Может ли взорваться огнетушитель? - VISTAGRUP.RU

Может ли взорваться огнетушитель?

Может ли взорваться огнетушитель в автомобиле?

На автомобильных форумах встречаются истории, связанные с внезапным срабатыванием старых огнетушителей. Люди пишут, что их старые огнетушители взрываются прямо в салонах. Часто это происходит летом при долговременном перегревании баллона внутри транспортного средства, которое под прямыми солнечными лучами нагревается до 50-60 градусов. Водитель возвращается к машине вечером после работы, а интерьер полон белого порошка. При этом иногда страдают уплотнители дверей и даже клапан в багажнике, которые не выдерживают резкого нарастания давления внутри кабины. Что же все-таки приводит к проблемам с огнетушителем и как от них защититься?

Давление в 300 атм.

На рынке автомобильных огнетушителей представлены два типа устройств. Меньшее распространение имеют порошковые варианты (ОП), которые заполнены химический смесью, превращающейся в пену при распылении. Давление внутри баллона должно составлять от 1,2 МПа до 1,7 Мпа, что эквивалентно 17 бар или 17 атм. Срок службы такого устройства равен четырем-пяти годам, после чего требуются замена рабочего вещества и накачка баллона.

Углекислотные огнетушители (ОУ) более распространены вследствие своей надежности, простоты использования и долговечности.

Они отличаются наличием воронки или раструба черного цвета, предназначенных для распыления углекислоты, которая вытесняет воздух и охлаждает очаг пожара. В некоторых автомобильных вариантах с массой газа в 2 кг рабочее давление достигает 2,5 МПа, или 25 бар. Для сравнения: внутри хорошо накачанного автомобильного колеса давление воздуха в 10 раз ниже.

Огнетушители более крупного размера, чем ОУ-2, имеют другое давление. В больших баллонах для грузовиков и автобусов с массой заряда в 5 кг давление составляет 5,7 МПа при 20 градусах тепла. При повышении температуры воздуха внутри салона или в багажнике универсала до 50 градусов оно нарастает и может достигать 15 МПа.

Крупные устройства, предназначенные для жилых и нежилых помещений — ОУ10, — имеют рабочее давление 14,7 МПа, а при аттестации нагружаются до 22.1 Мпа, что эквивалентно 220 атм.

В целом сварные швы металлического баллона могут выдерживать давление примерно в 1,3-1,5 раза больше критического, что приближается к 300 атм. Поэтому сам баллон взорваться не может. А вот его механический клапан иногда не выдерживает роста нагрузки.

Срабатывание в салоне

С возрастом запорный механизм огнетушителя ослабевает, наблюдаются усталостные разрушения материала, и клапан может разрушиться при ударах или тряске. Последней каплей становится рост температуры и давления, приводящий к непреднамеренной разрядке. Огнетушитель не взрывается, но быстро выпускает содержимое в салон или багажник.

Как правило, в это время водитель или пассажиры не находятся в автомобиле. Но бывают случаи, когда огнетушители, прикрепленные к стенкам в автобусах, падают на пол и выпускают газ в кабину. Тогда необходимо срочно открыть люки и окна, чтобы выпустить углекислоту, а людям требуется покинуть помещение.

При срабатывании порошкового огнетушителя проблем для салона может быть больше. Потребуются химическая чистка и тщательная промывка многих скрытых мест в салоне, хотя для здоровья людей вреда он не представляет.

При качественном спусковом клапане огнетушитель может храниться около 3-5 лет. При этом от водителя требуется его периодическая проверка. На обоих типах огнетушителей на баллоне есть манометр, показывающий уровень сжатия газа. Если стрелка стоит в зеленой или желтой зоне, то устройство работоспособно. При снижении давления стрелка уходит в красную зону, и огнетушитель требует перезарядки.

Если уже через полгода хранения наблюдается заметное падение давления в баллоне, то от такого устройства лучше избавиться, не дожидаясь его полной разрядки.

Менять исправный огнетушитель лучше через 7 лет хранения, чтобы предотвратить возможные проблемы с его работой. При долгом нахождении под давлением распылитель или клапан может уже не обеспечить правильного распыления рабочей смеси.

Что делать, если взорвался огнетушитель

Противопожарные устройства встречаются практически на каждом шагу. Но зачастую люди плохо себе представляют, как ими пользоваться и что делать, если произошел нестандартный случай. Например, взрыв или воспламенение.

  1. Огнетушитель
  2. Описание устройства
  3. Назначение
  4. Технические характеристики
  5. Принцип работы
  6. Взрыв огнетушителя
  7. Может ли это произойти
  8. Основные причины
  9. Порядок действий при взрыве
  10. Правила обращения с огнетушителем
  11. С порошковым
  12. С углекислотным
  13. С пенным
  14. С газовым
  15. Правила оказания первой помощи
  16. Требования ГОСТа к огнетушителям
  17. Нормативные документы
  18. Меры предосторожности и профилактика взрыва
  19. Выводы

Огнетушитель

Это агрегат для ликвидации пожара, установленный в доступном месте.

Описание устройства

Привычный огнетушитель выглядит как баллон красного цвета с черным рычагом в торце. Есть и другие типы устройств, но для их активации не нужно участие человека. Будем рассматривать наиболее стандартный вариант.

Детальная информация видна на видео:

Назначение

Как ясно из названия, это оборудование применяется для тушения огня. Наиболее эффективно его использование на начальной стадии пожара. Если площадь возгорания не превышает технических возможностей огнетушителя, то вероятность избежать распространения пламени очень велика.

Также устройство используют для того, чтобы очистить эвакуационные проходы от огненной стихии или отрезать ей путь на другие территории.

Технические характеристики

Все инженерные показатели, дающие понимание возможностей устройства, указываются в паспорте.

К ним относятся:

  • масса заправленного изделия;
  • марка огнетушащего вещества (ОТВ) и его состояние (жидкость, порошок);
  • вес ОТВ;
  • давление;
  • время срабатывания огнетушителя;
  • продолжительность работы;
  • защищаемая площадь;
  • параметры среды содержания изделия;
  • класс пожара, при котором использование агрегата будет эффективным;
  • срок годности.

Технические характеристики.

Все технические характеристики выносятся также на этикетку, наклеенную на корпус огнетушителя. Там же располагается инс-трукция, как правильно активировать устройство и применять его.

Принцип работы

Действие всего пожарного оборудования основано на выталкивании ОТВ из корпуса. Для этого внутри емкости создается давление. Принцип его образования зависит от типа устройства, находящегося в нем состава.

Взрыв огнетушителя

При нарушении правил хранения изделия есть вероятность возникновения нестандартных ситуаций. Рассмотрим, насколько реальна опасность вскрытия оболочки устройства.

Может ли это произойти

В сети размещено большое количество видео, показывающее, как взрывается баллон. Есть фото, на котором видно горящий огнетушитель.

Все эти материалы показывают, что случаи нарушения целостности корпуса устройства и его возгорания возможны.

Основные причины

Для любого противопожарного оборудования в прилагаемой к нему документации указываются условия хранения и эксплуатации. Обычно это запрет на установку устройства под прямыми солнечными лучами, вблизи от источников открытого огня. Температура окружающей среды при этом не должна превышать +50 градусов по Цельсию.

Летом, когда на улице сильная жара, а автомобиль припаркован на самом солнце, температура внутри может подняться до 80 градусов и выше. При нагревании вещество в баллоне начинает расширяться, давление увеличива-ется. При малейших дефектах корпуса (заводских или механических) возможен взрыв огнетушителя.

Если устройство размещено возле открытого пламени, то краска, нанесенная на корпус, может вспыхнуть. Когда огнетушитель горит, поднимается его температура, что также приводит иногда к вскрытию баллона.

Детальная информация видна на видео:

Порядок действий при взрыве

Чаще всего нарушение оболочки происходит на порошковых устройствах, хотя теоретически такое возможно и с углекислотным агрегатом.

Когда огнетушитель взорвался в машине, например, в багажнике, то надо дождаться выхода ОТВ. Если изделие было заполнено порошком, практически сразу можно приступать к ликвидации аварии. Лучше всего прикрыть нос и рот респиратором, а глаза – очками, т. к. мелкодисперсные смеси могут раздражать эти органы.

В случае заполнения баллона диоксидом углерода следует подождать, пока выветрятся газообразные вещества. Ни в коем случае нельзя прикасаться голыми руками к поверхностям, остаткам корпуса, покрытым пленкой. Состав углекислотного устройства при активировании имеет очень низкие значения температур (–70 °C), можно получить обморожение.

Если взрыв произошел там, где много народа (в маршрутке, автобусе, школе) и есть жертвы, то следует в первую очередь вызвать скорую помощь. Затем можно приступать к осмотру людей, находящихся в зоне аварии. Объем мероприятий зависит от характера ранений.

Травмы от разлетевшихся осколков корпуса, поражение слизистых оболочек веществом из баллона, ожоги (при взрыве углекислотного устройства) следует обработать в соответствии с порядком оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Читайте также  Огнетушитель опу 5 технические характеристики

Правила обращения с огнетушителем

Для того чтобы избежать загорания или взрыва противопожарного оборудования, важно придерживаться условий его хранения и эксплуатации.

Правила работы с огнетушителем.

Общие требования для устройств всех типов:

  • соблюдать температурный режим;
  • не допускать прямого попадания солнечных лучей на корпус;
  • устанавливать не ближе двух метров от источника открытого огня.

Но есть и специальные правила для огнетушителей с ОТВ разных видов.

С порошковым

Несмотря на то что 90% вскрытия оболочки происходит именно с этим типом устройств, особых дополнительных требований по хранению и использованию не предъявляется.

Газогенераторные изделия надо отдавать на проверку раз в 4 года. Закачные варианты контролируются ежегодно.

При использовании желательно применять защиту для органов зрения и дыхания, так как порошок оказывает раздражающее действие на них. А у аллергиков может спровоцировать приступ.

С углекислотным

Устройства этого типа опасны низкой температурой ОТВ. При пользовании таким огнетушителем надо помнить, что рычаг, вентиль, шланг при подаче вещества лучше не трогать, не допускать попадания смеси на открытые участки тела, так как температура состава достигает минус 70 градусов и можно получить обморожение.

Диоксид углерода также иногда становится причиной химического ожога кожи.

С пенным

Такие огнетушители наполнены жидким ОТВ. Их лучше не хранить долго при низких температурах. В мороз состав может замерзнуть. В результате при необходимости активации устройство просто не сработает. После того как изделие будет перемеще-но в помещение с положительными значениями на градуснике, и вещество разморо-зится, могут поменяться свойства субстанции не в лучшую сторону.

В настоящее время в ОТВ устройств добавляют вещества, которые понижают порог замерзания. Для большинства пенных огнетушителей граница рабочей температуры установлена минус 30 градусов.

Единственная опасность этого устройства для человека состоит в том, что в некоторых моделях большая сила струи при срабатывании. Поэтому при мощном потоке ОТВ из раструба не стоит направлять его в сторону других людей во избежание травмирования.

С газовым

Хладоновые огнетушители имеют тот же принцип действия, что и углекислотные. Соответственно характеризуются теми же поражающими факторами.

При их использовании надо избегать повреждения кожного покрова низкими температурами и химически активными веществами.

Детальная информация видна на видео:

Правила оказания первой помощи

При взрыве огнетушителя возникают несколько типов поражений человека.

Во-первых, это механические повреждения кожного покрова. В этом случае надо остановить потерю крови, промыть рану и закрыть ее стерильной повязкой.

Во-вторых, это попадание химических веществ (порошка) в глаза, нос, рот. Наилучшим решением будет сразу промыть чистой водой слизистые оболочки.

В-третьих, это ожоги, вызванные активными химическими соединениями. Следует удалить с кожного покрова остатки вещества при помощи воды и наложить на рану стерильную повязку.

При обморожении достаточно закрыть поврежденное место салфеткой, закрепив ее бинтом.

В любом случае после оказания первой помощи пострадавшего должен осмотреть медицинский работник, который и примет решение о способах дальнейшего лечения.

Требования ГОСТа к огнетушителям

Для минимизации несанкционированного вскрытия оболочки все устройства проходят контроль в соответствии с государственным стандартом Р 51057-2001.

В параграфе «Методы испытаний» (п. 9) описы-ваются стенды для контроля технических характеристик, время и сила нагрузок.

Отдельно выделяют проверку корпуса изделия давлением на прочность (пп. 9.16–9.18).

Также приводятся расчетные формулы для определения средних значений силы струи, остатка заряда устройства, кратности пены и другие.

Всего ГОСТ описывает проведение испытаний по 39 параметрам.

Нормативные документы

В государственном стандарте представляются требования к самому оборудованию. Порядок размещения, хранения, эксплуатации описаны в Своде правил МЧС (СП 9.13130.2009).

Этот документ регулирует соблюдение нормативных условий к параметрам установки и проверки огнетушителей, а также способы и частоту контроля со стороны надзорных органов.

Меры предосторожности и профилактика взрыва

Если соблюдать правила хранения и эксплуатации оборудования, то на вопрос, может ли взорваться огнетушитель, ответ скорее отрицательный.

Несанкционированное вскрытие баллона, возгорание на корпусе изделия может произойти:

  • при размещении устройства ближе, чем в двух метрах от открытого огня;
  • вследствие разогрева корпуса выше нормативных показателей температур (при попадании прямых солнечных лучей, если оставить его в жару в закрытом неохлаждаемом помещении, например, в авто);
  • из-за механического повреждения корпуса.

Соблюдая меры предосторожности при хранении огнетушителя, можно быть уверенным в безопасности эксплуатации устройства.

Выводы

Противопожарное оборудование – это сложный механико-химический комплекс. При его установке и применении необхо-димо учитывать все нормативные параметры.

Соблюдение температурного режима, отсутствие механических нагрузок, правильно выбранное место хранения гарантируют работоспособность огнетушителя в течение всего срока действия.

Возгорание и/или взрыв изделия говорит о том, что были нарушены обязательные для исполнения параметры эксплуатации.

Может ли огнетушитель возрваться в автомобиле?

На автомобильных форумах можно встретить много историй о том, как в транспортном средстве взрывались огнетушители. При этом во многих случаях фигурирует именно старое оборудование. Чаще всего это происходит в летнее время, когда баллон перегревается после длительного пребывания под солнечными лучами. Средство внутри может нагреваться до 60 градусов. Водитель возвращается в автомобиль вечером или утром, а весь салон залит белым порошком. Страдать от взрыва могут уплотнители дверей и даже клапан в багажнике. Но что может привести к подобным проблемам в огнетушителе?

Давление в баллоне должно находиться на определенном уровне — 1.2-1.7 МПа. Это эквивалентно 17 атм

На рынке автомобильных огнетушителей присутствует 2 типа устройств. Меньше всего среди водителей распространены порошковые. Они заполнены химической смесью, которая во время распыления превращается в пену. Давление в баллоне должно находиться на определенном уровне — 1.2-1.7 МПа. Это эквивалентно 17 атм. Срок службы огнетушителя должен быть указан на корпусе или этикетке. Как правило, он составляет 4-5 лет. После этого рабочее вещество нужно заменять.

Большее распространение получили углекислотные огнетушители. Они отличаются надежностью, простотой эксплуатации и долговечностью. В их конструкции предусматривается воронка или раструб черного цвета. Именно из них распыляется вещество, которое вытесняет из пространства воздух и охлаждает очаг возгорания.

В некоторых моделях, используемых в автомобиле, с массой газа 2 кг, рабочее давление может достигать 25 бар. Напомним, что внутри хорошо накаченного колеса автомобиля давление почти в 10 раз меньше. Более крупные огнетушители имеют другое давление.

Сварные швы баллона из металла могут выдерживать давление почти в 1.5 раза больше критического — до 300 атм. Поэтому баллон самостоятельно взрываться не способен

В грузовых автомобилях используются устройства, с массой заряда 5 кг. Давление здесь достигает 57 бар при 20 градусах тепла. Если в салоне повышается температура воздуха до 50 градусов, давление нарастает и может доходить до 150 бар. Для жилых и нежилых помещений используются крупные устройства ОУ10. Они отличаются рабочим давлением 147 бар, а во время аттестации показатель может достигать 220 атм.

Сварные швы баллона из металла могут выдерживать давление почти в 1.5 раза больше критического — до 300 атм. Поэтому баллон самостоятельно взрываться не способен. Но в его конструкции есть элемент, который может не выдержать такой нагрузки — механический клапан. С возрастом этот механизм начинает ослабевать. Удары во время движения только усугубляют ситуацию. Последняя капля в таком случае — критическое повышение температуры в салоне. Но огнетушитель при этом не взрывается, а просто выпускает содержимое наружу.

При нормальном хранении огнетушитель может прослужить полный срок. Однако от автомобилиста требуется следить за его состоянием

Чаще всего при взрыве клапана водители и пассажиры не находятся в салоне. Но бывают случаи, когда устройства, закрепленные на стене, падают на пол и выпускают газ в салон. Тогда нужно срочно открыть все окна и двери, чтобы выпустить углекислый газ. Если сработает порошковый огнетушитель, проблем для салона автомобиля может быть еще больше. После этого потребуется проводить химчистку.

При нормальном хранении огнетушитель может прослужить полный срок. Однако, от автомобилиста требуется следить за его состоянием. Для этого на корпусе устройства есть манометр, который показывает уровень сжатия газа. Если стрелка находится в зеленой или желтой зоне, устройство исправно. Если же давление снижается, стрелка уходит в красную зону, а огнетушитель нуждается в разрядке.

Читайте также  Сравнение огнетушителей углекислотных и порошковых

Итог. Огнетушитель — обязательное устройство в автомобиле. У некоторых устройств из строя рано выходит механический клапан, из-за чего содержимое огнетушителя с хлопком вырывается наружу. Предотвратить такую проблему можно, если следить за манометром.

Взорвался огнетушитель

Сегодня пришел в гараж и обнаружил, что в машине все поверхности покрыты где тонким, а где и толстым слоем белого порошка без запаха :-(
Оказалось, что вырвало головку (или как она там называется) огнетушителя. Первый вывод приятный — хорошо, что машина была в гараже и не ехала. Второй, тоже приятный — меня в этот момент в машине не было. Третий — порошка туда насовали от души, хватило зас.. ть весь салон, так что в случае применения по назначению, наверное хватило бы и что-то потушить. Лишний раз похвалил себя за то, что имею привычку оставлять окно немного приоткрытым, когда ставлю машину в гараж (типа, чтобы проветривалась). Судя по разлету порошка скачок давления был приличный, если бы все окна были задраены, могло что-нибудь и вылететь. Пол дня убил на чистку, купил новый огнетушитель :-)

Важно выяснить причину, дабы в дальнейшем такого не было.

Мой шеф возил огнетушитель перезаправлять (не знаю как сейчас, а в конце 90-х такой сервис был), и на обратном пути аналогичная фигня произошла НА ХОДУ!
Хорошо, что огнетушитель лежал в задней части Isuzu Trooper, там места довольно много. Да и нервы у того мужика крепкие. Так что все ограничилось засранным салоном (счет за мойку-чистку оплатила конторка, заправлявшая огнетушители).
А если бы какая-нибудь тесная малолитражка — мало что шок от неожиданности, так еще и пена была бы повсюду, реально разбиться можно.

Я, вот тоже давно хочу огнетушитель купить. Теперь буду знать, что его закрепить желательно

Я, вот тоже давно хочу огнетушитель купить.

пьянь
Я, вот тоже давно хочу огнетушитель купить. Теперь буду знать, что его закрепить желательно

ничего себе желательно. епт, это емкость под давлением!
(в большинстве случаев)

конечно, если жить устали, то можно и не закреплять пусть свободно летает по салону и бьется обо что ни попадя.

Порошковый огнетушитель-хрень полная. Туда сколько не напихай порошка, все равно хрен чего потушишь. Углекислотный покупать надо.

x32
ничего себе желательно. епт, это емкость под давлением!

Gnom S
Порошковый огнетушитель-хрень полная. Туда сколько не напихай порошка, все равно хрен чего потушишь. Углекислотный покупать надо.

+1. Но он требует внимания, больше, чем «красные дезодоранты».

Gnom S
Порошковый огнетушитель-хрень полная. Туда сколько не напихай порошка, все равно хрен чего потушишь. Углекислотный покупать надо.

То, что я про шефа рассказывала. Углекислотный был. Вентиль сорвало, насколько помню.

так как же салон «засрало»? Инеем?

ober
так как же салон «засрало»? Инеем?

Да хз. Машину после происшествия видела: какие-то разводы в багажном отсеке были. Возможно, инеем просто размазало имеющуюся пыль.
Так или иначе, заправщики огнетушителей оплатили мойку салона, причем без звука. Признали, что это из-за них случилось.

Возможно, перелили углекислоты.

Угу.
Вообще-то оплата счета автомойки — это супергуманно по отношению к таким работничкам, ИМХО.
Едешь вот спокойно, и вдруг за спиной начинает шпарить огнетушитель. Не для слабонервных.
Интересно, какие перспективы были бы в суде, если бы человек дернулся и сделал ДТП?

Что самое интересное, наличие огнетушителя в салоне автомобиля является обязательным, а вот штатных мест крепления для него нет :-(

Daina
Так что все ограничилось засранным салоном (счет за мойку-чистку оплатила конторка, заправлявшая огнетушители)

а нахрена штатное место если огнетушитель сгорит со всем вместе
вобще помогают только огнетушители установленные под капотом с автоматическим срабатыванием, только при их установке надо узнавать у производителя куда их можно ставить чтобы при аварии он делов не наделал

огнетушитель сгорит со всем вместе

помогают только огнетушители установленные под капотом с автоматическим срабатыванием

поетому я его и вожу в багажнике. да еще в коробке пластиковой. и не засрет.. и достать можно за 7 секунд. проверял

Нисан Ноут, месяца непрошло еще с момента покупки, Вопрос крепления огнетушителя н=меня начал волновать сразу после покупки оного т.к. места в багажнике дохера и он болтается чстрашно. Вчера сработал, сука, прямо при переезде рязанки, слава богу неискугался, открыл находу окна в салоне и вкючил вентилятор на всю. когда закончил переезд припарковался посмотреть как там дела. Все белое кроме месть под аптечкой и знаком. Убирать пока нестал т.к. новый огнетушитель ище не купил(не успел) Да и ктонить вкурсе их заправляют?

Фоты огнетушителя по-разборчивей можно?
Может модель какая дибильная.. Чтоб не брать

Я на Оке ездил. Там штатное место под ногами водителя. так пенный огнушитель сработал во время езды. В салоне было около 45С и плюс! Прямо под этим местом проложена выхлопная труба.

SwD
Фоты огнетушителя по-разборчивей можно?
Может модель какая дибильная.. Чтоб не брать

Вогнегасник порошковий ВП-1-ВС

пьянь
Я это прекрасно понимаю, просто не задумывался как то. У жены в машине убрал в подполье багажника, просто потому, что мешался. Надо бы проверить, чтобы он там об запаску не стучался.

Интересно, а вслучае чего (тьфу-тьфу) достать огнетушитель оттуда кто-нибудь успеет.

Может ли взорваться огнетушитель в автомобиле?

Баллон с химическим наполнением для тушения огня находится под давлением в 58 атм, а при нарастании температуры оно увеличивается до 150 атм. Может ли баллон сработать прямо в салоне транспортного средства?

На автомобильных форумах встречаются истории, связанные с внезапным срабатыванием старых огнетушителей. Люди пишут, что их старый огнетушитель взорвался прямо в салоне машины. Часто это происходит летом при долговременном перегревании баллона внутри транспортного средства, которое под прямыми солнечными лучами нагревается до 50-60 градусов. Водитель возвращается к машине вечером после работы, а интерьер полон белого порошка. При этом иногда страдают уплотнители дверей и даже клапан в багажнике, которые не выдерживают резкого нарастания давления внутри кабины. Что же все-таки приводит к проблемам с огнетушителем и как от них защититься.

Давление в 300 атм

На рынке автомобильных огнетушителей представлены два типа устройств. Меньшее распространение имеют порошковые варианты (ОП), которые заполнены химический смесью, превращающейся в пену при распылении. Давление внутри баллона должно составлять от 1,2 МПа до 1,7 Мпа, что эквивалентно 17 бар или 17 атм. Срок службы такого устройства равен четырем-пяти годам, после чего требуется замена рабочего вещества и накачка баллона.

Углекислотные огнетушители (ОУ) более распространены вследствие своей надежности, простоты использования и долговечности.

Они отличаются наличием воронки или раструба черного цвета, предназначенных для распыления углекислоты, которая вытесняет воздух и охлаждает очаг пожара. В некоторых автомобильных вариантах с массой газа в 2 кг рабочее давление достигает 2,5 МПа или 25 бар. Для сравнения внутри хорошо накаченного автомобильного колеса давление воздуха в 10 раз ниже.

Огнетушители более крупного размера, чем ОУ-2, имеют другое давление. В больших баллонах для грузовиков и автобусов с массой заряда в 5 кг давление составляет 5.7 МПа, при 20 гр тепла. При повышении температуры воздуха внутри салона или в багажнике универсала до 50 гр. оно нарастает и может достигать 15 Мпа.

Крупные устройства, предназначенные для жилых и нежилых помещений ОУ10 имеют рабочее давление 14.7 МПа, а при аттестации нагружается до 22.1 Мпа, что эквивалентно 220 атм.

В целом, сварные швы металлического баллона могут выдерживать давление примерно в 1,3-1,5 раза больше критического, что примерно приближается в 300 атм. Поэтому сам баллон взорваться не может. А вот его механический клапан иногда не выдерживает роста нагрузки.

Срабатывание в салоне

С возрастом запорный механизм огнетушителя ослабевает, наблюдаются усталостные разрушения материала, и клапан может разрушиться при ударах или тряске. Последней каплей становится рост температуры и давления, приводящие к непреднамеренной разрядке. Огнетушитель не взрывается, но быстро выпускает содержимое в салон или багажник.

Читайте также  Места установки огнетушителей в помещении

Как правило, в это время водитель или пассажиры не находятся в автомобиле. Но бывают случаи, когда огнетушители, прикрепленные к стенкам в автобусах, падали на пол и выпускали газ в кабину. Тогда необходимо срочно открыть люки и окна, чтобы выпустить углекислоту, а людям требуется покинуть помещение.

При срабатывании порошкового огнетушителя проблем для салона может быть больше. Потребуется химическая чистка и тщательная промывка многих скрытых мест в салоне. Хотя для здоровья людей вреда он не представляет.

При качественном спусковом клапане огнетушитель может храниться около 3-5 лет. При этом от водителя требуется его периодическая проверка. На обоих типах огнетушителей на баллоне есть манометр, показывающий уровень сжатия газа. Если стрелка стоит в зеленой или желтой зонах, то устройство работоспособно. При снижении давления стрелка уходит в красную зону и огнетушитель требует перезарядки.

Если уже через полгода хранения наблюдается заметное падение давления в баллоне, то от такого устройства лучше избавиться, не дожидаясь его полной разрядки.

Менять исправный огнетушитель лучше через 7 лет хранения, чтобы предотвратить возможные проблемы с его работой. При долгом нахождении под давлением распылитель или клапан могут уже не обеспечить правильного распыления рабочей смеси.

Эксперимент Автобизнеса: удастся ли потушить огонь просроченным огнетушителем

Пока белорусы продолжают стоять в очередях на прохождение техосмотра, Автобизнес решил затронуть тему огнетушителей – вещи, без которой вам не удастся получить заветное разрешение. Заодно мы провели небольшой эксперимент с просроченными и не только огнетушителями.

Один новый и четыре просроченных

У автовладельцев, которые недавно прошли гостехосмотр, вероятнее всего, на вооружении будет “свежий” огнетушитель. Хотя хватает и тех, кто берет его только на время прохождения осмотра. Одни ездят с тем, что досталось от предыдущего владельца, не глядя на сроки, другие и вовсе не заморачиваются этим вопросом и эксплуатируют автомобиль без баллона.

В соответствии с действующим законодательством в легковом автомобиле должен быть один огнетушитель массой не менее 1 кг. Например, в строительном магазине такой можно приобрести за 20 рублей с копейками. Однако для нашего эксперимента мы все же решили купить огнетушитель с двумя килограммами огнетушащего вещества. Он на 4 рубля дороже – 24,47. Разница в объеме двукратная, а в цене – незначительная.

Помимо одного нового огнетушителя раздобыли четыре просроченных. Самый старый был выпущен в 1998 году, самой «молодой» – в 2011-м.

Огонь!

Поджигать целую машину не будем – очевидно, что даже нового огнетушителя малого объема вряд ли хватит, чтобы справиться с огнем. Поэтому для эксперимента мы взяли обшивку дверей от Ford Galaxy и подожгли с помощью газовой горелки.

Первым на борьбу с огнем был брошен 500-граммовый огнетушитель российского производства. Информация о годе выпуска не уцелела, однако с учетом изображения Volkswagen Phaeton на картинке можно смело предположить, что выпущен он не раньше 2002 года. Срываем чеку, направляем в сторону огня, нажимаем на рычажок – и понимаем, что ничего не происходит.

Отбрасываем его в сторону и переходим к самому возрастному участнику эксперимента – огнетушителю бельгийского производства, выпущенному в 1998 году. Срываем чеку, нажимаем на курок – и получаем достаточно неожиданный результат! Выпущенный 23 года назад огнетушитель оказался рабочим – за считаные секунды мы потушили горящую дверную обшивку.

После очередного поджога взялись за огнетушитель в пластиковом корпусе, который, как и первый участник нашего эксперимента, был произведен в России. Одинаковой была не только страна происхождения, но и результат – огнетушитель оказался нерабочим.

На помощь российскому «коллеге» снова отправился огнетушитель, произведенный в ЕС. Девайс польского производства, выпущенный в 2011 году, оказался рабочим и без проблем затушил горящую деталь. Однако в отличие от «старичка» из Бельгии после нажатия на рычажок польский огнетушитель продолжил достаточно шумно спускать давление и в результате через пару минут стал полностью непригодным для применения.

Последним бороться с огнем предстояло только что купленному за 24 рубля 47 копеек огнетушителю белорусского производства. Он справился за считаные секунды, струя была заметно мощнее, чем у двух просроченных огнетушителей. Однако, как и польский «коллега» 2011 года, новый белорусский девайс продолжил стравливать воздух после использования. Вряд ли это можно назвать существенным минусом, ведь огнетушитель предназначен для разового использования. Если представить ситуацию, что с первой попытки вы не до конца ликвидировали очаг возгорания и через пару минут вам придется снова тушить огонь, такой нюанс может сыграть злую шутку.

«Килограммового огнетушителя хватит только для прохождения техосмотра»

Герой нашей статьи про ярко-желтую Audi A3 Дмитрий Федук до лета прошлого года работал пожарным и знает , что автомобиль полностью сгорает за 5-7 минут .

Он рассказал Автобизнесу: «Каждая секунда на счету. Первым делом при обнаружении возгорания водителю необходимо отключить плюсовую клемму на аккумуляторе. А потом сразу же приступать к ликвидации очага возгорания. Порядка 80 процентов автомобильных пожаров происходит по причине короткого замыкания, именно поэтому так важно отключать питание. Реже автомобиль воспламеняется из-за попадания горюче-смазочных материалов, например, на выпускной коллектор».

Наилучшим методом борьбы с автомобильным возгоранием будет профилактика. Дмитрий советует следить за состоянием проводки автомобиля и стараться избегать «кустарного» вмешательства в электрооборудование. Не допускать течи масла и топлива, особенно в подкапотном пространстве.

«По сути, спасти автомобиль от полного выгорания под силу лишь водителю и только в том случае, если ему удастся на раннем этапе потушить очаг возгорания, – считает бывший сотрудник МЧС. – По закону в легковушке достаточно иметь килограммовый огнетушитель, но этого очень мало. По факту такой огнетушитель поможет вам лишь пройти техосмотр. Поэтому, если позволяет место, лучше иметь в автомобиле хотя бы два двухкилограммовых огнетушителя.

За три года работы пожарным мне несколько раз доводилось выезжать на тушение авто. Из моего опыта только в одном случае после возгорания автомобиль еще можно было восстановить и использовать. Парни быстро сообразили, отключили клемму и потушили огонь, но важно отметить, что машину тушили десятикилограммовым огнетушителем. Сотрудникам МЧС осталось лишь зафиксировать факт возгорания. В остальных случаях машины уже было не восстановить.

Автомобиль сгорает очень быстро, поэтому прибывшему наряду МЧС не удастся его спасти. В этом нет вины пожарных либо владельца, который поздно сообщит о возгорании. Машина разгорается мгновенно. Во время движения это не так заметно, но как только автомобиль останавливается, огонь начинает быстро его охватывать. Если вы видите, что автомобиль уже не спасти, то удалитесь на безопасное расстояние. Наименее опасны дизельные авто. Бензиновые могут взорваться, а от автомобилей, оборудованных ГБО, нужно держаться максимально далеко, особенно если речь идет о метане», – советует Дмитрий.

Наш вердикт

Ездить на автомобиле без огнетушителя – верх беспечности. Вы не только не оставляете шансов своему авто быть спасенным, но и подвергаете риску окружающих. Возлагать надежды на просроченный огнетушитель тоже весьма рискованное дело.

Как показал наш небольшой эксперимент, два из четырех огнетушителей с истекшим сроком годности оказались полностью нерабочими, два других были способны потушить огонь, но струя была заметно слабее, чем у нового. Так что советуем не скупиться и покупать огнетушители большей массы, нежели того требует законодательство. И, пожалуй, самое важное – следите за состоянием своего автомобиля. Профилактика – лучшее средство от пожара.

Эвакуация машин в базе Автобизнеса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: