Как заправить огнетушитель углекислотой? - VISTAGRUP.RU

Как заправить огнетушитель углекислотой?

Самостоятельная заправка баллонов CO2
Инструкция по самостоятельной заправки баллонов/резервуаров углекислым газом


Заправка СО2 через гибкий шланг
Заправка СО2 через жесткий металлический переходник
Как быть с заправкой если нет фирменного переходника
Для справки
Делаем вывод

Продолжаем: многие стрелки сталкиваются с трудностями заправки баллонов пистолета или винтовки углекислым газом (CO2). В приведенной ниже инструкции я постараюсь более подробно описать последовательность такой заправки. Весь материал был тщательно подобран. Помните, что все манипуляции с процедурой заправки вы проводите на свой стрех и риск. Будьте осторожны!

Первый способ задуть баллон углекислым газом

Как самому заправить баллон углекислым газом? Заправка CO2 всегда доставляла разные проблемы, то далеко, то дорого, а то и некогда. Один раз заправлял 2 лит. баллон и мне обошлось это дело в 400 руб. Заправляли там без взвешивания методом перелива из большого в маленький. По приезду домой взвесил и понял что за 400 руб. + дальняя дорога я прибрел 850 гр. газа. Понятно, что остался этим очень недоволен (было это два года назад). Потом были более грамотные заправки в пожарных конторах с большим количеством газа и дешевле (пожарные не переливают из одного в другой, а нагнетают с помощью спец. компрессора). Я это к тому, что все эти манипуляции происходили при мне и стало понятно, что это можно сделать самостоятельно методом перелива. Главное, что бы было место для хранения баллона-донора (в квартире такой здоровый держать как то не хочется). Ну, а теперь по порядку весь процесс.

Заправка СО2 через гибкий шланг

Переворачиваем баллондонор вентилем вниз. К баллону прикручиваем шланг высокого давления через который пойдет газ.

Берем баллон, который надо заправить (в данном случае 2 л.) и ставим на него переходник под шланг.

Определяем вес пустого баллона

Соединяем баллоны через шланг

Открываем вентиль на пустом баллоне. Также отрываем вентиль на баллоне-доноре. Появляется звук (тихое посвистывание). Примерно через 3-4 мин, когда явно слышимый звук исчезает. Закрываем вентиль на баллоне-доноре.

Отсоединяем заправляемый баллон.

Взвешиваем баллон и по разнице данных определяем сколько газа залили.

В данном случае получилось 950 гр. Снимаем переходник на шланг. На этом все. Замена 40 литрового баллона-донора обходится всего в 350 руб. В нем газа киллограм 19-20. Даже если заливать по 1 кг. заправка обходится в 17 руб. 50 коп. (напоминаю, что ранее мне это обошлось в 400 руб.). Ну а вообще дело не в экономии, просто очень удобно — когда надо тогда и заправил.

Второй способ задуть баллон углекислым газом

Заправка СО2 через жесткий металлический переходник

Такие переходники позволяют заправить маленький баллон от большого, маленький от маленького, заправить огнетушитель от любого баллона, заправить баллон от огнетушителя, подключить редуктор к любому баллону, подключить редукторы с двумя типами резьбы к огнетушителю, возможно еще, что-нибудь с чем-нибудь соединить.

Рассмотрим на примере заправки кислородных баллонов 1л от донора-огнетушителя 5 л (3.5 кг СО2). Переходник с огнетушителя резьба М16х1.5, на резьбу стандартного «советского» редуктора G3/4″.

Далее с помощью переходника заправим баллон 1л от огнетушителя. Методика и последовательность действий та же, что и с гибким шлангом, только вместо «шланга» металлический переходник. Кстати, видел подобные в продаже, правда для кислорода, с манометром посередине, цена 650 руб. Не забываем, при заправке от огнетушителя, он должен находиться в вертикальном положении горловиной вверх, при заправке от баллона, баллон донор горловиной вниз. А теперь сам процесс:

Баллон донор (огнетушитель) комнатной температуры, заправляемый баллон охлажден в лоджии до -17 гр. в результате баллон весом 2.09 кг стал весить 2.80 кг, т.е. в него удалось задуть 0.7 кг СО2, ровно столько сколько требуется.

Встречал утверждения, что баллон надо заправлять только пустой, т.е. необходимо его стравить перед заправкой. Думаю, что это полная ерунда. Проводим эксперимент. Берем второй баллон, вес с СО2 2.5 кг, т.е. СО2 400 гр. Подключаем к «системе заправки», заправляем, получаем общий вес 2.6 кг. Заправилось всего 100 гр. Заправляемый баллон имеет комнатную температуру. То же самое произойдет и при заправке полностью пустого баллона при одинаковых температурах. Так что получается, что при одинаковой температуре баллонов заправить баллон 0.7кг/1л не получается. Т.е. «нормально» заправить баллон не удастся. Выше, как мы видели в случае с заправки через гибкий шланг, удалось «залить» в двухлитровый баллон всего 950 гр., вместо положенных 1400 гр.! Т.е. примерно как и у меня во второй баллон, 0.5кг/1 л. Маловато однако будет! Попробуем исправить ситуацию. Выносим этот баллон в лоджию на час, температура за бортом -17 гр. Заправляем повторно, имеем: в баллон вошло положенных 0.7 кг.

Как быть с заправкой если нет фирменного переходника

Поделюсь своим опытом, как быть с заправкой если нет фирменного переходника, и при этом — как обойтись без токарных работ. И так нам надо заправить баллон-резервуар углекислым газом СО2, и у нас нет ничего для этого.
Требуется:
Тормозной шланг (если не ошибаюсь, Газель или УАЗ) — один фитинг М16*1.5, второй М12.
Втулка регулировки клапана ВАЗ 2101-2107 (фишка в том, что в ней внутренняя резьба М12)
Накидная гайка на 3/4 (только не от гибкой подводки — это полная дрянь, стенки бумажные. Гайки от американок тоже не очень — дырка слишком большая, и витков резьбы мало). Мне не удалось найти нормальную гайку от редуктора, неплохо подошла латунная редукционная муфта 3/4 — 1/2. Важно только, чтобы у нее опорная поверхность изнутри была сточена в плоскость, а не конусом.
Огнетушитель углекислотный

Собирается так:
Огнетушитель — Шланг тормозной — Муфта (Или гайка, если есть нормальная от редуктора) — Втулка регулировки — Прокладка.

Для справки

В виде общей информации о CO2.
1 литр газа CO2 весит 2 грамма. Соответственно, 1500-граммовый баллон вмещает 750 литров CO2.
В зависимости от температуры давление в баллоне меняется следующим образом, где С — градусы Цельсия:
0 C — 27 бар;
20C — 58 бар;
30C — 70 бар;
40C — 105 бар;
60C — 170 бар.

Делаем вывод

Перед заправкой баллон стравливать не обязательно, а вот охладить очень желательно. На заправочных станциях используется промежуточный компрессор (насос?), по этому охлаждать не требуется. А вот путем простого перелива заправить баллон больше 0.7кг/1л не удастся. По этой причине для более полной заправки, заправляемый баллон желательно охладить. Но и в этом случае заправить больше безопасных 0.7кг/1л не получается. И только взвешивание, при всем этом, дает полную гарантию, что количество СО2 не превышает установленного норматива 0.7кг/1л.

Подобный способ удобен для небольших баллонов. Охлаждать можно в морозилке бытового холодильника. Заправка баллона 1 л (0.7 кг) в пожарных конторах стоит 100 руб. заправка тушителя 5 л стоит 100-150 руб. Плюс время на дорогу. От одного тушителя 5 л (3.5кг) получится заправить 5 баллонов 1 л (0.7 кг). А это 5 поездок, в сумме примерно один рабочий день, плюс некоторая экономия денег. На заправку первого баллона (впервой) ушло минут 10, на заправку второго, уже всего 3 мин.

Заправка по такой методике не опаснее чем подключение стандартного редуктора к баллону. Но «ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ» никто не отменял, так что все выше описанное дается только в ознакомительных целях. Вся ответственность, если кто попытаетесь это повторить, будет полностью лежать на нем.

Продолжаю. Ну вот, первый баллон закончился, использовал его до самого, т.е. до 2.5-3.5 атм. в остатке. Заодно еще раз проверил редуктор на дамп, давление на выходе с 1.6 атм. увеличилось всего до 2.3 атм., и то после того как входное уменьшилось до 10-15 атм., до этого выходное не превышало 2 атм. Считаю очень неплохим показателем для старенького редуктора, которому давно за 30 лет перевалило (правда ревизию делал и манометры на новые сменил). Поставил другой такой же баллон, а этот «отправил» на зарядку. Вначале на несколько часов в морозилку.

Процесс зарядки не фотографировал, все то же самое что и в прошлый раз. С первого раза удалось залить 0.5 кг. Бросил снова в морозилку на пару часов. Потом дозаправил. Взвесил, удивился! Оказывается переливом можно «перелить»! И вместо положенных 0.72 кг, в литровом баллоне оказалось 0.82 кг СО2! Сам баллон весит 2.09 кг, заправленный получился 2.91 кг.

Что делать, хоть баллон и на Р250 П375, от греха подальше лишнее стравил, оставил 0.72 кг углекислоты на литр объема. Так что не зря видимо безменчик электронный покупал. Если учесть, что огнетушитель изначально был не полный, 3.2 кг СО2 вместо положенных 3.5 кг, и то что из него уже в прошлый раз было заправлено два баллона, в сумме 1.4 кг, то результат меня полностью удовлетворил. Методом перелива, оказывается, можно не только заливать положенные 0.72 кг/дм3, но даже и больше. Так что во избежание всяких «неприятностей», да же при таком способе заправки, необходимо контролировать вес залитого СО2!

Думаю удастся заправить полностью еще один литровый баллон, и еще немого останется. Повторюсь, это не руководство к действию, это просто отчет об очередном эксперименте. Сто раз все взвесьте, прежде чем решите самостоятельно заправлять баллоны! Считайте это инструкцией, как самому сделать заправку баллона CO2.

Как происходит заправка углекислотных огнетушителей?

Для первичных средств пожаротушения важно соответствие всем нормативным требованиям. Только тогда можно говорить об эффективной защите от пожара. Одним из требований является ежегодное техническое обслуживание и перезарядка углекислотных огнетушителей. Несвоевременная перезарядка огнетушителей наряду с отсутствием журнала контроля за средствами пожаротушения является законным поводом для привлечения организации к административной ответственности.

Читайте также  Требования к установке огнетушителей в помещениях

Почему нужно перезаряжать углекислотные огнетушители

Углекислотные огнетушители относятся к важнейшим первичным средства борьбы с огнем. Основное действующее вещество в них – это углекислый газ, с помощью которого также делают газированные напитки. Углекислый газ закачивают внутрь баллона исключительно в сжиженном виде под высоким давлением. Применение углекислоты дает возможность сохранить объект, который подвергся возгоранию, ведь после себя огнетушитель не оставляет пятен и следов.

Встретить такой тип огнетушителей можно на электрифицированном транспорте, а также в производственных помещениях с дорогостоящим технологическим оборудованием. Есть один недостаток углекислоты – при выбросе ее из баллона она способна быстро охлаждать поверхность, на которую попадает, потому применять углекислотные огнетушители для ликвидации горения трубопроводов с высокотемпературными жидкостями запрещено.

Независимо от того, применялся огнетушитель или нет, он обязательно каждые 5 лет подвергается перезарядке. Если в процессе хранения баллон был подвергнут механическому воздействию, имеются внешние следы от вмятин, сколов, показания манометра находятся в желтой или красной зоне, следует немедленно направить огнетушитель на перезарядку.

Кто проводит перезарядку?

Зарядка углекислотных огнетушителей производится в специализированных организациях с применением определенного оборудования. Самостоятельное выполнение данного мероприятия даже с соблюдением всех правил не будет гарантировать 100% срабатывание запорно-пускового устройства при возникновении возгорания. Однако прежде чем отправить огнетушитель на перезарядку, следует убедиться, что у компании имеются все необходимые лицензии, а работники имеют удостоверения о прохождении обучения в органах Госпожнадзора. Зарядка в Москве составит порядка 1000 рублей за один огнетушитель, что не идет в сравнение с суммой ущерба, который наносит пожар.

Как происходит перезарядка

Зарядка огнетушителей осуществляется на специальном стенде. Сначала подготавливается баллон-донор, шланг для подачи высокого давления, генератор. Через этот шланг и будет подаваться углекислота внутрь огнетушителя. Баллон устанавливается в крепление для того, чтобы избежать его разрыва. Затем оператор закрывает стенд стеклом, что предназначается уже для защиты оператора от возможных последствий взрыва баллона. После включения генератора на горловину баллона навинчивается запорно-пусковое устройство, к которому присоединяется шланг. Затем под высоким давлением через этот шланг углекислота поступает внутрь баллона. Оператор внимательно следит за давлением, создаваемым в корпусе огнетушителя, как только оно достигает определенной отметки, генератор отключается. Затем удаляется шланг и к запорно-пусковому устройству присоединяется пластиковый раструб.

На фото: так происходит перезарядка углекислотного огнетушителя

Обычно в одном помещении может происходить заправка и порошковых, и углекислотных, и воздушно-пенных огнетушителей.

Существуют целые зарядные станции для баллонов разной литражности. Перед установкой в станцию баллон проходит проверку на целостность, наличие клейма завода-изготовителя. После чего из огнетушителя удаляется остаток газа. Также в неиспользованных баллонах с истекшим сроком годности образуется вода, также подлежащая удалению. Затем, убедившись в отсутствии давления в системе, огнетушитель устанавливается в станцию. С помощью двух вентилей подается одновременно газ и сжиженная углекислота. Важно, чтобы отсутствовали посторонние шумы, свидетельствующие о негерметичности соединений. Только после всех приготовлений станция подключается к питанию и начинает нагнетать углекислый газ в баллон.

Как убедиться, что перезарядка сделана правильно

При приемке работ следует убедиться, что проведена проверка углекислотных огнетушителей на предмет целостности корпуса. Поэтому компания должна предоставить акт об испытании запорно-пускового устройства и корпуса огнетушителя, произвести выправку механических повреждений, отметить в паспорте устройства дату перезарядки и поставить печать, а также нанести на баллон данные о последней перезарядке (чаще делают отметку на заводской наклейке, либо делают новую).

Видео — перезарядка огнетушителей

Как производится перезарядка и заправка углекислотных огнетушителей

Устройства, используемые для тушения пожаров, должны отвечать определенным требованиям. Особенно актуально это условие для первичных средств борьбы с огнем.

Они должны проходить регулярное обслуживание, в которое входит обязательная заправка огнетушителей, производящаяся через определенные промежутки времени. Как и зачем она выполняется, будет рассмотрено ниже.

Что представляют собой углекислотные огнетушители

Это устройства, относящиеся к группе первичных средств тушения пожаров. В них действующим веществом является углекислота, которую в жидком виде заправляют внутрь баллона огнетушителя.

Главным достоинством таких устройств является то, что после его использования на окружающих предметах не остается загрязнения и повреждений.

Углекислотные огнетушители чаще используют для тушения возгораний нерастворимых в воде веществ, а также в электротранспорте, жилых и производственных помещениях. Однако имеются некоторые ограничения. Из-за того, что под воздействием углекислоты происходит сильное охлаждение поверхности, на которую направлено воздействие, то ее не рекомендуется использовать для тушения трубопроводов, по которым протекают жидкости, разогретые до высоких температур. Иначе может произойти разгерметизация и даже разрушения отдельных участков труб.

Для чего нужна заправка и перезарядка

Эксплуатация такого оборудования требует выполнения всех, предъявляемых к нему, требований, а также обязательной проверки и перезарядки, проведение которых регламентируется нормативными документами.

Среди всего перечня работ одним из главных является перезарядка. Она должна выполняться в соответствии с рекомендуемыми сроками.

Только полное соблюдение всех правил гарантирует стопроцентное срабатывание огнетушителя в случае возникновения пожара. Что касается заправки оборудования, то она необходима в следующих случаях:

  • Сразу после использования;
  • По истечении указанного в нормативных документах периода.

Но следует помнить, что сроки заправки зависят как от условий хранения и использования оборудования, так и от вида используемого в них состава. Применительно к углекислотным – не реже одного раза в 5 лет.

Однако, кроме этого нужно ежегодно проводить его технический осмотр, чтобы вовремя выявить возможную утечку углекислоты. Причем если будет выявлена данная проблема и обнаружено снижение веса на 5%, то должна быть выполнена перезарядка углекислотных огнетушителей.

Кому доверить работы по обслуживанию

Вопрос обслуживания оборудования каждый решает по-своему. Но если это касается первичных средств тушения пожара, то не стоит стараться решить его самостоятельно для этого существуют специальные компании.

Конечно, имеется возможность выполнить зарядку углекислотного огнетушителя самостоятельно, но тогда никто не сможет вам гарантировать его 100% срабатывание в случае пожара. Обслуживание такого оборудования лучше всего доверять профессионалам. Они смогут выполнить все работы в соответствии с нормами пожарной безопасности и другими нормативными актами, существующими в стране.

Смотрим видео, мобильная группа по заправке:

Кроме этого, имеется и ряд требований к самим специалистам. Они должны обязательно проходить аттестацию в соответствующих надзорных органах. Фирма, в которой они числятся, также обязана иметь соответствующую лицензию.

Многие считают, что перезарядка огнетушителя СО2 имеет высокую стоимость, но сохранность имущества и жизни намного дороже, поэтому не стоит на них экономить.

Что потребуется для перезарядки оборудования

Если же вы решились выполнить заправку огнетушителя самостоятельно, то вам потребуется купить баллон-донор и подготовить место для его хранения, а также шланг высокого давления. Именно через него и будет поступать газ в огнетушитель.

Однако существуют различные способы заправки оборудования и для каждого из них потребуются определенные детали.

Например, возможно выполнить эту работу используя металлический переходник. Это более универсальный способ, так как позволяет заправлять огнетушитель от любого баллона. А, кроме того, подключение к огнетушителю редуктора с двумя типами резьбы позволяет соединять его не только с баллоном-донором, но и другим оборудованием.

Но для того чтобы все выполнить правильно требуется не только различное оснащение, но и навыки по выполнению таких работ, поэтому лучше доверить весь процесс профессионалам. Тем более что заправка огнетушителей в специализированных фирмах производится при помощи специальных станций, которые недоступны для домашнего применения.

При этом стоимость перезарядки огнетушителей во всех фирмах практически одинаковая, поэтому всегда есть возможность выбора. В этом случае предпочтение стоит отдавать профессионалам, ведь от правильной заправки зависит, насколько эффективно огнетушитель будет работать при необходимости.

Как проверить, что перезарядка выполнена правильно

Любой огнетушитель должен проходить периодическую проверку, а в случае надобности и заправку. Она выполняется сразу после использования оборудования при тушении пожара. При этом после перезарядки необходимо проверить корпус на предмет целостности и отсутствия каких-либо повреждений.

  • При выполнении этой работы компанией, она обязана:
  • Провести осмотр оборудования и его испытание;
  • Выполнить заправку баллона новым веществом;
  • Покрасить огнетушитель в случае необходимости;
  • Выдать паспорт перезарядки.

Если же ваше оборудование по каким-либо причинам пришло в негодность и не подлежит перезарядке, то компания обязана выдать вам заключение на списание огнетушителя.

Заключение

Огонь – одна из самых опасных стихий. Борьба с ней занимает умы человечества с самых первых дней появления. И если раньше для тушения пожара было достаточно воды и песка, то сегодня в век передовых технологий эти средства не помогут вам справиться с огнем. Поэтому было разработано большое количество оборудования, которое поможет потушить пожар любого класса.

Одним из таких устройств являются углекислотные огнетушители. Они хотя и не являются универсальными, но все же способны справиться с большинством возгораний. Главное условие – это соблюдение сроков перезарядки углекислотных огнетушителей.

Перезарядка (заправка) огнетушителей: проверка, сроки обслуживания, нормы и правила

Перезарядка огнетушителей – это обязательная процедура при:

    окончание срока годности огнетушащего вещества (ОТВ);

после использования – огнетушитель не дозаправляют, остатки выпускают в сторону (исключение: хладоновые ОХ);

после ремонта, испытаний;

при снижении в год ( п. 5.11 ГОСТ Р 51057 , п. 5.7 НПБ 155 ):

    давления до 10% для закачных устройств и высокого давления с манометром;
Читайте также  Сколько огнетушителей положено на площадь помещения?

без манометра – до 5% масс вытесняющего газа, но в пределах 5 г;

веса ОТВ для ОУ, ОХ – до 5%, но не выше 50 г; для ОП до 5%;

  • для ИХГ – до 5%, в пределах 7 г.
  • Масса заряда (указана на наклейке) = фактический вес огнетушителя (определяется весами) минус конструкционная масса (целое устройство без наполнения, выбита на ЗПУ, сосуде).

    Марка заряженного ОТВ указана на корпусе и в технической документации (ТД). Последствия необновления тушащего вещества:

      порошковые смеси комкуются, слеживаются;

    ПАВ (в ОВП, ОВ, ОВЭ) утрачивают способность к пленкообразованию, вспениванию, созданию эмульсии;

  • снижается давление.
  • Периодичность проверки огнетушителей: как часто, сроки

    Проверка проводится не реже 1 раза в год, кроме конкретных моделей ОВП, по которым срок устанавливается производителем, а именно:

      с полимерной/эпоксидной защитой внутри;

    с корпусом из нержавейки;

  • с концентрированной фторной смесью в отдельном баллоне.
  • Газовые ОУ и ОХ проверяют взвешиванием. Порошковые ОП – выборочно (3% от всего количества на объекте), разбором корпуса с анализом состава.

    Как проверить огнетушитель

    Период к первой перезарядке отсчитывается от даты выпуска, указанной надрывами на наклейке на корпусе: римские цифры – год, арабские – месяц. Период для проверки и обновления тушащей смеси указан в ТД (паспорте, руководстве по эксплуатации) огнетушителя. НПБ 166 устанавливает общие правила. На предприятиях все параметры, даты процедур дублируются в журналах учета.

    Дата зарядки выбивается на одноразовой пломбе изделия на ЗПУ ( п. 477 ПП N 390 ).

    В паспорте есть графа с датой следующей перезаправки. Если есть отметка, а также в журнале учета, на пломбе, то узнать о времени заправки можно, просмотрев их. При отсутствии перечисленного и при истечении срока с даты выпуска (см. наклейку) нужна перезарядка. Меры однозначно предпринимают, если вес состава или давление ниже номинального.

    Акт проверки огнетушителей: образец

    ТО обеспечивает руководитель объекта (п. 478 ПП N 390). Акт проверки называется по-разному:

      наличия и исправности первичных средств пожаротушения;

  • проверки технического состояния.
  • Документ составляется по свободной форме (как и журнал учета) и должен содержать:

    наименования членов комиссии;

    описание, когда, где и как проводилось обследование;

    номера изделий, их количество;

  • результаты.
  • Акт проверки на объекте составляется комиссией из членов рабочего коллектива и с привлечением лица с разрешениями на обслуживание первичных средств пожаротушения, ответственного за ПБ (инженер по эксплуатации здания, специалист профильной организации). При осуществлении процедуры ГПС бумагу подписывает ее сотрудник. Протокол испытания прилагается к документации огнетушителя, если такая мера осуществлялась.

    Что включает в себя обслуживание огнетушителей: инструкция

    Часть ТО выполняется лицом, назначенным приказом руководителя, прошедшим инструктажи, получившим разрешения, допуски. Зачастую это делают спецорганизации по заключенному договору на техническое обслуживание. Некоторые действия проводятся только ими (перезарядка, испытания, ремонт).

    Обслуживание включает в себя ( Р. 4.3 СП 9.13130 и в Р. 7 НПБ 166 ):

      ввод в эксплуатацию:

        осмотр;

    подготовка места установки;

  • присваивание порядкового номера;
  • периодические проверки:

      ежегодные или раз в 6 мес. на огневзрывоопасных объектах (кат. А, Б):
        в ходе проведения внешнего осмотра огнетушителя проверяется: целостность, шланги, ЗПУ, пломба, наклейка, манометр, крепление, место установки;

      взвешивание (для газовых ОУ и ОХ, на предмет утечки);

    • выборочно для ОП (3% от общего количества): вскрытие корпуса, анализ состояния ОТВ, работоспособности узлов, фильтров;
  • ежеквартальные: только осмотр, масса, манометр. Не подлежит контролю в процессе ежеквартальной проверки огнетушителей определение утечки газа, анализ тушащего состава;
  • перезарядка плановая или если обнаружены отклонения;

    ремонт (огнетушители не ремонтируют, ремонт касается только ЗПУ и иных узлов) с временным выводом из эксплуатации и заменой аналогичными устройствами;

  • испытания, переосвидетельствование после ремонта.
  • Обслуживание принято разделять на ТО-1 (ежеквартальный осмотр), ТО-2 (ежегодные меры: осмотр, освидетельствование с перезаправкой, контроль порошка, массы, выборочные проверки на срабатывание).

    Какие огнетушители не перезаряжаются

    Не перезаряжаются огнетушители:

      одноразовые, работоспособность которых не восстанавливается после применения. Такими часто являются автономные, автоматические устройства: модули, аэрозольные небольшие бытовые, забрасываемые, для моторных отсеков;

    когда баллон пришел в негодность:

      вышел из строя – сосуд не ремонтируют и не восстанавливают;
  • закончился срок эксплуатации. Продлить период можно по результатам испытаний, но рекомендация специалистов – замена новым;
  • отдельные источники холодного газа обычно не перезаряжают.
  • Сроки перезарядки

    Нормы по перезарядке содержит СП 9.13130, НПБ 166, где есть таблица №2 с общими правилами:

    Соблюдаем правила перезарядки огнетушителей

    Введение в эксплуатацию огнетушителей предполагает, что все они постоянно будут в полной готовности. А для этого необходимо постоянно следить за их состоянием и проводить их техническое обслуживание. Во время такого обслуживания проверяется их внешний вид, состояние узлов, креплений и некоторые другие параметры, которые впоследствии заносятся в журнал учёта огнетушителей.

    Эту проверку осуществляет назначенный сотрудник, который прошёл необходимое обучение и может самостоятельно провести их общий технический осмотр. Если в ходе проверки было выявлены неисправности, то огнетушители отправляют на ремонт. Если необходима перезаправка огнетушащего вещества (ОТВ), то их отправляют на перезарядку.

    Огнетушители, которые отправили на ремонт или перезарядку, заменяются резервными с аналогичными параметрами.

    Сроки и организации

    Сроки перезарядки огнетушителей определяются несколькими параметрами: его видом, степенью эксплуатации, воздействием внешней среды, например повышенной влажности. Поэтому для определения необходимости перезарядки пользуются следующими правилами:

    • если огнетушителем пользовались, то его обязательно отправляют на заправку;
    • неиспользованные огнетушители распределяют по группам, в каждой группе должны находиться устройства одними и теми же параметрами: одного вида, одной марки и одного завода-изготовителя;
    • из каждой группы выбирают 3 % устройств;
    • проверяют их эксплуатационные параметры.

    Если по какой-то причине выбранные огнетушители не прошли проверку, то всю партию отправляют на перезарядку. Такая проверка проводится не реже одного раза в год.

    Для всех огнетушителей, исправно проходящих проверку, нужна обязательная перезарядка 1 раз в 5 лет. Исключением будет являться воздушно-пенный, его перезаряжают каждый год.

    Заправку устройств может провести организация, имеющая лицензию государственной противопожарной службы на проводимый вид работ. В этой организации должно быть необходимое оборудование, соответствующее помещение и обученный персонал.

    • преобразовывать одни виды устройств в другие;
    • заправлять огнетушитель сверх допустимой нормы, это может разрушить его при наддуве.

    Порошковые

    Перед заправкой порошковых огнетушителей проверяют их эксплуатационные параметры: внешний вид, показания манометра, целостность раструбов и шлангов. После выбора нескольких устройств их отправляют в сервисный центр, где специалист вскроет корпус и исследует сыпучесть порошка и порошковых комочков.

    Если комочки разрушаются при падении с небольшой высоты (около 20 см) или при подбрасывании их вверх, то комочки считаются допустимой нормой. Помимо этого проводятся пробы на содержание влаги и дисперсность. Если выбранные устройства не будут удовлетворять результатам испытаний, то во всей партии надо заменить огнетушащее вещество (ОТВ).

    Для транспортных средств разрешено использование порошковых огнетушителей. Если он установлен в салоне без возможности воздействия агрессивной окружающей среды, то его проверка осуществляется 1 раз в 2 года. Если расположен вне транспортного средства, то устройство подвергается воздействию неблагоприятных условий. Поэтому перезарядка порошковых огнетушителей производится каждый год.

    Порошок для заправки должен быть герметично упакован, иначе окружающая влага испортит вещество. На заправочном материале обязательно указывается маркировка и даётся сопроводительная документация. Все эти условия проверяются перед заправкой.

    Так как влага сильней всего действует на характеристики порошка, то при заправке соблюдают все меры предосторожности от попадания влаги внутрь корпуса:

    • остаток вещества из вскрытого огнетушителя без должной проверки на влажность не может использоваться повторно;
    • корпус перед заправкой просушивают;
    • для создания избыточного давления в некоторых видах порошковых огнетушителей используют энергию сжатого газа (азота или воздуха), поэтому перед закачкой его пропускают через фильтр и осушают.

    После заправки на корпус наносят соответствующие отметки (в виде бирки или этикетки), дополнительно внутрь при заправке вставляется полимерная или алюминиевая пластина. На ней отмечается марка порошка, дата перезарядки. Это крепится к сифонной трубке так, чтобы не мешало выходу порошка.

    Запрещено заправлять огнетушитель смесью, которая не соответствует его характеристикам, а также смешивать различные порошки (ABC, BCE, и т.д.).

    Водные и пенные

    При проверке водных и пенных огнетушителей обязательно обращают внимание на крепежные гайки. Из-за возможности возникновения коррозии металла корпус баллонов необходимо тщательно обследовать на наличие вмятин и царапин на лакокрасочном покрытии. Шланги должны быть гибкими, а пути прохождения вещества незасоренными.

    Для водных и пенных огнетушителей нельзя использовать оставшуюся смесь. Эти виды устройств всегда заправляют только свежим составом. Поэтому отходы собираются и утилизируются необходимым способом.

    Углекислотные и хладоновые

    Для углекислотных или различных закачных огнетушителей утечка тушащего вещества или вытесняющего газа в год должна составлять не более 5 % или 50 г (берётся меньшая из величин), поэтому сначала определяется вес огнетушителя. Если результаты получаются в пределах нормы, перезарядка углекислотных огнетушителей производится 1 раз в 5 лет.

    Также как и для порошковых, для этого вида огнетушителей соблюдают следующие правила заправки:

    • корпус перед заправкой просушивают.
    • закачной воздух проходит через очистительный фильтр и осушается.
    • точка росы закаченного газа не должна быть выше −50°С.

    Вследствие сильного разрушающего воздействия хладона на озоновый слой атмосферы запрещается выпускать остатки газа. Их необходимо собрать и утилизировать специальным способом.

    После заправки

    После перезарядки любого вида огнетушителя на его корпусе ставится отметка о проделанной работе. Это может быть этикетка или бирка. Также результат заправки отмечается в паспорте каждого огнетушителя.

    Читайте также  ГОСТ на огнетушители углекислотные

    Перезарядка огнетушителей: сроки, периодичность и проверка

    К сожалению, не редкость, когда в случае возникновения пожара первичные средства для борьбы с ним неисправны/не работоспособны – переносные/передвижные огнетушители не срабатывают так, как должны, пожарный ящик с песком пуст или в нем отсутствует совок; ПК, пожарный щит разукомплектованы или просто отсутствуют на тех местах, где они находились до этого.

    В статье дадим ответ на вопрос: Как часто меняются огнетушители, либо перезаряжаются?

    Одно из «больных» мест соблюдения противопожарного режима как на работе, так и в быту – это содержание в исправном и работоспособном состоянии воздушно-пенных, водных, порошковых или углекислотных, воздушно-эмульсионных, хладоновых огнетушителей, которыми при условии наличия расчетного количества, соблюдении требований к расположению, в том числе с учетом эвакуационных путей и выходов; можно ликвидировать в начальной стадии или успешно локализовать, ограничив дальнейшее распространение огня, любой очаг пожара в жилых, рабочих/служебных помещениях, а также на территории предприятия, при других возгораниях.

    Сроки

    Сроки перезарядки огнетушителей таблица

    Чаще всего именно несоблюдение временных интервалов проверки, освидетельствования, плановой замены заряда, баллона с вытесняющим веществом являются причинами неработоспособности переносных (ручных) или передвижных (возимых) огнетушителей; а не механические повреждения, разукомплектование внешних элементов устройств, внешнее загрязнение.

    Периодичность

    Правила ПБ, в частности НПБ 166-97, устанавливающие требования к эксплуатации этих первичных средств борьбы с огнем, требуют, чтобы периодичность перезарядки огнетушителей составляла:

    • Не реже 1 года для водных, воздушно-пенных и эмульсионных устройств.
    • Раз в 5 лет для порошковых, углекислотных, хладоновых огнетушителей.
    • После применения.
    • Если потеря газового заряда или вытесняющего компонента превысила допустимое для данного изделия значение, что определяется по манометру/потерей массы в ходе взвешивания.

    При этом все переносные/передвижные огнетушители с зарядом порошка, углекислоты или хладона нужно ежегодно подвергать проверке на соответствие параметров огнетушащего вещества, вытесняющего компонента в них, заводским паспортным требованиям на каждое изделие, а порошковые устройства в тот же срок – выборочно.

    Кроме того, существуют следующие дополнения/изменения по эксплуатации:

    • Если многокомпонентный заряд ОТВ содержит стабилизированный углеводородный пенообразователь, то устройства с ним перезаряжаются не реже, чем раз в два года.
    • ОВП с корпусом, выполненным из нержавеющей стали, покрытые внутри полимером/эпоксидной смолой, проверяются в сроки/с периодичностью, указанные фирмой-производителем таких устройств. Тоже относится к огнетушителям с фторсодержащим концентратом пенообразователя, хранящимся в отдельном контейнере/емкости, смешивающимся с водой только в момент использования. Но, в любом случае перезарядка подобных изделий осуществляется не реже, чем 1 раз в пятилетку.

    Все работы по проверке, освидетельствованию, перезарядке огнетушителей проводятся только специализированными предприятиями/организациями, которые отвечают следующим требованиям:

    • Наличие производственно-складской базы с помещениями, оборудованными приточно-вытяжной вентиляцией, оснащенной оборудованием для проверки всех основных узлов огнетушителей, проведения регламентных испытаний, прошедшим аттестацию в установленном государством порядке; необходимым ручным инструментом для разборки и ремонта поступающих изделий.
    • Имеет емкости для сбора зарядов ОТВ всех видов, принимаемых для перезарядки огнетушителей, а также, как правило, технологическое оборудование, предназначенное для их регенерации или утилизации.
    • Наличие камеры для сушки, а также окраски корпусов отремонтированных изделий, газовой станции/стенда для закачки/зарядки; оборудования для проведения гидравлических/пневматических испытаний герметичности огнетушителей, баллонов/емкостей с газом, весовых аппаратов для контроля массы снаряженных устройств.
    • Имеет штат инженерно-технического персонала, прошедшего профильное обучение, в том числе по обращению с емкостями, работающими под высоким давлением; изучившими нормативно-техническую базу документов по проверке/ испытаниям, ремонту, перезарядке огнетушителей всех видов, типов, имеющих соответствующие квалификационные удостоверения.
    • Имеет лицензию ГПС МЧС на право проведения таких работ.

    По окончании выборочного/комплексного технического обслуживания по проверке/освидетельствованию, перезарядке на каждый огнетушитель должна быть нанесена/прикреплена этикетка/бирка с названием, юридическим адресом предприятия/организации, оказывавшей услугу, информацией (вид выполненных регламентных работ, марка, вес ОТВ, дата проведения).

    Порошковые

    Перезарядка порошкового огнетушителя

    Такие устройства для тушения как твердых, так и жидких веществ, товаров, материалов являются практически универсальными, имеют самое широкое распространение, благодаря своим преимуществам – компактности, небольшому весу, невысокой стоимости, возможности тушить автотранспортную технику, электрооборудование до 1000 В.

    Как водится, не обошлось и без значительных минусов – образование плотного пылевого облака в ходе использования, которое может при неосторожном применении ОП нанести дополнительный вред дыхательным путям человека, занимающегося тушением очага пожара, часть вещей/товаров после контакта с порошком чистке/восстановлению не подлежит; а также на практике довольно высокие требования к условиям повседневной эксплуатации/хранения – чувствительность к перепадам температуры, вибрации, качеству перезарядки.

    Все это обусловлено тем, что сильно измельченный, мелкодисперсный порошок, являющийся ОТВ в огнетушителях такого вида, весьма гигроскопичен, склонен к образованию комков, слеживанию в однородную массу в корпусе изделия, которую не способен разрушить, вытолкнуть вытесняющий газ.

    Поэтому ежегодно порошковые огнетушители выборочно – не меньше чем 3% от всего количества изделий одной марки/веса ОП проверяют:

    • Разбирают, удаляя из корпуса весь заряд ОТВ.
    • Проводят детальную проверку физических характеристик порошка, непосредственно влияющих на эксплуатационные свойства, что определяется внешним видом, наличием/отсутствием комков/посторонних включений, сыпучестью, дисперсностью, влажностью, а также полным разрушением имеющихся комков при свободном падении с высоты 0, 2 м.
    • Если хотя бы один из таких параметров ОТВ не отвечает нормативно-техническим требованиям, то все огнетушители ОП данной марки подлежат полной перезарядке.

    Отдельные требования в сторону сокращения сроков проверки и перезарядки НПБ 166-97 установлены для ОП, применяемых для защиты любых транспортных средств, включая автомашины:

    • Ежегодная проверка всех ОП в полном объеме.
    • Находящиеся/хранящиеся вне салона или кабины транспортного средства, и соответственно, подвергающиеся всему спектру неблагоприятного климатического воздействия – ежегодная перезарядка, для других – раз в 2 года.

    Особое внимание при перезарядке порошковых огнетушителей обращается на следующие моменты:

    • Недопустимость смешивания порошковых составов/смесей разных типов – АВСЕ, Д или ВСЕ и других видов такого ОТВ; т.к. это ухудшает или меняет не только эксплуатационно-технические характеристики ОП, в том числе огнетушащие свойства, но и его марку/модификацию.
    • По письменному согласованию с заказчиком возможна замена порошкового ОТВ другой марки, например, с ВСЕ на АВСЕ. В таком случае необходимо провести комплексные испытания ОП согласно НПБ 155-2002, устанавливающего порядок производства, сертификации огнетушителей.
    • В ходе проведения перезарядки ОП в корпус огнетушителя помещают контрольную табличку из алюминиевого сплава или полимерного материала/пластика размерами около 25 х 40 мм с указанием марки ОТВ, названия организации/предприятия, даты проведения работ; которая должна быть закреплена за сифонную трубку или иным образом, не препятствующим выходу порошка.
    • Корпуса ОП перед зарядкой порошком должны быть тщательно просушены.

    Последнее требование также чрезвычайно актуально и для газовых устройств борьбы с огнем, включая углекислотные огнетушители.

    Вопрос: В какие сроки подлежат перезарядке порошковые огнетушители установленные на транспортных средствах вне кабины или салона?

    Ответ: Периодические испытания, перезарядку огнетушителей с порошковыми зарядами, эксплуатировавшихся при нормальных условиях внутри строительных объектов, проводят раз в 5 лет, а находящихся на транспортных средствах от легкового, грузового автомобиля до железнодорожного электровоза, морского судна – раз в два года.

    Связано это не только с температурным диапазоном, но и с условиями эксплуатации – регулярной тряской, вибрацией, и не важно, где они находятся в кабине или на шасси, в кузове, фургоне. От вибрации, тряски порошок намного быстрее слеживается, превращаясь в монолитную массу.

    Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и (или) физических факторов, должны перезаряжаться не реже раза в год, остальные огнетушители, установленные на транспортных средствах, не реже одного раза в два года.

    То есть требования к тем огнетушителям, что размещаются вне кабины еще жестче правила – 1 раз в год вместо 1/в 2 года, чем для тех, что в кабине. Вполне логично – в кабине теплее, да и тряски меньше.

    Углекислотные

    При всех преимуществах ОУ, используемых как на производстве, так и в общественных, жилых зданиях/сооружениях, везде, где возможно возгорание электропроводки, оборудования, офисной/бытовой техники; основным недостатком является то, что углекислота, используемая в них в качестве ОТВ – очень летучее вещество, покидающее корпуса изделий при малейшей неплотности/разгерметизации устройства.

    Поэтому, если значение утечки газа по манометру превышает предельное для этого изделия значение, то его выводят из эксплуатации и отправляют на освидетельствование/проверку и перезарядку, с возможным промежуточным ремонтом/заменой отдельных узлов устройства.

    Кроме того, 1 раз в 5 лет корпус каждого ОУ обязательно испытывается гидростатическим давлением на специальном стенде, о чем делается запись в учетной документации.

    Учет и контроль

    Журнал учета огнетушителей

    Паспорта и журналы учета огнетушителей – это те документы, в которых находит отражение вся информация о проведенных проверках, освидетельствованиях исправности/работоспособности, ремонте/замене узлов, перезарядке каждого изделия (читайте подробнее по ссылке).

    В них входят:

    • Эксплуатационный паспорт на огнетушитель.
    • Журнал испытаний и перезарядки огнетушителей.

    Планомерное ведение учетной документации позволяет не только не нарушать установленные нормы по срокам проверки/перезарядки ручных/передвижных огнетушителей, но и постоянно отслеживать их наличие, количество на предприятии, техническое состояние, правильную установку/размещение в предназначенных для оперативного использования местах.

    Своевременно проводимая проверка и перезарядка огнетушителей – это единственный способ иметь под рукой действенные первичные средства борьбы с начинающимся пожаром, часто позволяющие ликвидировать его или локализовать очаг до прибытия пожарных подразделений.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: