Как выбрать огнетушитель для автомобиля? - VISTAGRUP.RU

Как выбрать огнетушитель для автомобиля?

Как правильно выбрать огнетушитель в автомобиль

Автомобиль как комфортное и удобное средство передвижения сейчас есть практически в каждой семье. Однако оно не так безопасно, как хотелось бы.

Все виды автомобилей относятся к средствам с высоким риском пожарной опасности. Возгорание может возникнуть при столкновении при дорожно транспортной аварии, а также причиной пожара может стать замыкание или поломка в топливной и/или электрической системе.

В связи с этим наличие в авто специального средства тушения является обязательным. Какой должен быть огнетушитель в легковом автомобиле рассмотрим в данной статье.

Огнетушитель для автомобиля

На данный момент все существующие средства для пожаротушения относятся к 3 основным группам:

Однако последние получили запрет на их использование в автомобиле.

Порошковые и углекислотные по внутреннему устройству практически не отличаются. Разница заключается лишь в заряженном типе тушащего вещества

Рассмотрим наиболее распространенный и ходовой порошковый огнетушитель для автомобиля.

К достоинствам относится их универсальность, ценовая доступность, легкий вес и их пригодность для борьбы с возгораниями различных видов, включая электрические провода, находящиеся под напряжением.

Виды автомобильных огнетушителей

Среди недостатков можно выделить:

  1. Отсутствие длительного охлаждающего эффекта, который может предотвратить повторное возгорание.
  2. Порошковое облако, которое возникает в результате применения огнетушителя, делает почти нулевой видимость вокруг области тушения.
  3. Порошок может сильно испачкать автомобиль, отдельные детали и электронику.
  4. При длительном хранении в порошкообразном тушащем веществе могут образовываться комки, которые негативным образом скажутся на работе огнетушителя.

Углекислотные огнетушители также распространены среди автомобилистов, но их использование не всегда является безопасным. Сама по себе углекислота имеет достаточно низкую температуру, и способна вызвать обморожения при попадании на открытые участки кожи человека. Еще одним существенным недостатком является то, что данный тип тушащего вещества при его вдыхании способен вызвать негативное влияние на органы дыхания человека.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле – это решать самому владельцу, но здесь следует так же обращать внимание на требования, которые предъявляются к колесным транспортным средствам.

Совет МЧС: огнетушитель в машине

Огнетушитель для техосмотра

Любое приобретаемое средство для тушения возгорания должно соответствовать определенным требованиям. Особое внимание необходимо обращать на производственную маркировку, которая есть на поверхности данного средства тушения.

Укомплектование автотранспортных средств огнетушителями необходимо проводить в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 “О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (вместе с “ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств”). Актуальную редакцию смотрите тут.

Огнетушитель размещается в легкодоступном месте. У транспортных средств категорий M2 и M3 огнетушитель размещается поблизости от рабочего места водителя. В случае двухэтажного транспортного средства на верхнем этаже должен находиться дополнительный огнетушитель. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.

11.5. Огнетушители и аптечки первой помощи (автомобильные) на транспортных средствах, оборудованных приспособлениями для их крепления, надежно закрепляются в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Давайте более детально рассмотрим, каким требованиям должен отвечать огнетушитель для техосмотра автомобиля:

  1. Основное главное требование это соответствие установленным действующим нормам государственного стандарта.

На сегодня существуют дополнительные нормативные документы в РФ: НПБ 155-2002, ГОСТ Р51057-2001 и СП 9.13130.2009. Которые распространяют свое действие практически на все переносные средства для устранения возгораний, включая автомобильные.

  1. Масса тушащего вещества должна составлять не меньше 2 кг. в полностью заправленном огнетушителе.
  1. Срок перезарядки огнетушителей. Каждые 5 лет порошковые и углекислотные огнетушители нуждаются в перезарядке. Проверка 1 раз в год.
  1. Маркировка должна содержать исчерпывающую информацию о применении данного средства, о типе тушащего состава, а также об организациях, которая произвела выпуск данного средства пожаротушения.
  1. Для легкого автомобиля установлен стандартный объем огнетушителя не менее 2 литров.

Выбираем лучший вариант

Вопросом сколько стоит огнетушитель для автомобиля, задаются многие владельцы авто. Средства с углекислотой из-за своей большей эффективности стоят дороже, нежели средства с порошковым тушащим средством.

В специальных магазинах цена обычно колеблется. Несколько дешевле можно приобрести у частных продавцов или на рынках, то там велик риск, нарваться на не качественный товар или подделку.

Сравнение огнетушителей

Приобретая огнетушитель, обращайте внимание на следующее:

  • Свой выбор лучше остановить на металлическом корпусе. Такие средства более надежны, нежели пластиковые аналогичные средства.
  • На огнетушителях с порошкообразным тушащим средством есть манометр. Если средство исправно, то стрелка будет указывать на зеленую зону.
  • К каждому такому средству тушения прилагается технический паспорт, а также вы можете ознакомиться у продавца с пожарным сертификатом и сертификатом соответствия, которые у него в обязательном порядке должны быть в наличии.
  • Чека средства для пожаротушения должна быть опломбирована.

Такие несложные правила позволят вам приобрести качественный и безопасный огнетушитель для своего автомобиля, который будет соответствовать всем основным требованиям, предъявляемым при прохождении ежегодного техосмотра.

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Рейтинг

Огнетушитель – обязательный атрибут арсенала автолюбителя. Автомобильный огнетушитель обязан просто выполнять своё предназначение – тушить очаги возгорания в машине. Рассмотрим лучшие модели огнетушителей для автомобиля сезона 2020 года, расскажем об их преимуществах и недостатках, а также какой огнетушитель лучше купить.

Содержание:

  1. Ярославль ОП-2(з)
  2. МИГ ОП-2(з)
  3. Bontel ОВЭ-2
  4. Самурай ОВЭ-2
  5. Ярпожинвестф ОУ-3
  6. Пожзахист ОУ-5 (ВВК-3,5)

Лучшие порошковые огнетушители

Эти устройства используются для тушения различных очагов возгорания, являются универсальными. Они эффективны, удобны и просты в использовании, доступны по цене. Рассмотрим лучшие варианты порошковых огнетушителей, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны в 2019-2020 годах.

Ярославль ОП-2(з)

Противопожарное изделие компании из Ярославля. Огнетушитель обладает компактными размерами, что делает удобным его транспортировку и использование. Вес также нельзя назвать тяжёлым: 2,8 кг. В его внутренностях находится около 1,8 л огнетушащего вещества, что вполне достаточно для подавления пламени.

Это подтверждается тестированием, в котором изделием тушились поленница из древесины и горящий бензин. ОП-2(з) с честью справился с заданием.

  1. Длительный срок службы: 10 лет.
  2. Удобство в эксплуатации.
  3. Эффективное тушение.
  4. Несмотря на высокое КПД, такой огнетушитель стоит дешевле аналогичной продукции других производителей.
  1. Не обнаружено.

МИГ ОП-2(з)

Эта белорусская модель огнетушителей объёмом 2,5 л универсального типа. Она может использоваться при тушении горючих, газообразных, твёрдых, жидких очагов возгорания. Пригодится она и при ликвидации огня, вызванного замыканием электропроводки.

  1. Большая длина струи – 2 м.
  2. Хороший рабочий ресурс – 4 года.
  3. Понятная инструкция применения на этикетке.
  4. Удобные размеры и вес в заряженном состоянии – 3,6 кг.
  1. У экспертов, проводивших испытание, есть замечание по большой разнице в продекларированной и реальной массе тушащего вещества: почти в 0,5 кг.

Отметим, что при тестировании огнетушитель легко справился с дровяной поленницей и горящим бензиновым очагом.

Лучшие воздушно-эмульсионные огнетушители

Такие модели работают по закачному принципу. Они способны эффективно бороться с возгораниями классов A, B, E, справляются с тушением твердых материалов, технических жидкостей, электропроводки под напряжением.

Вещество для огнетушения выполнено на водной основе, оно безвредно для людей и окружающей среды.

Bontel ОВЭ-2

Продукция московской компании предназначена для тушения технических жидкостей, резиновых материалов, прочих твёрдых предметов. Изделие универсальное, оно пригодится не только для ликвидации огня в автомобиле, но и при тушении пожара в бытовых условиях.

  1. Большой срок службы – 20 лет.
  2. Современный дизайн.
  3. Можно использовать для автомобилей любого типа.
  4. Работает в широком диапазоне температур: от -20 до +50°C.
  5. Большая дальность струи огнетушащего вещества – 4 м.
  6. Может работать в течение 15 секунд.
  1. Высокая цена по сравнению со многими аналогичными изделиями.

Самурай ОВЭ-2

Эффективное средство борьбы с огнём в автомобиле российской компании. В него входит эмульсия, состоящая из воды и специальных добавок. При ликвидации пламени она покрывает очаг тонкой плёнкой, препятствующей доступу кислорода и снижающей температуру. Наличие добавок в воде разрешает использовать изделие при минусовых температурах, оно не замерзает.

  1. Возможность использования в закрытом пространстве и на открытой площадке.
  2. Безвреден для человека, можно использовать в присутствии людей.
  3. Применяется для тушения горючих технических жидкостей, пластика, других твёрдых материалов, а также электрических схем под напряжением.
  4. Удобные для использования размеры: 125 мм в диаметре и 400 мм в высоту.
  5. Возможность перезарядки до 40 раз.
  6. Понятная инструкция с иллюстрациями.
  7. Хорошая длина выброса – 3 м.
  1. Не обнаружено.

Воздушно-эмульсионный огнетушитель годен к работе в течение 10 лет.

Лучшие углекислотные огнетушители

Модели этой группы широко применяются для ликвидации возгораний горючих жидких и газообразны веществ, узлов и приборов, находящихся под напряжением. При использовании следы тушения самоустраняются, что позволяет не проводить химическую чистку автомобиля. Эти изделия нашли своё место в машинах и быту.

Недостатком таких устройств является его вредное воздействие на организм человека, а также высокая по сравнению с другими огнетушителями.

Ярпожинвестф ОУ-3

Эта модель компании из Ярославля идеально подходит для тушения очагов возгорания класс B и C (жидкие и газообразные горючие вещества), а также электропроводки, находящейся под напряжением до 1000V. Двуокись углерода выбрасывается под давлением 5.88 Мпа и перекрывает доступ кислорода к месту образования пламени.

  1. Длительный срок службы – 10 лет.
  2. Использование при температуре от -40 до +50°C.
  3. Большая масса огнетушащего вещества 3,0 кг.
  4. Яркая хорошо читаемая инструкция с картинками.
  1. Повышенный вес: 10,5 кг.
  2. Есть возможность обморожения кожи при попадании вещества.

Пожзахист ОУ-5 (ВВК-3,5)

Это углекислотный огнетушитель закачного типа компании из Мариуполя. Он отлично справляется с возгораниями класса B, C, E. Струя снегообразного вещества (температура -78°C), выходящая под давлением 58 атмосфер способна быстро погасить возгорание на площади до 2 м2. При тушении твёрдых предметов: древесины, картона, бумаги могут остаться тлеющие угли.

  1. Большое вещество для тушения огня: 3,5 кг.
  2. Большая длина струи: от 3 м.
  3. Достаточное для ликвидации огня время подачи: 8 сек.
  4. Работает при широком температурном диапазоне: -20 – +50°C.
  5. Возможность перезарядки.
  1. Не обнаружено.

Производители гарантируют исправную работу огнетушителя в течение 10 лет.

Какой огнетушитель купить

В автомобиле возгорание может начаться по различным причинам: из-за неполадок в электропроводке, воспламенения перевозимых материалов, курения или неисправности аккумуляторной батареи. Автомобильный огнетушитель должен локализовать очаги или по крайней мере, препятствовать их распространению при сильном возгорании.

Читайте также  На какой высоте вешать огнетушитель от пола?

Существуют порошковые, воздушно-кислотные и углекислотные модели. Наиболее популярен порошковый тип. В нём порошок в течение короткого времени (до 6 секунд) выбрасывается под давлением на место возгорания. Однако этого хватает для локализации огня.

Такие изделия эффективны, но обладают некоторыми минусами. Следы присутствия порошка впоследствии тяжело удалить с отделочных материалов. Второй нюанс – он не способен ликвидировать сильное возгорание.

Углекислотные модели гасят пламя за счёт мощного потока углекислотного снегообразного вещества. Вещество проникает в труднодоступные места, но не пачкает детали и обивку машины. Им можно обрабатывать узлы автомобиля с напряжением от бортовой сети. Недостатки таких изделий – этот газ вреден для человека. Низкая температура снегообразной массы при попадании на кожный покров вызывает обморожение.

Воздушно-кислотные огнетушители менее эффективны своих аналогов. Такие аэрозольные изделия удобны в работе, компактны, что позволяет их хранить в небольшом пространстве.

Класс огнетушителя

Здесь имеется в виду для каких очагов возгорания он будет использоваться: тушения резины или технических жидкостей, твёрдых предметов или электропроводки. Конечно, покупать сразу все виды накладно, да и места в багажнике останется мало после их размещения. Есть универсальные модели, они стоят дороже, а также обладают меньшей эффективностью.

Предназначение

Устройство противопожарной безопасности нужно выбирать исходя из того автомобиля, на котором оно будет использоваться. Это может быть легковое, грузовое транспортное средство или спецтехника.

Объём ёмкости

Литраж изделия должен соответствовать размерам автомобиля. К примеру, для больших грузовиков, коммерческого транспорта необходимо покупать модели с минимальным объёмом два литра.

Автолюбитель должен помнить: от выбора и рабочего состояния этого небольшого устройства зависит порой его жизнь и сохранность машины. Поэтому не следует экономить на покупке огнетушителя.

Выбираем с умом огнетушитель автомобильный

Огнетушители — вещь незаметная и неважная (так многим кажется), пока не случится беда. А так как это бывает внезапно, то готовым нужно быть всегда.

Подойдите серьезно и ответственно к выбору, покупке и обслуживанию оборудования. Это первичное средство для борьбы с пожаром, чем быстрее вы его примените, тем больше шансов победить возгорание.
Везде, где есть опасность возгорания, должен быть соответствующего вида огнетушитель. Каждый автолюбитель имеет огнетушитель автомобильный, без него даже технический осмотр пройти невозможно.
Устройство и принцип работы.
Огнетушители делят на виды:

Углекислотные;
Порошковые;
Водные;
Воздушно-пенные.
Различают по размеру от 1 до 100 л и сфере применения, в зависимости, что может гореть.
Говоря об огнетушителях автомобильных, мы понимаем из чего автомобиль сделан, поэтому подойдут первые два. Попробуем разобраться какой выбрать.
Критерии выбора
По каким техническим характеристикам выбирать, на что смотреть и сколько стоит огнетушитель для автомобиля. Что можно тушить и что нельзя.


Ценовой вопрос важен, именно экономия движет автолюбителями, когда в машине болтается старый, неисправный баллон. Предназначен он не для борьбы с огнем, а для предъявления сотруднику ГИБДД. Зачастую автолюбители не жалеют средств на приобретение новейшей сигнализации, а это лишние провода, которые могут гореть.

Стараясь сэкономить на топливе, нередко устанавливают газовое оборудование. Очень важно, чтобы все эти работы выполняли квалифицированные специалисты. И точно так же следует относиться и к пожарной безопасности, и сколько стоит огнетушитель для вашего автомобиля — вопрос важный, но не главный.
Правила использования при пожаре.

Какие предъявляют требования для огнетушителей, расположенных в автомобилях.

Огнетушитель — вещь необходимая. Сколько случаев, когда сгорает автомобиль и гибнут люди из-за его неисправности. Считается, что чем больше машина, тем объемнее должен быть огнетушитель, в любом случае – не меньше двух килограмм для легковых и пяти для грузовых. При выборе специалисты рекомендуют обратить внимание:

Корпус должен быть металлическим, без вмятин и повреждений, не должно быть заусениц;
Манометр показывает рабочее давление в зеленом поле;
Чека опломбирована;
Обязательно наличие сертификата;
Покупая средство пожаротушения для автомобиля, внимательно ознакомьтесь с паспортом, рассмотрите маркировку, прочитайте инструкцию. Мало будет пользы от изделия, если вы попросту не будете уметь им пользоваться. Необходимо вовремя делать замену или перезарядку баллона, обслуживание. Самое главное, огнетушитель должен быть легко доступен для водителя в кабине. Очень правильно поступают те, кто имеет два: ОП в кабине и ОУ2 в багажнике. Приобретайте огнетушитель автомобильный в специализированных магазинах, сравните сколько стоит ваша жизнь и автомобиль, перестаньте экономить на мелочах и пренебрегать безопасностью.

Что важно знать при покупке

Прислушиваясь к советам специалистов, делаем вывод, что в каждом автомобиле обязательно должен быть исправный огнетушитель, самый надежный вариант, когда их два: и порошковый, и углекислотный. Оборудование должно быть легкодоступно. У вас будут считанные минуты, чтобы спасти свое транспортное средство. На вопрос, сколько конкретно стоит средство пожаротушения для авто, ответить сложно, цену уточняйте, так как они меняются. Главное, покупайте в проверенных специализированных магазинах, требуйте сертификат.

Размеры огнетушителей для автомобилей регламентируются правилами:

Порошковый или углекислотный с объемом 2л для легковых машин;
Для грузовиков аналогичное устройство должно быть объемом не менее 5л;
В автобусах применяется прибор, объем которого не меньше 5л, их должно быть 2шт;
Для бензовозов применяются порошковые, с объемом не меньше 5л, также 2шт.
Помните, что прибор должен быть доступен, но не болтаться по салону или в багажнике автомобиля, соприкасаться с другими предметами, которые могут сломать пусковое устройство или деформировать корпус. Кроме того, баллон может закатиться под педали газа или тормоза и заклинить их. Вы должны его хорошо закрепить.

Необходимо своевременно купить надежный средство пожаротушения, содержать в исправном виде, но лучше всего, если он вам никогда не понадобится.

Какие огнетушители лучше использовать в машине

В ПДД пишут, что в каждой машине должен быть огнетушитель, без него эксплуатация автомобиля запрещена. Объем — не меньше двух литров. А вот какого типа должен быть огнетушитель, в правилах не сказано.

Обычно водители покупают в магазине первый попавшийся огнетушитель, смотрят только на его цену. Логика простая: машина вряд ли загорится, пусть огнетушитель лежит для техосмотра. Но плохой огнетушитель может расколоться, заржаветь изнутри или повредить автомобиль. Разбираемся, какой огнетушитель выбрать.

💨 Углекислотный (ОУ)

Внутри углекислота. При выходе она перекрывает доступ кислорода к очагу возгорания. Оптимальный вариант по соотношению цены и надежности. Срок хранения в автомобиле — 5—10 лет

Плюсы: прочный стальной корпус не сломается и не расколется. Многоразовый, можно заправить

Минусы: большой вес, риск отморозить руки при использовании, не работает на морозе. Углекислота в больших концентрациях опасна для людей

✨ Порошковый (ОП)

Внутри специальный мелкий порошок. Его распыляют на очаг возгорания, кислород не поступает. Подойдет для автомобилей с маленьким багажником. Срок хранения в автомобиле — 2 года

Плюсы: работает при любой температуре, мало весит и занимает мало места

Минусы: корпус из пластмассы, может расколоться от сильного удара. Порошок со временем слеживается

💦 Водный или водно-эмульсионный (ОВЭ)

Внутри вода с добавками, которые не дают ей замерзнуть и помогают тушить огонь. Можно использовать в регионах с мягкой зимой или возить как резервный. Срок годности корпуса — 5 лет, раз в год необходимо менять содержимое

Плюсы: можно использовать в салоне автомобиля и не бояться задохнуться. Струя летит дальше, чем у других огнетушителей

Минусы: на сильном морозе замерзает, плохо тушит горючие жидкости и ржавеет изнутри. Дорогая перезаправка

💭 Пенный (ОВП или ОХП)

Внутри вода и состав, который образует пену. Можно использовать в регионах с мягкой зимой или возить как резервный. Служит не больше года

Плюсы: хорошо тушит бензин, масло и прочие горючие жидкости

Минусы: нельзя перезарядить, на сильном морозе, скорее всего, замерзнет

Аэрозольный (ГОА или АГС)

Внутри вода с добавками, которые превращают ее в аэрозоль. Пригодится на случай возгорания в салоне. Не рекомендуем использовать как основной. Срок годности — не больше 2 лет

Цена: от 250 до 575 Р за баллон емкостью 1 л. Чтобы что-то потушить, потребуется 2—4 таких баллона

Плюсы: безвреден, можно использовать внутри салона автомобиля. Баллон удобно хранить рядом с водителем или пассажиром

Минусы: не перезаряжается, зимой может замерзнуть

Автодайджест Т⁠—⁠Ж

Все цены актуальны на момент публикации

Мария, двигатель углекислотным огнетушителем тушить можно. Пункт 4.1.9. Свод правил , от 01.05.2009 г. № СП 9.13130.2009, утвержденного МЧС России, запрещает применять углекислотные огнетушители только для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением выше 10 кВ. По двигателям внутреннего сгорания никаких ограничений нет, и я ни разу не слышал о том, чтобы двигатель при тушении углекислотным огнетушителем взорвался.

По поводу «мини бомберо» — лично я не рискну рекомендовать его к покупке. Во первых, непонятно к какому именно классу он относится. Во вторых — объем всего 250 мл. Для того, чтобы соблюдать требования ПДД — их придется купить 8 штук. При цене 1200 — 1600 рублей за один баллон на то, чтобы укомплектовать автомобиль, потребуется, как минимум, 9600 рублей. На эти деньги можно купить:
10 углекислотных огнетушителей — в этом случае их общий объем составит 20 литров
24 порошковых огнетушителя — общий объем составит 48 литров

Мария, минибомберо в руках не держал, это правда. Поэтому и не берусь его рекомендовать. Это изделие довольно экзотичное на нашем рынке, и с довольно высокой ценой. Найти его в продаже не так просто, в то время как углекислотных и порошковых огнетушителей — огромный выбор. Поэтому ситуацию, когда нет в продаже порошковых или углекислотных моделей, но есть экзотическая модель размером как баллончик от пены для бритья, мне представить сложно.

По поводу личного опыта:

Порошковым тушил электрощит в собственном гараже — из за некачественной проводки произошло короткое замыкание. Огнетушитель отработал нормально, хотя был куплен в обычном автомагазине и несколько лет провалялся в багажнике автомобиля.
Углекислотным пару раз тушил костры на природе — он был просрочен, и мне было интересно, как он отработает, Потом я его перезаправил.

Читайте также  Виды огнетушителей правила их применения

По поводу разницы температур — углекислота в момент попадания на нагретые части двигателя уже не будет иметь температуру минус 73 градуса. Углекислый газ при распылении смешивается с продуктами горения, охлаждает их — но сам при этом нагревается. Даже будучи нагретым при этом он весьма эффективно вытесняет кислород из очага горения.

Какой огнетушитель для автомобиля выбрать – порошковый или углекислотный

Есть три вещи, которые являются обязательными атрибутами автомобиля. Это огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечка. Речь в статье пойдет об огнетушителях, а именно о двух его видах: порошковом и углекислотном. При возгорании авто можно тушить и водяным прибором, но в машинах его не устанавливают, потому что при низких температурах он просто замерзает. А значит, воспользоваться им просто будет невозможно. Итак, разбираем огнетушители порошковые и углекислотные – что лучше, их назначение, и каковы у них характеристики.

Требования, предъявляемые огнетушителям для автомобиля

Есть несколько достаточно жестких требований, которые предъявляются огнетушащим приборам, используемым в автомобилях. Эти правила и требования обозначены в ГОСТе Р51057-2001.

  1. В легковых автомобилях должны устанавливаться огнетушители объемом 2 л весом 2 кг (это минимальный показатель). В грузовых машинах 5 л и 5 кг соответственно. Обратите внимание, что вес обозначает не массу всего прибора, а вес закаченного в корпус огнетушащего вещества.
  2. Срок годности. Эта величина указывается на корпусе, а точнее на этикетке. Здесь же обозначается время перезарядки и освидетельствования.
  3. На корпусе также наносится инструкция, как пользоваться устройством, и маркировка прибора.

Необходимо отметить, что ежегодный техосмотр авто – это обязательная проверка огнетушителя на его качественное техническое состояние. При этом инспектор проверяет все: корпус, патрубки, шланги, этикетку и манометр.

Отличительные особенности двух видов

Итак, переходим к основному вопросу темы: чем отличается порошковый огнетушитель от углекислотной модели. Первое и основное отличие в огнетушащем веществе (ОТВ).

Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:

  • бикарбонат металлов щелочного типа;
  • графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
  • фосфорно-калийные соли;
  • силикагель, насыщенный хладоном.

Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.

Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.

Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.

При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.

Тушение углекислотным огнетушителем

Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.

Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:

  • порошок собой загрязняет все поверхности;
  • его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.

В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:

  • газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
  • вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.

Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.

Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей. Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.

Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня. Потому что во время пожара огнетушащим веществом заливается все помещение без разбору. И никто не разбирается в экстремальной ситуации: горят вещи и предметы мебели или нет.

В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.

Поэтому совет – приобрести сразу два прибора и хранить их внутри автомобиля. Это совет по легковым авто. Что касается автобусов и грузовых машин, то по закону в них должно быть два огнетушителя.

Дополнительные сведения

Необходимо обозначить, что порошковые модели – это три подвида, которые отличаются друг от друга способом закачки порока внутри баллона.

  1. Они так и называются – закачные. В них порошок закачивается под давлением. В качестве закачного элемента применяют воздух, азот или углекислый газ.
  2. С жатым воздухом. Внутри кроме порошка располагается баллон с жатым воздухом. При нажатии и на рукоятку огнетушителя штырь, расположенный на конце давящей части ручки, протыкает внутренний баллон. Воздух смешивается с порошком и выталкивает его под давлением наружу.
  3. С газогенерирующим патроном. Внутри прибора расположен патрон с веществами, которые при соприкосновении с воздухом, создают внутри давление. Принцип работы такого огнетушителя идентичен предыдущей модели. То есть штырь прокалывает патрон, от чего и образуется внутри прибора высокое давление.

Первая разновидность маркируется буквой «З», то есть марка будет такой: ОП-2(з). Вторые буквой «Б», третьи буквой «Г».

Здесь нельзя говорить, что какая-то модель лучше другой. Просто существует несколько технологий образования порошковой массы, вылетающей из патрубка (сопла) под давлением. Поэтому для автомобиля выбирайте любую марку.

ОП-2з в автомобиле

Срок годности

Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).

Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона. На ней есть римские и арабские цифры. Первые показывают месяц выпуска, вторые год. Понятно, что через 10 лет агрегат надо будет заменить полностью, а через пять сдать на перезарядку.

Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона. Для этого просто промеряют манометр агрегата, который и показывает величину давления. Если оно ниже номинального, обозначенного в паспорте изделия, то агрегат передается на перезарядку.

Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.

Давление надо проверять самостоятельно

Технические особенности

В теме: огнетушитель порошковый и углекислотный – разница, есть и технические отличия. В основном это касается патрубка, из которого огнетушащее вещество должно вылетать для тушения очага возгорания.

У порошкового вида это небольших размеров пластиковый патрубок, который, как сопло для огнетушащего вещества, и не назовешь. Нередко молодые инспектора ГИБДД при проведении техосмотра автомобилей, не замечая его, делают предупреждения водителям за не комплектацию огнетушителя. Так выглядят приборы именно для автомобилей. Огнетушители ОП для помещений снабжаются шлангом и пластмассовым раструбом достаточно больших размеров. Просто в салоне автомобиля мало места, поэтому производители стараются предложить компактные устройства.

У углекислотного вида это шланг и насадка или металлическая труба небольшой длины и патрубок.

Огнетушитель порошковый с маленьким соплом

Правила пользования

В принципе, оба прибора используются одинаково:

  • удаляется чека (надо дернуть за кольцо);
  • нажимается рукоятка;
  • сопло патрубка направляется на очаг возгорания;
  • расстояние до пламени – не меньше 1 м;
  • постараться распределить огнетушащее вещество по всей плоскости, которая горит.
Читайте также  Взвешивание огнетушителей правила

Добавим, что оптимальное расстояние от сопла до зоны горения для порошковых огнетушителей – 3-4 м, для углекислотных – 1 м.

Обобщение по теме

Итак, что выбрать для автомобиля – огнетушитель с углекислотой или порошком внутри. Вопрос на самом деле не самый актуальный. Оба варианта применяются повсеместно. По своим тушащим характеристикам они практически одинаковы. Требования к ним также одинаковые. Особенно это касается способа хранения, где точно определенно место – салон автомобиля. В багажнике лучше не хранить, потому что при возгорании далеко придется добираться до прибора. Плюс в багажнике не всегда можно гарантировать жесткое крепление агрегата к внутренним плоскостям пространства.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Огнетушитель автомобильный – первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальной стадии. Автомобиль – пожароопасный объект из-за комбинации в малом пространстве легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов: топливо, газы, пластмассы, электропроводка. Время охватывания машины огнём по статистике 3 – 15 мин.

Нужен ли огнетушитель в машине по закону

Для прохождения ТО огнетушитель обязателен. Параметры устройства, виды и характеристики закреплены в ГОСТ, НПБ.

Требования к огнетушителю

Какой объем огнетушителя должен быть

Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).

Объем не ниже (л)

Масса заряда (не баллона) не ниже (кг)

Сколько огнетушителей должно быть

Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.

В легковом автомобиле

Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.

В грузовом автомобиле

Для грузовых ТС потребуется:

    для АТС до 3,5 т – один (2 кг, 2 л, от 0,7А и 21В);

грузовики для транспортировки людей или с массой от 3,5 до 7,5 т, комбайны, тракторы – два аналогичные;

  • АТС от 7,5 т, перевозящие опасные грузы (фуры, бензовозы, автоцистерны) – два от 2A и 70B.
  • В автобусе

    Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.

    Срок годности автомобильного огнетушителя

    Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.

    Срок годности для техосмотра (лет)

    Годность заряда и перезарядка (не реже)

    Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.

    Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.

    Дата выпуска указана на корпусе производителем (напротив числа оторван кусочек бумаги):

      арабские цифры – год выпуска;

  • римские – месяц.
  • Даты годности и проверок вписываются изготовителем и профильными организациями в техдокументы и наклейки на корпусе.

    Стоимость перезаправки ОП почти равная цене нового изделия – как правило, лучше купить новый, если прошел срок службы.

    Штраф за отсутствие огнетушителя

    В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.

    Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.

    Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный

    Общие требования для противопожарного автомобильного оборудования:

      сертификация по испытаниям на вибрации, тряску по ГОСТу Р51057;

    сохранение работоспособности при от -30 до +50 °С;

    рекомендовано изготовителем для транспортных средств;

    машины на сжиженном газе оснащается оборудованием для класса возгорания С;

  • передвижные спецсредства по типу лабораторий в виде фургона на шасси автомобиля комплектуются средствами под возможный вид пожара.
  • Углекислотные ОУ

    Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.

      классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;

    ОТВ проникает внутрь оборудования;

    нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;

    не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;

  • применяются для электрооборудования с напряжением до 10 000 В.
    1. слабо или вообще не тушат:

        твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
  • металлы обычные, щелочные и щелечноземельные (Al, Mg, NA, Ti);
  • более высокая стоимость;

    давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;

    отдача – баллон может вырвать с рук;

  • опасность для окружающих: возможно отравление с угнетением функций дыхания, холодный ожог.
  • Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ читайте здесь.

    Порошковые ОП

    ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.

    ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).

      тушит больше классов пожара;

    длинная струя (до 6 м);

    работает при -50 °С;

    неприхотливость: хранится в любом положении;

  • меньше опасность разрыва, поскольку давление внутри сравнительно небольшое – до 1,6 Мпа.
  • ухудшает видимость, создавая пылевое облако;

    огонь может снова вспыхнуть – требуется проверка очага;

    порошок склонен к комкованию, слеживанию, забиванию сопла;

  • налипшую смесь трудно отмыть.
  • Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.

    Аэрозольные ОА

    Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:

  • пенные (ОВП, ОХП).
  • ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или эмульсионная смесь. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.

    ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:

      пена проводит электричество;

    ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;

    низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;

  • для ощутимого результат недостаточно 2 – 5 л.
  • Как выбрать огнетушитель в машину

    Рекомендации по выбору:

    манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;

    действительный по сроку годности;

    есть пломба, чека;

    присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;

    корпус без коррозии с толстой цельной краской;

  • чем выше тушащая способность, тем лучше.
  • Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.

    Где должен находиться огнетушитель в машине

    Правила по размещению средств пожаротушения в автомобилях:

      исключаются места с возможностью нагрева свыше +50 °С;

    автобусы и грузовики: один – кабина, второй – салон, кузов;

    грузовики с опасными грузами и больше 7,5 т: один – на шасси, второй – в кузове (цистерне);

    в кабине место расположения – легкодоступное, без преград, близко к водителю, не под капотом;

  • устройства, размещенные вне кабины защищены от грязи, влияния климата.
  • Нельзя держать автомобильные огнетушители внутри багажника, на кузове, за исключением:

      если изделий больше предусмотренного минимума. Пример: для легкового автомобиля поместить один в доступном месте внутри салона (под сиденьем), второй – в багажнике;

    если это позволено (автобусы, грузовые ТС);

  • самосрабатывающие огнетушители разрешено крепить на труднодоступные места (около мотора, бензобака, под крышкой капота).
  • Как закрепить огнетушитель

    Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.

    Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.

    Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.

    Как пользоваться огнетушителем в машине

    Алгоритм приведения в действие:

      Сорвать пломбу и ограничитель.

    Держать корпус вертикально.

    Желательно подойти с наветренной стороны.

    Направить раструб на очаг.

  • Нажать на пусковую ручку или кнопку.
  • Предостережения для углекислотных огнетушителей :

    держать за ручку, а не за раструб, поскольку струя с температурой -70 °С. Помимо этого, сопло может проводить электричество;

  • не направлять на людей.
    1. с переднего края возгорания вглубь;

    сверху вниз – сначала под автомобилем;

    тушить горящую поверхность, а не само пламя;

    снять клеммы аккумулятора во время пожара, если это возможно, после гашения – обязательно. Способы: не токопроводящими специальными или подручными устройствами, перекусив кусачками провода;

    использовать толстые хлопчатобумажные (не синтетические) или огнеупорные перчатки;

    если пламя или дым вырывается из капота, тушить через щели. Затем открыть крышку, но с осторожностью, поскольку огонь может вырваться;

    если есть угроза взрыва бензобака – прекратить тушение и отойти;

    прикрываться дверьми, крышкой багажника, капота от огня;

    ОТВ расходовать экономно, краткими нажатиями на пуск 1 – 1,5 сек.;

    оставить немного огнетушащего вещества и проверить, нет ли возможных мест появления пламени;

  • первый выпуск струи ОТВ самый результативный – рекомендовано тщательно рассчитать попадание струи.
  • Углекислотные средства намного эффективнее порошковых при горении топлива, но дороже и сложнее в эксплуатации, их надо хранить в вертикальном положении, если иное не указано изготовителем. Среди водителей популярнее порошковые устройства, поскольку дешевле, компактнее, неприхотливее.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: