Огнетушители для школы какие нужны? - VISTAGRUP.RU

Огнетушители для школы какие нужны?

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Важно знать существующие типы огнетушителей для школы и их описание, так как для оснащения помещений и обеспечения противопожарной защиты образовательного учреждения можно использовать водные, воздушно-пенные, воздушно-эмульсионные и самосрабатывающие огнетушители, а также популярные порошковые и углекислотные огнетушители в качестве первичных средств пожаротушения.

Типы
огнетушителей для школы

Таким веществом может быть пена, вода, какое-либо химическое соединение в виде порошка, а также диоксид углерода, азот и другие химически инертные газы.

Огнетушитель являются изделием многоразового использования. Огнетушитель маркируются буквами, характеризующими вид огнетушителя, и цифрами, обозначающими его вместимость.

: по способу срабатывания (автоматические или ручные), по огнетушащему составу (водные, порошковые, углекислотные, воздушно-пенные), по объему корпуса (с объемом корпуса до 5 л, объемом от 5 до 10 л, стационарные и передвижные с объемом корпуса свыше 10 л), по способу подачи огнетушащего состава (под давлением газов, подаваемых из специального баллончика, размещенного в корпусе огнетушителя, под давлением газов, образующихся в результате химической реакции компонентов заряда, под давлением газов, закаченных в корпус огнетушителя, под собственным давлением огнетушащего средства), по виду пусковых устройств (с вентильным затвором, запорно-пусковым устройством пистолетного типа).

Огнетушитель порошковый

Огнетушитель порошковый является наиболее универсальными по области применения и по рабочему диапазону температур (особенно с зарядом типа A,B,C,E), которыми можно успешно тушить почти все классы пожаров, в том числе и электрооборудование, находящееся под напряжением 1000 В.

Огнетушители порошковые можно разделить на закачные (заряжены огнетушащим порошком и инертным газом под давлением 16 атм, это может быть азот, углекислота или воздух) и газогенераторные (принцип действия заключается в использовании энергии генерируемого газа для аэрирования выброса огнетушащего порошка).

Преимуществом закачного огнетушителя является манометр, установленный на головке огнетушителя и показывающий степень его работоспособности (в отличие от газогенераторного огнетушителя).

Огнетушитель порошковый не предназначен для тушения загораний щелочных и щелочноземельных металлов и других материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха.

Огнетушитель углекислотный

В углекислотном огнетушителе в качестве огнетушащего вещества применяют сжиженный диоксид углерода (углекислоту), при переходе углекислоты из жидкого состояния в газообразное происходит увеличение её объема в 400-500 раз, сопровождаемое резким охлаждением до температуры -72 °C и частичной кристаллизацией.

Эффект пламя-гашения в огнетушителях углекислотных достигается двояко: понижением температуры очага возгорания ниже точки воспламенения, и вытеснением кислорода из зоны горения негорючим углекислым газом.

Огнетушитель углекислотный применяются для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний на электрифицированном транспорте, электроустановок, под напряжением до 1000В, загораний в музеях, картинных галереях и архивах.
Огнетушитель углекислотный не предназначен для тушения загорания веществ, горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы, натрий, калий).

Огнетушитель водный

Огнетушитель водный предназначен для тушения твердых горючих веществ (пожары класса А). При использовании специальных добавок к воде, могут применяться для тушения жидких горючих веществ (пожары класса В).

Основными достоинствами водных огнетушителей являются возможность тушения практически всех веществ и материалов, в том числе пирофорных, за исключением веществ, реагирующих с водой с выделением тепловой энергии и горючих газов.

Высокая эффективность тушения, обусловленная повышенным охлаждающим эффектом за счет высокой удельной поверхности капель, равномерного действия воды непосредственно на очаг горения, снижением концентрации кислорода и разбавления горючих паров в зоне горения в результате образования пара (из 1 литра воды образуется 1725 литров пара, теплота парообразования воды 2258,36 Дж/кг), защитный эффект от воздействия лучистого тепла на людей, несущие и ограждающие конструкции и рядом расположенные горючие материалы, поглощение и вытеснение удаление токсичных газов и дыма в помещениях, незначительный ущерб от пролитой воды, экологическая чистота и безопасность для людей.

Огнетушитель водный непригоден для тушения газообразного вещества, металлов и металлоорганических веществ, электроустановок, находящихся под напряжением, а также расплавленных или нагретых веществ, предметов, способных вступить с водой в химическую реакцию с выделением тепла или разбрызгиванием горючего (пожары классов С,D,Е).

Огнетушитель воздушно-пенный

Огнетушители воздушно-пенные предназначены для тушения пожаров огнетушащими пенами: химической или воздушно-механической.

Химическую пену получают из водных растворов кислот и щелочей, воздушно-механическую образуют из водных растворов и пенообразователей потоками рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа. Пена состоит из 80% углекислого газа, 19,7% воды и 0,3% пенообразующего вещества, воздушно-механическая примерно из 90 % воздуха, 9,8% воды и 0,2% пенообразователя.

Огнетушитель воздушно-пенный применяют для тушения пеной начинающихся загораний почти всех твердых веществ, а также горючих и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей на площади не более 1 м².

К недостаткам пенных огнетушителей относится узкий температурный диапазон применения (5-45°C), высокая коррозийная активность заряда, возможность повреждения объекта тушения, необходимость ежегодной перезарядки.

Огнетушитель воздушно-пенный не предназначен для тушения электрических установок, щелочных металлов натрия и калия, различных спиртов.

Огнетушитель воздушно-эмульсионный

Огнетушитель воздушно-эмульсионный предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ (класс А), горючих жидкостей (класс В) и электрооборудования, находящегося под напряжением до 1000В (класс Е).

Используемые на водной основе огнетушащие вещества безопасны для экологии окружающей среды и здоровья человека, позволяют незамедлительно начать тушение очага возгорания до начала процесса эвакуации людей.

Дальность подачи огнетушащих веществ дает возможность осуществлять ликвидацию возгораний на достаточном расстоянии от очага пожара. Угроза вторичного ущерба при тушении отсутствует.

После использования огнетушителя воздушно-эмульсионного необходима перезарядка. Допускается 40 перезарядок за срок службы. Срок службы огнетушителя воздушно-эмульсионного составляет 10 лет без перезарядки и переосвидетельствования.
Огнетушитель воздушно-эмульсионный может эксплуатироваться в умеренных климатических условиях при температуре от -40°С до +50°С.

Огнетушитель воздушно-эмульсионный не предназначен для тушения загораний газообразных веществ (бытовой газ, пропан, водород, аммиак и др.) щелочных и щелочноземельных металлов (алюминий, магний и их сплавы, натрий, калий) и других материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха (хлопок, пироксилин и т.п.).
Огнетушитель порошковый.

Самосрабатывающие огнетушители

Самосрабатывающие огнетушители предназначены для тушения пожаров без участия человека в производственных, складских, бытовых и других помещениях.

Предназначены для тушения огнетушащими порошками типа А,В,С загораний твердых и жидких веществ, нефтепродуктов, электрооборудования под напряжением до 1000 В. При необходимости самосрабатывающие огнетушители могут использоваться вместо или вместе с переносными.

Преимуществом самосрабатывающих огнетушителей является автономность, то есть данные огнетушители могут срабатывать от нагрева до определенной температуры, или являться частью комплексной системы пожаротушения.

Самосрабатывающие огнетушители не предназначены для тушения загораний веществ, горение которых может происходить без доступа воздуха, а также щелочных и щелочно-земельных металлов (алюминий, магний и их сплавы, натрий, калий).

Классы пожаров

  • класс А (загорание твердых горючих веществ);
  • класс В (загорание жидких горючих веществ);
  • класс С (загорание газообразных горючих веществ);
  • класс Д (загорание металлов и металлосодержащих веществ);
  • класс Е (загорание электроустановок, находящихся под напряжением).

Какие огнетушители должны быть в школе: количество и размещение противопожарных устройств

Пожарная безопасность становится крайне важной, если она рассматривается в разрезе разработки мер защиты детей в школах.

Проверяющие организации обязаны с максимальной тщательностью проверять следование правилам.

Формализованных данных о том, сколько огнетушителей должно быть в школе определенной этажности с тем или иным количеством учеников — не существует.

Система пожарной защиты каждого учебного заведения рассчитывается отдельно. Эта операция достаточно сложна, учитывает множество факторов и требований, поэтому для ее проведения рекомендуется обратиться к специалистам.

Правила пожарной безопасности для учебного заведения

Правила ПБ для учебного заведения, базирующиеся на законодательно утвержденном постановлении — весьма объемный документ. В нем учтено буквально все.

Здесь обязательно регламентируются не только требования к системам пожарной защиты, даются рекомендации о том, огнетушители для школы какие нужны, но и описываются общие требования проведения учебного процесса.

  1. приводятся требования к организации учебных классов: запрет хранения учебных пособий, даются рекомендации по расположению шкафов и иные;
  2. регламентируется общий порядок обращения с отходами и материалами;
  3. предписывается поддержание порядка;
  4. формализуются методики установки и расположения первичных средств пожаротушения;
  5. устанавливаются нормы по обеспечению доступа к первичным средствам огнетушения, подачи тревоги, пожарным гидрантам.

Следование всем указаниям для не слишком опытного в вопросах пожарной безопасности человека — достаточно сложный процесс, поскольку в правилах приводится масса ограничений и требований. Поэтому рекомендуется поручить создание проекта профессионалам.

Однако базовые требования по размещению огнетушителей — можно учесть. В частности, законодательные документы содержат нужные данные: количество огнетушителей в школе нормы в разрезе площади помещений, их назначения и класса пожарной опасности. Используя установленные законом стандарты, можно провести самостоятельное проектирование.

Схема расчета мер пожарной безопасности

Основные документы, по которым можно рассчитать число огнетушителей в здании и правильно их позиционировать — приложения к правилам противопожарного режима.

Данный документ изменен в 2017 году. Постановление Правительства РФ утвердило ППР №390 25 апреля 2012 года.

Согласно данному документу, устанавливается норма для разных типов зданий (разделяемых по классам возможных пожаров) по огнетушителям каждого типа (порошковые, пенные, углекислотные и другие) и их емкости. Ориентироваться при проектировании следует на общественный тип помещений — именно к такому классу относятся общеобразовательные школы.

Порядок расчета (только числа и типов огнетушителей) выглядит следующим образом:

  • определяются возможные классы пожаров в отдельных помещениях. Для школы типичный расчет принимает во внимание возгорание твердых веществ (А), а также тушение электроустановок под напряжением до 1000В;
  • рассчитывается полная площадь здания со всеми этажами по проекту БТИ;
  • принимая во внимание показатель защищаемой площади из таблицы приложения к ППР 390, рассчитывается нужное число огнетушителей путем умножения указанной нормы на коэффициент увеличения площади (полная здания деленная на норму защиты), округленный в большую сторону;
  • производится размещение точек установки огнетушителей в классах, служебных помещениях, комбинированных постах;
  • устройства, которые не вошли в оборудование классов или других мест пожарной опасности — размещаются в удобных для доступа местах с учетом требований правил.

Взаимное размещение огнетушителей, а также их общее позиционирование должны соответствовать ППР. В частности, пункт 474 гласит, что от каждого устройства до потенциального очага возгорания — должно быть не меньше 20 метров. Таким образом, между произвольно размещаемыми в пределах одного открытого пространства огнетушителями не должно быть более 40 метров.

Читайте также  Как списать огнетушитель в бюджетной организации?

Типы применяемых огнетушителей

Какие типы огнетушителей для школы должны применяться — определяется, прежде всего, классом возможного пожара. На практике наиболее универсальными являются порошковые устройства.

Однако их применение потенциально опасно для здоровья детей из-за возможности поражения дыхательных путей и глаз. Поэтому допускается в учебных классах установка углекислотных огнетушителей.

Аудитории повышенной пожарной опасности (физика, химия, мастерские) выбор первичных средств пожаротушения обязательно делается с позиции типа возможного пожара.

Администрация школы ничем не ограничивается при выборе типов огнетушителей. Допускается применение водных, пенных, хладоновых и иных устройств.

Однако все они должны проверяться, их эксплуатация обязана подчиняться правилам пожарной безопасности.

Заключение

Тщательно проектирование систем пожарной защиты школы — залог здоровья и безопасности детей. Для полной уверенности в возможности принятия действительно эффективных оперативных мер — весь персонал учебного заведения должен проходить обучение, а также тренировки по реализации различных сценариев и применению первичных средств пожаротушения.

Эти процедуры дополнят правильно разработанную структуру безопасности, в том числе — размещенных огнетушителей нужных типов.

Видео: Проверка городских школ на пожарную безопасность

Общие правила пожарной безопасности в школе

Нормы и требования пожарной безопасности в школе регламентированы актами:

    1. Рекомендательные материалы:
        • «Рекомендации по выбору оптимальных требований для образовательных учреждений», утв. ГУГПС МЧС РФ 24.09.2004;
    • «Правила ПБ для общеобразовательных школ …» ППБ 101-89 – только для ознакомления с целью лучшего понимания темы, так как акт недействующий;

    Кто отвечает за пожарную безопасность

    Правила, на кого возлагается ответственность за ПБ в школах:

      • в общеобразовательных учреждениях (ОУ) утверждается противопожарный режим. Организовывает реализацию предписаний НПБ руководитель. С этой целью приказом назначается ответственное лицо (одно или несколько). Им может быть любой сотрудник, единственное условие – наличие знаний и прохождение инструктажа в ГПС. Обязанности:
          • контроль пожарной безопасности, исправности оборудования;
        • организация инструктажей, ознакомление учащихся и персонала с правилами поведения, с действиями при сработке пожарной сигнализации;
          • по ст. 37, 38 ФЗ 69 , кроме назначенного сотрудника, всегда за противопожарную безопасность отвечает директор, особенно во время массовых действий;
        • руководство ОУ обеспечивает своевременные проверки, ТО средств пожаротушения (ст. 61 ПП РФ N 390).

        По действующим правилам пожарной безопасности для общеобразовательных школ весь персонал допускается к своим обязанностям, для работы в пожароопасных кабинетах (химия, информатика) только после прохождения инструктажа по ПБ, а руководство – после обучения ПТМ, обучение пожарной безопасности можно пройти прейдя по ссылке.

        Требования ПБ к зданиям и помещениям школы

        Класс функциональной пожароопасности ОУ (п. 5.21 СП 112.13330):

        • сегменты со спальными местами – Ф1.1.

        Согласно условиям планирования, изложенным пунктом 7.1.11 СП 251.1325800, по остальной классификации следует руководствоваться п. 6.7.15 СП 2.13130: огнестойкость, класс конструктивной пожароопасности, высоту определяют по табл. 6.13:

        Количество учебных мест (до) Кл. констр. пожароопасности Ст. огнест. (от) Макс. высота, м (эт.)
        270 Не норм. 3* (1)
        C1 III

        Площадь и количество эт. регламентируется по табл. 6.9 (1 – 16, от 800 до 6000 м²). Там же есть нормы по максимальной высоте:

        Ст. огнест. Кл. констр. пожароопасности Макс. выс.
        I C0 50
        II
        II C1 28
        III C0 15
        III C1 12
        IV C0 9
        IV C1 6
        IV C2, C3
        V C1 – C3

        Несущие детали построек IV ст. от 2 эт. должны быть с пределом стойкости к пламени от R45. В проектируемых сооружениях на 4 эт. и реконструируемых на 5 эт. 50% л/к должны быть незадымляемыми, а если это невозможно, то предусматривают открытые л/к (п. 6.7.15 СП 2). Спецшколы должны быть до 9 м (около 3 эт.) Все сооружения оборудуются выдвижными противопожарными лестницами. Отдельные условия для зальных сегментов содержит табл. 6.14.

        Постройки I, II и III ст. огнест. до 28 м разрешено оборудовать одним этажом мансардного типа, со свойствами R45, K0 и лучше при условии отделения п/п перекрытиями 2 типа. Ограждающие элементы должны соответствовать параметрам всей постройки. Для школ мансарда допускается, но без спальных блоков, если не выходит за границы этажности.

        Материалы отделки, огнестойкость преград описаны СП 112 (СНиП 21-01-97), табл. 28 ФЗ 123 для каждого класса. Этим же актом регламентированы параметры эвакуационных путей (Р. 6), отделки (п. 6.25). Должно быть не менее 2 выходов на этаж. Кроме того, требования пожарной безопасности к учебным классам зальных типов по облицовочным материалам предусмотрены табл. 29 ФЗ 123.

        Положения СП 4.13130 для объекта с кл. Ф4.1, 1.1:

          1. сооружение отдельно стоящее или объект, выделенный в пожарный блок;
          1. спальные части ограждаются с выполнением условий по кл. Ф1.1, их не располагают под актовыми залами, в подвалах;
          1. пищеблоки, столовые выделяются п/п перегородками 2 т.;
        1. технические сегменты, библиотеки, мастерские и подобные выделяются перегородками 1 т. и перекрытиями 3 т.

        Противопожарные параметры спортзала должны быть не ниже таковых у здания и отвечать положениям СП 31-112-2004 (Р. 6.3) . Пристраиваемые блоки разделяют функционально перегородками 1 и перекрытиями 3 типа.

        Пожарная сигнализация в школе

        При возведении школ от 9 м обязательно предусматривается автоматическая пожарная сигнализация со связью телекоммуникационного типа с ЦУС, в том числе и беспроводной (п. 6.7.15 СП 2.13130). Помимо этого, АУПС обязательная по Прил. 1 НПБ 110-03 независимо от размеров постройки.

        Система пожаротушения в школе

        По пункту 4.1.5 СП 10.13130 внутренний противопожарный водопровод не обязателен для школ общеобразовательного типа, кроме интернатных учреждений. Наружное п/п обеспечение ОУ (гидранты, резервуары, водоемы, трубопроводы) – компетенция властей населенного пункта.

        Школа по Прил. 1 НПБ 110-03, табл. А.1 СП 5.13130 относится к объектам общественного и административно-бытового назначения. По п. 9 указанных приложений она должна оснащаться АУП (АУПТ) для площадей от 1200 м² и АУПС независимо от размеров. Проектируется оборудование по СП 5.13130, НПБ 88. Для обычных школьных помещений используются дренчерные, а чаще всего спринклерные установки водного пожаротушения.

        Огнетушащее вещество на водной основе может быть не приемлемо из-за реакции с оборудованием, веществами (кабинеты информатики, химии, щитовые комнаты). Для особых условий используется газовое или порошковое пожаротушение. Автономные модули применяют в виде исключения (чаще для технических площадок), из-за риска ложных срабатываний.

        Какие огнетушители должны быть в школе

        Применяя правила установки огнетушителей, надо соблюдать минимальную норму: 2 устройства на этаж (п. 468 ПП РФ N 390).

        В каких кабинетах должны находиться огнетушители

        Первичные средства пожаротушения должны находиться в помещениях, которые можно условно или фактически категорировать по пожаровзрывоопасности: там, где может находиться/использоваться электрооборудование, ЛВЖ, ГЖ, химреактивы:

          • кабинеты химии, физики, технологий, информатики;
        • учебные лаборатории.

        Огнетушители вешают на высоте 1,5 м от пола по п. 4.2.7 СП 9.13130 : верхний торец должен находиться на этой высоте, не выше. Если баллон весит больше 15 кг – то до 1 м. Несколько иные нормы по п. 2.3.4 ГОСТ 12.4.009 : нижний торец на высоте 1,5 м.

        Так как наибольшая вероятность возникновения возгораний есть именно в пожаровзрывоопасных кабинетах, то размещают огнетушители именно там, соблюдая правило по расстоянию (п. 4.2. 4 СП 9.13130): до 20 м от предполагаемого очага.

        Как рассчитать количество огнетушителей

        По правилам пожарной безопасности категорируются только производственные и складские объекты. Общеобразовательные организации под это нормирование не подпадают, но согласно п. 5.1.2 СП 4.13130 исключение составляют взрывоогнеопасные помещения в жилых, общественных сооружениях – школьные мастерские и лаборатории, кладовые, котельные, технические части, автостоянки – категорируются по СП 12.13130 .

        Возникает вопрос, нужно ли относить к кат. А, Б, В, Г, Д помещения, где производится что-либо во время учебного процесса. Специалисты склоняются к мнению, что это нужно делать, если кабинет имеет признаки пожаровзрывоопасного (ЛВЖ, электрооборудование). А также требования к складским помещениям в школе однозначно должны учитывать категорируемость.

        В НПБ 166 есть табл. 1, предусматривающая огнетушители по категориям зданий, то есть к школе она не применима, но ее можно использовать как ориентир. Если условно постройку, не учитывая особенности отдельных площадей, отнести к наиболее близкой категории – «общественные», то для кл. пожара А потребуются такие средства пожаротушения (переносные):

        Категория Макс. площадь, м ОП и ОВ 10 л ОП, л ОУ, л
        Общественные 800 4++ 8+ 4++ 2+ 4+

        Типы агрегатов для общественных сооружений по прил. 1 ПП РФ N 390:

        Кл. пожара Огнетушители
        А
        В 55В
        С 2А, 55В, С или 55В, С
        Е 2А, 55В, С, Е или 55В, С, Е

        На практике, если в кабинетах используются химреактивы, огневзрывоопасные вещества, то их считают категорируемыми по пожаровзрывоопасности и применяют табл. 1 и 2 НПБ 166, Прил. 1, 2 ПП РФ N 390 в полной мере, это же касается технических объектов (котельные и пр.)

        Потребуются огнетушители в каждом помещении, имеющем признаки огневзрывоопасности, даже если категорирование его спорное. Подбирают средства с учетом особенностей веществ на объекте, например, в лабораториях с химреактивами следует использовать порошковое пожаротушение.

        Система дымоудаления в школе

        По правилам пожарной безопасности СП 7.13130 система удаления продуктов горения в школе не всегда обязательна. Стандартно применяется вытяжная противодымная вентиляции или лучшая система.

        Оснащение должно быть, если строение имеет параметры, перечисленные в пункте 7.2. В частности, если площадь больше 50 м² с постоянным или временным пребыванием людей количеством больше 1 чел. на м². Исключение: площади до 200 м² с АУПТ, классы до 50 м², если в основном помещении есть дымоудаление.

        Аварийное освещение

        Аварийное освещение предписывается правилами СП 251.1325800, п. 7.72 – 7.81 СП 52.13330 (СНиП 23-05-95); проектирование – по СП 256.1325800 и ПУЭ . Виды:

          • эвакуационное (безопасности);

        Где должно быть освещение:

          1. общие правила:
            • пути эвакуации, зоны повышенной опасности, большие площади (от 60 м² – антипаническое освещение);
          1. места:
              • коридоры, проходы эвакуационных маршрутов;
            • на каждом лестничном марше;
            • в местах перепадов высоты;
            • пересечения коридоров;
            • перед медпунктами, эвакуационными планами, локациями со средствами связи, пожаротушения;
          • снаружи около каждого конечного выхода.

          Системы оповещения о пожаре

          Противопожарные системы безопасности, сигнализации и управления эвакуацией выбирают по табл. 1, 2 НПБ 104-03 , СП 3.13130 . Как правило, используется адресно-аналоговый тип оповещения со световой и звуковой сигнализацией. Может применяться несколько типов комплектаций.

          Приоритет оповещения при ЧС: в первую очередь персонал, затем учащиеся. Дымовые, температурные пожарные датчики и извещатели стандартно есть в комплекте АУПТ и крепятся по предварительно разработанному проекту.

          СОУЭ могут передавать звук сигнализации одновременно по всей площади здания или выборочно в его части – способ выбирает проектировщик по рекомендациям ГПС. В спальных сегментах школ-интернатов уведомление осуществляется только для обслуживающих сотрудников. Применяют оповещатели без регуляторов громкости, с подключением без разъемных элементов. СОУЭ разрешено подключать на объекте к внутренним радиотрансляционным сетям.

          Пожарная безопасность: изменения в 2021 году

          Ж. В. Шпехт
          автор статьи, консультант Аскон

          С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»), но с ограниченным сроком действия – до 1 января 2027 года.

          Новый документ разработан взамен устаревших правил (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

          Большая часть пунктов в правилах осталась прежней, за исключением некоторого ряда важных нововведений, к которым ответственным лицам по пожарной безопасности в организации нужно быть готовыми.

          Что изменилось с 2021 года

          1. Теперь Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в организации и утверждаются ее руководителем только для зданий и сооружений (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), а не для каждого объекта защиты (пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения), как было ранее.
          2. Руководитель организации вправе, а не обязан назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
          3. Наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны не требуется в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
          4. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей руководитель компании организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
          5. С руководителя организации снимается необходимость обеспечивать (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).
          6. Запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.

          Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

          Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введено для чердачных помещений и технических этажей.

          На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

          Целостность средств индивидуальной защиты следует проверять ежегодно.

        1. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.

        Для отдельных сфер деятельности предусмотрены свои изменения, с которыми можно ознакомиться в Обзоре КонсультантПлюс.

        Что необходимо предпринять организации, какие документы привести в соответствие новым правилам

        В 2021 году организациям необходимо:

          Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:

            порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

        обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.) и т.д.;

      • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
    • Предусмотреть ведение Журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, форму и порядок которого определяет руководитель организации. Журнал можно вести как в бумажном (в т.ч. путем ведения нескольких томов), так и в электронном виде. Большинство проверочных мероприятий, которые ранее требовали составления акта или протокола, теперь необходимо дополнительно фиксировать в этом журнале.

Образовательное мероприятие по теме

Лектор: Самусевич Тамара Николаевна, специалист по вопросам применения трудового законодательства, по бухгалтерскому учету и налогообложению заработной платы. Аттестованный главный бухгалтер. Эксперт по проведению независимой оценки квалификации. Более 20 лет практики в сфере бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства. Разработчик курсов и учебных материалов.

Ж. В. Шпехт
автор статьи, консультант Аскон

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Огнетушители в школе – виды и типы, требования

В любых образовательных учреждениях с 2012 года действует особый противопожарный режим. Это означает, что персонал школ, а также учащиеся обязуются соблюдать требования соответствующего Постановления Правительства, в котором прописано, чем и в каких объемах оснащаются классные кабинеты, лаборатории для предупреждения пожаров.

Отдельные стандарты указывают типы огнетушителей для школы, их технические возможности, способы размещения. Что касается эксплуатации и специального обслуживания устройств, то здесь отталкиваются как от законодательных норм, так и от рекомендаций производителя.

Противопожарные средства в школе

  1. Пожарная безопасность в школе
  2. Правила
  3. Требования к зданиям и помещениям
  4. Система пожаротушения
  5. Огнетушители в школе
  6. Общие требования к ним
  7. Виды и типы
  8. Места расположения и высота
  9. Расчет количества
  10. ТО устройств и проверка
  11. Периодичность
  12. Срок годности и перезарядка
  13. Законодательная база
  14. Ответственный за ПБ
  15. Штрафы и наказание
  16. Профилактика пожаров в школе
  17. Выводы

Пожарная безопасность в школе

Формально правил пожарной безопасности (ППБ) конкретно для школ не существует. Это основная трудность для руководящего состава и ответственных лиц. Однако, учесть все факторы, ограничения и стандарты вполне реально, если знать, какими нормативными актами контролируется «противопожарный режим».

На заметку. Для ознакомления МЧС издает ведомственные правила, разъясняющие требования ППБ для школ ППБ-101-89. Также общие нормы пожарной безопасности в образовательных учреждениях прописываются (с выдержками из законов) в сборнике рекомендаций МЧС (Приложение 1), действующим по состоянию на 2019–2020 гг.

Правила

ППБ для школ, базирующиеся на постановлении о противопожарном режиме – весьма объемный документ. В нем учтена каждая деталь: количество огнетушителей в здании, требования к автоматическим системам пожарной защиты, способы хранения легковоспламеняющихся материалов, порядок уборки помещений, содержание электрощитков и т. д. Об этих и других правилах информация приводится ниже.

Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе

Требования к зданиям и помещениям

Строительные нормы, как правило, учитываются при проектировании здания, коммуникаций. Однако, монтаж систем пожаротушения также считается формой реконструкции, поэтому школы проверяются на соответствие СНиП и ГОСТ.

По классу пожароопасности школы относятся к категории Ф4.1. Это значит, что на этаже должно находиться как минимум 2 пожарных выхода (эвакуационных), а число эвакуационных выходов на первом этаже должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Предел огнестойкости несущих конструкций рассчитывается поэтажно и не может быть ниже значения R45.

Здания школ оснащаются пожарными лестницами выдвижного типа. Отделка и облицовка стен кабинетов, путей эвакуации регламентируются, помимо вышеперечисленных актов, Техрегламентом РФ.

Система пожаротушения

Пожарная автоматика в обязательном порядке снабжается сигнализацией с подключением к диспетчерской МЧС (ЦУС).

Нормы для установок пожаротушения:

В общеобразовательных учреждениях используются установки водяного типа (спринклерные, дренчерные). При этом пожарный водопровод устанавливается только в школах-интернатах. Остальные учреждения обходятся наружными гидрантами, резервуарами, трубопроводами, которые обслуживаются администрацией города.

Допускается применение огнетушителей порошкового и газового типа в кабинетах информатики, технологии, химии, физики, а также технических помещениях и архивах (стационарные и автономные устройства).

Огнетушители в школе

Согласно противопожарному режиму, на каждом этаже школы устанавливается минимум 2 огнетушителя. Масса их заряда подбирается с учетом общей площади, пожарооопасности материалов (пластик, дерево, бетон). Однако, если на этаже находится помещение со взрывоопасной техникой или веществами, количество огнегасящих устройств увеличивается на столько единиц, чтобы заряда хватило на тушение одновременно всех возможных очагов.

Поэтому вопрос, сколько в школах должно быть огнетушителей, неуместен. Ведь пожароопасность объекта рассчитывается индивидуально.

В 2020 году уже действует ГОСТ о пожарных капсулах (0,5 кг), которые тушат пламя при их вбрасывании в огонь. Несмотря на низкую эффективность, одного такого огнетушителя хватит, чтобы вырваться из огненной ловушки или выиграть время при эвакуации. Поэтому качество оснащения школ средствами пожаротушения зависит только от руководства.

Общие требования к ним

Современные модели средств пожаротушения разнообразны по наполнению и возможностям. От того, какая установлена норма огнетушителей в школах, зависит порядок эксплуатации оборудования. Чем сложнее (опаснее) агрегат, тем чаще проводится техобслуживание и периодические проверки на работоспособность.

Все устройства соответствуют требованиям безопасности при правильной эксплуатации. Баллоны не срабатывают без срыва чеки и предохранителя, имеют прочную стальную конструкцию, о чем свидетельствует документация на испытания.

Виды и типы

Далее рассмотрим, какие огнетушители должны быть в школе. Виды – переносные (до 20 кг) и передвижные (до 450 кг), самосрабатывающие или ручные – определяются площадью помещений, их пожарным риском. Типы устройств – порошковые, газовые, пенные – классом пожара.

Важно. Школьные лаборатории и кабинеты (химии, информатики, технологии и т. д.) оснащаются как минимум одним огнетушителем объемом 3–5 л в зависимости от того, что в кабинете может загореться. Порошковые и углекислотные модели используются в СИЗ и очках, пенные и водные нетоксичны, но предназначены для тушения ограниченного списка веществ.

Места расположения и высота

Пожарные шкафы (стенды) размещаются в доступном и видном издалека месте. Как правило, в коридорах огнетушители располагаются вдали от арок, дверей и со стороны окон (опорная ниша). В кабинетах устройства размещаются у кафедры (доски).

Есть правило, на какой высоте вешать огнетушитель от пола в школе. Передвижные (от 15 кг) крепятся к полу или стене. Главное требование – чтобы высота установки не превышала 1 м. Переносные вешаются на высоте до 1,5 метра. Схема и расположение огнетушителей в школах отображаются в плане эвакуации.

Огнетушитель на стене

Расчет количества

Чтобы произвести расчет того, сколько потребуется огнетушителей на всю школу, требуется знать технические параметры агрегатов (площадь тушения, масса заряда):

  1. Определяют класс пожароопасности помещений (с реактивами, электрооборудованием, ЛВЖ, техническими установками) – ст. 27 документа (в основном классы АБ).
  2. Рассчитывают площадь помещений, которые оснащаются огнетушителями в обязательном порядке, а также общую (по проекту БТИ). Это требуется для того, чтобы определить, сколько огнетушителей будет висеть в здании.
  3. Переходят к правилам противопожарного режима (Приложение 1, 2 Постановления Правительства №390), путем сопоставления данных определяют нужное количество. Для оборудования пожарных щитков используют отдельную таблицу.

Внимание! При расчете учитывают расположение огнетушителей (минимум 2 на этаж и по 1 во взрывоопасные кабинеты). Количество образцов может быть сокращено не более чем на половину – в школах действуют автоматические системы пожаротушения. Примеры подсчетов приводятся по ссылке (п. 2.4).

ТО устройств и проверка

Плановые проверки проводятся ежемесячно, поквартально, ежегодно ответственными за пожарную безопасность лицами. Специалистами проверяется давление в баллонах, вес заряда (утечки), целостность пломб.

ТО осуществляется на лицензированных станциях обслуживания (освидетельствование емкостей, перезарядка).

Проверка огнетушителя

Периодичность

Каждый вид огнетушителей имеет разные сроки обязательного ТО (один раз в год, два, пять). На периодичность техосмотра также влияют условия эксплуатации – температура, агрессивная среда, влажность, осадки.

Срок годности и перезарядка

Период эксплуатации огнетушителей ограничивается сроком службы оборудования (5–15 лет) и заряженного ОТВ (1–5 лет). Перезарядка осуществляется в случае использования ОТВ, после окончания срока его годности, а также при повреждении баллона или механизма ЗПУ.

Законодательная база

Основные типы огнетушителей регламентируются нормативными актами:

Качество огнетушителей оценивается по ГОСТ СПКП.

Ответственный за ПБ

Помимо директора, за пожарную безопасность в школах отвечает ведущий специалист по ПБ. Он занимается ведением документации по огнегасящему оборудованию, заполняет акт проверки огнетушителей в школах, проводит инструктажи и учебные эвакуации.

Кстати. Сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям и нормам, изложенным в законе о пожарной безопасности №69-ФЗ, приказе МЧС №645, приказе Минтруда №814н.

Штрафы и наказание

За несоблюдение обязанностей по ППБ (ст. 37 №69-ФЗ) директора школ, собственники зданий, главы муниципалитетов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Профилактика пожаров в школе

Процесс должным образом контролируется не только персоналом учреждения, но и ГПН МЧС.

Что понимается под профилактикой:

  1. Использование огнетушителей согласно инструкции.
  2. Контроль комплектности средств пожаротушения, их соответствия нормам.
  3. Своевременное ТО (закачка газа, порошка, раствора).
  4. Обучение персонала и школьников основам ПБ (эвакуация, эксплуатация огнетушителей).

План эвакуации при пожаре для школы

Выводы

Оснащение образовательных организаций огнетушителями – трудоемкий процесс, основанный на анализе целого свода законов. Чтобы определить нужное количество устройств, необходимо взять за основу общую площадь учебного заведения. Ведь без этого беспорядочное размещение огнетушителей не будет соответствовать нормам пожарной безопасности.

Противопожарный режим: новшества с января 2021 года

Ведущий юрист-консультант «Что делать Консалт»

1 января 2021 года вступают в силу новые правила противопожарного режима, которые важно учесть руководителям организаций. В статье мы рассказали об актуальных требованиях пожарной безопасности и новых разделах в нормативном акте.

С 01.01.2021 вступают в силу новые правила противопожарного режима, пришедшие на замену правилам, действующим с 2012 года. Кардинальных отличий новый нормативный акт не содержит, однако стоит обратить внимание, что появились новые разделы. В частности, в правилах установлены требования к проведению фейерверков , применению спецэффектов и огневых эффектов в зданиях во время массового пребывания людей на концертах и спортивных мероприятиях, а также условия разведения и использования открытого огня , в том числе и на садовом участке.

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Как известно, руководитель каждой компании обязан утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в отношении всех зданий, относящихся к ведению данного лица. Новые правила расширили требования к указанному документу.

С 2021 года в инструкцию, помимо прочего, необходимо включить информацию о путях доступа на каждый из объектов защиты. К таким объектам относятся, в частности, крыши, этажи. Также необходимо разработать порядок действия людей при блокировании в открытом состоянии турникетов, вращающихся дверей и иных устройств, которые затрудняют выход. Ещё одним нововведением стала обязанность отражения в инструкции информации о лицах, отвечающих за отключение «горячих» приборов, которые способны иметь на поверхности температуру свыше 90 градусов, устройств с открытым огнём .

Обязательным становится ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Кроме прочего, в нём необходимо будет фиксировать и проверки, по результатам которых составляются акты (протоколы), а также проверки на наличие повреждений покрывала для изоляции возгорания.

Средства противопожарной защиты

Эксплуатация огнезащитного покрытия после окончания гарантированного срока теперь возможна либо после повторной обработки покрытия, либо после обоснования расчётно-аналитическими методами годности действующего покрытия.

Испытания средств пожарной защиты необходимо проводить каждый год до их замены в случае отсутствия информации от производителя о возможности их эксплуатации сверх срока службы.

Путь к источником противопожарного водоснабжения должен быть указан светоотражающими или подключёнными к электроснабжению табличками, работающими в обязательном порядке ночью, по решению ответственных лиц – в дневное время.

Стоит обратить внимание, что поменяются нормы обеспечения огнетушителями . Но, как и прежде, огнетушители должны быть безопасны.

Уточнён также порядок расчёта высоты размещения огнетушителей на стене . Правилами установлено, что огнетушитель, как и прежде, размещается на высоте полутора метров, причём отметка в 1,5 метра должна быть на уровне верха корпуса огнетушителя.

Использование подвальных и цокольных этажей

В технических помещения запрещено размещение мастерских . Также не разрешается хранить мебель и другие предметы.

В цокольных и подвальных этажах установлен запрет на размещение детских досуговых организаций. Единственное исключение – если такая возможность предусмотрена проектом.

Если технические помещения не эксплуатируются, то доступ туда должен быть закрыт . При этом на двери должна быть размещена информация о том, где находятся ключи.

Объекты с массовым пребыванием людей

Массовость пребывания может быть определена на основании норматива или при отсутствии норматива – из расчёта один человек на не менее чем квадратный метр .

Что касается учебной эвакуации, то теперь она не только сотрудников объекта, но и посетителей, покупателей и иных лиц . Проводить такие учения необходимо не реже одного раза в полугодие.

Изменены требования безопасности к объектам массового пребывания людей. Теперь любой из этих объектов должен иметь электрические фонари и средства индивидуальной защиты из расчёта не менее одного фонаря и СИЗ на одного дежурного. Проверка наличия будет проводиться каждый год .

В правилах установлен запрет на замену топлива в котельных в зданиях с массовым пребыванием людей с твёрдого на жидкое и газообразное.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты не должны совпадать по времени с периодом проведения массового мероприятия, если такие работы влекут отключение названных систем.

Организации торговли

Размещение торговых и игровых автоматов не должно привести к уменьшению ширины путей эвакуации.

Медицинские организации

Каждая дежурная бригада медицинского учреждения с пребыванием лежачих больных должна быть обеспечена комплектом средств индивидуальной защиты глаз и органов дыхания.

При этом запрещается загромождать проходы в палатах столами, стульями и иными предметами. Установлено минимальное расстояние между кроватями – 0,8 м, ширина центрального прохода – 1,2 м. Группирование в палате более двух кроватей также под запретом.

АЗС

На автоматических АЗС, которые работают без оператора, противопожарные мероприятия должны проводиться в автоматическом или дистанционном режиме . Кроме того, на всех АЗС запрещено заправлять топливо в канистры .

Строительные работы

Схемы проезда к источникам пожарного водоснабжения должны быть размещены на въезде строительной площадки.

Запрещается оставление на рабочих местах после окончания смены горючих и легко воспламеняемых материалов, в том числе утеплителей, рулонные материалы.

Огневые работы

Минимум 4 часа необходимо наблюдать за местом проведения огневых работ.

Теперь наряды-допуски для огневых работ организации будут разрабатывать самостоятельно. Однако необходимо обеспечить наличие обязательных реквизитов на бланке. Перечень таких реквизитов установлен правилами. Наряд-допуск может быть оформлен и в электронном виде с применением ЭЦП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: