку, она ответила, что ей нужно внести изменения в связи с опросом мужа и решить вопрос с прокуратурой по внесению вышеуказанных изменений. Только тогда будет решаться вопрос по выдаче справки.

По факту пожара инспекцией возбуждается дело, происходит расследование причин пожара, в том числе назначается экспертиза.

Что касается выдачи Вам сведений о причинах пожара, справок, то по письменному запросу Вам должны выдать запрашиваемые Вами документы только после окончания расследования причин пожара, поскольку, скорее всего на сегодняшний день проверка еще не закончена.

На практике сталкивались с подобной ситуацией, расследование пожара осуществлялось два месяца.

В любом случае, обращайтесь в МЧС в письменной форме, поскольку на письменный запрос они долдны дать письменный ответ.

Указанное регулируется следующими нормативными актами:

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
Приказ МЧС РФ от 21.11.2008 N 714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий».

Согласно Приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»

8. Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право:

возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать их и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН административным делам, делам и материалам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии.

9. Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан;

проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

не препятствовать лицам, указанным в подпункте 4 пункта 6 настоящего Административного регламента, либо их уполномоченным представителям присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;

знакомить уполномоченное лицо органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, с результатами проверки;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества государственного, муниципального и третьих лиц, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан;

Читайте также  СП гостиницы пожарная безопасность

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами власти, организациями и гражданами;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

не требовать от органов власти, организаций и граждан документы и (или) информацию, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организациям, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

10. Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:

проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН;

осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, за исключением случая проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения проверки;

осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных настоящим Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

требовать от органов власти, организаций и граждан выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации. Полный текст документа https://base.garant.ru/7158776.

Таким образом, должностное лицо в рамках проведения проверки вправе брать объяснения с заинтересованного лица (второго собственника).

При этом должностное лицо МЧС обязано проводить проверку в пределах установленного законом срока, и не вправе нарушать этот срок.

В свою очередь Вы вправе требовать предоставления Вам информации о проведении проверки, которую советую Вам истребовать в письменной виде.В случае неполучения необходимой информации, либо в случае отказа в ее предоставлении Вы вправе обжаловать бездействия должностного лица МЧС вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд в установленном законом порядке.

Акт осмотра помещения после пожара

Любое возгорание приводит к значительным убыткам, так как все поверхности в квартире покрываются копотью и без ремонта помещения считается непригодным к жизни. После его ликвидации, представитель пожарной службы составляет специальный документ – акт о пожаре.

Только имея его на руках, потерпевший может приступать к восстановительным работам или писать заявление к страховой компании для получения материальной компенсации.

  1. Что такое акт о пожаре
  2. Кем составляется и подписывается
  3. Форма бланка
  4. Содержание акта
  5. Как правильно заполнять
  6. Когда акт о пожаре не составляется
  7. Заключение

Что такое акт о пожаре

После ликвидации возгорания, представитель МЧС делает минимум в двух экземпля-рах акт осмотра помещения после пожара. Один из них остается у владельца пред-приятия, жилого дома или квартиры, а второй отправляется в Госпожнадзор или другой орган дознания.

На основании документа может быть принято решение о:

  1. Возбуждении уголовного дела, если имущество было повреждено, полностью уничтожено из-за нарушение ПБ или по неосторожности.
  2. Привлечении к административной ответственности сотрудника или другого человека, не придерживающегося правила пожарной безопасности. Только если это привело к возгоранию, повреждению или уничтожению чужого имущества.

Это возможно, если виновное лицо установлено. Чтобы его выявить проводится экспертиза, обследование дома, о чем составляется протокол.

В документе указывается причина возникновения возгорания. Ею способны оказаться: не выключенный электроприбор (утюг, сабвуфер, плойка), неисправная газовая колонка, другие вещи, которые могут сгорать.

Кем составляется и подписывается

Руководитель караула или смены, принимавшей участие в тушении огня, заполняет специальный документ. Указывает максимально полные данные относительно пострадавшего помещения и других деталей произошедшего. Подписывают его лица, которые непосредственно сделали акт, собственник недвижимости или представи-тель.

Если возможно выявить причины, то к ним так же добавляются члены комиссии, которая и определит, почему случилось ЧП.

Форма бланка

Акт составляется в установленной форме. Образец можно взять у сотрудника МЧС или скачать в интернете. Здесь же предложена инструкция с примером, как правильно заполнить документ.

Содержание акта

В бумаге, которая выписывается по факту произошедшего возгорания, должностное лицо обязательно указывает следующее:

  • данные членов комиссии или лиц, принимавших участие в составлении акта;
  • полный адрес и название объекта, где произошло ЧП, его управляющей компании;
  • данные о том, когда, кем и при каких обстоятельства было обнаружено возгорание;
  • точное время, когда в отделении МЧС получили сообщения о случившемся и срок, в который они прибыли к месту;
  • данные о пожарном подразделении, которое приехало на место ЧП с указанием часов и перечислением участников;
  • обстановка на момент приезда бригады;
  • время локализации возгорания;
  • средства, использованные для тушения пожара;
  • результаты ЧП, как выглядело пострадавшее помещении;
  • сведения о пострадавших при их наличии;
  • условия, которые предшествовали возгоранию;
  • причина и нанесенный огнем ущерб (если их можно сразу определить);
  • организация, куда направляется составленный акт;
  • замечания при их наличии;
  • список лиц, которые получили один из экземпляров документа.

Заполненный образец акта о пожаре можно посмотреть на сайте МФЦ. Информация общедоступная.

Как правильно заполнять

Если акт составляется о пожаре, который произошел в частном домовладении, информация вносится со слов владельца или другого уполномоченного лица. Если же это имело место на производственном, торговом или другом объекте, данные записываются, согласно юридическим документам. Если же бумаги пострадали или были полностью уничтожены, допускаются устные объяснения должностных лиц.

Описывая случившееся, руководитель бригады обязан делать это максимально точно, применяя лаконичные формулировки.

Это особенно важно в том случае, если планируется оформлять страховые выплаты, требуется расследование при открытии административного или уголовного дела или пострадавший планирует обратиться с претензией к производителю либо торговой сети, где он купил электрический прибор, ставший причиной ЧП. Следовательно, ошибок здесь быть не должно.

В акте указывается точный порядок действий сотрудников МЧС, их численность, мероприятия. Также проведенные ответственными лицами для ликвидации огня после его выявления и до приезда пожарной бригады. Здесь должен быть перечень средств, которые использовались. Важным пунктом считается характеристика причиненного ущерба.

В документе запрещено указывать данные о материальных потерях до проведения полной проверки. Это необходимо для того, чтобы предотвратить завышение страховых выплат, которые будет выдавать компания.

Когда акт о пожаре не составляется

Если на момент приезда пожарной бригады очаг возгорания был ликвидирован собственными силами. В таком случае, пострадавшему предоставляется справка о пожаре, где указывается дата происшествия, причины и методы тушения.

Заключение

После устранения огня начальник бригады, принимавшей участие в ликвидации, делает акт с указанием деталей относительно возгорания (место, время, методы тушения и другие данные). Он составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых выдается владельцу поврежденного помещения.

Читайте также  Требования к замкам противопожарных дверей

Дорогая искра

Пожар в многоквартирном доме, к сожалению, явление нередкое. И это подтверждает статистика МЧС — горят квартиры в больших и малых городах с завидной регулярностью. Можно смело заявлять, что без пожаров в квартирах не проходит и дня.

Но после того, как огонь потушен, обычно выясняются дополнительные крайне неприятные вещи: речь — о пострадавших квартирах соседей.

Зачастую бывает, что ущерб расположенных рядом квартир от огня, воды и вообще от работы пожарных, в разы превышает потери самих погорельцев.

Наш спор начался с того, что в один из районных судов Башкирии обратилась с иском такая дама — соседка погорельцев.

В суде истица рассказала, что у ее соседей по дому сгорела квартира. В итоге этого ЧП ее собственной квартире причинен значительный ущерб. Пострадавшее от соседского пожара жилье пришлось серьезно ремонтировать. Стоимость ремонта превысила сто тысяч рублей.

Уголовное дело по пожару не возбуждалось. Судя по выводам дознавателя, пожар случился по вине одного из собственников сгоревшей квартиры из-за «неосторожного обращения с огнем».

Истица попросила суд обязать соседей возместить ей расходы на ремонт и выплатить моральный ущерб, почти равный сумме за ремонт. Районный суд с пострадавшей согласился, но — частично: деньги за ремонт вернуть, в компенсации морального ущерба — отказать.

Квартира, где случился пожар, принадлежит двум гражданам — мужчине и женщине. Каждому — по половине. Их суд солидарно и обязал погасить ущерб. Апелляция с таким подсчетом не согласилась и заявила, что закон не предусматривает солидарную ответственность собственников жилых помещений за причинение вреда «иным лицам». А еще апелляция уточнила — ущерб в этом случае подлежит возмещению в долевом, а не в солидарном порядке. Поэтому каждый собственник сгоревшей квартиры должен заплатить соседке по 50 тысяч и без компенсации морального ущерба. И еще вторая инстанция отклонила доводы о том, что виновен в пожаре лишь один собственник сгоревшей квартиры, заявив, что соблюдать противопожарные правила должны все.

Верховный суд с этим мнением не согласился. И заявил, что по Гражданскому кодексу собственники содержат свое имущество. По Жилищному кодексу хозяева также обязаны содержать квартиру в надлежащем состоянии, учитывать интересы соседей и ответственно относиться к общему имуществу. По Закону «О пожарной безопасности», (статья 38) ответственность за нарушение требований противопожарной безопасности несут собственники имущества.

Из всех перечисленных норм следует, что собственники содержат свое имущество, включая обязанность соблюдать противопожарные требования. Но вот что важное подчеркнул Верховный суд — возникновение пожара само по себе не свидетельствует, что он возник именно в результате нарушения собственниками правил пожарной безопасности. Это не учли оба местных суда, сказала высокая инстанция. Башкирские суды в нарушение 196-й статьи Гражданского процессуального кодекса не дали оценки словам хозяйки половины сгоревшей квартиры, что пожар случился из-за действий граждан, не являющихся собственниками. То есть, судя по словам собственницы, в квартире непосредственно перед пожаром были посторонние люди — рабочие, по вине которых, возможно, и случилось несчастье. Если это подтвердится, то вины собственников нет.

Верховный суд напомнил — по статье 1064 Гражданского кодекса, вред, причиненный человеку или имуществу возмещает тот, кто причинил вред. Но в этой же статье написано, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Особо подчеркнул Верховный суд следующую мысль — по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и самим причиненным вредом.

В нашем случае, назначая тех, кто будет платить соседке, местные суды сослались лишь на то, что у сгоревшей квартиры два собственника. Но суды не выяснили, а совершали ли эти люди какие-нибудь «противоправные и виновные действия, находящиеся в причинно-следственной связи с возникновением пожара».

Подводя итог рассмотрения спора, Верховный суд все принятые по этому спору решения отменил. Дело будет пересмотрено с учетом всех высказанных замечаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: