Как пользоваться автомобильным огнетушителем? - VISTAGRUP.RU

Как пользоваться автомобильным огнетушителем?

Огнетушитель в машине: правильный выбор, эксплуатация и заправка

Самое важное назначение известно всем — тушить очаги возгорания, об этом знают даже дети. Никто не может угадать когда понадобятся средства для пожаротушения и аптечка, но если есть хоть малейшая вероятность, то лучше быть готовым.

Это не метод вытянуть с Вас лишние деньги, а забота о здоровье и имуществе. Наличие огнетушителя регламентируется в специальном положении для допуска к эксплуатации ТС и отсутствие рабочего устройства повлечет выписывание штрафов. В независимости от марки, дороговизны и страны в любом автомобиле огнетушитель должен быть.

Автомобиль может сгореть за несколько минут, при этом причину и возникновение пожара увидеть сразу достаточно проблематично, пока не будет густого дыма, но даже в таком случае из-за большого количество легковоспламеняющихся жидкостей проходит весь процесс быстро. Не стоит рассчитывать на пожарных, они вряд ли успеют приехать быстро.

Если у Вас будет под рукой персональный огнетушитель, то шанс потушить в первые три минуты очень большой. Лучше всего закрепить его в багажнике на специальных кронштейнах или по возможности недалеко от водителя.

Устройство и работа огнетушителя

Каждый отдельный вид имеет свои параметры, методы работы и прочее. В общем конструкция схожа: цилиндрический корпус с соплом, откуда при активации устройства выходит огнетушащее вещество.

Обычные или по другому ручные активируются нажатием рычага (запорного механизма). Во многих моделях присутствует трубка для направленного выхода струи или раструб. Перед началом работы с изделием надо выдернуть чеку-предохранитель, она надежно защищает от ложных срабатываний при перевозке.

Реже используют огнетушители типа забрасывания, просто баллон кидают в очаг и он от удара сам срабатывает, орошая поверхность. В автомобилях крайне неудобно и нецелесообразно.

Бывает различный объем, но для машины приобретаются небольшие, легко помещающиеся в багажник или под сиденье. Ряд огнетушителей имеют манометр для контроля давления внутри корпуса.

Для огнетушителей транспортных средств стоит учесть следующее:

Объем должен быть не менее 2-х литров.

Они должны эффективно бороться с очагами возгорания твердых горючих веществ, жидких, и иметь возможность тушения электрооборудования под напряжением.

Следует проверять рейтинг на этикетке, чем выше, тем лучше справляется.

Работа и область применения зависит от наполнения. Более подробно рассмотрим далее исходя из видов.

Время работы зависит от производителя, обычно составляет 10-20 секунд. Обязательно надо стать в устойчивую позу и нацелиться, второго шанса не будет. Все они одноразовые.

Дальнобойность может достигать до 6 метров. Следует позаботиться об отсутствии посторонних предметов на пути струи и других людей. Не вдыхайте порошок, может начаться приступ кашля.

Виды огнетушителя: различия и выбор для автомобиля

Выделяют несколько способ тушения возгораний, такие как: водой, пеной, порошком или углекислым газом. В связи с этим и огнетушители делятся на соответствующие виды. Именно для транспортных средств применимы только: пенные, порошковые и углекислотные, а также их разновидности.

Порошковые огнетушители

Чаще всего именно их можно встретить в большинстве машин. Устроен он просто — огнетушащий порошок находится инертных газов – азота, воздуха или углекислого газа, закачанного внутрь под давлением. Показатели должны быть всегда в соответствии с теми, что указаны в инструкции от производителя. Сам баллон оснащен датчиком давления, по нему удобно следить за состоянием изделия.

Если давление будет недостаточным, то порошок будет выбрасываться при нажатии рычажка с недостаточной силой, и действие станет не эффективным. Тушение происходит за счет лишения огня доступа к кислороду, ведь порошок покрывает его тонким слоем. Бывают скачанные, с газогенерирующими патронами и с баллоном высокого давления. Все варианты отлично справляются с задачей.

Они хорошо справляются с пожаром в салонах авто и в двигателе. Единственный минус в том, что удалить налет порошка с поверхности будет потом сложно. Могут возникнуть большие проблемы при восстановлении уцелевших от пожара частей автомобиля.

Для них важен срок годности, никаких исключений после окончания даты, указанной в паспорте или на самом баллоне.

Воздушно пенные огнетушители

Маленькие по размеру и скорее подойдут для маленького очага возгорания. Обычно находятся под сиденьем водителя, что бы быстро достать и применить. Для большого пожара они бесполезны, так как маленький объем до 1 литра.

При нажатии на рычаг начинает выдавливаться струя пламегасящей пены, в состав которой входят парообразующие галоидированные углеводороды.

Как вариант быстрой помощи в салоне, при неаккуратном курении и подобных случаях.

Углекислотный огнетушитель

Как понятно из названия — работает на сжатом углекислом газе СО2. На баллоне есть вентиль и раструб, для лучшего распыления. Большой и мощный поток углекислоты низкой температуры (до -80 С) подается на горящую поверхность и быстро охлаждает.

Важно следить за сроком годности, как известно со временем любой газ просто улетучится. Главное преимущество заключается в щадящей работе для поверхности деталей и легком восстановлении их в будущем.

Такой тип огнетушителя надо использовать с осторожностью. При попадании на кожу может вызвать обморожение, а при концентрации во вдыхаемом воздухе около 10% углекислоты вызвать паралич легких.

Исходя из описанного и по отзывам самих автовладельцев лучшим решением можно считать покупку порошкового огнетушителя ОП-2. Он лучше всего подходит и имеет достаточный объем. Также есть мнение, что стоит хранить два типа одновременно — порошковый и углекислотный, под разные ситуации.

Что будет, если не приобретать огнетушитель в машину

Минимум — будете получать штрафы при проверках, максимум — в случае возгорания потеряете транспортное средство и получите ожоги. Да и транспортное средство не получит допуск ТО.

Если Вас остановили сотрудники ДПС и Вы честно признаетесь в его отсутствии, то штраф будет минимальным. Особо “наглые” сотрудники могут пугать Вас запретом на дальнейшую эксплуатацию, но не воспринимайте это серьезно. Всё что положено в данном случае: предупреждение и штраф.

В крайнем случае, можно сказать, что использовали на днях и еще не успели купить новый. В ПДД указано, что если в дороге возникли непредвиденные ситуации, например, необходимо было потушить костёр, то водитель должен направляться к месту ремонта или исправления неисправностей (в случае огнетушителя — в магазин для покупки нового). Об этом и следует сообщить инспектору. Это радикальное решение и лучше не прибегать к его использованию постоянно, а лучше иметь под рукой огнетушитель.

Можно надеяться на других водителей в потоке, но не всегда они с охотой придут на помощь или рядом может не оказаться других машин. Запомните — не воспользуетесь сами, возможно спасете кого-то еще.

Срок службы, заправка и замена

Порошковые огнетушители необходимо подзаряжать каждые два года, а переосвидетельствовать раз в год. Углекислотные должны проходить обязательное ежегодное техническое освидетельствование и перезарядку раз в 3-5 лет.

Но даже это не гарантирует то, что срок годности не повлияет на тот факт, что порошки слежаться или газ испарится, так обязательно следите за указанными датами на этикетках. Иначе в самый нужный момент они просто не сработают или будут малоэффективны.

Нельзя использовать дешевые, сомнительного производителя огнетушители. Лучше взять проверенные в хорошем магазине, не для вида.

Важно! Читайте инструкции по применению заранее, чтобы не удивляться в будущем, что прикосновения вызвали обморожение или Вы просто не можете понять, где находится чека. Поскольку реальный пожар — это всегда паника, лучше ознакомиться с блокиратором заранее: инструкция есть на корпусе огнетушителя.

Как правильно использовать автомобильный огнетушитель?

Автор статьи: AutoKontact.ru

дата: 23.04.2019

Мы можем потушить небольшой пожар в автомобиле стандартным огнетушителем, но не все водители могут правильно его использовать. Шаг за шагом мы расскажем, как правильно использовать автомобильный огнетушитель.

Год от года в России появляется все больше автомобилей, но это не меняет того факта, что многие из них далеко не очень хороши. И именно небрежность со стороны владельцев является основной причиной возгорания автомобилей .

  • короткие замыкания высоковольтных проводов;
  • утечка топлива;
  • ржавые электрические соединения;
  • перегрузка гнезда прикуривателя;
  • разведение огня в машине или не потушенная сигарета;
  • замыкания в электрической системе.

Если пожар заметить достаточно рано, и мы потушим его на начальном этапе, и сможем справиться с ним до прибытия пожарной службы, даже с помощью одного огнетушителя. Помните, однако, что после того, как вы заметили угрозу, первым делом нужно вызвать пожарных, потому как мы никогда не знаем, сможем ли мы остановить распространяющийся огонь и не рискуем ли сами.

Если в нашем автомобиле установлена ​​система кондиционирования воздуха, работающая на более новом фрионе R1234yf, не пробуйте тушить огонь самостоятельно, а оставьте его пожарным, оборудованным дыхательным аппаратом и соответствующим оборудованием. В результате его горения, он испускает канцерогенный углеводород, что может привести к летальному исходу.

Типы автомобильных огнетушителей

Из-за реальной опасности возгорания автомобиля огнетушитель должен быть включен в список обязательного оборудования для каждого транспортного средства, движущегося по дорогам общего пользования. Чаще всего водители используют дешевые 1-килограммовые огнетушители: их достаточно для тушения пожаров в зародыше, когда они еще не приобрели значительные размеры.

Пожарные рекомендуют более крупные 2 кг огнетушители, которые эффективно устраняют более обширный пожар. Они чаще всего оснащены небольшим индикатором давления и более просты в использовании.

Рынок также предлагает «огнетушитель»или так называемые средства пожаротушения. Однако практические испытания показали, что они не способны потушить даже небольшой пожар, поэтому их покупка не имеет никакого смысла.

Правильное использование огнетушителя

Теоретически, автомобильный огнетушитель не должен вызывать каких-либо проблем, но учитывая обстоятельства, при которых он должен использоваться, многие люди, находящиеся в состоянии стресса, не могут делать это правильно.

Поэтому стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации огнетушителя и протестировать. Ниже приведены три основных шага, которые необходимо предпринять при использовании огнетушителя.

1. Разблокируйте огнетушитель

Чтобы разблокировать огнетушитель, необходимо снять чеку. Лучше всего сделать это, повернув её вокруг своей оси: тогда пластиковый защитный ремень сломается, и огнетушитель будет готов к использованию.

2. Проткнуть картридж

В стандартных огнетушителях перед началом процесса пожаротушения баллон должен быть заполнен соответствующим давлением. Для этого проткните картридж, ударив кулаком по рычагу, подождите 3 секунды, а затем снова нажмите рычаг, начав распыление средства для пожаротушения.

Некоторые огнетушители оснащены манометром, расположенным рядом с рукояткой. В них не нужно прокалывать патрон, и тушение начинается при первом нажатии рычага.

3. Держите огнетушитель вертикально

Чтобы тушить пожар наиболее эффективным способом, держите огнетушитель в вертикальном положении, удерживая спусковой рычаг в самой высокой точке. Старайтесь не переворачивать его вверх дном (порошок всасывается): огонь будет расширяться из-за притока большего количества кислорода. Чтобы не обжечься, наденьте толстые перчатки.

Как пользоваться автомобильным огнетушителем?

Тому, кто хоть раз видел горящий автомобиль, наверняка приходило осознание, как порой бывает коварна жизнь. Только подумайте: утро, ничего не предвещало беды, человек сел в свою машину, поехал на работу, а потом – раз! Несколько минут — и от 7-10 тысяч долларов остались только зола и каркас. Представлять себя на месте «погорельца» не хочет никто, но при этом каждый понимает, что никто не застрахован.

Читайте также  Крепление огнетушителей в помещениях

Основная масса автолюбителей, покупая огнетушитель, думает лишь о том, как пройти техосмотр. В понимании большинства это тот предмет, который в машине лучше иметь, но не приведи Господь им воспользоваться. Но ситуации бывают разными, и огнетушитель может понадобиться для дела, причем, если не тебе, то кому-то другому.

Это видео(под катом) было снято в сентябре 2011 в Минске. Прямо во время движения загорелся Ford Scorpio, водитель попытался потушить пламя маленьким автомобильным огнетушителем, но его содержимое быстро закончилось. В этом видео показательно то, что автомобиль горит, а люди проезжают мимо. Заметьте, с какой скоростью распространяется пламя, и в ситуации, когда значение имеет каждая минута (специалисты утверждают, что автомобиль полностью выгорает за 5-6 минут), помочь бедолаге никто не изъявляет желания.

Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но неужели людям жалко своего огнетушителя, чтобы помочь другому? Или их (огнетушителей) у многих нет или они просто не умеют ими пользоваться? Несомненно, у каждого проехавшего мимо своя причина. Но бывали ситуации, когда даже 2-3 огнетушителя подоспевших на помощь водителей не могли спасти автомобиль. В связи с этим возникает вопрос: что можно потушить автомобильным огнетушителем и нужен ли он вообще?

За ответом на этот вопрос мы отправились в Пожарный аварийно-спасательный отряд Минского областного управления МЧС в Молодечно, где нам пообещали не только рассказать, но даже показать, что и как.

По наблюдениям, чаще всего пожар в автомобиле начинается с моторного отсека. Это действительно самый распространенный «сценарий» (43,3% случаев), причем половина авто из этой категории вспыхивает из-за неисправностей электропроводки. Еще 20% возгораний начинаются в салоне или кабине автомобиля. Незначительный процент приходится на кузов и багажник, элементы ходовой части и выпускную систему.

— Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение составляет 12 вольт, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети, — коротких замыканий, больших переходных сопротивлений, искрений, перегрузки, — рассказывает начальник отряда Леонид Малашко. – Причем одинаково хорошо горят как старые, так и относительно «свежие» автомобили. Если у первых со временем трескается изоляция проводов, что-то где-то перетирается, иногда хозяева вместо штатного предохранителя ставят обычный провод, то новые иногда вспыхивают после неумелого «тюнинга» — установки мощной звуковой аппаратуры, сигнализации, какого-то дополнительного оборудования. Во втором случае пожар начинается в салоне автомобиля. Сюда же – возгорания от незатушенной сигареты или других источников. Еще одна распространенная причина автопожаров – поджог. Каких-либо закономерностей в таких преступлениях нет, кроме того, что часто страдают автомобили, находящиеся рядом, если это двор или стоянка.

— Но старые автомобили все-таки горят чаще…

— Да, еще бывает, что причиной пожара становится воспламенение технологических жидкостей. Что характерно, зимой пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом. Понятно, что подтеканием жидкостей чаще грешат немолодые автомобили. В ДВС температура отработанных газов по длине выпускного тракта составляет 800-830С, а температура поверхностей – 710-770С. Это гораздо выше температуры самовоспламенения большинства ГСМ, используемых в автомобиле.

101 – служба хоть и оперативная, но порой автомобили сгорают быстрее, чем приезжают огнеборцы. Поэтому многое в такой ситуации зависит именно от действий водителя. Как утверждают профессионалы, на начальной стадии пожара, когда еще нет огня, а есть только задымление, можно справиться и при помощи обычного автомобильного огнетушителя. Они считают, что на данном этапе спасти ситуацию водитель может за счет правильных и грамотных действий. Что нужно делать, рассказывает начальник пожарно-спасательной службы Михаил Четырко.

Если не «дернуть ручку», открывающую капот, сразу, потом его можно просто не открыть, соответственно что-то сделать в таком случае будет проблематично. Почему нельзя резко поднимать капот, наверное, также всем понятно: от притока кислорода горение, как известно, только усиливается, кроме того, есть риск получить ожоги. Если задымление сильное или из-под капота уже выбиваются языки пламени, голыми руками пытаться открыть капот не стоит. Лучше делать это при помощи какой-нибудь палки или монтировки. Если же возгорание не удалось быстро ликвидировать, следует отойти от автомобиля на безопасное расстояние, потому что может взорваться топливный бак.

Теория – теорией, но нам не терпелось перейти к практическим занятиям. Для этого мы даже привезли свой огнетушитель, который купили в магазине. Спасатели презрительно посмотрели на «пшикалку» и настояли на том, чтобы в эксперименте участвовали только специально обученные люди.

Нашей целью было выяснить, можно ли потушить автомобиль обычным огнетушителем, которые покупают водители для прохождения техосмотра? Для этого мы подожгли старый ВАЗ.

Признаться, условия эксперимента не совсем соответствовали жизненным, т.к. мы машину подожгли специально при помощи бензина, а это немножко другое, чем, к примеру, тление или горение электропроводки. С другой стороны читатель получил представление о том, насколько хватает обычного автомобильного огнетушителя. Если честно, закончился он уж как-то очень быстро. Спасатели также использовали порошковый огнетушитель, только объемом в 10 литров. Как видите, оказалось достаточно одного «пшика».

Но ошибка «обычного водителя» заключалась не только в выборе орудия тушения пожара.

Как видим, не все так просто, как может показаться со стороны. Но, согласитесь, в любом случае шансов самостоятельно справиться с огнем все-таки больше при наличии нормального, объемного огнетушителя.

— По хорошему, нормальный огнетушитель – это на 3-5 кг, — советует Леонид Малашко. – Он, конечно, требует места, под сиденьем его не прикрепишь, но в случае чего он реально сможет помочь. Как вы убедились, литровым особо ничего не потушишь. Еще важно, чтобы огнетушитель был рабочим, т.к. случаев, когда они в нужный момент просто не срабатывали, — масса. У огнетушителей есть срок годности, за которым нужно следить. За этим, конечно, следят также работники станции техосмотра, но это ваша безопасность, и не стоит полагаться на то, что он может вам никогда не понадобиться. Сейчас почти все огнетушители оснащены монометрами, с помощью которого водитель может сам следить за давлением в баллоне. Если стрелочка ушла за пределы зеленого сектора, нужно обратиться в пункт перезарядки, которые есть при каждом РОЧС и БДПО.

— Что происходит с огнетушителем по истечении срока годности? Его нужно просто выбросить? У многих они так и остаются нетронутыми.

— Огнетушитель может оставаться рабочим и после 5 лет с даты заправки, но после истечения срока годности производитель не дает никаких гарантий. Можно оставить такой огнетушитель в гараже, можно возить с собой в машине в качестве дополнительного, но сработает он или нет — тут уже как повезет.

С помощью просечек на этикетке «выбивается» дата изготовления. По ней ориентируются работники станций техосмотра.

— Есть ли разница между огнетушителем в пластмассовом и железном корпусе? И где вообще лучше их покупать?

— Разницы нет, т.к. материал корпуса не влияет на эффективность. Мы сами используем большие огнетушители в пластиковых корпусах, внутри которых давление достигает 320 атмосфер. Они не взрываются, все с ними нормально.

Я бы советовал покупать огнетушитель все-таки в специализированных магазинах, которые имеют лицензию. Там продаются сертифицированные и поверенные средства для тушения пожара, им, если честно, больше доверия. Не исключено, что и рыночные торговцы имеют лицензию, но не будет лишним этим моментом поинтересоваться.

А есть ли выбор?

Итак, автомобильные огнетушители. Еще несколько лет назад их было два вида – порошковые и углекислотные. Но постепенно от последних торговая сеть почти отказалась, потому что они дороже и по цене, и по стоимости обслуживания, да и, видимо, особого спроса на них у автолюбителей не было. Как говорится, зачем платить больше, если разницу можно никогда и не узнать?! Поэтому сейчас в широкой доступности именно порошковые варианты.

Принцип действия порошкового огнетушителя идентичен использованию песка при тушении пожара – попадая на горящую поверхность, он прекращает доступ кислорода, необходимого для горения. Однако не стоит забывать, что содержимое огнетушителя небезопасно для здоровья, поэтому лучше стараться избегать вдыхания распыленного порошка. Кроме того, поговаривают, что порошок оставляет следы на ЛКП. Но, согласитесь, лучше они, чем голый каркас автомобиля.

Огнетушители хорошо переносят как высокие, так и низкие температуры хранения, поэтому единственное, чему стоит уделить внимание – это месту хранения. Профессионалы советуют держать его в салоне автомобиля, но только так, чтобы он не катался туда-сюда, а то неровен час может и сработать.

Багажник – не самое удачное место для огнетушителя. Во-первых, доставать его оттуда дольше, во-вторых, у многих современных автомобилей за открытие багажника отвечает электроника, и в случае, если электропроводка «откажет», его в нужный момент можно просто не открыть.

Перед тем, как определить огнетушитель на хранение, нужно почитать инструкцию, чтобы понять, как он работает.

Принцип «активизации» огнетушителя прост: сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать

Вот, собственно, и все премудрости. Но проблема часто бывает в другом – люди оказываются настолько не готовы к такой ситуации, как пожар, что в состоянии стресса не всегда могут действовать адекватно, даже если теоретически подкованы. Тем и ценна помощь людей со стороны, если, конечно, они не проезжают мимо…

Что можно потушить автомобильным огнетушителем и стоит ли покупать его вообще?

Тому, кто хоть раз видел горящий автомобиль, наверняка приходило осознание, как порой бывает коварна жизнь. Только подумайте: утро, ничего не предвещало беды, человек сел в свою машину, поехал на работу, а потом – раз! Несколько минут — и от 7-10 тысяч долларов остались только зола и каркас. Представлять себя на месте «погорельца» не хочет никто, но при этом каждый понимает, что никто не застрахован.

Основная масса автолюбителей, покупая огнетушитель, думает лишь о том, как пройти техосмотр. В понимании большинства это тот предмет, который в машине лучше иметь, но не приведи Господь им воспользоваться. Но ситуации бывают разными, и огнетушитель может понадобиться для дела, причем, если не тебе, то кому-то другому.

Это видео было снято в сентябре 2011 в Минске. Прямо во время движения загорелся Ford Scorpio, водитель попытался потушить пламя маленьким автомобильным огнетушителем, но его содержимое быстро закончилось. В этом видео показательно то, что автомобиль горит, а люди проезжают мимо. Заметьте, с какой скоростью распространяется пламя, и в ситуации, когда значение имеет каждая минута (специалисты утверждают, что автомобиль полностью выгорает за 5-6 минут), помочь бедолаге никто не изъявляет желания.

Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но неужели людям жалко своего огнетушителя, чтобы помочь другому? Или их (огнетушителей) у многих нет или они просто не умеют ими пользоваться? Несомненно, у каждого проехавшего мимо своя причина. Но бывали ситуации, когда даже 2-3 огнетушителя подоспевших на помощь водителей не могли спасти автомобиль. В связи с этим возникает вопрос: что можно потушить автомобильным огнетушителем и нужен ли он вообще?

Читайте также  Углекислотные огнетушители должны перезаряжаться

За ответом на этот вопрос мы отправились в Пожарный аварийно-спасательный отряд Минского областного управления МЧС в Молодечно, где нам пообещали не только рассказать, но даже показать, что и как.

По наблюдениям, чаще всего пожар в автомобиле начинается с моторного отсека. Это действительно самый распространенный «сценарий» (43,3% случаев), причем половина авто из этой категории вспыхивает из-за неисправностей электропроводки. Еще 20% возгораний начинаются в салоне или кабине автомобиля. Незначительный процент приходится на кузов и багажник, элементы ходовой части и выпускную систему.

— Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение составляет 12 вольт, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети, — коротких замыканий, больших переходных сопротивлений, искрений, перегрузки, — рассказывает начальник отряда Леонид Малашко. – Причем одинаково хорошо горят как старые, так и относительно «свежие» автомобили. Если у первых со временем трескается изоляция проводов, что-то где-то перетирается, иногда хозяева вместо штатного предохранителя ставят обычный провод, то новые иногда вспыхивают после неумелого «тюнинга» — установки мощной звуковой аппаратуры, сигнализации, какого-то дополнительного оборудования. Во втором случае пожар начинается в салоне автомобиля. Сюда же – возгорания от незатушенной сигареты или других источников. Еще одна распространенная причина автопожаров – поджог. Каких-либо закономерностей в таких преступлениях нет, кроме того, что часто страдают автомобили, находящиеся рядом, если это двор или стоянка.

— Но старые автомобили все-таки горят чаще…

— Да, еще бывает, что причиной пожара становится воспламенение технологических жидкостей. Что характерно, зимой пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом. Понятно, что подтеканием жидкостей чаще грешат немолодые автомобили. В ДВС температура отработанных газов по длине выпускного тракта составляет 800-830С, а температура поверхностей – 710-770С. Это гораздо выше температуры самовоспламенения большинства ГСМ, используемых в автомобиле.

101 – служба хоть и оперативная, но порой автомобили сгорают быстрее, чем приезжают огнеборцы. Поэтому многое в такой ситуации зависит именно от действий водителя. Как утверждают профессионалы, на начальной стадии пожара, когда еще нет огня, а есть только задымление, можно справиться и при помощи обычного автомобильного огнетушителя. Они считают, что на данном этапе спасти ситуацию водитель может за счет правильных и грамотных действий. Что нужно делать, рассказывает начальник пожарно-спасательной службы Михаил Четырко.

Если не «дернуть ручку», открывающую капот, сразу, потом его можно просто не открыть, соответственно что-то сделать в таком случае будет проблематично. Почему нельзя резко поднимать капот, наверное, также всем понятно: от притока кислорода горение, как известно, только усиливается, кроме того, есть риск получить ожоги. Если задымление сильное или из-под капота уже выбиваются языки пламени, голыми руками пытаться открыть капот не стоит. Лучше делать это при помощи какой-нибудь палки или монтировки. Если же возгорание не удалось быстро ликвидировать, следует отойти от автомобиля на безопасное расстояние, потому что может взорваться топливный бак.

Теория – теорией, но нам не терпелось перейти к практическим занятиям. Для этого мы даже привезли свой огнетушитель, который купили в магазине. Спасатели презрительно посмотрели на «пшикалку» и настояли на том, чтобы в эксперименте участвовали только специально обученные люди.

Нашей целью было выяснить, можно ли потушить автомобиль обычным огнетушителем, которые покупают водители для прохождения техосмотра? Для этого мы подожгли старый ВАЗ.

Признаться, условия эксперимента не совсем соответствовали жизненным, т.к. мы машину подожгли специально при помощи бензина, а это немножко другое, чем, к примеру, тление или горение электропроводки. С другой стороны читатель получил представление о том, насколько хватает обычного автомобильного огнетушителя. Если честно, закончился он уж как-то очень быстро. Спасатели также использовали порошковый огнетушитель, только объемом в 10 литров. Как видите, оказалось достаточно одного «пшика».

Но ошибка «обычного водителя» заключалась не только в выборе орудия тушения пожара.

Как видим, не все так просто, как может показаться со стороны. Но, согласитесь, в любом случае шансов самостоятельно справиться с огнем все-таки больше при наличии нормального, объемного огнетушителя.

— По хорошему, нормальный огнетушитель – это на 3-5 кг, — советует Леонид Малашко. – Он, конечно, требует места, под сиденьем его не прикрепишь, но в случае чего он реально сможет помочь. Как вы убедились, литровым особо ничего не потушишь. Еще важно, чтобы огнетушитель был рабочим, т.к. случаев, когда они в нужный момент просто не срабатывали, — масса. У огнетушителей есть срок годности, за которым нужно следить. За этим, конечно, следят также работники станции техосмотра, но это ваша безопасность, и не стоит полагаться на то, что он может вам никогда не понадобиться. Сейчас почти все огнетушители оснащены монометрами, с помощью которого водитель может сам следить за давлением в баллоне. Если стрелочка ушла за пределы зеленого сектора, нужно обратиться в пункт перезарядки, которые есть при каждом РОЧС и БДПО.

— Что происходит с огнетушителем по истечении срока годности? Его нужно просто выбросить? У многих они так и остаются нетронутыми.

— Огнетушитель может оставаться рабочим и после 5 лет с даты заправки, но после истечения срока годности производитель не дает никаких гарантий. Можно оставить такой огнетушитель в гараже, можно возить с собой в машине в качестве дополнительного, но сработает он или нет — тут уже как повезет.

— Есть ли разница между огнетушителем в пластмассовом и железном корпусе? И где вообще лучше их покупать?

— Разницы нет, т.к. материал корпуса не влияет на эффективность. Мы сами используем большие огнетушители в пластиковых корпусах, внутри которых давление достигает 320 атмосфер. Они не взрываются, все с ними нормально.

Я бы советовал покупать огнетушитель все-таки в специализированных магазинах, которые имеют лицензию. Там продаются сертифицированные и поверенные средства для тушения пожара, им, если честно, больше доверия. Не исключено, что и рыночные торговцы имеют лицензию, но не будет лишним этим моментом поинтересоваться.

А есть ли выбор?

Итак, автомобильные огнетушители. Еще несколько лет назад их было два вида – порошковые и углекислотные. Но постепенно от последних торговая сеть почти отказалась, потому что они дороже и по цене, и по стоимости обслуживания, да и, видимо, особого спроса на них у автолюбителей не было. Как говорится, зачем платить больше, если разницу можно никогда и не узнать?! Поэтому сейчас в широкой доступности именно порошковые варианты.

Принцип действия порошкового огнетушителя идентичен использованию песка при тушении пожара – попадая на горящую поверхность, он прекращает доступ кислорода, необходимого для горения. Однако не стоит забывать, что содержимое огнетушителя небезопасно для здоровья, поэтому лучше стараться избегать вдыхания распыленного порошка. Кроме того, поговаривают, что порошок оставляет следы на ЛКП. Но, согласитесь, лучше они, чем голый каркас автомобиля.

Огнетушители хорошо переносят как высокие, так и низкие температуры хранения, поэтому единственное, чему стоит уделить внимание – это месту хранения. Профессионалы советуют держать его в салоне автомобиля, но только так, чтобы он не катался туда-сюда, а то неровен час может и сработать.

Багажник – не самое удачное место для огнетушителя. Во-первых, доставать его оттуда дольше, во-вторых, у многих современных автомобилей за открытие багажника отвечает электроника, и в случае, если электропроводка «откажет», его в нужный момент можно просто не открыть.

Перед тем, как определить огнетушитель на хранение, нужно почитать инструкцию, чтобы понять, как он работает.

Вот, собственно, и все премудрости. Но проблема часто бывает в другом – люди оказываются настолько не готовы к такой ситуации, как пожар, что в состоянии стресса не всегда могут действовать адекватно, даже если теоретически подкованы. Тем и ценна помощь людей со стороны, если, конечно, они не проезжают мимо…

Статья с картинками и видео взята ОТСЮДА.

…собственно, извините, за «много букв», но для многих (в том числе и меня) тема была очень актуальна в недавнем времени ;)

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле?

Закон недвусмысленно говорит о том, что в любом автомобиле должен быть огнетушитель. Это не просто формальность. Статистика МЧС показывает, что ежегодно огонь повреждает более 20 тысяч машин и полностью уничтожает от 6 до 9 тысяч транспортных средств. Рассказываем о том, какой огнетушитель должен быть в автомобиле.

Зачем нужен автомобильный огнетушитель?

Самая распространённая причина возгорания — неисправность бортовой электросети. На втором месте — утечка топлива, на третьем — установка нештатного оборудования и вмешательство в конструкцию машины. Случается, что источником огня становятся перегретые тормозные механизмы и глушитель, соприкасающийся с сухой травой на бездорожье. Очень высок риск и при тяжёлой аварии, когда технические жидкости вытекают наружу, а закоротившая проводка даёт искру.

Всё это причины, по которым в машине должен быть огнетушитель. Сотрудники МЧС говорят, что легковой автомобиль полностью сгорает за 15–20 минут. После 10 минут горения он уже может не подлежать восстановлению. Если же вы справитесь с пожаром за пару минут, вам удастся быстро отремонтировать машину и обойтись небольшими затратами.

Каким должен быть автомобильный огнетушитель?

Необходимость иметь при себе этот предмет устанавливается законами и постановлениями о техническом осмотре транспортных средств. Они указывают, что в автомобиле должен быть огнетушитель, соответствующий государственному стандарту ГОСТ Р 51057-2001. Закон также ссылается на нормы противопожарного режима, правила производства, сертификации и эксплуатации.

Чтобы сэкономить время, сделаем краткую выдержку из официальных документов. Для машины нужен порошковый или углекислотный огнетушитель, который не содержит жидкостей и пены. Он может потушить горящее топливо, электрическую проводку, резину и пластмассы. Минимальное количество действующего вещества — от 2 литров или 2 килограммов для легкового автомобиля, от 5 л или 5 кг для грузовиков, автобусов и спецтехники. Огнетушитель в машине должен быть сертифицирован, заправлен и иметь подходящий срок годности.

Сколько огнетушителей нужно в автомобиле?

Для легковой машины достаточно одного. Он должен находиться в салоне, чтобы его можно было достать в течение минуты в непредвиденной ситуации.

В грузовиках и автобусах полной массой от 3,5 до 7,5 тонн должно быть два огнетушителя объёмом от 2 литров или массой от 2 кг. Один располагается в кабине водителя, второй — в кузове, пассажирском салоне или на бортовой платформе.

В грузовиках и автобусах полной массой более 7,5 тонн должно быть два огнетушителя объёмом от 5 л или массой от 5 кг. Они размещаются аналогично. Для транспортных средств, перевозящих особо опасные грузы, устанавливаются отраслевые нормы. К примеру, в передвижных лабораториях должны быть системы автоматического пожаротушения.

Где можно и нельзя держать огнетушитель?

Мы уже сказали, что в легковых автомобилях огнетушитель должен располагаться в салоне. Специалисты МЧС рекомендуют поместить его под водительским сидением, под приборной панелью со стороны пассажира или на задней полке. В любом случае вам нужен специальный кронштейн — при аварии тяжёлый предмет может превратиться в неуправляемый снаряд, ломающий всё на своём пути. Если в машине есть полочки и ящики, подходящие по размеру, его можно оставить там. Желательно пометить расположение средства тушения пожаров особой наклейкой, продающейся в автомагазине.

Читайте также  Держатель огнетушителя в багажник

Запрещается держать огнетушитель в моторном отсеке. Единственное средство тушения нельзя класть в багажник — там может лежать только запасной огнетушитель. Не оставляйте предмет под прямыми лучами солнца — он может случайно сработать при нагреве до 50–60°.

В грузовиках огнетушитель может располагаться в открытом бортовом кузове, на платформе или на раме. Если он находится под открытым небом, нужно позаботиться о его защите от грязи, воды и прямых солнечных лучей.

Штраф за отсутствие огнетушителя

За отсутствие жизненно важного предмета положен такой же штраф, как за вождение технически неисправного автомобиля — 500 рублей. Но инспектор может выписать его только при нарушении ПДД или в случае аварии. Если вас остановили по ориентировке, в ходе проведения спецоперации или по жалобе другого водителя, сотрудник ГИБДД имеет право только на внешний осмотр автомобиля и проверку документов. Для глубокого досмотра или административного расследования нужна весомая причина.

Как пользоваться автомобильным огнетушителем

Когда над кузовом поднимаются языки пламени, огонь уже охватывает значительную часть машины. Поэтому вам нужно реагировать на первые признаки пожара — специфический запах горелого и дым. При возгорании следует плавно остановить автомобиль, дать пассажирам команду покинуть салон и отойти на расстояние 50 метров, а потом приступить к тушению.

Огнетушитель должен быть в автомобиле на видном месте, чтобы вы могли выхватить его в течение минуты. Следуйте инструкции МЧС:

  1. Направьте раструб или шланг на место возгорания.
  2. Сорвите пломбу, выдерните чеку.
  3. Нажмите рычаг.
  4. Следите, чтобы струя была направлена в нужную точку.
  5. По возможности задержите дыхание, не вдыхайте газ и порошок.

Огонь гасят снаружи внутрь, от передней кромки к середине, сверху вниз — так удастся замедлить его распространение. Направляйте струю на горящую поверхность, а не языки пламени. Если область возгорания невелика, подавайте тушащее вещество короткими залпами по 1 секунде.

Если пожар произошёл в моторном отсеке, гасите его через радиаторную решётку или щели. Подняв капот, вы увеличите приток кислорода и усилите пламя. Если огонь охватывает большую часть автомобиля или подбирается к топливному баку, прекращайте тушение и отходите как можно дальше — есть угроза взрыва.

Если пожар удалось погасить, обязательно сбросьте клеммы с аккумулятора и вызовите пожарную охрану. Даже если автомобиль выглядит исправным, лучше отвезти его к месту ремонта на эвакуаторе, чтобы исключить повторное возгорание.

Можно ли заправлять автомобильные огнетушители?

Закон разрешает использовать баллоны повторно. Обычно их заправляют после тушения пожара или после истечения срока годности. Для этого нужно обратиться на предприятие, прошедшее аккредитацию МЧС. Стоимость услуги — от 120 до 500 рублей для 2-литровых моделей, от 1 000 рублей — для 5-литровых и специализированных. Цена нового огнетушителя для легкового автомобиля — от 500 рублей. После заправки предприятие сменит наклейку на корпусе и выдаст вам сертификат.

Автомобильный огнетушитель. Выбираем, проверяем, тушим

Пожар! Страшный сон автомобилиста — никто не хочет столкнуться с ним вживую. Но, как известно, надеяться нужно на лучшее, а готовиться к худшему. Выбираем огнетушитель для автомобиля и разбираемся, как им пользоваться. Но сперва подумаем, от чего в принципе может загореться машина и как этого избежать.

Причины пожара: от чего горит автомобиль

Современный автомобиль — настоящий сборник горючих материалов. Бензин и масло, резина и пластик, обивка сидений — всё это вспыхивает легко и горит интенсивно. Если не начать тушение сразу, машина превратится в факел и полностью сгорит примерно за 10 минут, поэтому действовать нужно быстро.

От чего же загорается автомобиль? Вот несколько основных причин:

  • Утечка бензина. Из-за неправильного обслуживания (например, неквалифицированной замены топливного фильтра) или внешнего воздействия (повреждения бензобака, топливных магистралей) бензин может вытечь наружу и загореться от контакта с горячими узлами машины.
  • Проблемы с электрикой. Чаще всего они возникают из-за некачественного дополнительного оборудования (дешёвого ксенона, зарядных устройств в прикуриватель) или неправильного подключения (мощные звуковые сигналы без реле, скрутки проводов, перемычки вместо предохранителей).
  • Листва, сухая трава и мусор. Зацепившись за раскалённый глушитель, они начинают тлеть, а затем загораются, вызывая цепную реакцию.
  • Газобаллонное оборудование. Если двигатель машины переведён на газ, нужно строго соблюдать правила эксплуатации и регламентное обслуживание: любая утечка газа грозит пожаром.
  • Вещи в салоне. Оставленная на панели зажигалка может взорваться на солнце, а бутылка с водой сыграть роль линзы, направив пучок света на обивку сиденья.
  • Дорожно-транспортное происшествие. При серьёзной аварии может повредиться аккумулятор, бензобак, топливные магистрали. Поэтому при ДТП нужно сразу приготовить огнетушитель, снять с аккумулятора клемму и ни в коем случае не курить поблизости.
  • Умышленный поджог. Увы, это довольно частая причина — взгляните на еженедельные сводки городских происшествий.

Полностью защитить машину от возгорания, конечно, не получится, но можно существенно снизить риски: обслуживать автомобиль вовремя и в квалифицированных автосервисах, не устанавливать сомнительные электроприборы, не курить в машине и рядом с ней, не оставлять в салоне лишних вещей и хранить автомобиль в безопасном месте.

А если вам всё-таки придётся тушить машину, делайте это не снегом, песком или водой из бутылки, а специальным устройством — огнетушителем.

Какой огнетушитель должен быть в машине

ПДД предписывают автомобилистам обязательно иметь на борту огнетушитель (как и аптечку, и знак аварийной остановки). Но какой? Распространено мнение, что объём огнетушителя должен быть не менее 2 литров. С правовой точки зрения это не так: согласно действующему в России ТРТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» легковому автомобилю достаточно огнетушителя ёмкостью 1 л. Но с точки зрения реальной практики… Даже 2-литрового заряда хватает всего на 6 секунд интенсивного тушения. Литровый же огнетушитель почти не даёт шансов совладать даже с небольшим пожаром — он подойдёт лишь для формального прохождения техосмотра. Чтобы действительно иметь возможность потушить машину, нужно купить огнетушитель объёмом от 2 литров и выше.

Штраф за отсутствие огнетушителя в настоящий момент составляет 500 рублей или предупреждение — езда без него подпадает под статью 12.5 КоАП (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена). Однако всегда остаётся легальная возможность избежать штрафа: заявить инспектору, что вы буквально только что использовали огнетушитель и едете в магазин за новым. Сотрудники ДПС об этой уловке знают, поэтому редко проверяют огнетушитель, оставляя его наличие на совесть и сознательность водителей — ведь это им в случае пожара придётся спасать своё имущество.

Существуют разные типы огнетушителей, в зависимости от назначения и условий использования. В автомобилях обычно применяют огнетушители двух видов: порошковые и углекислотные. Рассмотрим их подробнее.

ОП: огнетушитель порошковый

Порошковый огнетушитель наиболее популярен у автомобилистов: он эффективен, универсален, относительно лёгок и стоит недорого. Принцип его работы прост: при нажатии на рычаг из баллона под давлением закачанного в него азота (16 атмосфер) выбрасывается мелкодисперсный порошок, похожий на муку — аммофос, смесь негорючих солей аммония и фосфора. Попадая на поверхность, порошок блокирует доступ кислорода, и горение прекращается. Что важно, исключается и возможность повторного возгорания.

Главный минус порошкового огнетушителя вытекает из принципа его действия: смесь аммония и фосфора плотно покрывает поверхность и очень тяжело удаляется. Подкапотное пространство автомобиля после тушения порошком придётся долго отмывать, а тканевый салон едва ли удастся восстановить. Ещё одна особенность порошкового огнетушителя — распыляемая смесь не оказывает никакого охлаждающего эффекта, что создаёт сложности при тушении сильно раскалённых предметов.

Плюсы и минусы порошковых огнетушителей (ОП):

Доступная цена.

Универсальность и эффективность.

Следы от тушения.

ОУ: огнетушитель углекислотный

Углекислотный огнетушитель отличается от порошкового зарядом: вместо порошка он заправлен диоксидом углерода (углекислым газом) под большим давлением — 58 атмосфер, т. е. в 3,5 раза выше, чем азот в порошковом огнетушителе. Из-за этого и стенки баллона «углекислотника» в 2 раза толще, отчего он намного тяжелее. Помимо большего веса, внешне углекислотный огнетушитель отличается массивным пластиковым раструбом для распыления газа — без него он не может работать.

При нажатии на рычаг углекислота под давлением выбрасывается из баллона, превращаясь в «снег» с температурой -72 °C: он не только сбивает пламя и лишает его питательной среды (замещая кислород углекислым газом), но и заметно охлаждает поверхность, что ускоряет тушение. А после применения «углекислотника» не остаётся никаких следов, поэтому его рекомендуют использовать для более аккуратного тушения возгораний в жилых помещениях.

Плюсы и минусы углекислотных огнетушителей (ОУ):

Отсутствие следов тушения.

Охлаждение очага возгорания.

Больший вес и цена.

Как использовать огнетушитель

Большинство людей (не только автомобилистов) не умеют правильно пользоваться огнетушителем, хотя этот навык может спасти жизнь. Обязательно посмотрите на Youtube ролики, как использовать огнетушители разных типов, а лучше всего отработайте эти знания на практике: потушите костёр после ближайших шашлыков с друзьями — это будет и весело, и полезно.

Правильные действия при использовании огнетушителя:

  • Взять огнетушитель вертикально, не переворачивая. Наверняка вы видели, как кто-нибудь держит огнетушитель вверх дном — это грубая ошибка. При таком использовании сифонная трубка внутри баллона сможет подать наружу лишь малую часть смеси.
  • Сорвать пломбу и выдернуть защитную чеку из рычага.
  • Направить шланг или раструб огнетушителя в сторону огня. Если у вас углекислотный огнетушитель, не держитесь за раструб голой рукой — при работе он сильно охлаждается и может обжечь кожу.
  • Нажать на рычаг и начать тушение с безопасной дистанции (несколько шагов), постепенно сокращая её при необходимости.

Хранение и обслуживание огнетушителя

Чтобы огнетушитель не подвёл в экстренной ситуации, следите за его состоянием, регулярно обслуживайте или обновляйте его.

Рядом с рычагом огнетушителя любого типа есть манометр — его стрелка должна быть в зелёной зоне. Если давление внутри баллона снизилось, огнетушитель нужно срочно отдать на перезарядку или заменить. Особенно важно следить за давлением в углекислотном огнетушителе — при вибрациях он может частично стравливать газ. Порошковый огнетушитель увереннее сохраняет давление (благодаря тому, что оно изначально меньше), но даже зелёная шкала манометра — не гарантия, что устройство сработает штатно: со временем порошок внутри слёживается. Чтобы избежать этого, порошковому огнетушителю нужна периодическая встряска: переворачивайте его время от времени.

Не надейтесь, что огнетушитель, доставшийся вам от деда, выручит при пожаре. И углекислотный, и порошковый огнетушитель необходимо менять/перезаряжать не реже, чем раз в 5 лет (или сразу после использования) — это предельный срок их службы. Относитесь к огнетушителю серьёзно, ведь этот красный баллон может стать последней надеждой в экстренной ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: